О том, что происходит на мировом рынке плитки, а также об особенностях применения плитки и мозаики в России, мы расспросили сотрудников Торговой компании «Джиель» Галину Карамышеву и архитектора Владимира Таланина.
— Галина, расскажите, какие тенденции сейчас намечаются на рынке керамической плитки?
— В 2007 году на выставке Cersaie (проходит в итальянском городе Болонья и, пожалуй, лучше всего отражает последние тенденции мировой моды и развития технологий в производстве керамической плитки) можно было заметить некоторые закономерности. Так, популярностью пользуются декоры в стилях поп-арта и оп-арта, барокко. В моде плитка с богатой, необычной текстурой, имитирующей натуральные материалы — камень, дерево, металл. Наблюдается постепенный уход от плитки из белой глины, в то же время все большую популярность приобретает керамогранит — покрытие не только для пола, но и для стен. При выборе размера плитки дизайнеры отдают предпочтение образцам больших форматов, с макродекором — это стало возможным, опять же, благодаря использованию керамогранита.
— Как компании-производители реагируют на эти веяния?
— Например, Impronta Italgraniti, итальянская фабрика, продукцию которой мы представляем в России, сотрудничает с государственным центром во Флоренции. Специалисты изучают спрос и предлагают мотивы, отвечающие ему. Impronta Italgraniti опирается на их мнение и создает коллекции в соответствии с последними течениями моды.
Если в прошлом году эта компания выпустила плитку а-ля паркет, то уже в этом представила новую серию под названием «№ 4». В ней использованы и древесные мотивы, и металл в сочетании с авангардными декорами. Другая новинка этой компании — Vibrazioni, коллекция в стиле оп-арта. Ее отличает необычное сочетание тонов — черное на черном, белое на белом.
Impronta Italgraniti разработала уникальную технологию Almatec, позволяющую очень натурально копировать камень. Декор в виде жилок, проходящих по всей толщине, наносит механизм, контролируемый компьютером. Он создает хаотичную линию, поэтому любой образец отличается оригинальным узором — найти среди множества полученных в итоге плиток две одинаковые практически невозможно. По технологии Almatec производят две серии керамогранита: с имитацией природного мрамора и гранита. Есть также и третья серия, в ее основе не «каменный» мотив, а текстуры ткани, с недавних пор вошедшие в моду.
Фабрика Atlas Concorde, с которой мы также сотрудничаем, представила в этом году несколько коллекций. К примеру, Intensity — плитка ярких цветов с геометрическим декором. Другая новинка этой марки — Motivi — наоборот, отличается пастельной гаммой.
Множество новых коллекций выпустила компания Cerdomus. В их числе как раз крупноформатный керамогранит (о его популярности мы уже говорили). В коллекциях этой марки — Lily, Wave и Arya — размеры плитки составляют 50х50 см.
Не менее интересна фабрика Parquet IN, в ее продукции сочетаются дерево и камень. В паркетные блоки помещают вставки из натурального камня, в результате получается необычный материал для отделки пола.
— Владимир, какие течения наметились в отделке помещений в России?
— Сколько архитекторов, столько и мнений. Растет, например, спрос на облицовочные материалы, которые можно декорировать, — ими интересуется едва ли не каждый второй клиент, а то и двое из трех. Люди хотят получить эксклюзивные, неповторимые узоры.
Для пола сейчас все больше выбирают керамогранит, причем тот его тип, что в Италии именуют tutta massa, — в России его принято называть «окрашенным в массе». Такой материал легко резать, а поскольку он прокрашен полностью, при компоновке элементов не видно разрезов. Широко практикуется сочетание декоров из разных коллекций. Если же нужного декора в коллекциях плитки нет, переходят на мозаику. Она популярна при отделке коттеджей. Специально для компании «Джиель» была разработана программа, способная любое изображение, даже фотографию, превратить в мозаичное панно.
Мозаика уже давно успешно вытеснила плитку при отделке бассейнов, и тому есть несколько причин. Во-первых, это чрезвычайно практичный и устойчивый материал — у мозаики «нулевое» водопоглощение, поскольку она изготовлена из стекла, а значит, этот материал не разрушается со временем при контакте с водой. Во-вторых, в отличие от плитки, эффективной разве что при отделке прямых поверхностей, мозаикой легко покрыть любые изгибы.
В помещениях сейчас все труднее проводить перепланировку традиционными методами, поэтому пространство делят на зоны с помощью отделочных материалов. Например, сочетая паркет с покрытием из камня или керамогранитом, проводят грань между разными зонами.