1-й, везде

2-й, везде

3-й, везде

4-й, везде


Присоединяйтесь к нам в соцсетях

Главные новости /все

Eisenwarenmesse 2021 – Международная инструментальная выставка в Кёльне – отменена из-за пандемии
0
171
Компания ESAB запустила новую виртуальную платформу с новинками
0
390
Новая бесплатная услуга от Hilti: онлайн-калькулятор потенциального сокращения затрат при монолитных работах
0
450
Спешите! Только с 26 по 30 ноября 2020 г. скидка 25% на рейсмусовый станок Powermatic 15SC (230 или 400 В)
0
467
Промокод Mforum на выставку Aquatherm (Акватерм) Moscow 2021. Получите электронный билет
0
520
Осенняя коллекция инструмента 2020 от законодателя строительных инноваций
0
978
Bosch вышел на маркетплейс Ozon
0
801
Поль Ду Йенсен — новый президент концерна Grundfos
0
795
Стартуем! Международная инструментальная выставка Eisenwarenmesse 2021: г. Кёльн, Германия, 21-24 февраля
0
772
Качество трубного крепежа: какая маркировка гарантирует безопасность. Рекомендации Fischer
0
1136
Как выбрать подходящие фотообои для стены в спальне
0
734
Немецкий стиль в интерьере кухни и техника: идеальное соседство
0
859
Конденсационный газовый котёл для дома: нюансы выбора
0
942
Kingfisher plc завершила продажу Castorama Russia компании Maxidom
0
1397
Юбилей Ariston: 25 лет тепла в России и 90 лет в мире
0
681
Китайский Lifan признан банкротом: он задолжал сотни миллионов долларов
0
1536
П9-850-РЭ – новый сетевой перфоратор от «Фиолент», полностью разработанный и выпускаемый в Крыму
0
988
Husqvarna представила обновлённые бензиновые снегоотбрасыватели 200-ой серии – ST 224, ST 227 и ST 230
0
953
Строгайте в размер с выгодой! Скидка 15% на рейсмусовые станки Powermatic 15SC в обеих модификациях 230/400 В
0
638
В 2021 году на выставке MosBuild одним из ключевых снова будет раздел «Оконные технологии»
0
481
Интерес к стройматериалам и инструментам во время карантина вырос на 21,8%
0
443
ESAB на выставке Rusweld 2020 (19-22 октября, Москва, ЦВК «Экспоцентр»)
0
623
Лучший сварщик России: долгожданный конкурс прошёл в Красногорске
0
671
Время обновлений. Новинки сетевых дисковых пил и углошлифовальных машин «Интерскол»
0
1004
Перенос сроков проведения выставки MITEX на 2021 год
0
1265
Аккумуляторные новинки «Интерскол». Единая цифровая платформа МСТ для сопровождения инструмента
0
1301
Очередная новинка 2020 года от Metabo – сетевой циркулярный станок TS254M
0
1064
Союз Независимой Инструментальной Розницы (СНИР)
0
2102
Встроенный литий-ионный аккумулятор в двигателях Briggs&Stratton 500-й и 600-й серии
0
1321
Реорганизация в концерне Grundfos
0
972
Раскрывая возможности: сварщики поборются за звание лучших в России
0
1023
Выбор настоящих профессионалов: новая линейка лёгких, мощных и надёжных сетевых УШМ от «Фиолент» под круг 125 мм
0
1240
Metabo представляет две новые модели ручных сетевых дисковых пил – KS 66 FS и KS 85 FS
0
1406
Промокод на выставку MosBuild 2021: регистрация открыта! Москва, МВЦ «Крокус Экспо», 30 апреля – 2 марта
0
2096
Две аккумуляторные 18-В новинки Metabo: сабельная мини-пила SSE 18 LTX BL Compact и мультитул MT 18 LTX BL QSL
0
1203
Журнал “Инструменты” + “GardenTools” + “Всё для стройки и ремонта” серии “Потребитель” (объединённый выпуск “Лето-осень 2020”)
0
1967
Выставка «Отечественные строительные материалы» (ОСМ) – №1 в календаре строителя на 2021 год!
0
1082
Вебинар Manders и Mosbuild «Ассортимент тканей и пошив штор: 2 части успешных продаж»: 29 сентября, начало в 14:00
0
739
Выставка Spoga + Gafa: новые даты
0
877
Viessmann расширил линейку конденсационных котлов серии Vitodens 050-W
0
657

Лучшие видео / все

{{comments ? comments : '0'}}
{{post.my_views_col}}

Лучшие
мастер-классы / все

{{comments ? comments : '0'}}
{{post.my_views_col}}

Лучшие репортажи / все

{{comments ? comments : '0'}}
{{post.my_views_col}}

Лучшие тесты / все

{{comments ? comments : '0'}}
{{post.my_views_col}}

Опросы

Каким аккумуляторным инструментом Вам приходилось работать?

  • • дрель-шуруповёрт (21%, 1 038 голосов)
  • • фонарь (12%, 594 голосов)
  • • перфоратор (10%, 497 голосов)
  • • УШМ (10%, 476 голосов)
  • • отвёртка (10%, 468 голосов)
  • • дисковая пила (8%, 392 голосов)
  • • рубанок (6%, 309 голосов)
  • • гайковёрт или винтовёрт (5%, 265 голосов)
  • • специализированный шуруповёрт (5%, 229 голосов)
  • • сабельная пила (4%, 217 голосов)
  • • мультитул (4%, 214 голосов)
  • • другое (4%, 180 голосов)
  • • пока никаким (1%, 30 голосов)

Проголосовало: 1 187

Загрузка ... Загрузка ...

Выставки

Слёт Мастеровых #14 на MITEX 2017: 7-10 ноября, Москва

Interlight Moscow 2017: 7-10 ноября 2017, Москва

Ландшафт Экспо 2018: 2-4 марта 2018, Москва

Batimat Russia 2018: 3-6 апреля, Москва

Интерфлора 2018: 18-20 апреля, г. Москва, Гостиный Двор

Сибирская дача 2018: 26-29 апреля, Красноярск

Intertool Kiev 2018: 15-18 мая, г. Киев, Украина

Малоэтажное домостроение 2018: 16-19 мая, Красноярск

Unibuild 2018: 6-7 июня, Нальчик

SibWoodExpo 2018: 11-14 сентября, Иркутск

Осень на даче 2018: 13-16 сентября, Красноярск

ФСД 2018 Санкт-Петербург: 28-29 сентября

China Machinery Fair 2018: 30 октября - 1 ноября, Москва

Агропромышленный форум Сибири 2018: 14-16 ноября, Красноярск

Электротехника. Энергетика 2018: 21-23 ноября, Красноярск

Новогодний подарок 2018: 6-9 и 13-16 декабря, Санкт-Петербург

Строительство и архитектура 2019: 22-25 января, Красноярск

Дом. Дача. Дизайн 2019: 14-16 марта, Беларусь, г. Могилев

City Build Russia 2019 Москва: 19-20 марта

Дом и Сад 2019: 21-24 марта, Москва

КлиматАкваТЭкс 2019: 14-17 мая, Красноярск

Петербургская зелёная неделя 2019: 26-29 сентября, Санкт-Петербург

CIHS-2019: 10-12 октября, Шанхай (Китай)

ПромЭкспо 2019: 15-16 октября, Волгоград

City Build Russia 2019: 29-30 октября, Санкт-Петербург

Металлообработка и сварка 2019: 20-22 ноября, Красноярск

Ремонт Экспо 2020: 14-16 февраля, Москва

Eisenwarenmesse 2020: 1-4 марта, Кельн (Германия)

ShymkentBuild 2020: 11-13 марта, Казахстан, Шымкент

Коттедж. Строй. Экспо-2020: 2-5 апреля, Хабаровск

Город 2020: 15-17 апреля, Владивосток

Загородный дом. Весна 2020: 16-19 апреля, Москва

Фестиваль Столярного Дела Москва 2020: 25-26 апреля

Белорусский дом 2020: 14-16 мая, Беларусь, г. Минск

Архитектура ДВ 2020: 21-23 мая, Хабаровск

Spoga+Gafa 2020: 6-8 сентября, Кельн (Германия)

ЧеченСтрой Экспо 2020: 23-24 сентября, Грозный

Строим дом. Осень 2020: 26-27 сентября, Санкт-Петербург

ExpoDrev Russia 2020: 30 сентября - 2 октября, Красноярск

MITEX 2020: 10-13 ноября, Москва

Пром-Volga-2020: 18-20 ноября, Волгоград

Строй-Volga-2020: 18-20 ноября, Волгоград

Энерго-Volga-2020: 18-20 ноября, Волгоград

ОСМ 2021: 26-29 января, Москва

Aquatherm Moscow 2021: 2-5 февраля, Москва

Мир климата 2021: 9-12 марта, Москва

РСН и RosBuild 2021: 9-12 марта, Москва

MosBuild 2021: 30 марта - 2 апреля, Москва

AtyrauBuild 2021: 7-9 апреля, Казахстан, Атырау

AstanaBuild 2021: 19-21 мая, Казахстан, Нур-Султан

BuildExpo Uzbekistan 2021: 16-18 июня, Узбекистан, г. Ташкент

AquaTherm Almaty 2021: 7-9 сентября, Казахстан, Алматы

KazBuild 2021: 7-9 сентября, Казахстан, Алматы

Скульптурная резьба бормашинкой: мастер-класс Влада Костенко

0
13993

Рассказ скульптора Влада Костенко
записал Алексей Алесковский

Прежде чем начать творить, скульптор делает эскиз. На это может уйти не один день (в случае работы на заказ добавляется еще этап согласования с заказчиком). Например, на создание эскизов «Пантеры на дереве» (1) потребовалось около недели.

СОЗДАНИЕ ЭСКИЗА
Эскиз рисуют в самом эффектном ракурсе. Потом из специального скульптурного пластилина делают макет скульптуры в натуральную величину (2): лицевая сторона — строго по эскизу, а облик обратной становится виден в процессе лепки. Работают подручными средствами — ножом, стеками, иногда находит применение даже обычная чайная ложка.

Чтобы модель не деформировалась под своим весом, используют проволочный каркас.

Прежде чем начать творить, скульптор делает эскиз. На это может уйти не один день (в случае работы на заказ добавляется еще этап согласования с заказчиком). Например, на создание эскизов «Пантеры на дереве» (1) потребовалось около недели Эскиз рисуют в самом эффектном ракурсе. Потом из специального скульптурного пластилина делают макет скульптуры в натуральную величину (2): лицевая сторона — строго по эскизу, а облик обратной становится виден в процессе лепки. Работают подручными средствами — ножом, стеками, иногда находит применение даже обычная чайная ложка Машины подвесного типа с рукавом (шлангом) годятся только для грубой работы, так как рукав дает вибрацию и неудобен, ограничивая подвижность мастера. Для тонких операций подходят лишь те, у которых двигатель «в руке». Какие бы тяжелые они ни были, это не проблема — вес можно скомпенсировать подвесом из резиновых нитей, как показано на фото (3)

ПЕРЕНОС ЭСКИЗА НА МАТЕРИАЛ
Подбирают брус необходимого размера, чтобы скульптура в него вписалась. Клееный брус лучше не применять из-за сложности подбора текстуры, не позволяющей скрыть клеевой шов. К тому же цельная скульптура ценится значительно выше, нежели набранная из частей.

Силуэт отрисовывают на брусе, а затем уточняют штангенциркулем и линейками. Все лишнее срезают по контуру ленточной пилой. При этом все параллельные упоры со стола пилы надо убрать — заготовку приходится вести просто руками, что требует большой осторожности. Я пользуюсь пилой Энкор Корвет 35 с самым узким мелкозубым полотном. Чем уже полотно, тем меньше радиус закругления.

РЕЗЬБА БОРМАШИНКОЙ
И только теперь начинается работа бормашинкой. Их скульптору нужно как минимум две: одна — мощная высокоскоростная подвесного типа со сменными наконечниками, вторая — ручная бесшлангового типа. Сменных наконечников желательно тоже иметь два: для грубых боров (они характеризуются большими биениями вала) и для тонких работ.

Машины подвесного типа с рукавом (шлангом) годятся только для грубой работы, так как рукав дает вибрацию и неудобен, ограничивая подвижность мастера. Для тонких операций подходят лишь те, у которых двигатель «в руке». Какие бы тяжелые они ни были, это не проблема — вес можно скомпенсировать подвесом из резиновых нитей, как показано на фото (3). Конструкция на вид грубоватая, но работать удобно, а это главное.

Черновая обработка заготовки, предварительноопиленной на ленточной пиле, делается цилиндрическими борами в высокоскоростной мощной бормашине подвесного типа. Затем настает черед ручной бормашинки с регулируемой скоростью. Несмотря на небольшой вес инструмента, я снабдил его резиновым подвесом, уменьшающим усталость. По моему мнению, высокопроизводительные машины со скоростями более 40 000 об/мин для скульптуры не подходят — они режут дерево, как масло, что не позволяет чувствовать материал и работать с желаемой точностью.

Скорость вращения шпинделя у моих бормашинок — 10 000 оборотов и ниже. Это обеспечивает более тщательный контроль за работой и меньший шум.

Подобная резка — процесс скрупулезный и медленный, с минимальным съемом материала. Именно так достигаются необходимая точность и достоверность передачи замысла скульптора. На маленьких скоростях можно шлифовать и полировать, но чем больше обороты, тем сильнее бор стремится заглубиться. Кстати, шлифовать дерево удобно затупленным бором.

Другая особенность скульптурной резьбы бормашинкой — вылет бора из машинки устанавливается максимально допустимый, лишь бы бор не вываливался. Это дает возможность подходить к материалу с разных сторон и резать под разными углами разными участками бора, имеющими разную кривизну. Желательно использовать только твердосплавные боры с крупным зубом, иначе смолистая древесина засоряет оснастку, и она перестает резать.

На фото (4) представлены виды боров, необходимых для скульптуры: цилиндрические, шарообразные, конусные, конусные с полусферическим наконечником, обратноконусные, бор-иголка.

Сначала силуэт уточняется каплевидным бором, который еще называется обратноконусным с полусферическим концом. Затем применяются различные другие боры в соответствии с видом работы, замыслом скульптора и обрабатываемой частью заготовки (5).

На фото (4) представлены виды боров, необходимых для скульптуры: цилиндрические, шарообразные, конусные, конусные с полусферическим наконечником, обратноконусные, бор-иголка Сначала силуэт уточняется каплевидным бором, который еще называется обратноконусным с полусферическим концом. Затем применяются различные другие боры в соответствии с видом работы, замыслом скульптора и обрабатываемой частью заготовки (5) Бор-иголка обладает очень широкими изобразительными возможностями. К примеру, чтобы изобразить шерсть (6), проводят параллельные волнистые линии сообразно форме скульптуры

Последний этап — уточнение мельчайших деталей, таких как шерсть, глаза, уши, чешуя. Все эти элементы имеют острые углубления, а потому здесь используют боры-иголки. Подобная работа занимает много времени, примерно от трети до половины от общего, в зависимости от сложности фактуры поверхности.

К слову, боры-иголки я изготавливаю самостоятельно: в одну бормашинку вставляю бор-«заготовку», а в другую — алмазный диск, которым-то из бора и вытачиваю отцентрованный конус с желаемым углом при вершине (разные задачи, естественно, требуют разных углов). Потом конус затачиваю на плоскости на трехгранную пирамиду.

Бор-иголка обладает очень широкими изобразительными возможностями. К примеру, чтобы изобразить шерсть (6), проводят параллельные волнистые линии сообразно форме скульптуры.

Этим же бором рисуют чешую рептилий и рыб, трещины на камнях и деревьях. Секрет работы «иголкой» в том, что ее нужно держать не перпендикулярно обрабатываемой поверхности и всегда вести к себе или по ходу вращения — в общем, прием похож на рисование карандашом. Сначала проходят канавку под более острым углом, а затем, увеличивая угол, подчищают края.

В последнюю очередь скульптуру шлифуют войлочным диском, например абразивом Dialux, и промывают скипидаром. Полировкой выделяют желаемые части скульптуры — полированное дерево темнее шлифованного, и это свойство удобно использовать как художественный прием. Так, в скульптуре «Пантера на дереве» полировкой с помощью войлочного круга можно «отделить» зверя от дерева, на котором он отдыхает. Полировка придает скульптуре объем, делая ее более эффектной.

Скульптурная резьба бормашинкой: мастер-класс Влада КостенкоС ЧЕГО НАЧАТЬ НОВИЧКУ-ЛЮБИТЕЛЮ?
Чтобы научиться делать скульптуру, сначала надо научиться лепить объемную форму из того же скульптурного пластилина. Дело в том, что иногда приходится отказываться от эскиза: то, что хорошо на плоскости, не всегда смотрится в объеме.

Важнейший навык — пространственное воображение. Нужно уметь представить себе готовую скульптуру в объеме заготовки, а дальше постепенно резать, удаляя все лишнее. Кстати, некоторые резчики даже рисовать толком не умеют, то есть они не могут карандашом выразить свой замысел, зато в объеме — лепкой — все без исключения способны осуществить свои идеи, поскольку у всех развито чувство объема.

Стоит ли начинать учиться резьбе на мягких породах дерева? Наверное, нет. Например, липу невозможно резать бормашинкой, ее древесина сразу забивает боры, и они выходят из строя. К тому же из-за мягкости липы вырезанную из нее скульптуру легко повредить даже ногтем.

Для резьбы бормашинкой годятся твердые, бестекстурные породы древесины. Это черное дерево, ограниченно годится орех. К слову, с отечественными породами я вообще не работаю, предпочитая кость и близкие к ней по твердости тропические сорта древесины.

Для скульптуры также играют роль такие свойства дерева, как отсутствие склонности к скалыванию и вязкость. При этом важная особенность древесины как материала для резьбы бормашиной заключается в том, что каждая порода имеет свой «характер» — пригодность для резания вдоль и поперек волокон, к движению бора по волокнам или навстречу им. У разных сортов различаются усилие резки и оптимальная скорость. Наилучшим образом для резьбы подходят те виды дерева, которые при обработке против волокон не дают задиров.

В общем, учиться работать на одной породе с тем, чтобы затем резать из другой, не выйдет. Именно поэтому столь важна роль эскиза и лепки модели — с куска дерева материал можно только удалить, но не прибавить. Да и цена его немалая: на черном дереве много не поучишься.

Учась лепке, начинать нужно с несложных объектов. Не стоит сразу браться за скульптурный портрет человека. Сначала следует развить глазомер и художественные навыки, ведь инструмент — лишь средство. Можно пробовать копировать фигурки нэцке — здесь вам и сюжет, и хорошее упражнение по стилизации, что особенно важно для пластики малых форм. Еще один пример хорошей модели — домашние животные, особенно холоднокровные, из-за их природной склонности застывать в неподвижности.

Эскиз лучше учиться рисовать на глаз без измерения объекта. А вот переносить эскиз на дерево или кость (с рисунка или с пластилина) рекомендуется с помощью инструментов — штангенциркуля, циркуля, линейки.

Обрабатывать дерево в скульптуре маслом не стоит — черное дерево, например, под влиянием олифы превращается в подобие пластика. С маслами вообще нужно быть осторожнее, они убирают само впечатление от дерева. Скульптура — вещь не утилитарная, в руки ее часто не берут, так что пропитки ради защиты от влаги она не требует.

Текстура древесины не должна мешать восприятию формы. Попытка подогнать скульптуру под фактуру дерева, как правило, обречена на неудачу. Дерево с ярко выраженной текстурой хорошо смотрится на гладких поверхностях изделий — курительных трубках, ручках ножей.

Кроме дерева, можно обрабатывать известняк, а также уральские поделочные камни. Но боры на них будут тупиться очень быстро.

В общем, дерзайте!

Cкульптор Влад КостенкоО ВЛАДЕ КОСТЕНКО
Влад закончил Московскую соединенную художественную школу им. Томского. Потом поступил в Абрамцевский промышленно-художественный колледж им. Васнецова на отделение резьбы по дереву. А там знакомые косторезы предложили подработать в московской частной фирме. Съездил туда, дали кость, попросили эскиз небольшой скульптуры. Нарисовал — а дальше услышал от заказчиков: «Режь. Запорешь — ничего страшного, за материал не переживай. Ну а справишься — возьмем на работу». Сделал отлично, скульптуру купили. После чего Влада приняли на работу в эту фирму, где он и подрабатывал, будучи студентом.

Резьба по кости интереснее для мастера, поскольку кость позволяет передать мелкие детали, которые очень трудно выполнить из дерева, имеющего собственную фактуру. К тому же она может быть тоньше, сложнее и красивее, да и оплачивается куда лучше. Резчики по дереву делают либо трудоемкую парковую скульптуру, либо наличники, либо иконостасы. Труд этот весьма тяжел физически при сравнительно невысокой оплате, к тому же он сопряжен с большой производственной вредностью.

В Абрамцево знакомый из Тулы предложил Костенко поработать в оружейной фирме «Возрождение» — делать к ножам ручки из кости. Влад согласился. Чем больше он этим занимался, тем больше ему хотелось самому сделать хороший и красивый нож. Сам увлеченный охотник, Влад понимал, что нож в первую очередь инструмент и красота его формы должна находиться в гармонии с функциональностью. Здесь талант художника-анималиста пришелся весьма кстати, немало ножей работы Костенко украшено резной скульптурой или гравюрами животных.

В той же тульской фирме произошел забавный случай — поступил заказ из Объединенных Арабских Эмиратов. Владу дали клинок и попросили выполнить рукоятку на свой вкус. А клинок был тяжелый, массивный, и Костенко ничего лучшего в голову не пришло, как сделать свинью (кабана) в прыжке, притом гардой служили копыта животного, а межпальцевыми выступами — сосцы. Ручка получилась очень удобная, но Влад не учел, что в Эмиратах распространено мусульманство, и к свиньям отношение не самое лучшее. Но труд даром не пропал — работа ушла русскому коллекционеру. А для эмира Влад сделал рукоятку к другому ножу, с другой скульптурой.

В той же фирме Костенко познакомился с кузнецом Валерием Коптевым, через него — с Егором Осеевым, И вскоре начал уже брать заказы сам. В 1997-м вступил в Союз художников как ювелир, потом — в Гильдию мастеров-оружейников.

Первое время Влад работал как исполнитель — приносили или рукоятку ножа и просили сделать на свой вкус, или клинок и эскиз. Либо заказчик описывал, что он хочет, — Костенко рисовал эскиз и потом делал резьбу, а другие части ножа (гарду, навершие, ножны, подставку) выполняли другие мастера.

Сейчас Влад делает эскизы и сборку ножей полностью. Клинок он заказывает кузнецу, из кости или воска изготавливает модель для литейщика, который льет металлические части. Пожалуй, только Влад делает модели для литейщика из кости, но он привык к этому материалу, к тому же у кости нет фактуры, как у дерева, и его не ведет при сушке формы.

Если заказчик видит какую-то работу Влада на выставке, загорается идеей и просит сделать что-то подобное, то мастер, естественно, предлагает другое, вполне самостоятельное произведение, а не копию. Каждый нож, каждая работа Костенко уникальны.

Скульптурная резьба бормашинкой: мастер-класс Влада КостенкоСейчас мастер проживает в деревне Стояново (15 км от Черноголовки). Места там удивительно красивые. Кстати, именно в Стояново в 60-х годах ХIХ века жил знаменитый архитектор Василий Баженов.

Что до мастерской, то Влад отвел под нее комнату своего дома. Она стала первой обустроенной комнатой, кухня и спальня были доделаны позже. Кирпичные стены мастерской мастер решил просто побелить — так и светлее, и гвозди можно вбить, чтобы повесить мелкий инструмент.

Бормашинку Костенко использует с самого начала своей деятельности. Кстати, в училище его также сначала учили работать именно бормашинками, а не ручным инструментом, в его мастерской даже нет штихелей! Сейчас у него машинка Foredom, она удобна тем, что приводится во вращение ножной педалью, а не рукой, поэтому не надо перехватывать инструмент. Кроме бормашинки, есть двухстороннее точило — справа точильный круг, слева широкая (150 мм) абразивная лента. Этот инструмент очень пыльный, поэтому укомплектован промышленным пылесосом. Еще есть сверлильный станоки ленточная пила, она ускоряет выпиливание контура детали из доски, к тому же, что очень важно, уменьшает количество пыли и шума.

Сейчас Влад в основном работает под заказ. На момент написания статьи (январь 2009 года) он работал над тростью: ручка из черного дерева в виде орлиной головы, покрытый серебром клюв, глаза — агаты в золотой оправе.

Участие Влада Костенко в крупных выставках:

— «Клинки России-2000» (2000 г., Оружейная палата Московского Кремля).

— «Клинки России-2001» (2001 г., Оружейная палата Московского Кремля).

— «Современное авторское холодное оружие» (2002 г., Тульский государственный музей оружия).

— 1-я Международная выставка «Природа, охота и охотничьи трофеи» (2002 г., СК «Олимпийский»).

— Биеннале «Клинки России» (2004 г., Выставочный зал Успенской звонницы Московского Кремля).

— «Современное авторское холодное художественное оружие» (2004 г., Тульский государственный музей оружия).

— «Современное авторское холодное художественное оружие» (2006 г., Тульский государственный музей оружия).

Самое читаемое за месяц

1-й, везде

2-й и 3-й, СДВОЕННЫЙ, везде

4-й, везде