1-й, везде

2-й, везде

3-й, везде

4-й, везде


Присоединяйтесь к нам в соцсетях

Главные новости /все

Компания 3М меняет свое месторасположение в Москве и переезжает в офисный парк Comcity
0
115
Компания Viessmann завершила сертификацию в России стальных панельных радиаторов Vitoset
0
114
Обзор новинок аккумуляторных дрелей-шуруповёртов RedVerg 2018
0
259
Садовые пылесосы-воздуходувки Black+Decker BEBLV260 и BEBLV301
0
183
«Леруа Мерлен» открывает магазины нового формата и планирует торговать через соцсети
0
608
Dcut: новое имя на рынке абразивного инструмента
0
429
Китайская выставка инструментов CIHS 2018: всесторонняя бизнес-платформа питает энергией весь рынок
0
483
HiKoki делает ставку на новые технологии с применением бесщёточных двигателей в сетевых электроинструментах
0
539
Токарная битва на стенде «Столярного шоу» в рамках выставки MITEX 2018 (6-9 ноября, Москва, ЦВК «Экспоцентр»)
0
428
В России произведено более 500 тыс. насосов Grundfos
0
302
Возвращение Felisatti: известная марка представит свою экспозицию на выставке MITEX 2018
0
727
Российская компания «Интерскол» представит интересную экспозицию на выставке MITEX 2018
0
554
Журнал “Инструменты” + “GardenTools” + “Всё для стройки и ремонта” серии “Потребитель” (объединённый выпуск “Осень-зима 2018”)
0
1029
Комнатные рекуператоры Viessmann на 91 % сократят теплопотери при проветривании
0
446
Открытое обращение участников Чемпионата России «Лесоруб-2018» к женщинам!
0
486
Репортаж: выставка Spoga+Gafa 2018. Из Кёльна с новостями
0
489
Новинки оснастки для садовой техники Unisaw by Sarp. Нас ждёт много нового
0
449
6-9 и 13-16 декабря на двух площадках Санкт-Петербурга пройдёт выставка-ярмарка «Новогодний подарок»
0
585
Обзор оснастки Metabo: новинки 2018. «Расходка» бывает для всего!
0
744
Сетевая УШМ DeWALT DWE4119-KS: тест
0
902
Репортаж о мировой пресс-конференции Stihl Media Day: вижу будущее!
0
1159
6 ноября 2018 года в рамках Демосалона профессиональной техники состоится презентация новинок Oleo-Mac
0
558
«Интерьерный салон» в рамках 21-й Международной строительной выставки «Строим дом 2018»: Санкт-Петербург, 20-21 октября
0
755
Viessmann представит результаты импортозамещения на выставке Heat & Power 2018
0
734
Открыт новый класс Rehau Академии по направлению «Инженерные системы»
0
878
Деловая программа выставки City Build Russia 2018 (Санкт-Петербург, 22-23 октября): новые актуальные темы и спикеры
0
857
Компания Husqvarna поддержала первый Чемпионат России по арбористике
0
937
Вторая новинка от Tiemme – серия шаровых кранов Buran
0
1491
Honda: двигатели нового поколения. Обзор новинок 2018
0
1493
Новый профессиональный циркулярный станок Jet JPS-10TSL с диском 254 мм и чугунным основным рабочим столом
0
1266
Hitachi Power Tools завершает процесс перехода на HiKoki. Новое имя, прежние ценности!
0
1927
Почетный гость ДемоСалона профессиональной техники Unisaw Group – Чемпион мира по валке леса Илья Швецов
0
789
Выставка ремонта и дизайна квартир «Ремонт Экспо» в 2019 году пройдёт 1-3 февраля в Москве, в ВК «Даниловский Эвент Холл»
0
1050
Rockwool открыл в России самое современное в мире производство субстратов для экологичного выращивания овощей и цветов
0
836
Viessmann представил новые модули подключения конденсационных котлов Vitodens 200-W
0
452
Вальщикам с бензопилами Husqvarna не было равных на Чемпионате России «Лесоруб-2018»
0
1262
Открыта регистрация посетителей на выставку Aquatherm Moscow 2019 (12-15 февраля, Москва, МВЦ «Крокус Экспо»)
0
3900
Международная строительная выставка-переговоры City Build Russia меняет даты и площадку в Санкт-Петербурге
0
1118
Первая новинка от Tiemme – полнопроходной шаровой кран 2139
0
1881
6 ноября, в первый день работы выставки MITEX-2018, «Юнисоо» проведёт масштабный ДемоСалон профессиональной техники
0
1535

Лучшие
мастер-классы /все

Лучшие репортажи /все

Лучшие тесты /все

Опросы

Каким аккумуляторным инструментом Вам приходилось работать?

Результаты опроса

Загрузка ... Загрузка ...

Выставки

Белорусский дом. Осень-2016 - 3-5 ноября 2016

Фестиваль Столярного Дела: 15-16 апреля 2017, Москва

Слёт Мастеровых #14 на MITEX 2017: 7-10 ноября, Москва

Interlight Moscow 2017: 7-10 ноября 2017, Москва

City Build Russia 2018: 26-27 февраля, Москва

Мир климата 2018: 27 февраля - 2 марта 2018

Дом и Сад 2018 - 1-4 марта, Москва

Ландшафт Экспо 2018: 2-4 марта 2018, Москва

Eisenwarenmesse 2018: 4-7 марта, Кельн (Германия)

Дом. Дача. Дизайн 2018: 15-17 марта, Беларусь, г. Могилев

Строй-Volga-2018: 3-5 апреля, Волгоград

MosBuild, WorldBuild Moscow 2018: 3-6 апреля, Москва

Batimat Russia 2018: 3-6 апреля, Москва

Интерфлора 2018: 18-20 апреля, г. Москва, Гостиный Двор

Сибирская дача 2018: 26-29 апреля, Красноярск

Intertool Kiev 2018: 15-18 мая, г. Киев, Украина

КлиматАкваТЭкс 2018: 16-19 мая, Красноярск

Малоэтажное домостроение 2018: 16-19 мая, Красноярск

Unibuild 2018: 6-7 июня, Нальчик

Spoga+Gafa 2018: 2-4 сентября, Кельн (Германия)

ExpoDrev Russia 2018: 4-7 сентября, Красноярск

SibWoodExpo 2018: 11-14 сентября, Иркутск

Осень на даче 2018: 13-16 сентября, Красноярск

ФСД 2018 Санкт-Петербург: 28-29 сентября

CIHS-2018: 10-12 октября, Шанхай (Китай)

Строим дом 2018: 20-21 октября, Санкт-Петербург

City Build Russia 2018: 22-23 октября, Санкт-Петербург

China Machinery Fair 2018: 30 октября - 1 ноября, Москва

MITEX 2018 - 6-9 ноября, Москва

Агропромышленный форум Сибири 2018: 14-16 ноября, Красноярск

Электротехника. Энергетика 2018: 21-23 ноября, Красноярск

Новогодний подарок 2018: 6-9 и 13-16 декабря, Санкт-Петербург

Строительство и архитектура 2019: 22-25 января, Красноярск

Металлообработка и сварка 2019: 29-31 января, Красноярск

ОСМ 2019: 29 января - 1 февраля, Москва

Ремонт Экспо 2019: 1-3 февраля, Москва

Aquatherm Moscow 2019: 12-15 февраля, Москва

Скульптурная резьба бормашинкой: мастер-класс Влада Костенко

0
9958

Рассказ скульптора Влада Костенко
записал Алексей Алесковский

Прежде чем начать творить, скульптор делает эскиз. На это может уйти не один день (в случае работы на заказ добавляется еще этап согласования с заказчиком). Например, на создание эскизов «Пантеры на дереве» (1) потребовалось около недели.

СОЗДАНИЕ ЭСКИЗА
Эскиз рисуют в самом эффектном ракурсе. Потом из специального скульптурного пластилина делают макет скульптуры в натуральную величину (2): лицевая сторона — строго по эскизу, а облик обратной становится виден в процессе лепки. Работают подручными средствами — ножом, стеками, иногда находит применение даже обычная чайная ложка.

Чтобы модель не деформировалась под своим весом, используют проволочный каркас.

Прежде чем начать творить, скульптор делает эскиз. На это может уйти не один день (в случае работы на заказ добавляется еще этап согласования с заказчиком). Например, на создание эскизов «Пантеры на дереве» (1) потребовалось около недели Эскиз рисуют в самом эффектном ракурсе. Потом из специального скульптурного пластилина делают макет скульптуры в натуральную величину (2): лицевая сторона — строго по эскизу, а облик обратной становится виден в процессе лепки. Работают подручными средствами — ножом, стеками, иногда находит применение даже обычная чайная ложка Машины подвесного типа с рукавом (шлангом) годятся только для грубой работы, так как рукав дает вибрацию и неудобен, ограничивая подвижность мастера. Для тонких операций подходят лишь те, у которых двигатель «в руке». Какие бы тяжелые они ни были, это не проблема — вес можно скомпенсировать подвесом из резиновых нитей, как показано на фото (3)

ПЕРЕНОС ЭСКИЗА НА МАТЕРИАЛ
Подбирают брус необходимого размера, чтобы скульптура в него вписалась. Клееный брус лучше не применять из-за сложности подбора текстуры, не позволяющей скрыть клеевой шов. К тому же цельная скульптура ценится значительно выше, нежели набранная из частей.

Силуэт отрисовывают на брусе, а затем уточняют штангенциркулем и линейками. Все лишнее срезают по контуру ленточной пилой. При этом все параллельные упоры со стола пилы надо убрать — заготовку приходится вести просто руками, что требует большой осторожности. Я пользуюсь пилой Энкор Корвет 35 с самым узким мелкозубым полотном. Чем уже полотно, тем меньше радиус закругления.

РЕЗЬБА БОРМАШИНКОЙ
И только теперь начинается работа бормашинкой. Их скульптору нужно как минимум две: одна — мощная высокоскоростная подвесного типа со сменными наконечниками, вторая — ручная бесшлангового типа. Сменных наконечников желательно тоже иметь два: для грубых боров (они характеризуются большими биениями вала) и для тонких работ.

Машины подвесного типа с рукавом (шлангом) годятся только для грубой работы, так как рукав дает вибрацию и неудобен, ограничивая подвижность мастера. Для тонких операций подходят лишь те, у которых двигатель «в руке». Какие бы тяжелые они ни были, это не проблема — вес можно скомпенсировать подвесом из резиновых нитей, как показано на фото (3). Конструкция на вид грубоватая, но работать удобно, а это главное.

Черновая обработка заготовки, предварительноопиленной на ленточной пиле, делается цилиндрическими борами в высокоскоростной мощной бормашине подвесного типа. Затем настает черед ручной бормашинки с регулируемой скоростью. Несмотря на небольшой вес инструмента, я снабдил его резиновым подвесом, уменьшающим усталость. По моему мнению, высокопроизводительные машины со скоростями более 40 000 об/мин для скульптуры не подходят — они режут дерево, как масло, что не позволяет чувствовать материал и работать с желаемой точностью.

Скорость вращения шпинделя у моих бормашинок — 10 000 оборотов и ниже. Это обеспечивает более тщательный контроль за работой и меньший шум.

Подобная резка — процесс скрупулезный и медленный, с минимальным съемом материала. Именно так достигаются необходимая точность и достоверность передачи замысла скульптора. На маленьких скоростях можно шлифовать и полировать, но чем больше обороты, тем сильнее бор стремится заглубиться. Кстати, шлифовать дерево удобно затупленным бором.

Другая особенность скульптурной резьбы бормашинкой — вылет бора из машинки устанавливается максимально допустимый, лишь бы бор не вываливался. Это дает возможность подходить к материалу с разных сторон и резать под разными углами разными участками бора, имеющими разную кривизну. Желательно использовать только твердосплавные боры с крупным зубом, иначе смолистая древесина засоряет оснастку, и она перестает резать.

На фото (4) представлены виды боров, необходимых для скульптуры: цилиндрические, шарообразные, конусные, конусные с полусферическим наконечником, обратноконусные, бор-иголка.

Сначала силуэт уточняется каплевидным бором, который еще называется обратноконусным с полусферическим концом. Затем применяются различные другие боры в соответствии с видом работы, замыслом скульптора и обрабатываемой частью заготовки (5).

На фото (4) представлены виды боров, необходимых для скульптуры: цилиндрические, шарообразные, конусные, конусные с полусферическим наконечником, обратноконусные, бор-иголка Сначала силуэт уточняется каплевидным бором, который еще называется обратноконусным с полусферическим концом. Затем применяются различные другие боры в соответствии с видом работы, замыслом скульптора и обрабатываемой частью заготовки (5) Бор-иголка обладает очень широкими изобразительными возможностями. К примеру, чтобы изобразить шерсть (6), проводят параллельные волнистые линии сообразно форме скульптуры

Последний этап — уточнение мельчайших деталей, таких как шерсть, глаза, уши, чешуя. Все эти элементы имеют острые углубления, а потому здесь используют боры-иголки. Подобная работа занимает много времени, примерно от трети до половины от общего, в зависимости от сложности фактуры поверхности.

К слову, боры-иголки я изготавливаю самостоятельно: в одну бормашинку вставляю бор-«заготовку», а в другую — алмазный диск, которым-то из бора и вытачиваю отцентрованный конус с желаемым углом при вершине (разные задачи, естественно, требуют разных углов). Потом конус затачиваю на плоскости на трехгранную пирамиду.

Бор-иголка обладает очень широкими изобразительными возможностями. К примеру, чтобы изобразить шерсть (6), проводят параллельные волнистые линии сообразно форме скульптуры.

Этим же бором рисуют чешую рептилий и рыб, трещины на камнях и деревьях. Секрет работы «иголкой» в том, что ее нужно держать не перпендикулярно обрабатываемой поверхности и всегда вести к себе или по ходу вращения — в общем, прием похож на рисование карандашом. Сначала проходят канавку под более острым углом, а затем, увеличивая угол, подчищают края.

В последнюю очередь скульптуру шлифуют войлочным диском, например абразивом Dialux, и промывают скипидаром. Полировкой выделяют желаемые части скульптуры — полированное дерево темнее шлифованного, и это свойство удобно использовать как художественный прием. Так, в скульптуре «Пантера на дереве» полировкой с помощью войлочного круга можно «отделить» зверя от дерева, на котором он отдыхает. Полировка придает скульптуре объем, делая ее более эффектной.

Скульптурная резьба бормашинкой: мастер-класс Влада КостенкоС ЧЕГО НАЧАТЬ НОВИЧКУ-ЛЮБИТЕЛЮ?
Чтобы научиться делать скульптуру, сначала надо научиться лепить объемную форму из того же скульптурного пластилина. Дело в том, что иногда приходится отказываться от эскиза: то, что хорошо на плоскости, не всегда смотрится в объеме.

Важнейший навык — пространственное воображение. Нужно уметь представить себе готовую скульптуру в объеме заготовки, а дальше постепенно резать, удаляя все лишнее. Кстати, некоторые резчики даже рисовать толком не умеют, то есть они не могут карандашом выразить свой замысел, зато в объеме — лепкой — все без исключения способны осуществить свои идеи, поскольку у всех развито чувство объема.

Стоит ли начинать учиться резьбе на мягких породах дерева? Наверное, нет. Например, липу невозможно резать бормашинкой, ее древесина сразу забивает боры, и они выходят из строя. К тому же из-за мягкости липы вырезанную из нее скульптуру легко повредить даже ногтем.

Для резьбы бормашинкой годятся твердые, бестекстурные породы древесины. Это черное дерево, ограниченно годится орех. К слову, с отечественными породами я вообще не работаю, предпочитая кость и близкие к ней по твердости тропические сорта древесины.

Для скульптуры также играют роль такие свойства дерева, как отсутствие склонности к скалыванию и вязкость. При этом важная особенность древесины как материала для резьбы бормашиной заключается в том, что каждая порода имеет свой «характер» — пригодность для резания вдоль и поперек волокон, к движению бора по волокнам или навстречу им. У разных сортов различаются усилие резки и оптимальная скорость. Наилучшим образом для резьбы подходят те виды дерева, которые при обработке против волокон не дают задиров.

В общем, учиться работать на одной породе с тем, чтобы затем резать из другой, не выйдет. Именно поэтому столь важна роль эскиза и лепки модели — с куска дерева материал можно только удалить, но не прибавить. Да и цена его немалая: на черном дереве много не поучишься.

Учась лепке, начинать нужно с несложных объектов. Не стоит сразу браться за скульптурный портрет человека. Сначала следует развить глазомер и художественные навыки, ведь инструмент — лишь средство. Можно пробовать копировать фигурки нэцке — здесь вам и сюжет, и хорошее упражнение по стилизации, что особенно важно для пластики малых форм. Еще один пример хорошей модели — домашние животные, особенно холоднокровные, из-за их природной склонности застывать в неподвижности.

Эскиз лучше учиться рисовать на глаз без измерения объекта. А вот переносить эскиз на дерево или кость (с рисунка или с пластилина) рекомендуется с помощью инструментов — штангенциркуля, циркуля, линейки.

Обрабатывать дерево в скульптуре маслом не стоит — черное дерево, например, под влиянием олифы превращается в подобие пластика. С маслами вообще нужно быть осторожнее, они убирают само впечатление от дерева. Скульптура — вещь не утилитарная, в руки ее часто не берут, так что пропитки ради защиты от влаги она не требует.

Текстура древесины не должна мешать восприятию формы. Попытка подогнать скульптуру под фактуру дерева, как правило, обречена на неудачу. Дерево с ярко выраженной текстурой хорошо смотрится на гладких поверхностях изделий — курительных трубках, ручках ножей.

Кроме дерева, можно обрабатывать известняк, а также уральские поделочные камни. Но боры на них будут тупиться очень быстро.

В общем, дерзайте!

Cкульптор Влад КостенкоО ВЛАДЕ КОСТЕНКО
Влад закончил Московскую соединенную художественную школу им. Томского. Потом поступил в Абрамцевский промышленно-художественный колледж им. Васнецова на отделение резьбы по дереву. А там знакомые косторезы предложили подработать в московской частной фирме. Съездил туда, дали кость, попросили эскиз небольшой скульптуры. Нарисовал — а дальше услышал от заказчиков: «Режь. Запорешь — ничего страшного, за материал не переживай. Ну а справишься — возьмем на работу». Сделал отлично, скульптуру купили. После чего Влада приняли на работу в эту фирму, где он и подрабатывал, будучи студентом.

Резьба по кости интереснее для мастера, поскольку кость позволяет передать мелкие детали, которые очень трудно выполнить из дерева, имеющего собственную фактуру. К тому же она может быть тоньше, сложнее и красивее, да и оплачивается куда лучше. Резчики по дереву делают либо трудоемкую парковую скульптуру, либо наличники, либо иконостасы. Труд этот весьма тяжел физически при сравнительно невысокой оплате, к тому же он сопряжен с большой производственной вредностью.

В Абрамцево знакомый из Тулы предложил Костенко поработать в оружейной фирме «Возрождение» — делать к ножам ручки из кости. Влад согласился. Чем больше он этим занимался, тем больше ему хотелось самому сделать хороший и красивый нож. Сам увлеченный охотник, Влад понимал, что нож в первую очередь инструмент и красота его формы должна находиться в гармонии с функциональностью. Здесь талант художника-анималиста пришелся весьма кстати, немало ножей работы Костенко украшено резной скульптурой или гравюрами животных.

В той же тульской фирме произошел забавный случай — поступил заказ из Объединенных Арабских Эмиратов. Владу дали клинок и попросили выполнить рукоятку на свой вкус. А клинок был тяжелый, массивный, и Костенко ничего лучшего в голову не пришло, как сделать свинью (кабана) в прыжке, притом гардой служили копыта животного, а межпальцевыми выступами — сосцы. Ручка получилась очень удобная, но Влад не учел, что в Эмиратах распространено мусульманство, и к свиньям отношение не самое лучшее. Но труд даром не пропал — работа ушла русскому коллекционеру. А для эмира Влад сделал рукоятку к другому ножу, с другой скульптурой.

В той же фирме Костенко познакомился с кузнецом Валерием Коптевым, через него — с Егором Осеевым, И вскоре начал уже брать заказы сам. В 1997-м вступил в Союз художников как ювелир, потом — в Гильдию мастеров-оружейников.

Первое время Влад работал как исполнитель — приносили или рукоятку ножа и просили сделать на свой вкус, или клинок и эскиз. Либо заказчик описывал, что он хочет, — Костенко рисовал эскиз и потом делал резьбу, а другие части ножа (гарду, навершие, ножны, подставку) выполняли другие мастера.

Сейчас Влад делает эскизы и сборку ножей полностью. Клинок он заказывает кузнецу, из кости или воска изготавливает модель для литейщика, который льет металлические части. Пожалуй, только Влад делает модели для литейщика из кости, но он привык к этому материалу, к тому же у кости нет фактуры, как у дерева, и его не ведет при сушке формы.

Если заказчик видит какую-то работу Влада на выставке, загорается идеей и просит сделать что-то подобное, то мастер, естественно, предлагает другое, вполне самостоятельное произведение, а не копию. Каждый нож, каждая работа Костенко уникальны.

Скульптурная резьба бормашинкой: мастер-класс Влада КостенкоСейчас мастер проживает в деревне Стояново (15 км от Черноголовки). Места там удивительно красивые. Кстати, именно в Стояново в 60-х годах ХIХ века жил знаменитый архитектор Василий Баженов.

Что до мастерской, то Влад отвел под нее комнату своего дома. Она стала первой обустроенной комнатой, кухня и спальня были доделаны позже. Кирпичные стены мастерской мастер решил просто побелить — так и светлее, и гвозди можно вбить, чтобы повесить мелкий инструмент.

Бормашинку Костенко использует с самого начала своей деятельности. Кстати, в училище его также сначала учили работать именно бормашинками, а не ручным инструментом, в его мастерской даже нет штихелей! Сейчас у него машинка Foredom, она удобна тем, что приводится во вращение ножной педалью, а не рукой, поэтому не надо перехватывать инструмент. Кроме бормашинки, есть двухстороннее точило — справа точильный круг, слева широкая (150 мм) абразивная лента. Этот инструмент очень пыльный, поэтому укомплектован промышленным пылесосом. Еще есть сверлильный станоки ленточная пила, она ускоряет выпиливание контура детали из доски, к тому же, что очень важно, уменьшает количество пыли и шума.

Сейчас Влад в основном работает под заказ. На момент написания статьи (январь 2009 года) он работал над тростью: ручка из черного дерева в виде орлиной головы, покрытый серебром клюв, глаза — агаты в золотой оправе.

Участие Влада Костенко в крупных выставках:

— «Клинки России-2000» (2000 г., Оружейная палата Московского Кремля).

— «Клинки России-2001» (2001 г., Оружейная палата Московского Кремля).

— «Современное авторское холодное оружие» (2002 г., Тульский государственный музей оружия).

— 1-я Международная выставка «Природа, охота и охотничьи трофеи» (2002 г., СК «Олимпийский»).

— Биеннале «Клинки России» (2004 г., Выставочный зал Успенской звонницы Московского Кремля).

— «Современное авторское холодное художественное оружие» (2004 г., Тульский государственный музей оружия).

— «Современное авторское холодное художественное оружие» (2006 г., Тульский государственный музей оружия).

Самое читаемое за месяц

1-й, везде

2-й и 3-й, СДВОЕННЫЙ, везде

4-й, везде