Наружные и интерьерные работы заметно различаются по технике. Если фасады зданий услужливо подставляют под рабочий инструмент практически необозримые однородные поверхности, то внутри помещений всё по-другому. Места намного меньше, а вот углов, выступов, выходов разнообразных труб существенно больше. Природа оснований также отличается — если фасады чаще всего оштукатурены, то внутренние стены могут быть какими угодно: деревянными, гипсокартонными, зашпатлёванными, оклеенными «обоями под покраску»… Разнообразие форм и материалов вызывает у потребителей множество вопросов. Рассмотрим самые насущные.
КАК ПОДГОТОВИТЬ ПОВЕРХНОСТЬ?
Меры по подготовке поверхностей к покраске зависят от типа основания и условий эксплуатации помещения.
Деревянные поверхности, соприкасающиеся с водой или находящиеся во влажном помещении, прежде обрабатывают защитным составом, повышающим влагостойкость основания и предотвращающим образование плесени. Затем заделывают трещины, сколы и другие возможные дефекты специальной мастикой, шлифуют неровности и только потом окрашивают.
Оштукатуренные поверхности перед окрашиванием предстоит зашпатлевать, отшлифовать и загрунтовать. Приятнее всего красить гипсокартон — кроме тщательной заделки швов, практически никаких подготовительных мер при работе с этим материалом перед покраской не требуется. Для первого слоя можно использовать умеренно разбавленную краску (например, в соотношении 10:1) — она будет выполнять некоторые функции грунтовки, однако лучше все-таки загрунтовать поверхность специальным составом.
ЧТО НЕ СТОИТ КРАСИТЬ?
Как защитить поверхности, которые не должны прокраситься? Совершенно очевидно, что при покраске стен и потолка предметы мебели, которые невозможно вынести из комнаты, а также полы и подоконники следует укрыть полиэтиленовой плёнкой.
Наличники, выключатели, розетки и прочие несъёмные элементы заклеивают малярной лентой. Места стыков потолков и стен прокрашивают тонкой кистью. При покраске плинтусов между ними и полом располагают кусок картона, который передвигают по мере продвижения вдоль стены.
КАК ПРАВИЛЬНО КРАСИТЬ?
Кистью
Обратите внимание на качество ворса кисти — именно от него зависит, ляжет краска ровно или даст некрасивые борозды. Если волос у кисти длинный, то его надо обвязать шпагатом так, чтобы длина рабочего участка не превышала четырех сантиметров.
При каждом окунании кисти в ёмкость нужно взбалтывать её содержимое. Красить следует одним длинным движением, не отрывая руки, пока не будет достигнут визуальный момент разрыва — окно, дверная рама, граница ниши. При самом грамотном варианте окраски первый слой наносят горизонтально, по направлению слева направо, второй вертикально — сверху вниз.
Валиком
Прежде чем приступать к окраске больших поверхностей валиком, необходимо закрасить кистью углы, стыки с окнами, дверьми и прочие труднодоступные места. Ширина полосы, окрашенной кистью, должна быть не менее 7 см.
Валик опускают в ёмкость, пару раз прокатывают по металлической сетке, чтобы удалить излишки краски. Окраску начинают с нескольких мазков крест-накрест, а затем краску тщательно растирают по всей поверхности.
Полосы краски, наносимые валиком, должны перекрываться на 4–5 см. Валиком, как и кистью, следует работать сначала в горизонтальном направлении, затем в вертикальном.
Краскопультом
Для начала выделим две группы краскопультов — пневматические и модели с электродвигателем. Первые относят к профессиональной технике. Для их эксплуатации необходим компрессор, нагнетающий воздух, или воздушная сеть на производстве. По сути, пневмораспылитель — это специальная насадка пистолетной формы, входящая в стандартный набор аксессуаров для использования с компрессором. Основная «сфера деятельности» пневматических распылителей: автомастерские, промышленная окраска, производство мебели.
Домашним мастерам вряд ли есть смысл приобретать компрессор ради разовых работ. Им стоит присмотреться к электрическим краскопультам, питающимся от бытовой сети. Это простой и недорогой инструмент. Дополнительного оборудования он не требует, зато с его помощью можно решить основные задачи, возникающие в быту. Например, покрасить небольшое жилое помещение, мебель, хозяйственные постройки или забор на дачном участке. Многие пользователи советуют не применять с электрическими моделями ряд красок (например, на латексной основе, акриловые), так как аппарат может «склеиться».
Конструкцией распылителей предусмотрены регулировки: интенсивности подачи ЛКМ, формы факела, а у пневматических моделей ещё и давления на выходе (некоторые инструменты оснащены манометрами). Выбор формы струи зависит от площади и особенностей окрашиваемой поверхности, а также от типа краски. Плоской струёй удобно работать на больших, широких площадях, круглой — на малых или при окраске деталей сложной формы, с впадинами и уголками.
Краскораспылитель — простой инструмент, однако, как и в случае с любым другим инструментом, в эксплуатации есть и свои «подводные камни». Преодолевать их поможет практика, т. е. собственный опыт. Впрочем, несколько базовых советов все-таки дадим.
Независимо от вида распылителя, лакокрасочные материалы перед применением нужно процеживать. Чем тоньше и чище состав, тем лучше он распыляется. Перед началом работы желательно провести пробное окрашивание, чтобы определить длину факела и особенность распыла. Таким образом подбирают оптимальное расстояние для окрашивания, а также интенсивность, воспользовавшись соответствующей регулировкой. Для распыления материалов высокой вязкости требуется повышенная интенсивность. Впрочем, чрезмерная интенсивность, как и большое давление, может образовать туман и негативно отразиться на качестве покрытия.
При окрашивании распылять краску следует равномерно, что зависит и от движений рук — желательно не задерживаться на одном месте, чтобы на нём не образовалось наплыва лакокрасочных материалов. Недостатки покраски лучше исправлять сразу, а траекторию движения руки с краскопультом продумывать заранее.
КАК ПРАВИЛЬНО СУШИТЬ?
Для надёжного высыхания краски температуру в комнате рекомендуется повышать, а относительную влажность воздуха, наоборот, понижать. Для этого следует обеспечить эффективную вентиляцию без сквозняков.
КАК СОХРАНИТЬ ОСТАТКИ КРАСКИ?
Если краска не использована полностью (что бывает чаще всего), то банку необходимо закрыть так, чтобы крышка до краёв вошла в банку, и на короткое время перевернуть дном вверх — при этом крышка герметически закроется. Следует избегать длительного хранения краски в неполной или неплотно закрытой таре. Температура в месте хранения должна быть постоянной.
КАК УХАЖИВАТЬ ЗА ОКРАШЕННОЙ ПОВЕРХНОСТЬЮ?
Большинство красок набирает заявленную производителем стойкость к механическим воздействиям и воде в течение одной-двух недель. В это время к окрашенной поверхности стоит относиться очень бережно.
Для очистки глянцевых и полуматовых крашеных стен от лёгких загрязнений используют раствор средства для мытья посуды в теплой воде (не более 50 градусов Цельсия!). Более сильные чистящие средства сначала рекомендуется опробовать на незаметном участке поверхности. Пятно нужно смывать снизу вверх, следя, чтобы не образовывались грязные потёки. Если стена окрашена водоэмульсионной краской, то лучшее средство от большинства неприятных пятен – обычный канцелярский ластик.
КАК УХАЖИВАТЬ ЗА ИНСТРУМЕНТОМ?
Новые или, наоборот, слишком старые кисти накануне проведения покрасочных работ следует промыть горячей водой с мылом, а непосредственно перед работой — замочить до размягчения и набухания щетины. Подготовленная таким образом кисть обеспечивает более гладкую и однородно окрашенную поверхность.
Не менее важно «разработать» инструмент — окунуть в краску и окрасить маленький участок с шероховатой поверхностью, чтобы щетина приобрела ровную конусообразную форму. В процессе окрашивания круглые кисти следует периодически вращать в руке, чтобы избежать неравномерного изнашивания щетины.
Статья опубликована в выпуске журнала «Всё для стройки и ремонта» серии «Потребитель» №17’2011 (ЗИМА 2011/2012)