1-й, везде

2-й, везде

3-й, везде

4-й, везде


Присоединяйтесь к нам в соцсетях

Главные новости /все

Первые итоги Aquatherm Moscow 2019: рекордная посещаемость за всю историю выставки
0
30
Новый конденсационный котел De Dietrich Evodens AMC пришел на смену Innovens MCA
0
39
Qingdao Haier поглотила компанию Candy
0
155
Wasserkraft Kammel 1800 и K‑8300: коллекции однозахватных смесителей и аксессуаров для ванных комнат
0
98
AS-Motor усиливает активность в России: участие в выставках, роуд-шоу, русскоязычный сайт, расширение дилерской сети
0
252
C 19 февраля по 2 марта 2019 г. Unisaw Group проведёт Международную конференцию с участием Dealer Team №1
0
343
Завод «Технониколь» в Нижнем Новгороде отпразднует 85-летие
0
168
Компания Rockwool празднует 20-летие производства из натурального камня в России
0
178
«Мэшинстор» расширяет эксклюзивную линейку «Интерскол»
0
398
Акция к 23 февраля на профессиональный ручной инструмент Haupa
0
297
Только в феврале – от 23% на топовый инструмент Knipex!
0
322
Промокод на выставку Aquatherm Moscow 2019 (откроется во вторник, 12 февраля)
0
796
25-27 апреля во Владивостоке пройдёт 26-я Международная строительная выставка «Город»
0
290
Компания Husqvarna увеличила гарантийный срок обслуживания своих бензопил до 2 лет
0
505
Компания 3М наращивает инвестиции в локализацию в России
0
392
Деловая программа выставки Aquatherm Moscow 2019
0
434
Рынок «умных» насосов: угрозы и вызовы
0
421
Cersanit представляет новую линейку керамогранита Trendy Wood с текстурой состаренного дерева
0
374
Внимание! Конкурс! Лучший объект на базе оборудования De Dietrich – 2019
0
408
Инновации в производстве санитарного фарфора от Cersanit и Sacmi
0
259
На российском заводе Bosch стартовало производство котлов, ранее выпускаемых в Турции
0
621
Больше половины пассажиров общественного транспорта в Москве заглядывают в телефоны соседей
0
477
Husqvarna представила новое поколение цепных бензопил с объёмом двигателя 50 куб. см – 550 XP Mark II и 545 Mark II
0
755
Скидки до 50%. Для «Киберпонедельника» в ОБИ выбрали 1000 самых популярных товаров для ремонта
0
608
Закрылись две трети переработчиков оконного ПВХ-профиля. Итоги 2018 года, прогнозы на 2019 год
0
663
Урса Евразия в очередной раз признана одним из ведущих промышленных предприятий России
0
232
Исследования НИИМосстрой доказали эффективность однослойного утепления
0
574
Итоги деятельности Fischer в России в 2018 году: рост продаж, расширение географии поставок, новые продукты
0
705
Knipex – лауреат 11-й премии German Sustainability Award
0
602
Новый взгляд на автономную котельную
0
629
Новый стандарт изготовления насосов DAB
0
554
Ведущие производители строительных и отделочных материалов представят свои новинки на выставке MosBuild 2019
0
1263
Конференция Milwaukee в Дублине 10-13 февраля 2019 года: анонс
0
1117
ТОП-25 событий инструментального рынка 2018 по версии журнала «Потребитель»
0
1202
Ассоциация НОПСМ проведёт круглый стол на выставке City Build Russia 2019 (Москва, 19 марта)
0
518
Строительная и интерьерная выставка ShymkentBuild 2019 (13-15 марта, Шымкент): широкие возможности для развития бизнеса
0
721
Выставка CES 2019: LG обещает «искусственный интеллект для лучшей жизни»
0
413
Машины и оборудование McELROY (США) для сварки полимерных труб – начало поставок!
0
520
Dcut заключил прямой эксклюзивный контракт со StanleyBlack&Decker
0
2015
20-22 марта в Волгограде пройдёт 45-я Всероссийская специализированная выставка «СтройЭкспо 2019»
0
850

Лучшие
мастер-классы /все

Лучшие репортажи /все

Опросы

Каким аккумуляторным инструментом Вам приходилось работать?

  • • дрель-шуруповёрт (21%, 1 038 голосов)
  • • фонарь (12%, 594 голосов)
  • • перфоратор (10%, 497 голосов)
  • • УШМ (10%, 476 голосов)
  • • отвёртка (10%, 468 голосов)
  • • дисковая пила (8%, 392 голосов)
  • • рубанок (6%, 309 голосов)
  • • гайковёрт или винтовёрт (5%, 265 голосов)
  • • специализированный шуруповёрт (5%, 229 голосов)
  • • сабельная пила (4%, 217 голосов)
  • • мультитул (4%, 214 голосов)
  • • другое (4%, 180 голосов)
  • • пока никаким (1%, 30 голосов)

Проголосовало: 1 187

Загрузка ... Загрузка ...

Выставки

Белорусский дом. Осень-2016 - 3-5 ноября 2016

Фестиваль Столярного Дела: 15-16 апреля 2017, Москва

Слёт Мастеровых #14 на MITEX 2017: 7-10 ноября, Москва

Interlight Moscow 2017: 7-10 ноября 2017, Москва

Дом и Сад 2018 - 1-4 марта, Москва

Ландшафт Экспо 2018: 2-4 марта 2018, Москва

Eisenwarenmesse 2018: 4-7 марта, Кельн (Германия)

Строй-Volga-2018: 3-5 апреля, Волгоград

MosBuild, WorldBuild Moscow 2018: 3-6 апреля, Москва

Batimat Russia 2018: 3-6 апреля, Москва

Интерфлора 2018: 18-20 апреля, г. Москва, Гостиный Двор

Сибирская дача 2018: 26-29 апреля, Красноярск

Intertool Kiev 2018: 15-18 мая, г. Киев, Украина

Малоэтажное домостроение 2018: 16-19 мая, Красноярск

Unibuild 2018: 6-7 июня, Нальчик

Spoga+Gafa 2018: 2-4 сентября, Кельн (Германия)

ExpoDrev Russia 2018: 4-7 сентября, Красноярск

SibWoodExpo 2018: 11-14 сентября, Иркутск

Осень на даче 2018: 13-16 сентября, Красноярск

ФСД 2018 Санкт-Петербург: 28-29 сентября

CIHS-2018: 10-12 октября, Шанхай (Китай)

Строим дом 2018: 20-21 октября, Санкт-Петербург

City Build Russia 2018: 22-23 октября, Санкт-Петербург

China Machinery Fair 2018: 30 октября - 1 ноября, Москва

Агропромышленный форум Сибири 2018: 14-16 ноября, Красноярск

Электротехника. Энергетика 2018: 21-23 ноября, Красноярск

Новогодний подарок 2018: 6-9 и 13-16 декабря, Санкт-Петербург

Строительство и архитектура 2019: 22-25 января, Красноярск

ОСМ 2019: 29 января - 1 февраля, Москва

Ремонт Экспо 2019: 1-3 февраля, Москва

Aquatherm Moscow 2019: 12-15 февраля, Москва

Мир климата 2019: 4-7 марта, Москва

Дом. Дача. Дизайн 2019: 14-16 марта, Беларусь, г. Могилев

City Build Russia 2019 Москва: 19-20 марта

СтройЭкспо 2019: 20-22 марта, Волгоград

ЧеченСтрой Экспо 2019: 24-25 апреля, Грозный

Город 2019 - 25-27 апреля, Владивосток

КлиматАкваТЭкс 2019: 14-17 мая, Красноярск

MITEX 2019: 5-8 ноября, Москва

Металлообработка и сварка 2019: 20-22 ноября, Красноярск

Скульптурная резьба бормашинкой: мастер-класс Влада Костенко

0
10888

Рассказ скульптора Влада Костенко
записал Алексей Алесковский

Прежде чем начать творить, скульптор делает эскиз. На это может уйти не один день (в случае работы на заказ добавляется еще этап согласования с заказчиком). Например, на создание эскизов «Пантеры на дереве» (1) потребовалось около недели.

СОЗДАНИЕ ЭСКИЗА
Эскиз рисуют в самом эффектном ракурсе. Потом из специального скульптурного пластилина делают макет скульптуры в натуральную величину (2): лицевая сторона — строго по эскизу, а облик обратной становится виден в процессе лепки. Работают подручными средствами — ножом, стеками, иногда находит применение даже обычная чайная ложка.

Чтобы модель не деформировалась под своим весом, используют проволочный каркас.

Прежде чем начать творить, скульптор делает эскиз. На это может уйти не один день (в случае работы на заказ добавляется еще этап согласования с заказчиком). Например, на создание эскизов «Пантеры на дереве» (1) потребовалось около недели Эскиз рисуют в самом эффектном ракурсе. Потом из специального скульптурного пластилина делают макет скульптуры в натуральную величину (2): лицевая сторона — строго по эскизу, а облик обратной становится виден в процессе лепки. Работают подручными средствами — ножом, стеками, иногда находит применение даже обычная чайная ложка Машины подвесного типа с рукавом (шлангом) годятся только для грубой работы, так как рукав дает вибрацию и неудобен, ограничивая подвижность мастера. Для тонких операций подходят лишь те, у которых двигатель «в руке». Какие бы тяжелые они ни были, это не проблема — вес можно скомпенсировать подвесом из резиновых нитей, как показано на фото (3)

ПЕРЕНОС ЭСКИЗА НА МАТЕРИАЛ
Подбирают брус необходимого размера, чтобы скульптура в него вписалась. Клееный брус лучше не применять из-за сложности подбора текстуры, не позволяющей скрыть клеевой шов. К тому же цельная скульптура ценится значительно выше, нежели набранная из частей.

Силуэт отрисовывают на брусе, а затем уточняют штангенциркулем и линейками. Все лишнее срезают по контуру ленточной пилой. При этом все параллельные упоры со стола пилы надо убрать — заготовку приходится вести просто руками, что требует большой осторожности. Я пользуюсь пилой Энкор Корвет 35 с самым узким мелкозубым полотном. Чем уже полотно, тем меньше радиус закругления.

РЕЗЬБА БОРМАШИНКОЙ
И только теперь начинается работа бормашинкой. Их скульптору нужно как минимум две: одна — мощная высокоскоростная подвесного типа со сменными наконечниками, вторая — ручная бесшлангового типа. Сменных наконечников желательно тоже иметь два: для грубых боров (они характеризуются большими биениями вала) и для тонких работ.

Машины подвесного типа с рукавом (шлангом) годятся только для грубой работы, так как рукав дает вибрацию и неудобен, ограничивая подвижность мастера. Для тонких операций подходят лишь те, у которых двигатель «в руке». Какие бы тяжелые они ни были, это не проблема — вес можно скомпенсировать подвесом из резиновых нитей, как показано на фото (3). Конструкция на вид грубоватая, но работать удобно, а это главное.

Черновая обработка заготовки, предварительноопиленной на ленточной пиле, делается цилиндрическими борами в высокоскоростной мощной бормашине подвесного типа. Затем настает черед ручной бормашинки с регулируемой скоростью. Несмотря на небольшой вес инструмента, я снабдил его резиновым подвесом, уменьшающим усталость. По моему мнению, высокопроизводительные машины со скоростями более 40 000 об/мин для скульптуры не подходят — они режут дерево, как масло, что не позволяет чувствовать материал и работать с желаемой точностью.

Скорость вращения шпинделя у моих бормашинок — 10 000 оборотов и ниже. Это обеспечивает более тщательный контроль за работой и меньший шум.

Подобная резка — процесс скрупулезный и медленный, с минимальным съемом материала. Именно так достигаются необходимая точность и достоверность передачи замысла скульптора. На маленьких скоростях можно шлифовать и полировать, но чем больше обороты, тем сильнее бор стремится заглубиться. Кстати, шлифовать дерево удобно затупленным бором.

Другая особенность скульптурной резьбы бормашинкой — вылет бора из машинки устанавливается максимально допустимый, лишь бы бор не вываливался. Это дает возможность подходить к материалу с разных сторон и резать под разными углами разными участками бора, имеющими разную кривизну. Желательно использовать только твердосплавные боры с крупным зубом, иначе смолистая древесина засоряет оснастку, и она перестает резать.

На фото (4) представлены виды боров, необходимых для скульптуры: цилиндрические, шарообразные, конусные, конусные с полусферическим наконечником, обратноконусные, бор-иголка.

Сначала силуэт уточняется каплевидным бором, который еще называется обратноконусным с полусферическим концом. Затем применяются различные другие боры в соответствии с видом работы, замыслом скульптора и обрабатываемой частью заготовки (5).

На фото (4) представлены виды боров, необходимых для скульптуры: цилиндрические, шарообразные, конусные, конусные с полусферическим наконечником, обратноконусные, бор-иголка Сначала силуэт уточняется каплевидным бором, который еще называется обратноконусным с полусферическим концом. Затем применяются различные другие боры в соответствии с видом работы, замыслом скульптора и обрабатываемой частью заготовки (5) Бор-иголка обладает очень широкими изобразительными возможностями. К примеру, чтобы изобразить шерсть (6), проводят параллельные волнистые линии сообразно форме скульптуры

Последний этап — уточнение мельчайших деталей, таких как шерсть, глаза, уши, чешуя. Все эти элементы имеют острые углубления, а потому здесь используют боры-иголки. Подобная работа занимает много времени, примерно от трети до половины от общего, в зависимости от сложности фактуры поверхности.

К слову, боры-иголки я изготавливаю самостоятельно: в одну бормашинку вставляю бор-«заготовку», а в другую — алмазный диск, которым-то из бора и вытачиваю отцентрованный конус с желаемым углом при вершине (разные задачи, естественно, требуют разных углов). Потом конус затачиваю на плоскости на трехгранную пирамиду.

Бор-иголка обладает очень широкими изобразительными возможностями. К примеру, чтобы изобразить шерсть (6), проводят параллельные волнистые линии сообразно форме скульптуры.

Этим же бором рисуют чешую рептилий и рыб, трещины на камнях и деревьях. Секрет работы «иголкой» в том, что ее нужно держать не перпендикулярно обрабатываемой поверхности и всегда вести к себе или по ходу вращения — в общем, прием похож на рисование карандашом. Сначала проходят канавку под более острым углом, а затем, увеличивая угол, подчищают края.

В последнюю очередь скульптуру шлифуют войлочным диском, например абразивом Dialux, и промывают скипидаром. Полировкой выделяют желаемые части скульптуры — полированное дерево темнее шлифованного, и это свойство удобно использовать как художественный прием. Так, в скульптуре «Пантера на дереве» полировкой с помощью войлочного круга можно «отделить» зверя от дерева, на котором он отдыхает. Полировка придает скульптуре объем, делая ее более эффектной.

Скульптурная резьба бормашинкой: мастер-класс Влада КостенкоС ЧЕГО НАЧАТЬ НОВИЧКУ-ЛЮБИТЕЛЮ?
Чтобы научиться делать скульптуру, сначала надо научиться лепить объемную форму из того же скульптурного пластилина. Дело в том, что иногда приходится отказываться от эскиза: то, что хорошо на плоскости, не всегда смотрится в объеме.

Важнейший навык — пространственное воображение. Нужно уметь представить себе готовую скульптуру в объеме заготовки, а дальше постепенно резать, удаляя все лишнее. Кстати, некоторые резчики даже рисовать толком не умеют, то есть они не могут карандашом выразить свой замысел, зато в объеме — лепкой — все без исключения способны осуществить свои идеи, поскольку у всех развито чувство объема.

Стоит ли начинать учиться резьбе на мягких породах дерева? Наверное, нет. Например, липу невозможно резать бормашинкой, ее древесина сразу забивает боры, и они выходят из строя. К тому же из-за мягкости липы вырезанную из нее скульптуру легко повредить даже ногтем.

Для резьбы бормашинкой годятся твердые, бестекстурные породы древесины. Это черное дерево, ограниченно годится орех. К слову, с отечественными породами я вообще не работаю, предпочитая кость и близкие к ней по твердости тропические сорта древесины.

Для скульптуры также играют роль такие свойства дерева, как отсутствие склонности к скалыванию и вязкость. При этом важная особенность древесины как материала для резьбы бормашиной заключается в том, что каждая порода имеет свой «характер» — пригодность для резания вдоль и поперек волокон, к движению бора по волокнам или навстречу им. У разных сортов различаются усилие резки и оптимальная скорость. Наилучшим образом для резьбы подходят те виды дерева, которые при обработке против волокон не дают задиров.

В общем, учиться работать на одной породе с тем, чтобы затем резать из другой, не выйдет. Именно поэтому столь важна роль эскиза и лепки модели — с куска дерева материал можно только удалить, но не прибавить. Да и цена его немалая: на черном дереве много не поучишься.

Учась лепке, начинать нужно с несложных объектов. Не стоит сразу браться за скульптурный портрет человека. Сначала следует развить глазомер и художественные навыки, ведь инструмент — лишь средство. Можно пробовать копировать фигурки нэцке — здесь вам и сюжет, и хорошее упражнение по стилизации, что особенно важно для пластики малых форм. Еще один пример хорошей модели — домашние животные, особенно холоднокровные, из-за их природной склонности застывать в неподвижности.

Эскиз лучше учиться рисовать на глаз без измерения объекта. А вот переносить эскиз на дерево или кость (с рисунка или с пластилина) рекомендуется с помощью инструментов — штангенциркуля, циркуля, линейки.

Обрабатывать дерево в скульптуре маслом не стоит — черное дерево, например, под влиянием олифы превращается в подобие пластика. С маслами вообще нужно быть осторожнее, они убирают само впечатление от дерева. Скульптура — вещь не утилитарная, в руки ее часто не берут, так что пропитки ради защиты от влаги она не требует.

Текстура древесины не должна мешать восприятию формы. Попытка подогнать скульптуру под фактуру дерева, как правило, обречена на неудачу. Дерево с ярко выраженной текстурой хорошо смотрится на гладких поверхностях изделий — курительных трубках, ручках ножей.

Кроме дерева, можно обрабатывать известняк, а также уральские поделочные камни. Но боры на них будут тупиться очень быстро.

В общем, дерзайте!

Cкульптор Влад КостенкоО ВЛАДЕ КОСТЕНКО
Влад закончил Московскую соединенную художественную школу им. Томского. Потом поступил в Абрамцевский промышленно-художественный колледж им. Васнецова на отделение резьбы по дереву. А там знакомые косторезы предложили подработать в московской частной фирме. Съездил туда, дали кость, попросили эскиз небольшой скульптуры. Нарисовал — а дальше услышал от заказчиков: «Режь. Запорешь — ничего страшного, за материал не переживай. Ну а справишься — возьмем на работу». Сделал отлично, скульптуру купили. После чего Влада приняли на работу в эту фирму, где он и подрабатывал, будучи студентом.

Резьба по кости интереснее для мастера, поскольку кость позволяет передать мелкие детали, которые очень трудно выполнить из дерева, имеющего собственную фактуру. К тому же она может быть тоньше, сложнее и красивее, да и оплачивается куда лучше. Резчики по дереву делают либо трудоемкую парковую скульптуру, либо наличники, либо иконостасы. Труд этот весьма тяжел физически при сравнительно невысокой оплате, к тому же он сопряжен с большой производственной вредностью.

В Абрамцево знакомый из Тулы предложил Костенко поработать в оружейной фирме «Возрождение» — делать к ножам ручки из кости. Влад согласился. Чем больше он этим занимался, тем больше ему хотелось самому сделать хороший и красивый нож. Сам увлеченный охотник, Влад понимал, что нож в первую очередь инструмент и красота его формы должна находиться в гармонии с функциональностью. Здесь талант художника-анималиста пришелся весьма кстати, немало ножей работы Костенко украшено резной скульптурой или гравюрами животных.

В той же тульской фирме произошел забавный случай — поступил заказ из Объединенных Арабских Эмиратов. Владу дали клинок и попросили выполнить рукоятку на свой вкус. А клинок был тяжелый, массивный, и Костенко ничего лучшего в голову не пришло, как сделать свинью (кабана) в прыжке, притом гардой служили копыта животного, а межпальцевыми выступами — сосцы. Ручка получилась очень удобная, но Влад не учел, что в Эмиратах распространено мусульманство, и к свиньям отношение не самое лучшее. Но труд даром не пропал — работа ушла русскому коллекционеру. А для эмира Влад сделал рукоятку к другому ножу, с другой скульптурой.

В той же фирме Костенко познакомился с кузнецом Валерием Коптевым, через него — с Егором Осеевым, И вскоре начал уже брать заказы сам. В 1997-м вступил в Союз художников как ювелир, потом — в Гильдию мастеров-оружейников.

Первое время Влад работал как исполнитель — приносили или рукоятку ножа и просили сделать на свой вкус, или клинок и эскиз. Либо заказчик описывал, что он хочет, — Костенко рисовал эскиз и потом делал резьбу, а другие части ножа (гарду, навершие, ножны, подставку) выполняли другие мастера.

Сейчас Влад делает эскизы и сборку ножей полностью. Клинок он заказывает кузнецу, из кости или воска изготавливает модель для литейщика, который льет металлические части. Пожалуй, только Влад делает модели для литейщика из кости, но он привык к этому материалу, к тому же у кости нет фактуры, как у дерева, и его не ведет при сушке формы.

Если заказчик видит какую-то работу Влада на выставке, загорается идеей и просит сделать что-то подобное, то мастер, естественно, предлагает другое, вполне самостоятельное произведение, а не копию. Каждый нож, каждая работа Костенко уникальны.

Скульптурная резьба бормашинкой: мастер-класс Влада КостенкоСейчас мастер проживает в деревне Стояново (15 км от Черноголовки). Места там удивительно красивые. Кстати, именно в Стояново в 60-х годах ХIХ века жил знаменитый архитектор Василий Баженов.

Что до мастерской, то Влад отвел под нее комнату своего дома. Она стала первой обустроенной комнатой, кухня и спальня были доделаны позже. Кирпичные стены мастерской мастер решил просто побелить — так и светлее, и гвозди можно вбить, чтобы повесить мелкий инструмент.

Бормашинку Костенко использует с самого начала своей деятельности. Кстати, в училище его также сначала учили работать именно бормашинками, а не ручным инструментом, в его мастерской даже нет штихелей! Сейчас у него машинка Foredom, она удобна тем, что приводится во вращение ножной педалью, а не рукой, поэтому не надо перехватывать инструмент. Кроме бормашинки, есть двухстороннее точило — справа точильный круг, слева широкая (150 мм) абразивная лента. Этот инструмент очень пыльный, поэтому укомплектован промышленным пылесосом. Еще есть сверлильный станоки ленточная пила, она ускоряет выпиливание контура детали из доски, к тому же, что очень важно, уменьшает количество пыли и шума.

Сейчас Влад в основном работает под заказ. На момент написания статьи (январь 2009 года) он работал над тростью: ручка из черного дерева в виде орлиной головы, покрытый серебром клюв, глаза — агаты в золотой оправе.

Участие Влада Костенко в крупных выставках:

— «Клинки России-2000» (2000 г., Оружейная палата Московского Кремля).

— «Клинки России-2001» (2001 г., Оружейная палата Московского Кремля).

— «Современное авторское холодное оружие» (2002 г., Тульский государственный музей оружия).

— 1-я Международная выставка «Природа, охота и охотничьи трофеи» (2002 г., СК «Олимпийский»).

— Биеннале «Клинки России» (2004 г., Выставочный зал Успенской звонницы Московского Кремля).

— «Современное авторское холодное художественное оружие» (2004 г., Тульский государственный музей оружия).

— «Современное авторское холодное художественное оружие» (2006 г., Тульский государственный музей оружия).

Самое читаемое за месяц

1-й, везде

2-й и 3-й, СДВОЕННЫЙ, везде

4-й, везде