Большинство покупателей мини-электростанций приобретают их для периодического применения — в качестве резервных источников энергоснабжения, которые используются от случая к случаю. Тип станции зависит от требуемой мощности: почти все с выходной мощностью менее 10 кВт относятся к бензиновым и почти все мощностью 15 кВт и более — дизельные. В категории «10–25 кВт» большинство предлагаемых моделей дизельные, бензиновые встречаются реже. И именно тут перед покупателями встаёт выбор. Несмотря на то, что дизельные генераторы более экономичны, они изначально стоят дороже бензиновых аналогов такой же мощности. И при редком использовании генератора какой-то экономии при покупке дизельной машины не получится — чтобы экономия была ощутима, станция должна работать сотни часов в год. Следовательно, есть резон приобрести бензиновую модель, ресурса которой будет достаточно для эксплуатации в течение многих лет.
Один из немногих мировых производителей мощных бензиновых мини- электростанций — бельгийская компания Europower Generators, которая в октябре 2020 года отпраздновала свой 30-летний юбилей. Она же предлагает самый обширный модельный ряд бензогенераторов мощностью свыше 10 кВА — 16 моделей как в открытом исполнении, так и в шумозащитном кожухе. В производстве применяют только лучшие комплектующие: японские (Honda) или американские (Briggs&Stratton) двигатели, итальянские альтернаторы, металл — из стран Европы. Само производство расположено в Бельгии, неподалеку от столицы страны — Брюсселя. После сборки каждая станция в обязательном порядке проходит тестирование, то есть компания одна из немногих в мире обеспечивает стопроцентный контроль качества. С 2002 года эксклюзивным дистрибьютором Europower в России является компания «Аcтари».
Europower EP 10000 Е | EP 13500 ТЕ
Бензиновые мини-электростанции
Все мини-электростанции состоят, как правило, из трёх основных узлов — двигателя, альтернатора и рамы (или кожуха). В одну и ту же раму можно поставить разную «начинку» и получить серию сходных по виду, но разных по характеристикам моделей.
Этот обзор мы начнём с отдельной серии из шести моделей, различающихся конструкцией топливного бака. Он представляет собой двадцатилитровую металлическую канистру, которую можно закрепить в специальном гнезде на боковой части рамы.
Все станции этой серии комплектуются профессиональными японскими двигателями Honda GX (одной из трёх разновидностей) и однофазными либо трёхфазными альтернаторами Sincro или Mecc Alte (Италия). Приборы управления и контроля генератора размещены в отдельном запирающемся металлическом щите, имеющем защиту класса IP23. Силовые розетки (их две: «обычная» на 16 А и мощная одно- либо трёхфазная на 32 А) закреплены на боковине щита. Счётчик моточасов и термомагнитный электрический предохранитель входят в базовую комплектацию. Дополнительно в щите возможно разместить и другие устройства, включая систему автоматического включения и дистанционного управления.
Europower EP 10000 Е и EP 13500 ТЕ — «младшие» модели серии с максимальной мощностью в 10 и 13,5 кВА. Первая модель однофазная, вторая — трёхфазная. Модели оснащены одним и тем же двигателем Honda GX630, различие в характеристиках обусловлено только установкой разных альтернаторов.
Europower ЕР 12000 E | ЕР 16000 ТЕ
Бензиновые мини-электростанции
До недавних пор эти две модели были «топовыми» среди рамных мини-электростанций Europower «с баком-канистрой». На обеих станциях установлены двигатели модели Honda GX690 мощностью 22 л. с., на текущий момент это самая мощная карбюраторная модель двигателя, выпускаемая в серии Honda GX. Различия между станциями также обусловлены установкой разных альтернаторов. Все основные особенности у этих и «младших» (Europower EP 10000 Е и EP 13500 ТЕ) моделей серии сходны. Впрочем, на них появилась одна дополнительная функция: специальная система, автоматически переводящая двигатель в режим холостого хода при отключении электрической нагрузки. Кроме снижения расхода топлива, эта система позволяет также увеличить моторесурс двигателя станции.
Генераторы данной серии оснащены быстросъёмным баком-канистрой. Это даёт преимущество с точки зрения пожарной безопасности, особенно если генератор установлен в отдельном помещении. Канистру можно заправить вдали от генератора — на открытом воздухе или даже непосредственно на АЗС, исключив лишние переливания топлива.
Обычно бак-канистру устанавливают на боковину станции, но и тут возможны варианты. Топливо подаётся к карбюратору посредством мембранного топливного насоса, так что подачу реально организовать, расположив топливный бак на некотором удалении от генератора, например в соседнем помещении или отсеке, и соединив бак и генератор топливопроводом. В таком случае в роли бака может выступать как «штатная» канистра, так и специально организованная ёмкость.
Europower ЕР 14000 E | ЕР 18000 ТЕ
Бензиновые мини-электростанции
Третья пара мини-электростанций Europower «с канистрой» — новинки 2020 года. Как и менее мощные модели, они различаются между собой альтернаторами. Двигатели одинаковые — это недавно появившиеся на рынке модели Honda iGX800. Кроме увеличенного объёма цилиндров, эти модели двигателей имеют ещё одну важную конструктивную особенность — вместо привычного карбюратора использованы системы электронного впрыска топлива и управления параметрами работы (EFI). Подобные двигатели экономичнее, способны точнее и быстрее поддерживать заданные параметры работы, соответствуют стандарту Евро-5, а также проще в обслуживании. Подача бензина производится электрическим топливным насосом высокого давления. На сегодняшний день Honda iGX800 по всем параметрам являются «топовыми» среди профессиональных двигателей Honda. Эти генераторы также оснащены системой перевода двигателя на холостой ход при отсутствии электрической нагрузки.
Все генераторы этой серии имеют несколько существенных преимуществ при их установке внутри помещения в качестве источника резервного питания дома или другого объекта. Помимо уже упоминавшейся возможности «внешней» подачи топлива из канистры или другой подходящей ёмкости, компоновка моделей такова, что позволяет разместить их вплотную к стене или в углу. Щит управления и контроля, а также вывод выхлопной трубы глушителя расположены с одной, «лицевой», стороны, что упрощает монтаж системы удаления выхлопных газов даже при небольшой площади «генераторного» помещения.
Europower EP 16000 E | EP 20000 TE
Бензиновые мини-электростанции
Эта серия генераторов Europower отличается очень высокой для бензиновых мини- электростанций максимальной электрической мощностью — от 16 до 24 кВА. Сейчас в серию входит шесть разновидностей, рассматривать их удобнее всего «попарно»: в каждой паре одна из моделей однофазная, вторая — трёхфазная, но двигатели на обеих станциях одинаковые.
Большинство моделей рамных бензиновых генераторов Europower комплектуются японскими двигателями Honda GX. Одно из немногих исключений — эта серия. На ней установлены двухцилиндровые карбюраторные двигатели Briggs&Stratton Vanguard. Такая особенность объясняется просто — Honda не выпускает двигатели столь высокой мощности. Сейчас «потолок» для Honda GX — около 25 л. с., у Briggs&Stratton Vanguard есть модели мощностью до 40 л. с. Следует заметить, что и Honda GX, и Briggs&Stratton Vanguard относятся к двигателям одного уровня исполнения, они рассчитаны на продолжительную работу с потребителями большой мощности и эксплуатацию в коммерческих и промышленных целях.
Бензиновые генераторы столь высокой мощности выпускают и предлагают в России всего три мировых производителя, один из них — Europower Generators.
Europower EP 16000 E и EP 20000 TE комплектуются двигателями Briggs&Stratton Vanguard мощностью 31 л. с. Всего несколько лет назад они считались «топовыми» по мощности, но сейчас в линейке появились ещё две пары генераторов — с моторами мощностью 35 и 37 л. с.
Europower EP 18000 E | EP 22000 TE
Бензиновые мини-электростанции
Вторая пара рамных генераторов высокой мощности в этой линейке. До недавнего времени эти модели считались «топовыми» для своей категории. На этих двух моделях установлены двигатели Briggs&Stratton Vanguard мощностью 35 л. с., что позволяет «прибавить» ещё около двух киловатт производимой электрической мощности (в сравнении с моделями EP 16000 E и EP 20000 TE). Схожих по типу, мощности и уровню исполнения генераторов на российском рынке не предлагает больше никто.
Особенности исполнения всех моделей данной серии позволяют использовать их как для обеспечения резервного энергоснабжения, так и для строительных целей. На боковинах рамы закреплены стальные решётки, которые не затрудняют доступ воздуха для охлаждения двигателя и при этом обеспечивают защиту элементов генераторов от механических повреждений. При этом сохранена возможность лёгкого доступа к узлам и агрегатам для проведения профилактических работ, сервисного и технического обслуживания.
Для облегчения транспортировки или перемещения в верхней части рамы генератора предусмотрен специальный рым-болт, за который можно зацепить крюк грузоподъёмного механизма или завести стропы крана. В качестве дополнительной опции возможна комплектация колёсными парами для передвижения мини-электростанций на небольшие расстояния по твёрдым покрытиям.
Europower EP 20000 E | EP 25000 TE
Бензиновые мини-электростанции
Эти новинки 2020 года — самые мощные бензиновые генераторы в мире. Аналогов не существует, пока по крайней мере. Во многом эта пара генераторов сходна с менее мощными моделями в линейке. Основные важные для пользователя особенности остались такими же. Все генераторы в этой серии, независимо от мощности и количества фаз, комплектуются бензиновыми двухцилиндровыми двигателями Briggs&Stratton Vanguard японского производства и итальянскими альтернаторами Sincro. Но есть серьёзное отличие: здесь установлены разновидности двигателей Briggs&Stratton Vanguard, снабжённые электронным впрыском топлива (EFI). Это повлекло за собой целый ряд сравнительно небольших, но важных конструктивных изменений. В частности, вместо механического мембранного топливного насоса здесь установлен электрический топливный насос высокого давления, параметры работы контролируются электроникой. Генераторы комплектуются модулями электронного управления DSE (Deep Sea Electronics) с ЖК-дисплеем, для контроля параметров в базовой комплектации имеется не только вольтметр (он есть на всех моделях этой линейки), но и частотометр. Также на этих генераторах установлен переключатель выбора порогового значения низкого уровня топлива. За счёт применения инжекторных двигателей генераторы полностью соответствуют экологическим нормам Евро-5.
Europower EPS 10000 E | EPS 12000 TE
Бензиновые мини-электростанции в шумозащитном всепогодном кожухе
Бензиновые генераторы в шумозащитном кожухе — эксклюзивное предложение на рынке силовой продукции от Europower Generators, не имеющее аналогов у других производителей. Уровень шума при работе таких генераторов минимален, что делает их привлекательными для установки в частных домовладениях и проведения строительных, ремонтных и аварийно-спасательных работ в населённых пунктах.
К тому же закрытый кожух — это дополнительная защита элементов генератора от загрязнений и посторонних вмешательств. Все приборы управления и контроля выведены на отдельную панель на лицевой стороне кожуха.
Эта серия включает в себя четыре разновидности генераторов мощностью более 10 кВт (и ещё несколько менее мощных). Все модели комплектуются двигателями Honda GX профессионального класса. Кроме шумозащитного кожуха, эти генераторы имеют одну интересную особенность — в качестве топливного бака используется стандартная металлическая двадцатилитровая канистра. Это даёт сразу несколько преимуществ, в первую очередь с точки зрения пожарной безопасности, удобства заправки и перемещения генератора. После опустошения одной канистры её можно просто и быстро заменить на другую.
Europower EPS 12000 E | EPS 15000 TE
Бензиновые мини-электростанции в шумозащитном всепогодном кожухе
Эта пара мини-электростанций в шумозащитном кожухе укомплектована более мощными бензиновыми двигателями Honda GX690, что позволило увеличить и выходную электрическую мощность. При этом габариты машин увеличились незначительно — буквально на несколько сантиметров в ширину и высоту. Прочие особенности остались практически без изменений.
Стоит ещё раз заметить, что мощные бензиновые мини-электростанции в шумозащитном кожухе предлагает только компания Europower Generators. Все другие производители генераторов используют дизельные двигатели. Разница в стоимости между бензиновыми и дизельными станциями одной мощности и уровня исполнения составляет примерно 30 процентов. И этот фактор может оказаться существенным для потребителя. Тут нужно учитывать, что, хотя «дизели» экономичнее и имеют более высокий ресурс, эти преимущества проявляются только при постоянной эксплуатации. При периодическом использовании бензиновые мини-электростанции оказываются выгоднее. В ассортименте компании Europower имеется и множество дизельных генераторов, но в рамках этой статьи мы их не рассматриваем.
Напомним, что Europower предлагает линейку генераторов «с баком-канистрой» и в открытом исполнении, то есть в стальной раме, без кожуха. Представленные здесь четыре модели «в кожухах» имеют «рамные» аналоги со сходными мощностными параметрами и особенностями. Они были рассмотрены в самом начале этой статьи.
Официальный дистрибьютор Europower в России – компания «Астари».
Автор: Максим Грибоедов.
Статья опубликована в объединённом выпуске «Зима 2020/2021» (№4’2020)
журналов «Инструменты» + «Всё для стройки и ремонта» + «GardenTools»
серии «Потребитель».
Архив всех выпусков в pdf-формате смотрите здесь.
Ноябрь 2020 года