Caiman 296x90

Интерскол 296x90

MITEX 2024 296x90

Deli 296x90


Присоединяйтесь к нам в соцсетях

Главные новости /все

Фестиваль Столярного Дела 2024: 01-02 июня, Москва, Экспоцентр
126
Откройте строительный сезон с выставкой Build Ural!
146
Второй выпуск Академии Unisaw
1375
Deli Tools приняли участие в выставке Eisenwarenmesse 2024 (Кёльн, Германия)
2103
Эффективное использование строительной техники для повышения производительности на объектах в Ставрополе
641
Veka Rus: лидер в производстве ПВХ-профилей для окон и дверей
1482
Более 640 экспонентов представят отделочные материалы на выставке MosBuild 2024 2-5 апреля в МВЦ «Крокус Экспо»
3593
В России вышел документальный фильм «В Арктику»
3898
Выставка Build Ural в Екатеринбурге 23 по 25 апреля 2024 года: промокод для бесплатного посещения
1889
Выставка Aquatherm Moscow 2024: пост-релиз
1608
MITEX такой один. Остерегайтесь подделок!
2358
Тренды развития HVAC/R индустрии на выставке «Мир Климата Экспо 2024»
5080
Выставка MosBuild 2024 соберет рекордное число участников
2511
В рамках деловой программы выставки ArtDom 2024 выступят Карим Рашид, Дима Логинов, Диана Балашова, Алексей Дорожкин и др.
3523
Как установить раковину над стиральной машиной: подробно о ключевых моментах
3712
Бренд Meteor объединит активы S8 Capital. «Энгельс Отопительные системы» стало «Метеор Термотехника Энгельс»
915
Карим Рашид, мировая звезда промышленного дизайна, стал амбассадором выставки ArtDom 2024
1302
Нет предела профессионализму! В Астане завершился VIII чемпионат «WorldSkills Kazakhstan 2023»
1472
HND расширяет линейку силовой техники и запускает в продажу 5 моделей снегоуборщиков
3195
Выставка Aquatherm Moscow: с 6 по 9 февраля 2024 г. в Москве, в Крокус Экспо
1962
Пятая Всероссийская премия «Лучший DIY-блогер» от ВсеИнструменты.ру: итоги
817
Компания ЭСАБ начала сотрудничество с Уфимским университетом науки и технологий
1812
Молодые мастера сварочного дела встретились на корпоративном чемпионате «WorldSkills Kazakhmys — 2023»
1824
Новые инструментальные высоты: итоги выставки MITEX 2023
805
На выставке MITEX 2023 Caiman представил первый художественный фильм, посвящённый бензопиле
750
Компания «Бигам» представила новый российский бренд строительного оборудования и техники Snirrex
1020
«Электра» в действии
456
Очередная новинка от «Белмаш» — фрезерный стол Belmash RT650L для работы с ручным фрезером или фрезерным двигателем
652
«ВсеИнструменты.ру» проведут 5-ю юбилейную Премию лучших DIY-блогеров
723
Кафельная плитка в интерьере квартиры: главные правила
1385
В Центре сварочных технологий в республике Марий Эл прошел День открытых дверей
504
Точные заточные. Линейка электроточил «Белмаш» пополнилась новинками — Belmash WPG-250/200VS и GC-650
599
Пылесосы «по металлу», или новые вытяжные установки от «Белмаш» — Belmash MDС1100, MDС1100/400, MDС1800, MDС1800/400
805
Сверление «по-серьёзному». Обзор новых сверлильных станков Belmash по дереву и металлу
673
Мастерам на заметку – новые станки Belmash: токарные WL-300/535 и 300/535VS, ленточнопильный WBS-228P
620
Немецкая Obi подала иск в московский арбитраж к своей бывшей российской «дочке»
868
Meteor Tech Engels (ранее ООО «Бош Пауэр Тулз») и «Интерскол» запускают контрактное производство электроинструмента
1155
Belmash MS C-210, MS U-305 и MS U-305H — новые торцовочно-усовочные пилы от «Белмаш»
1093
Два новых циркулярных станка от «Белмаш» — Belmash TS-255M и TS-255MR
1534
Выставка ArtDom 2024 запускает продажу билетов. Для получения скидки воспользуйтесь промокодом MASTER
1747

Выставки

Слёт Мастеровых #14 на MITEX 2017: 7-10 ноября, Москва

Interlight Moscow 2017: 7-10 ноября 2017, Москва

Ландшафт Экспо 2018: 2-4 марта 2018, Москва

Batimat Russia 2018: 3-6 апреля, Москва

Интерфлора 2018: 18-20 апреля, г. Москва, Гостиный Двор

Сибирская дача 2018: 26-29 апреля, Красноярск

Intertool Kiev 2018: 15-18 мая, г. Киев, Украина

Unibuild 2018: 6-7 июня, Нальчик

SibWoodExpo 2018: 11-14 сентября, Иркутск

Осень на даче 2018: 13-16 сентября, Красноярск

ФСД 2018 Санкт-Петербург: 28-29 сентября

China Machinery Fair 2018: 30 октября - 1 ноября, Москва

Агропромышленный форум Сибири 2018: 14-16 ноября, Красноярск

Электротехника. Энергетика 2018: 21-23 ноября, Красноярск

Дом. Дача. Дизайн 2019: 14-16 марта, Беларусь, г. Могилев

Дом и Сад 2019: 21-24 марта, Москва

Петербургская зелёная неделя 2019: 26-29 сентября, Санкт-Петербург

CIHS-2019: 10-12 октября, Шанхай (Китай)

ПромЭкспо 2019: 15-16 октября, Волгоград

City Build Russia 2019: 29-30 октября, Санкт-Петербург

Металлообработка и сварка 2019: 20-22 ноября, Красноярск

Ремонт Экспо 2020: 14-16 февраля, Москва

Eisenwarenmesse 2020: 1-4 марта, Кельн (Германия)

ShymkentBuild 2020: 11-13 марта, Казахстан, Шымкент

Коттедж. Строй. Экспо-2020: 2-5 апреля, Хабаровск

Город 2020: 15-17 апреля, Владивосток

Архитектура ДВ 2020: 21-23 мая, Хабаровск

Spoga+Gafa 2020: 6-8 сентября, Кельн (Германия)

Строим дом. Осень 2020: 26-27 сентября, Санкт-Петербург

Энерго-Volga-2020: 18-20 ноября, Волгоград

ОСМ 2021: 26-29 января, Москва

КлиматАкваТЭкс 2021: 17-20 марта, Красноярск

Малоэтажное домостроение 2021: 17-20 марта, Красноярск

Строительство и архитектура 2021: 17-20 марта, Красноярск

BREX 2021: 24-26 марта, Москва

Expo-Russia Uzbekistan 2021: 1 апреля - 31 мая, онлайн

City Build Russia 2021 Москва: 28-29 апреля

ДагСтройБилд 2021: 23-24 июня, Махачкала

Expo-Russia Kazakhstan 2021: 23-25 июня, г. Алматы, Казахстан

UzStroyExpo 2021: 27-29 октября, Узбекистан, г. Ташкент

Новогодний подарок 2021: 9-12 и 16-19 декабря, Санкт-Петербург

Загородный дом 2022: 7-10 апреля, Москва

Металлообработка-2022: 23-27 мая, Москва

Выставка Expo-Russia Kyrgyzstan 2022: 21-23 июня, г. Бишкек, Кыргызстан

Expo-Russia Serbia 2022: 7-9 сентября, г. Белград, Сербия

СтройЭкспоКрым 2022, 15-17 сентября, Симферополь

ExpoDrev Russia 2022: 21-23 сентября, Красноярск

Expo-Russia Armenia 2022: 5-7 октября, г. Ереван, Армения

Машиностроение: С и Т 2022: 18-20 октября, Москва

RusWeld 2022: 24–27 октября, Москва

Белорусский дом 2022 и ОВК 2022: 27-29 октября, Беларусь, г. Минск

Пром-Энерго-Volga-2022: 23-25 ноября, Волгоград

Expo-Russia Vietnam 2022: 7-9 декабря, г. Ханой, Вьетнам

AIRVent 2023: 14-17 февраля, Москва

Aquatherm Moscow 2023: 14-17 февраля, Москва

РСН и RosBuild 2023: 28 февраля - 3 марта, Москва

Мир Климата Экспо 2023: 28 февраля - 3 марта, Москва

Стройиндустрия Севера 2023: 1-3 марта, Якутск

Outdoor Dacha 2023: 21-23 марта, Москва

MosBuild 2023: 28-31 марта, Москва

MosWeekHome 2023: 4-8 апреля, Москва

Intelligent Building Expo 2023: 5-6 апреля, Казахстан, г. Астана

AtyrauBuild 2023: 5-7 апреля, Казахстан, Атырау

СПТО.Краны 2023: 5-7 апреля, Москва

Izbushka! 2023: 26-28 апреля, Челябинск

Фестиваль Столярного Дела Москва 2023: 6-7 мая, КВЦ Сокольники

Строй-Volga-2023: 17-19 мая, Волгоград

Сибирская строит. неделя 2023: 23-24 мая, Омск

ЧеченСтрой Экспо 2023: 24-25 мая, Грозный

AstanaBuild 2023: 24-26 мая, Казахстан, Астана

DIY & Household Retail Russia 2023: 25-26 мая, Москва

Aquatherm Almaty 2023: 6-8 сентября, Казахстан, Алматы

KazBuild 2023: 6-8 сентября, Казахстан, Алматы

Всеросс. нед. охр. труда 2023: 26-29 сентября, Сочи

Expo-Russia Iran 2023: 10-12 октября, г. Тегеран, Иран

СТМ 2023: 17-19 октября, Новосибирск

MITEX 2023: 7-10 ноября, Москва

BuildExpo Uzbekistan 2023: 28-30 ноября, Узбекистан, г. Ташкент

UzBuild 2024: 27 февраля - 1 марта, Узбекистан, г. Ташкент

BuildUral 2024: 23-25 апреля, Екатеринбург

Опросы

Какое масло Вы используете для смазки пильной цепи цепной бензопилы (электропилы)?

Результаты опроса

Загрузка ... Загрузка ...

Садовое освещение

2979

Садовое освещениеСадик у дома – это еще одна его “комната”, часто самая любимая. К сожалению, многие из нас, будучи занятыми на работе, добираются до него только к исходу дня. И как же обидно бывает, когда тьма, а то и непогода вынуждают покидать такое приятное во всех отношениях место. И если противостоять природным явлениям мы часто не в силах, то сделать приусадебный участок удобным для обитания не только в дневное время вполне способны. Ведь наступление вечера мало влияет на нашу жизнь, когда мы находимся в своих жилищах. Щелкнув выключателем и залив помещения ярким светом, мы продолжаем заниматься повседневными делами. А что нам мешает создать такой же уют и комфорт на территории, окружающей дом? Средства и способы для этого имеются. Есть и специалисты, готовые не только грамотно выполнить инженерные расчеты, но и “сделать нам красиво”.

РАСШИРЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ
Если ограничиться фонарями около калитки, у дорожки к дому, у крыльца или гаража, то говорить о каком-либо светодизайне в этом случае не приходится.

Конечно, освещать весь участок, может быть, и не стоит — отбирают только интересные перспективы, из окна, например, или со стороны подъездного пути. Кстати, к проектированию следует подходить комплексно и немалую долю электромонтажных работ выполнять еще до того, как проложили дорожки, соорудили альпийские горки и разбили газон. В противном случае придется копать траншеи под кабель “по живому”, грязно вторгаясь в идиллическую картину.

Используя определенные правила композиции, известные художникам и фотографам, специалист по ландшафтному освещению предлагает варианты, наиболее приемлемые и с эстетической, и с практической точки зрения. Разумеется, они учитывают и человека в этой среде: его психологию и индивидуальные привычки.

Выбирая светильники для своего садика, как правило, оценивают их дизайн и прикидывают, будут ли они гармонировать с окружением. Все правильно. Только делая это, обычно представляют, как они выглядели бы ярким солнечным днем, а ведь по-настоящему “хозяевами положения” фонари становятся вечером и ночью.

Что касается функций, то их две. Утилитарная — освещать дорожки под ногами, площадки для игр, беседки, где порой помимо встреч при луне организуют также семейные ужины, а заодно отпугивать злоумышленников (и обеспечивать приемлемые условия для видеонаблюдения). Декоративная — создавать «световую сцену», от которой зависит, как мы воспринимаем дом, растения, садовую мебель. Будет ли все это смотреться как единый ансамбль или как набор ярких пятен, высвечивающих к тому же совершенно не то, что нам хотелось бы?

Садовое освещениеНа вооружении дизайнеров имеется немало приемов для достижения желаемого эффекта:

— разместили источник у самой стены или изгороди — и луч скользит по поверхности, подчеркивая рельефные узоры или изгибы;

— осветили объект фронтально – получили на заднем фоне причудливые тени;

— нисходящим светом акцентируют внимание на каком-нибудь «особенном» объекте (например, растении). Подходит и для “заливки” территории, где расположились гости. Выполняет также охранную функцию (в частности, у дверей);

— таинственную и романтичную “лунную ночь” создает фонарь (со спектром излучения приблизительно таким же, как у нашего естественного спутника), подвешенный в листве дерева или над ним;

— восходящими лучами выделяют деревья и садовые постройки.

Свет и вода – отдельная область творчестваСвет и вода – отдельная область творчества. Здесь в ход идут и блики от бегущего ручья, и подсветка струй фонтана, и рыбки, “вспыхивающие” при пересечении разноцветных лучей. Грамотный дизайнер, размещая светильники над или под водой, обязательно воспользуется и эффектом зеркального отражения и, естественно, будет применять только арматуру, специально предназначенную для работы в водном окружении.

ЧТОБЫ И НОЖКАМ БЫЛО УДОБНО…
Из всего многообразия предложений для дорожек и ступеней подбирают наиболее подходящие для получения задуманной световой картины – будь это яркая тропинка сквозь тьму, либо подсвеченные “декорации” по сторонам, или едва заметные “маркеры”, вмурованные в полотно.

Традиционный вариант — на высоких столбах фонари современного дизайна или в стиле ретро (их любят архитекторы, желающие подчеркнуть “родовитость” усадьбы). С инженерной точки зрения они совершенно “неправильные”. Только малая доля света попадает на землю, большая часть распространяется на все подряд: на растительность, на все случайно попадающиеся на пути объекты, кстати, не всегда подходящие для этого.

Из двух видов фонарей, венчающих и консольных, у первых (с лампой на оси мачты) «синусная» кривая силы света, направляемого вбок и вдаль, но не вниз. Лучше применять вторые, с «косинусным» распределением — тогда максимальный уровень будет как раз под столбом (или на дорожке у него). Такой характеристикой обладают также конструкции отраженного света.

Высокие мачты в загородном садике неуместны, но и фонарь на уровне метров трех неминуемо будет попадать в поле зрения и «бить» в глаза. Чтобы уменьшить этот эффект, следует выбирать арматуру с матовыми или «фростированными» стеклами и пользоваться лампами меньшей мощности. Конечно, тогда их надо располагать чаще. Расстояние между ними определяется не только яркостью источников, но и требованиями комфортности. Существует еще две рекомендации: чтобы фонари не ослепляли, угол их светового конуса не должен выходить за пределы 35 градусов от вертикали, а чтобы в глазах не рябило, чередующиеся светлые и темные участки дорожек по освещенности не должны различаться более чем в пять раз. Иногда логичнее и уместнее размещать лампы не на мачтах, а на постройках или деревьях.

Хорошо вписываются в ландшафт невысокие светильники в виде столбиков или тумб (их еще называют на иностранный манер — боллардами). Приятнее, когда поток света направлен вниз и в сторону, а не в глаза прогуливающемуся человеку.

Этому требованию полностью соответствуют популярные в западных странах pathlights – низкие, с непрозрачным колпаком, отражающим лучи только на гравий или плитку дорожки. Зимой их заносит снегом, если только не расчищать пространство вокруг. Кстати, при желании конструкции легко демонтировать — они заканчиваются снизу пластиковым “колышком”, просто втыкаемым в землю.

Неплохо справляются с задачей небольшие прожекторы у тропинок, направленные на обрамляющую их растительность. Видно и что под ногами (благодаря отражению), и что по бокам.

Помимо традиционного применяют и «маркировочное» освещение, отмечающее дорожку встроенными в нее фонарями (со степенью защиты не менее IP67). Эффект получается интересный, но не практичный. Лучи уходят в небо, оставляя в темноте садовые композиции.

Однако польза автомобильных маркеров неоспорима. Эти “приземленные” светильники высотой сантиметров шесть с прочной металлической крышкой четко указывают границу “проезжей части” на садовом участке, не боятся наездов и не мешают движению автомобилей.

…И ГЛАЗАМ ПРИЯТНО
Уход за растениями – тяжелый труд. Награда за него – радость созерцания плодов своих рук. И грустно бывает наблюдать, как наступающие сумерки скрывают кусты, цветы, газоны, так мило смотревшиеся днем. Поэтому желание не отдавать тьме созданную красоту вполне естественно.

Приемы освещения деревьев выбирают в зависимости от текстуры ствола, «пышности» листвы… Для густой, плотной кроны требуются заливающие прожекторы (одним не обойтись), расположенные на некотором расстоянии от нее. Если листва у дерева ажурная, то свет можно направить противоположно дневному — вверх вдоль ствола. Тогда снизу открывается непривычно-необычный вид сверкающих листьев. А чтобы сохранить естественный ход лучей, прожектор помещают на самой макушке и наводят вниз – большой освещенный участок под деревом смягчает контрасты получившейся картины.

Еще один прием — просвечивать деревья насквозь, создавая теневой рисунок на светлом фоне какой-либо постройки или на земле (эффект «лунного сияния» дают лампы со спектром излучения, близким лунному, например ртутные).

Объем кроны подчеркивают, “вплетая” источники в листву. Применяют хорошо известные нам по новогодним праздникам гирлянды или световые кабели (с находящимися внутри малогабаритными лампочками накаливания) типа Durolight.

Трава и прочая растительность под лампами с низкой цветовой температурой выглядят пожухлыми. Когда же ее значение высоко, как у галогенок с 4000 К (измеряют в Кельвинах), зелень приобретает изумрудный оттенок.

"Маркировка" ступеней светодиодными светильниками OsramВОДНЫЙ МИР
В наших широтах, устраивая на участке бассейн или фонтан, рассматривают его прежде всего как украшение, а не как средство для охлаждения разгоряченных тел. Посему объект будет считаться незавершенным, если не продумать его освещение.

Большие возможности предоставляют гибкие световоды. Они “разводят” электричество и воду – их случайная встреча невозможна, что существенно повышает безопасность таких систем.

Дизайнеры, хорошо освоив ремесло освещения гидротехнических сооружений, предлагают для создания приятной глазу “картинки” располагать лампы таким образом:

— за стеклом в специальной камере на дне или в боковых стенах;

— под водой на глубине не более 15 см;

— в подающей воду трубе (струя светится за счет полного внутреннего отражения);

— вокруг фонтана в прожекторах заливающего света;

— за спадающими каскадом потоками воды;

— в бортах бассейна над водной гладью (для создания на ней мерцающих отражений);

— на поверхности пруда в виде “плавающих” шаров.

Подводное освещение уместно не только монохромное, но и скомпонованное разными цветами как контрастными, так и близкими. Оно тем эффектнее, чем темнее окружение водоема.

МАЛЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ…
“Поставить” правильный свет – это искусство. Каждый из нас не раз получал подтверждения сей истины, рассматривая фотографии, сделанные профессионалом и любителем. Снимают вроде одно и то же, а какая разница!

Скульптуры всегда располагают на более темном общем фоне. Однако надо помнить, что,нежелательные тени могут сильно исказить первоначальный замысел художника. Можно совсем избавиться от них — несколькими светильниками, “бьющими” с разных направлений, но и это не лучший вариант, поскольку пропадет ощущение объема. Здесь, как и во всем ландшафтном освещении, важно не переусердствовать. Применение слишком мощных ламп создает крайне нежелательный ослепляющий эффект.

Для некоторых садовых архитектурных сооружений, таких, как беседки, например, следует предусмотреть несколько режимов (световых сцен) – функциональный, когда люди, скажем, собираются там поужинать, релаксационный, если есть желание провести время в приятных беседах с друзьями, и “декорационный”, органично вводящий этот объект в общую вечернюю картину “поместья”.

…И БОЛЬШИЕ
В последние годы построено немало самых разнообразных в архитектурном плане коттеджей. У хозяев появляется естественное желание не прятать их красоту “в ночи”, а включить в единый световой ансамбль. Чтобы фасады загородных домов не “спорили” с общим невысоким уровнем фоновой засветки, используют светодиодные фонари.

Надо принимать во внимание, что светильники на строении хорошо заметны и днем. Поэтому их дизайн должен гармонировать с его стилем.

Важно расценивать территорию вокруг дома как продолжение интерьера. Тогда, правильно выбрав освещение внутри и снаружи, легко создать иллюзию «растворения» окон и стен, особенно при большой площади остекления.

ЧТО НАМ СВЕТИТ

Brilux. Светильник серии Tulip. Корпус алюминиевыйб абажур пластмассовый Светильник типа pathlight Ambiance. "Приземлённый" шар. Освещает и дорожку, и окружающую растительность "Плавающие" шары на поверхности прудика
Francesconi. Серия Palo Per Ela. Светильник для дорожек. Окрашенная алюминиевая стойка Факел с открытым пламенем. Топливо - керосин (ламповое масло) Massive. Автомобильный маркер Светодиодный светильник на солнечных батареях

"Маркеры" у дорожкиТрадиционные лампы накаливания применяют “по инерции”. Они и служат недолго, и спектр их излучения не очень подходит для зеленой растительности. Единственное достоинство – доступность и низкая цена. Однако учитывая, что почти всю потребляемую электроэнергию они превращают в тепло, а не в свет, и что далеко не все из них доживают до положенных 1000 часов, экономия получается сомнительной.

Рачительнее применять галогенные, компактные люминесцентные, металлогалогенные и светодиодные лампы.

Галогенки — это те же лампы накаливания, но благодаря некоторым техническим ухищрениям их излучение по спектральному составу максимально приближено к естественному. Срок службы — 2000-6000 часов. Производители предлагают их в виде не только капсулы (лампочки), но и ее неразборного соединения с отражателем. Разная геометрия обеспечивает угол расхождения луча от 3 до 40 градусов.

Компактные люминесцентные лампы (КЛЛ) — их еще заслуженно называют энергосберегающими (они в четыре-пять раз экономичнее обычных ламп). Выглядят как привычные нам люминесцентные трубки, многократно «сложенные» или завитые спиралью. Цветность излучения — от теплого белого (немного желтоватого) до холодного (дневного). Имея такой же цоколь, как у ламп накаливания, и практически такие же размеры, КЛЛ заменяют их во всех случаях. Только при низких температурах их нормальное функционирование проблематично. Хотя некоторые производители заявляют, что их модели работают и при 25-градусном морозе. Срок службы энергосберегающих ламп превышает 6000 часов, у некоторых марок достигает 15000 часов.

Металлогалогенные (газоразрядные) лампы отличаются высоким качеством цветопередачи. По сравнению с лампами накаливания их цветовая отдача больше в шесть раз, а долговечность — в десять. Их применяют для освещения больших территорий, фасадов, крон высоких деревьев и в оптоволоконных системах.

Светодиоды сейчас активно вторгаются в области, где доминируют другие источники света. Причина в их уникальных свойствах. Они компактны, почти не нагреваются, не излучают УФ- и ИК-части спектра, надежны (ресурс работы — 100000 часов), виброустойчивы, без проблем работают при морозе и потребляют энергии в 10 раз меньше галогенок. Испускают свет, близкий по составу солнечному или монохромный. Используя светодиоды трех основных цветов (красный, синий, зеленый), легко создать картину любого желаемого тона. Их часто применяют для подсветки ступеней, водяных струй и т.п.

С помощью фильтров, цветных ламп и светодиодов легко сделать все вокруг розовым или голубым. В некоторых ситуациях такое решение будет уместным (подсветка воды, новогодняя “иллюминация” фасадов, оживление зимних заснеженных объектов). Но не следует злоупотреблять цветом при освещении летнего буйства натуральных красок. Скорее всего, в таком случае и кусты, и клумбы, и даже грядки будут выглядеть неестественными и непривлекательными.

ЗАКОН ОМА СУРОВ
Садовые светильники выпускают и на 220 В, и на 12 В. Даже если мы предпочтем второй вариант, то все равно разводку надо будет делать сетевым напряжением, а понижающие трансформаторы располагать вблизи ламп. Дело в том, что в их вторичной цепи протекает большой ток, приводящий к сильным потерям в проводах.

Этот фактор особенно важен для низковольтных галогенных ламп, нормально работающих при напряжении приблизительно от 11 до 12 В (эксплуатация вне этого диапазона сокращает срок их службы). Для примера: чтобы падение напряжения в проводах вторичной цепи (сечения 4 кв. мм) не превышало 1В, их длина при мощности светильника 100 Вт не должна превышать 13 м. Для более тонкого кабеля (2,5 кв. мм) это расстояние сокращается до 8 м.

Здесь нас подстерегает еще одна «засада» — качество загородных сетей. Известно, что в сельской местности напряжение часто понижено. Далеко не все трансформаторы обеспечивают галогенки нужными 12 вольтами даже при 220 В на входе. Что уж говорить, когда там всего лишь вольт 180.

Разумеется, имея дело с электричеством, нельзя забывать о технике безопасности. Два фактора заставляют уделять ей самое пристальное внимание. Во-первых, как уже отмечалось, в основном разводка 220-вольтная. Во-вторых, электрическая установка находится вне помещения – а это дождь, снег, мороз… Да и вероятность случайно задеть кабель лопатой здесь отнюдь не нулевая.

Помимо незадачливых садоводов повредить его могут и грызуны, для которых изолирующая оболочка – любимое лакомство. Конечно, пластиковая гофротруба не спасет. Надо брать бронированный кабель или в крайнем случае протягивать его в полиэтиленовой трубе. Глубина залегания – около 70 см.

Ветку цепи, обеспечивающую садовое освещение, как и остальные, защищают автоматическим выключателем, срабатывающим при перегрузках и коротких замыканиях, и УЗО (устройством защитного отключения), разрывающим линию при появлении совсем крошечных токов утечки, сигнализирующих о неполадках и нарушениях изоляции.

Если схему разделяют на несколько групп потребителей (бассейн, дорожки, периметр…), то автоматические выключатели и УЗО желательно устанавливать в каждой из них.

В подходящих местах на территории участка следует предусмотреть розетки для подключения садовой техники и инструментов. Они, как и любые электрические приборы и устройства, используемые в саду, должны обладать соответствующей степенью защиты от пыли и влаги (код IPХХ). Первая цифра в обозначении характеризует наличие и размер щелей, куда могут попадать любые твердые тела или пыль. Так, IP3Х означает защиту от проникновения предметов размером больше 2,5 мм, IP4Х – больше 1 мм, IP5Х – свидетельствует о частичной пыленепроницаемости, а IP6Х – о полной.

Приусадебный участок – зона повышенной электроопасности: вода и сверху течет, и под ногами нередко лужи… Вторая цифра в IP-коде у электроприборов должна быть не меньше 5 (защита от струй со всех сторон); 4 соответствует “разносторонним” брызгам, 3 – когда они падают под углом до 60 градусов от вертикали.

К светильникам, расположенным у воды или погруженным в нее, предъявляются более строгие требования:

IPХ6 – противостоят динамическому воздействию потоков воды;

IPХ7 – безопасны при временном погружении на глубину до 1,5 м;

IPХ8 – способны работать в воде неограниченно долгое время (при обычных бытовых величинах глубины и давления).

Подбирать оборудование следует с учетом условий эксплуатации. Так, уличные светофоры, продуваемые всеми пыльными ветрами и поливаемые не только дождями, но и брызгами из-под колес машин, обладают IP54 или IP65. А понижающий трансформатор для садовых светильников, «спрятанный» прямо в грунт, должен иметь степень защиты IP68.

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ…
На дворе XXI век, и вполне естественно желание сделать садовое освещение каким-нибудь эдаким: чтобы и гостей удивлять, и выгоду извлекать (учитывая все возрастающие тарифы на электроэнергию, надо как-то ее экономить).

Самое простое решение – поставить проходные выключатели (и внешне, и по цене они практически не отличаются от обычных). Один, например, у калитки, другой – у входа в дом. Тогда, заходя на участок с улицы, включают фонари, а прогулявшись по освещенной дорожке до двери, выключают.

Конечно, это не торжество современных технологий. Хочется чего-то электронного и автоматического? Пожалуйста. Называется «сумеречный датчик». Как только начинает смеркаться, он сам подает питание на лампы. На рассвете (а летом это часа в 3-4) – отключает. И они не будут гореть напрасно при ярком солнечном свете, ожидая, пока хозяин не соизволит проснуться и щелкнуть тумблером.

Предпочитаете не зависеть от естественного хода событий, а самому их планировать? Тогда покупайте таймер и программируйте сколько угодно включений за ночь. Кстати, есть модели, автоматически учитывающие постепенное изменение длительности дня и корректирующие однажды выставленное время зажигания и гашения светильников.

Некоторые таймеры способны имитировать присутствие людей. Они коммутируют цепь не точно в заданное время, а в случайные моменты в некотором диапазоне вокруг него (например, плюс-минус час или полчаса). Создается впечатление, что в доме кто-то есть.

Если вы считаете, что нет нужды транжирить энергию, когда никто не ходит по дорожкам и не любуется световыми эффектами, тогда задумайтесь о приобретении “умной” электроники – инфракрасного датчика движения. Он замечает любое живое теплое существо, появившееся в его поле «зрения», и тут же включает фонари или прожекторы. Ушел человек – они погасли. Есть модели, «чувствующие» на расстоянии более полутора десятков метров. Прибор несложно настроить так, чтобы он не реагировал на домашних животных.

ИК-датчик движения – это еще и общепризнанное средство охраны. Для этой цели специально разрабатывают более чувствительные, точные и дорогие устройства, однако и бытовые детекторы вполне справляются с поставленной задачей. Нежданный “гость”, проникнув в полной темноте на участок, будет неприятно удивлен, попав в лучи прожекторов. Он почувствует себя “неудобно” и поспешит ретироваться, чтобы не тревожить хозяев и соседей.

Мечтаете, чтобы фонарики светили, совсем не потребляя дорогое электричество? Каким бы это ни казалось фантастичным, есть и такие. Днем они с помощью солнечных элементов аккумулируют энергию, а ночью используют ее, мягко рассеивая тьму. Лампы – компактные люминесцентные или светодиодные. И пусть они блистают не так, как “сетевые”, да и “выдыхаются” к исходу длинной ночи, зато удобны. Сами включаются и выключаются. И никаких проблем с монтажом – располагайте их, где считаете нужным, часто просто воткнув в землю колышек, на который они посажены.

…И НЕЗАБЫТЫЕ СТАРЫЕ
Оказывается, газовые фонари, известные многим только по литературным произведениям, существуют и в наше время. Конечно, сейчас ими уже улицы не освещают. Служат они скорее для создания необходимого настроения у гостей на вечеринке в саду. Представьте изумление собравшихся, когда они увидят, что вокруг не привычные лампы накаливания, а факелы с открытым, колышущимся пламенем. Их располагают на высоких пиках, просто воткнутых в землю, на столах, на стенах. Небольшого газового баллончика хватает на всю ночь.

У них есть аналоги, где в качестве топлива применяют ламповое масло, ароматизированное и, если требуется, с добавками, отпугивающими комаров. Они горят столько, сколько нужно – надо всего лишь вовремя подливать масло (или керосин).

СКОЛЬКО ГОТОВИТЬ?
О «цене света» можно говорить лишь приблизительно. Ландшафтное освещение — это картина, создаваемая светодизайнером. Пусть средства у него не такие, как у живописца с кистью, но приемы очень схожи. Стоимость фонарей, кабелей, трансформаторов и т. п. зависит от того, решает ли хозяин обойтись минимальными расходами или ему хочется произвести впечатление на гостей, соседей и домочадцев. Оборудование обойдется долларов в 300-700 за сотку. Монтаж дорогих и дешевых светильников мало чем различается и стоит $200-250 за сотку (сюда входит и прокладка кабеля под землей). Сам труд дизайнера оплачивают из расчета $25-75 за сотку участка. В расходы следует занести еще и потребляемую электроэнергию, и замену лампочек, и сезонные работы. В год на это уйдет несколько десятков долларов.

Можно сэкономить и обойтись своими силами, не приглашая светодизайнера. Однако приведенные в нашей статье советы и рекомендации иллюстрируют лишь часть проблем. Когда речь заходит об искусстве, нет однозначного решения. Оно зависит от опыта специалиста, применяемых им ремесленных и художественных приемов и от того, какой световой «шедевр» он создает.

Самое читаемое за месяц