Согласно исследованию INFOLine «Рынок DIY&Household России. Итоги 2012 года. Прогноз до 2015 года» по итогам прошедшего года лидер по общей торговой площади среди сетей розничной торговли DIY сменился — им стала сеть «Леруа Мерлен». В 2012 году торговые площади ритейлера увеличились на 25,5% — до 228,8 кв.м.
Аналитики INFOLine отмечают, что с точки зрения инвестиционной активности операторов рынка DIY 2012 год оказался в целом ниже уровня кризисного 2009 года. Общий прирост торговых/приведенных площадей составил всего 193 тыс. кв. м. Только 29 сетей (60%) увеличили площадь в течение года, при этом, 15 сетей не изменили свои операционные показатели, а 6 сетей сократили площади в совокупности на 12,5 тыс. кв. м.
Во многом показатели 2012 года являются следствием кризисного 2009 года, так как в среднем в России девелоперский цикл длится 2-3 года. Поэтому, для того, чтобы в 2012 году запустить на рынок новый проект, было необходимо еще в 2009 заложить под него соответствующий бюджет. Однако в связи с экономическим кризисом большинство деволоперов и ритейлеров «заморозили» планы по экспансии.
Лидером прироста торговых площадей в 2012 году стала международная сеть «Leroy Merlin», открывшая 4 гипермаркета, второе место занимает российская сеть «Метрика», и третье место принадлежит компании «Агава», которая ввела в эксплуатацию 2 гипермаркета.
Лидерами рейтинга DIY Retail Russia TOP по величине совокупной торговой площади в 2012 году остались международные сети «Leroy Merlin» (1 место – 228,8 тыс. кв. м), «ОБИ» (2 место – 223,4 тыс. кв. м) и «Castorama» (3 место – 170 тыс. кв. м). Из российских сетей к тройке лидеров вплотную приблизилась «Метрика», увеличившая в ушедшем году совокупную приведенную площадь сети до 165,4 тыс. кв. м (за 2012 год прирост составил 43,2 тыс. кв. м или 35,4%).
Ассортимент |
Бренды магазинов |
Основное юридическое лицо |
Развиваемые форматы |
Общая торговая площадь на 01.01.2011 |
Общая торговая площадь на 01.01.2012 |
Общая торговая площадь на 01.01.2013 |
Прирост в кв. м. в 2011 |
Прирост в кв. м. в 2012 |
Soft |
Leroy Merlin | Леруа Мерлен Восток, ООО | Г |
163,0 |
182,3 |
228,8 |
19,3 |
46,5 |
Soft |
OBI | ОБИ Россия | Г |
215,3 |
223,4 |
223,4 |
8,1 |
0,0 |
Soft |
Castorama | Касторама Рус, ООО | Г, М |
126,0 |
161,0 |
170,0 |
35,0 |
9,0 |
Soft/Hard |
Метрика | Стройформат, ООО | Г, СБ, С |
85,7 |
122,2 |
165,4 |
36,5 |
43,2 |
Soft/Hard |
К-раута | СтройМастер, ЗАО | Г |
93,9 |
111,8 |
115,8 |
17,9 |
4,0 |
Soft |
Максидом | Максидом, ООО | Г |
106,2 |
106,2 |
106,2 |
0,0 |
0,0 |
Soft |
СуперСтрой, СтройАрсенал | Арсенал Трейд, ООО (ГК «Трест СКМ») | Г, С |
86,4 |
108,2 |
105,2 |
21,8 |
-3,0 |
Soft |
Бауцентр | Бауцентр Рус, ООО (ГК «Бауцентр») | Г |
95,5 |
97,0 |
98,2 |
1,5 |
1,2 |
Hard |
СатурнСтройМаркет | Сатурн, ЗАО | Г, С |
82,6 |
82,6 |
92,8 |
0,0 |
10,2 |
Soft |
Стройландия (ранее Евростиль), Громада | Стройландия, ООО | Г, С, М, П |
55,5 |
60,2 |
66,7 |
4,7 |
6,5 |
апрель 2013 года