28 мая 2011 года в городе Кировске Ленинградской области прошел 6-й всероссийский слет любителей квадрокатания «День квадроциклиста-2011». Организатор мероприятия – журнал RedSleds. На слете присутствовал редактор журнала Garden Tools Алексей Меснянкин, по приглашению представительства компании MTD.
Формат мероприятия – соревнования квадроциклов, багги и прочей малой внедорожной техники в различных дисциплинах, плюс «на других посмотреть, себя показать». Были фирмы, представляющие квадроциклы, багги и прочую подобную технику, различные аксессуары, экипировку и т.д. В том числе представительство компании MTD представило свои внедорожники «Волонтер», причем на сей раз не в виде обычного экспоната, как на выставке «Gardentool-2010», – две машины были предоставлены на тест-драйв всем желающим.
Погода решила всласть поиздеваться над участниками – с самого утра лил обложной дождь. Тенты фирменных палаток подкапывали, непромокаемые куртки тоже недолго продержались. Квадрики с их тракторными колесами быстро размесили грязь, поэтому неподготовленные участники и гости передвигались по территории как по болоту, старательно выбирая место, куда поставить ногу. Опытные пришли или в резиновых сапогах, или в специальной обуви, и им эта «грязь» была абсолютно монохромна и когерентна. Зато как высоко летели комья грязи от срывающихся с места с пробуксовкой или закладывающих крутой вираж квадриков – это надо видеть. И что интересно – никого это не напрягало, даже тех, кого заляпывало этой грязью по самые уши.
Так что дождь не только не помешал, а наоборот, добавил драйва. Но во второй половине дня в небесной канцелярии решили внести разнообразие и включили солнышко. Картина сразу переменилась, народ радостно поснимал непромоканцы и прочие дождевики, откуда ни возьмись появились симпатичные девушки в обтягивающих маечках…. Плюс музыка, работающее кафе с шашлыками и пивом (кстати, что интересно – вроде пива было много, но пьяных как-то не наблюдалось). Видимо, пришедших с целью просто напиться было крайне мало, намного интереснее было участвовать в заездах и наблюдать за участниками.
Кантри – это гонка по 8-километровой дистанции, представляющей собой лесные дороги, просеки, поля… и роскошную глубокую грязную лужу на самом выходе. Трофи – короткая полуторакилометровая дистанция с бродами, крутыми спусками и подъемами. Машины желающих участвовать в этом этапе обязательно должны быть оборудованы лебедками – уже на выходе с трассы, на последнем броде (а там и глубина свыше полуметра, и берега высокие и обрывистые), она понадобилась практически всем. Я видел только одного квадроциклиста, который смог преодолеть это препятствие практически с ходу, не используя лебедку.
В числе участников соревнований были и дети, лет 12. И проходили трассу наравне со взрослыми, только одно задание триала им запретили делать – звонить в рынду. И то лишь потому, что детского роста не хватало, чтобы дотянуться до нее, разве что вывесить передние колеса над толпой зрителей. А в остальном – без скидок на возраст: и в горку, и на качели, и по пьяной дороге, на тяжелых «взрослых» квадроциклах. И ведь проходили, и лишь по размерам квадроциклиста можно было предположить, что участнику еще далеко до совершеннолетия.
Прочие участники мероприятия тоже развлекались вовсю: где еще удастся покатать девушек на экзотике вроде гусеничного транспортера «Викинг» или странного вида мотоцикле «Атаман» на шинах низкого давления. На одном из стендов, как выяснилось позже, незаметно притаился каракат – внедорожник на огромных шинах низкого давления, размером с грузовик. Когда это чудище выползло в самый центр веселья, на площадку перед сценой, то смотрелось примерно как носорог, невзначай затесавшийся в табун лошадей.
Также в рамках мероприятия проводился тест-драйв автомобилей Land Rover – желающие могли проехаться по специально оборудованной трассе с парой довольно глубоких канав. Впрочем, на этой же трассе периодически гоняли и квадрики, ездили по ней и мы на вездеходе «Волонтер» (о котором чуть позже), и ближе к вечеру берега канав размесили так, что они превратились во вполне пологие спуски и подъемы, что немного снизило интерес к этим препятствиям. Но поутру, когда шел ливень и мало кто изъявлял желание выезжать на эту дорогу, там было совсем здорово.
Вообще внедорожные качестве «Волонтера» оказались гораздо лучше, чем я предполагал. Короткая база, высокий клиренс (280 мм) и большие углы въезда спереди и сзади обеспечивают отличную геометрическую проходимость – машина легко проходит крутые горки, не зависая днищем на гребнях, переползает узкие канавы с крутыми откосами. Плюс довольно большие колеса с весьма агрессивным протектором – не настолько «тракторные», конечно, как на большинстве квадриков участников соревнований, но этот вопрос при желании можно решить отдельно. В тех же условиях было достаточно и штатной резины.
Подвеска полностью независимая, весьма длинноходная (20 см) и энергоемкая, отлично поглощает энергию даже на прыжках. Пробои подвески замечал очень редко, при совсем уж наглом движении с высокой скоростью по неровной дороге. Впрочем, стоит сделать оговорку – испытания проводились на незагруженной машине. Кстати, грузоподъемность у нее весьма внушительная – 635 кг (вместе с водителем и пассажиром). Размеры кузова позволяют загрузить стандартную европаллету размером 1000х1200 мм.
Трансмиссия тоже внушает уважение – постоянный задний привод с жестко подключаемым передним мостом, самоблокирующийся дифференциал переднего моста и блокируемый вручную – заднего. Межосевого дифференциала нет, по дорогам с сухим твердым покрытием нужно передвигаться на заднем приводе. Управление просто до предела – рычагом коробки передач включаешь переднюю или заднюю передачу (передних две – «обычная» и пониженная), скорость регулируется педалью газа. Отдельный рычаг включает блокировку дифференциала заднего моста. Передний мост подключают кнопкой на передней панели, запуск двигателя – ключом, с помощью электростартера. Прибавить к этому педали газа и тормоза и рычаг ручника – вот и все управление. Все очень просто и понятно интуитивно, осваиваешься в кабине буквально за пару минут.
Главное отличие между выставленными на тест-драйв моделями – тип двигателя. Черный вездеход с кабиной был оснащен бензиновым мотором, желтый – дизелем Yanmar объемом 854 «кубика». И если «бензинка» была вполне «драйвовой» машинкой, способной резко подорваться с места при нажатии «тапки в пол» с характерным треском выхлопа из «спортивного» глушителя, то дизель проявил себя как мул – идет с немного меньшей скоростью, разгоняется немного медленнее, зато что в гору, что с горы прет примерно одинаково. Не то что скорости не сбавляет – даже изменения в звуке работающего двигателя не ощущается. Но – опять же – это на фактически пустой машине, загруженной только водителем.
Специфическая тяговитость дизеля на малых оборотах во всей красе проявляется при маневрах на малой скорости, например, на парковке. Бензиновая при плавном нажатии на газ ощутимо дергается, заставить ее сдвинуться не более чем на 5-10 сантиметров получается не всегда. С дизельным двигателем все намного проще, на нем парковаться и маневрировать в стесненных условиях гораздо легче.
ВИДЕОПОДБОРКА
Видео 1. Дождливое утро. Льет весьма прилично, под ногами уже хлюпает грязь – для любителей внедорожной техники погода как по заказу.
Видео 2. А кто придет первый, тому будет пиво… Естественно, народ рвется вперед – приз-то весьма достойный.
Видео 3. А кто-то в это время развлекается, рассекая по грязи на мотонартах.
Видео 4. А я в это время тестирую «Волонтера» с дизельным двигателем. Поначалу – скромно, осторожно переезжая крутые горки, с мыслью: «А ну как сядет на брюхо на гребне»? Не сел…
Видео 5-7. Наглею окончательно и выезжаю на трассу для покатушек. Там все намного интереснее – и канавы глубокие, и горки крутые… вот разве что участков с глубокой вязкой грязью не наблюдается.
Видео 8. Триал. На мой взгляд, одно из самых красивых прохождений трассы. Особенно прыжок с качелей…
Видео 9. «Пьяная дорога» — довольно коварный участок, не всем удавалось справиться с ним с ходу…
Видео 10. Единственный из тех, что я наблюдал, случай прохождения брода на трассе «Трофи», когда участнику не понадобилась лебедка.
Видео 11. Самый молодой из участников соревнований преодолевает брод на финальном этапе трассы «Трофи».
Автор репортажа: редактор Алексей МЕСНЯНКИН
Редакция благодарит представительство компании MTD
и лично Виталия Зверева за приглашение на мероприятие.
май 2011 года