Подчеркнуть своеобразие жилища и сохранить его в любое время года несложно — достаточно добавить в интерьер оригинальные детали или интересные элементы декора. Среди подобных «находок», способных оживить даже самую скучную обстановку, — изысканные витражи, инсталляции и арт-объекты, выполненные из стекла. Признанный мастер, профессиональный художник по стеклу, живописец и дизайнер Наталия Хахалина хорошо знакома с непредсказуемым характером этого материала и отлично знает, как с ним взаимодействовать. Подтверждение тому ее многочисленные творческие работы и дизайн-проекты.
С детских лет Наталию привлекал мир искусства: она занималась живописью и мозаикой. Эти «детские» увлечения определили направление моего дальнейшего творческого развития, — вспоминает дизайнер. — Был порыв стать живописцем, но со временем я пришла к выводу, что мое призвание — стекло. Это далеко не самый «сговорчивый» в обработке материал: в горячем виде течет, видоизменяется и, только застывая, приобретает определенную форму. Благодаря его пластичности и многогранности я могу воплощать в жизнь свои самые смелые живописные идеи», — поясняет Наталия.
При создании любого объекта профессионализм художника проявляется в умении соединить вкусовые предпочтения заказчика со своим неповторимым стилем. Пример тому — один из проектов мастера.
Заказчик, человек европейского склада, решил оформить интерьер в изысканном итальянском стиле. Поэтому было решено использовать в помещении светлые тона. «Хотелось «солнечного» тепла и в то же время изящества и строгости, присущей искусству Америки 60–70-х годов — рассказывает Наталия. — Моей задачей была реализация стилизованной геометрии в стекле взяв за основу творчество американского художника Фрэнка Ллойда Райта, поклонниками которого были владельцы квартиры, я постаралась отобразить стиль его работ в витражах, но при этом сберечь самобытность нашего искусства». Таким образом, в данном проекте соединились строгость рисунка и живописность стекла.
Предполагалось создание двух витражей. Первый — полностью выполненная из стекла перегородка между кухней и гостиной. Геометрический рисунок состоит из прямых, пересекающихся между собой линий со вставками дугообразных стекол. «В данном случае хотелось выразить не столько эмоциональное настроение, сколько «графичный» подход, не лишенный при этом изысканности европейского вкуса. Поэтому при оформлении этого витража я использовала разные стекла, в том числе прозрачные американские серии «Spectrum» с изящной фактурой — розовое, цвета «шампанское» и барокко белое, — делится деталями Наталия, — а в качестве особых цветовых акцентов добавила сульфидные желтые, выделив на общем фоне «льющегося» стекла более четкие элементы».
В результате при электрическом свете прозрачное стекло пропадает в пространстве, а структура сульфидных стекол проявляется. Это создает особый эффект: рисунок витража как будто «висит» в воздухе.
Вторым объектом, выполненным из стекла, стало декоративное окно между гостиной и кабинетом. «Этот круглый витраж более напряженный и по рисунку, и по фактуре, — поясняет Наталья. — Здесь было важно, чтобы стекло не препятствовало проникновению солнечного света в комнату и в то же время служило привлекательной деталью интерьера».
Работа строилась следующим образом: сначала был выполнен эскиз, затем рисунок перенесли на картон и изготовили из него будущие витражи в натуральную величину. После этого подобрали стекла нужного цвета и фактуры, далее вырезали из них желаемые формы, которые были обернуты в специальную фольгу и спаены в единый рисунок.
Финальным аккордом «стекольной линии» в интерьере стал изящный светящийся плафон из стекла — люстра, выполненная в технике «тиффани». И хотя, в рассматриваемом объекте преимущественно представлена именно эта техника, по словам Наталии, излюбленного стиля у нее нет: «Мне, как и всем, свойственны периоды увлечений различными художниками и техниками».
В настоящее время Н. Хахалину в большей степени привлекает роспись по стеклу. «Несмотря на то что это считается старым и традиционным направлением, мне оно кажется очень интересным, — поясняет дизайнер. — Повторюсь, что за счет уникальных свойств стекла возможно реализовать самые необыкновенные идеи — так что, работая в этой технике, я воплощаю в нем и свои мечты живописца».
Одна из любимых творческих работ Наталии — декоративное блюдо из серии «Возвращение из Венеции». По словам дизайнера, прозрачность и эфемерность этого города как нельзя лучше подходит для воплощения именно в стекле, а не на бумаге. При этом необходимая законченность объекта достигается с помощью графичности рисунка, которая привносит в мягкость стекла четкую и ясно обозначенную форму.
По признанию дизайнера-художника, ей нравится совмещать жесткое, порой даже листовое, стекло с более мягкими материалами — веревками, бечевой. Не осталось без внимания и гутное, более известное как дутое, стекло. В данной технике мастер придерживается своего подхода: объекты должны подходить под масштаб руки — то есть, даже если запланирована какая-либо объемная композиция, она старается, чтобы каждый отдельный элемент можно было взять в руку. Например, скульптурная композиция «Дождь» состоит из чашечек-капель, выстраивающихся в оригинальную «дорожку».
«Я стремлюсь к тому, чтобы, рассматривая предметы из стекла, человек смог увидеть и почувствовать тонкий и многогранный характер этого непредсказуемого материала», — улыбаясь, резюмирует Наталья.
Декоративное блюдо из серии «Возвращение из Венеции» | Декоративное окно между гостиной и кабинетом |
Скульптурная композиция «Дождь» |
Материал подготовила Александра КРАВЧЕНКО