Цвет должен быть продуман,
вдохновлен, вымечтан.
Гюстав Моро
Интерьерные и фасадные краски привносят в нашу жизнь разнообразие цветов и оттенков, однако продают их чаще всего абсолютно белыми. Процесс придания краске требуемого цвета называется колеровкой. Как выбрать и правильно описать цвет, который мы желаем получить? Как провести колеровку? На что обратить особое внимание? Чтобы ответить на эти вопросы, придется начать издалека…
ЧТО ТАКОЕ ЦВЕТ? ЦВЕТОВЫЕ ШКАЛЫ
Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый… Названия всех цветов радуги мы знаем еще со школы, но вот знаем ли мы, что такое цвет? Это объективное свойство предметов или же субъективное, зависящее от особенностей нашего восприятия? С одной стороны, море — синее и это, вроде бы, непреложный факт, а с другой — в зависимости от времени суток, погоды, местоположения, возраста, состояния здоровья и даже настроения наблюдающего оно может быть грозовым и бирюзовым, иссиня-черным и прозрачно-зеленым. В быту это свойство цвета изрядно усложняет жизнь. Если мы по чьему-то поручению ищем в магазине, например, желтую краску или зеленые обои, то кто поручится, что наши представления о желтом или зеленом цвете совпадут?
На помощь приходят цветовые стандарты, например шкала RAL. Впервые стандарт был представлен в 1927 году Германским Институтом гарантий качества и сертификации (Reichsausschuss fuer Lieferbedingungen) — RAL по просьбе производителей лакокрасочной продукции. По идее создателей шкалы все цветовое пространство было разделено на девять диапазонов, и каждому оттенку был присвоен индивидуальный цифровой индекс и словесное наименование. В регистр RAL постоянно добавляются новые цвета. В 70-е годы XX века в него входило 153 цвета, а в настоящее время он включает уже 210: 190 цветов классического RAL, пять люминесцирующих и пятнадцать перламутровых оттенков. Шкала существует в двух вариантах — для глянцевых (GL) и полуматовых (HR) поверхностей, так что при определении цвета, помимо его номера и наименования, следует указать степень желаемого блеска поверхности: GL или HR.
Другая популярная цветовая шкала — NCS (Natural Color System) — была предложена Скандинавским институтом цвета (Skandinaviska Fаrginstitutet AB). В отличие от RAL она основана не на эмпирических, а на строгих научных рассуждениях. Система обозначений NCS построена на сходстве требуемого цвета с шестью основными цветами: белым, черным, желтым, красным, синим и зеленым. В описании цвета учитывается близость к черному — темнота цвета, его чистота (насыщенность) и процентное соотношение между двумя основными цветами. Последняя редакция этого цветового веера содержит 1950 цветов.
Крупные производители краски, преследуя маркетинговые цели, часто создают собственные цветовые шкалы, что дополнительно привязывает потребителя к определенному набору материалов и оборудования. Например, финская лакокрасочная корпорация Tikkurila Oy в 1982 году разработала для колеровки собственных красок шкалу Monicolor Futura, состоящую из 600 оттенков. В 1992 система была дополнена до 2024 оттенков и получила название Monicolor Nova. Собственные каталоги оттенков есть у компаний Caparol, Dulux, Kreisel, Benjamin Moore, Maxit и Sadolin.
Таким образом, наше представление о брусничном, коралловом или светло-зеленом цвете может быть выражено в цифрах с помощью одного из цветовых стандартов.
ВЕРНЕМСЯ К КРАСКЕ…
Для успешной колеровки необходимы три слагаемых:
• «носители цвета» — колеровочные пасты или краски;
• базовый лакокрасочный материал;
• специальное оборудование.
«Носители цвета»
• Колеровочная краска содержит те же связующие (например, акрил), что и обычные краски. Она применяется для тонирования вододисперсионных красок, латексных шпатлевок и штукатурок, а также может быть использована как самостоятельная краска для внутренних работ.
• Колеровочная паста не содержит связующих вообще либо содержит специальные диспергирующие смолы, улучшающие совместимость с различными материалами. Паста используется для колеровки готовой лакокрасочной продукции: алкидных эмалей, масляных и вододисперсионных красок. Пигментные пасты более универсальны, нежели краски, так как они не привязаны к конкретному связующему. В качестве красящих веществ в колеровочных пастах используют как органические, так и неорганические пигменты. Неорганические более устойчивы к действию агрессивных сред, поэтому пасты на их основе часто применяют для колеровки фасадных красок. Органические же красители дают большее разнообразие оттенков. Важнейшее свойство колеровочных паст — совместимость с различными связующими базовых красок. Плохая совместимость приводит к расслоению краски, выпадению осадка, «грязному» малоинтенсивному цвету, а при наружном использовании — к резкому снижению атмосферостойкости. Кроме того, отсутствие полной совместимости базовой краски и колеровочной пасты может выражаться в том, что поверхности, окрашенные разными способами, будут различаться по внешнему виду. Например, основная часть окрашенной валиком стены будет светлее углов, прокрашенных кистью.
Базовый лакокрасочный материал
Колеровать можно практически все: фасадные и интерьерные краски как на водной, так и на органической основе, лаки, лессирующие составы для древесины. Однако чаще все-таки колеруют краски.
Большинство красок выпускаются в двух вариантах — так называемых базах. База А может использоваться самостоятельно для окраски поверхностей в белый цвет, а может служить основой для создания светлых пастельных оттенков. В этой краске достаточно много белого пигмента — диоксида титана (10–15 %) и мало свободного связующего. Для получения ярких, насыщенных тонов используется базисная краска без диоксида титана (база C), содержащая больше свободного связующего. База С применяется только в колерованном виде. Роль свободного связующего заключается в фиксации дополнительного цветного пигмента, вносимого при колеровании. Для создания светлого цвета пигмент добавляют в небольшом количестве, а значит, и избыток связующего не нужен. Этих двух баз обычно достаточно для получения всех цветов большинства цветовых коллекций. Однако при этом ощутимо увеличивается себестоимость оттенков средней насыщенности, так как их колеровка осуществляется либо введением большого количества колоранта в базу А, либо добавлением в базу С белого колоранта для обеспечения необходимой разбеливающей способности. Введение третьей, промежуточной, базы В с содержанием диоксида титана 2,5-3,5 % позволяет решить эту проблему и снизить себестоимость колеровки средних оттенков.
Интересно, что краски разных баз различаются также наполненностью тары. Базы С, в которую добавляют больше всего красящих веществ, в типовой банке будет меньше, чем базы А или В.
Специальное оборудование
К оборудованию, необходимому для колеровки, относятся разнообразные дозаторы и смешивающие устройства. Дозаторы могут быть ручными и автоматическими. Для работы с пастами требуются более точные дозаторы, так как они имеют более высокую концентрацию красящих веществ, нежели колеровочные краски. При самостоятельной ручной колеровке необходимо лишь простейшее дозирующее устройство и насадка на дрель для перемешивания краски, а вот для профессиональной используют сложные агрегаты, управляемые компьютером. Оператору нужно лишь задать цифровое обозначение желаемого оттенка, а машина сама рассчитает необходимое количество колоранта, отмерит его и перемешает готовый продукт.
Новые перспективы сулит также широкое распространение в практике так называемых детекторов цвета — приборов, которые точно определяют цвет любого окрашенного образца — ткани, кожи, дерева, обоев и соотносят его с тем или иным цветом RAL или NCS.
ФИЛОСОФИЯ ЦВЕТА
«Волнующееся море не имеет всеобщего цвета, но кто смотрит на него с земли, тот видит его темного цвета, и тем более темным, чем оно ближе к горизонту. Отсюда же он видит некоторую светлоту, или блики, которые медленно движутся, подобно белым овцам в стаде. Тот же, кто смотрит на море, находясь в открытом море, тот видит его синим. Это происходит от того, что с земли море кажется темным, так как видишь на нем волны, которые отражают темноту земли; в открытом же море они кажутся синими, так как ты видишь в волнах синий воздух, отраженный этими волнами». Это сказал Леонардо да Винчи.
СРАВНЕНИЕ ДОСТОИНСТВ И НЕДОСТАТКОВ РУЧНОЙ И МАШИННОЙ КОЛЕРОВКИ | |||
Ручная колеровка | Машинная колеровка | ||
Достоинства | Недостатки | Достоинства | Недостатки |
• Возможность колеровать на месте проведения работ
• Экономичный вариант, оптимально подходящий для окраски небольших площадей |
• Невозможность повторно получить необходимый цвет
• Необходимость самостоятельного подбора базовой краски в зависимости от насыщенности цвета |
• Быстрота и точность «попадания» в нужный оттенок
• Возможность создания нового оттенка и сохранения его формулы • Точная колеровка нескольких банок в один цвет • Автоматический подбор базовой краски при колеровке в темные цвета |
• Колеровка производится вне территории объекта |
Автор: Полина БАРБАШОВА
май 2011 года