Эффективность работы любого инструмента зависит от множества параметров. Не последний из них — качество расходных материалов. Например, у бензопилы это цепь — если она затуплена, то даже избыточная мощность не поможет выполнить работу быстрее. У другого популярного вида техники — мотобура — в роли «расходника» выступает шнековый бур (чтобы не возникла путаница, договоримся, что здесь и далее под бурами мы будем подразумевать именно шнеки, а не сами приводы). Покупателя, не обращающего внимания на эту деталь, а оценивающего машину только на основе характеристик двигателя (в первую очередь мощности), поджидает сюрприз. Очень часто бывает так, что шнеки в силу плохо продуманной конструкции в принципе не в состоянии работать эффективно. И как всегда «дьявол кроется в деталях». Можно ли понять, «правильный» перед нами шнековый бур или «неправильный», до покупки?
Интерес к этой теме возник с подачи российской компании Iron Mole — производителя мотобуров и шнеков к ним (а также знаменитого «бензопиха» — копёра для забивания столбов, который мы тестировали в прошлом году). Iron Mole выпустил линейку шнеков Flatr собственного производства, которые можно использовать как с «родными» приводами, так и с приводами других производителей (переходники есть практически для всех представленных на российском рынке моделей). Специалисты компании написали статью с подробным анализом конструктивных особенностей шнеков Flatr в сравнении с конкурентами китайского производства и предложили нам убедиться в справедливости изложенных в статье аргументов на собственном опыте. Естественно, мы согласились, тем более что опыт работы мотобурами различных производителей у нас уже есть, и как минимум часть статьи сомнений не вызывала — мы с аналогичными явлениями уже сталкивались.
Формулировка «шнековые буры китайского производства» использована не случайно. На первый взгляд кажется, что это приём из серии «по сравнению с обычным стиральным порошком», но это ошибка. «Обычный стиральный порошок» из рекламы не имеет никаких признаков, позволяющих идентифицировать его на фоне многих других. Это некий образ, который существует только в головах маркетологов, а не материальная субстанция, поэтому сравнение заранее лишено смысла. Шнеки китайского производства — иное дело. Они идут в комплекте с моделями многих торговых марок из бюджетной линейки, и у них есть ряд характерных общих признаков, оказывающих непосредственное влияние на результат. Обычно этими признаками являются конструктивные недоработки, изза которых бур не в состоянии функционировать с должной эффективностью. Покупая недорогой мотобур, вы практически гарантированно покупаете вместе с ним именно такой шнек, о котором идёт речь в статье. И знание, на какие моменты обращать внимание, не будет лишним.
РЕЖУЩИЕ НОЖИ
Режущий нож шнекового бура Flatr съёмный, сделан из стали 30ХГС большой износостойкости. Ширина ножа 50 мм, толщина 5 мм. У него две режущие кромки, если одна износилась, то нет причины сразу бежать в магазин за новым ножом, достаточно перевернуть его и продолжать работу. Платформа для установки ножей выполнена из стали толщиной 5 мм, реборда приварена к платформе, поэтому такую конструкцию сложно погнуть в грунте, и угол атаки режущих ножей всегда остаётся постоянным.
Очень важную роль на буровых шнеках играет направляющий нож, или забурник. Он не только центрирует шнек при забуривании, но и уменьшает нагрузку на трансмиссию мотобура.
На буровом шнеке Flatr установлен кованый забурник SB25 Pengo из легированной стали. Он имеет особую форму с расширяющимися кверху гранями, которые при бурении рыхлят землю, образуя отверстие диаметром 65 мм. Это значительно облегчает работу основному режущему ножу, особенно в глине и каменистом грунте. Забурник съёмный, его можно заменить при износе.
Дешёвые китайские ножи узкие (25–30 мм), изготовлены из мягкой стали 45, режущая кромка одна. Такие быстро изнашиваются, гнутся при ударах о камни. Очень часто они приварены к реборде и их нельзя поменять. Упорная платформа отсутствует, второй нож одним краем приварен к трубе шнека и висит в воздухе. При серьёзной нагрузке или при ударах эта конструкция гнётся, угол атаки меняется и шнек перестаёт работать.
Забурника нет вообще. Вместо него — бур диаметром 14–16 мм, а то и вовсе чтото непонятное, напоминающее гигантский шуруп. Эти предметы не имеют практического смысла. И бур, и «шуруп» застревают между камней, не рыхлят землю, а лишь увеличивают нагрузку на сцепление и редуктор. Особенно это заметно при бурении в глине — шнеку ничего не помогает забуриваться, и он вращается вхолостую.
УСТАНОВОЧНЫЙ КОННЕКТОР
Установочный коннектор шнековых буров Flatr имеет форму шестигранника. Круглый вал мотобура и шнека соединяется адаптером, который всегда остаётся на валу мотобура, а шнек устанавливается на ответный шестигранник. Благодаря такой конструкции шнек никогда не провернётся на валу, а крепёжный штифт не погнётся. Поэтому вы всегда можете снять шнек или менять шнеки разного диаметра в процессе работы. Буровые шнеки Flatr подходят к мотобурам разных производителей, для этого Iron Mole выпускает различные адаптеры: для круглых выходных валов редуктора диаметром 20, 22 и 25 мм, редукторов с шлицевым валом, а также выходного вала мотобура Stihl BT 360.
На дешёвых китайских шнеках круглое посадочное отверстие, шнек устанавливается напрямую на круглый выходной вал редуктора. При ударах о камни или застревании в отверстии шнек пытается провернуться на круглом валу, крепёжный штифт ломается или гнётся. Как правило, после этого снять шнек с вала мотобура очень тяжело, приходится использовать молоток, чтобы выбить штифт.
КРЕПЁЖНЫЕ ШТИФТЫ
Крепёжный штифт на шнеках Flatr быстросъёмный, не требует никаких усилий для установки или снятия. Еще один важный момент — все шнековые буры Flatr имеют длину не менее 1000 мм и спираль, наваренную по всей длине буровой трубы. Это позволяет использовать не только простые трубчатые удлинители, но и удлинители с наваренной спиралью, которые существенно ускоряют и облегчают бурение на глубину более 1,5 м. У бюджетных моделей, сделанных в Китае, спираль обычно наварена только на 2/3 длины трубы, и шнековые удлинители к таким моделям не выпускаются.
Крепёжный штифт оснащён обычным шплинтом с усиками, которые необходимо сгибать при снятии и установке.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ:
IRON MOLE FLATR ПРОТИВ КИТАЙСКОГО ШНЕКОВОГО БУРА
Изложенные выше аргументы мы проверили на практике. Для этого выбрали площадку, на которой под слоем дёрнины скрывался тонкий (не более 10 см) слой суглинка, а затем шла сплошная глина. То есть условия для работы мотобура очень сложные. Один из участников теста — это российский бур Flatr, ещё два — китайского производства.
Нагляднее всего эффективность работы шнека Flatr демонстрирует видео. Дешёвые импортные шнеки осилили только дернину и слой суглинка, после чего «встали» намертво. Их ножи скользили по глине, не зарываясь в неё, а скорее, наоборот, уплотняя. Попытки «надавить» не дали никакого результата. Один китайский шнек мы остановили примерно через две минуты, другой — через три. За это время ценой титанических усилий оператора они забурились чуть глубже чем на 10 см. В то же время шнек Flatr забурился на всю свою длину (а это ни много ни мало — метр) чуть более чем за минуту.
Внешний вид поднятого грунта может поведать о многом. Крупные комки глины у шнека Flatr подтверждают, что нож действительно режет плотный грунт. В то же время мелкая «пыль» у «китайца» — признак того, что нож не работает.
Справедливости ради надо сделать важную оговорку: испытания мы проводили в тяжёлых условиях, специально выбрав плотный глинистый грунт. На песке китайские шнеки, наверное, справились бы с поставленной задачей, хотя и медленнее, чем Flatr. Но, как показывает опыт, они вряд ли могут претендовать на чтото большее, чем песок или в крайнем случае суглинок. Такую проблему можно решить простой заменой шнека на подходящую модель из линейки Flatr, которая устанавливается через переходник. Подобная модернизация способна резко повысить эффективность работы даже у бюджетных мотобуров китайского производства. Есть и другие «плюсы». К бурам Flatr можно приобрести удлинители разного типа — как обычные трубчатые, так и с ребордой, чтобы удобнее было бурить на большую глубину. Также доступны более износостойкие забурники с карбидными напайками, оптимальные для каменистого грунта.
Дополнительную информацию смотрите на официальном сайте Iron Mole: www.motobur.ru
Статья опубликована в объединённом выпуске «Осень-зима 2015» журналов
«Инструменты»+«Всё для стройки и ремонта» + «GardenTools» серии «Потребитель».
Архив pdf всех выпусков смотрите по ссылке: https://master-forum.ru/category/magazine/