1-й, везде

2-й, везде

3-й, везде

4-й, везде


Присоединяйтесь к нам в соцсетях

Главные новости /все

Конференция ГК «Энтузиаст»: 14-15 декабря 2017 года, Подмосковье
0
65
Bosch AquaSurf 250 – новая насадка для моек высокого давления для очистки больших плоских поверхностей
0
81
Долгожданная новинка от «Белмаш» – многофункциональный деревообрабатывающий станок Belmash SDMR-2500
0
286
Семинар Stihl для садово-парковых хозяйств «Средства малой механизации для облегчения и оптимизации сезонных работ»
0
112
Stihl – генеральный спонсор выставки MITEX 2017 – приглашает на свой стенд
0
224
Конференция ГК «Внешторг» и презентация бренда Ingco Industrial на выставке MITEX 2017
0
272
Конференция «220 Вольт. Высокое напряжение на рынке» в рамках выставки MITEX 2017 (8 ноября c 14:30 до 17:30)
0
262
Ассоциация РАТПЭ: исследования российского рынка электроинструмента 2017 и актуальные проблемы отрасли
0
547
Инвестиции Al-Ko в приобретение Masport и Solo
0
286
Лужский абразивный завод строит новое производство за 500 млн рублей
0
433
Сетевые новинки Metabo 2017: УШМ WE/ WEPBA 19-180 Quick RT, мультитул MT 400, ЭШМ SXE 150 2,5/ 5,0 BL
0
412
Конференция Milwaukee 2017 в Берлине. Рабочая станция «Новое оборудование Milwaukee для работы по бетону»
0
439
Конференция РАТПЭ на MITEX 2017 – всегда самые актуальные вопросы инструментальной отрасли
0
226
Слёт Мастеровых #14 на инструментальной выставке MITEX 2017
0
250
Компания Fischer презентовала скрытое крепление с повышенной предельной нагрузкой на 4-м Фасадном конгрессе России
0
173
Hilti представляет буры TE-YX (SDS-Max) третьего поколения. Революция в бурении армированного бетона
0
400
Система управления активами Hilti ON!Track. Строительные объекты переходят на новый уровень эффективности
0
309
Тепловые пушки RedVerg: работают не прохлаждаясь. Обзор новинок сезона зима 2017/2018
0
236
Тепловые пушки «Рысь»: дающие тепло. Обзор новинок сезона зима 2017/2018
0
246
Снегоотбрасыватели RedVerg: оружие против снега. Новинки сезона зима 2017/2018
0
309
Снегоотбрасыватели Patriot: покорители снежных просторов
0
443
Как попасть на полку в Леруа Мерлен… и что делать, если уже попал?
0
780
Fischer представляет новый режущий инструмент для быстрой и безопасной резки монтажных шин FLS
0
156
BASF открыл завод по производству строительной химии в Санкт-Петербурге
0
176
«Интерскол» позеленел!
0
1056
ГОСТ Р 52588-2011 (безопасность абразивов): пора менять правила игры!
0
471
Акция Oventrop! Сезонное предложение по универсальной трубе из сшитого полиэтилена Copex PE-Xc
0
199
Конференция Milwaukee 2017 в Берлине. Рабочая станция «Новые строительные уровни, рулетки, линейки, лазерный дальномер LDM 30»
0
395
СТД «Петрович» открывает четвертый строительный центр на юге Московской области
0
687
Конкурс 3М «Предсказуемый результат в непредсказуемых условиях»
0
245
Регистрация на самую крупную в России выставку строительных и отделочных материалов WorldBuild Moscow/MosBuild 2018 открыта – получите билет!
0
1676
ИСМА расширяет производство
0
462
WorldBuild Moscow / MosBuild 2018 – эффективный инструмент привлечения новых клиентов
0
177
Ультра премиальный бренд LG Signature представлен в России
0
287
Особенности национальной уборки: как убираются в разных странах мира
0
325
Хранение инструмента? Не вопрос! Системы хранения инструмента Makita MacPac и Powerpack
0
549
Глобальный ребрендинг Fitt: презентация на выставке Spoga+Gafa 2017
0
361
Fitt представляет новую коллекцию шлангов YoYo на 2018 год
0
306
Инфракрасные кабины b-intense – солнце в доме каждый день
0
256
Новый флагманский магазин BWT в ТРЦ «Рига Молл»
0
243

Лучшие видео /все

Лучшие
мастер-классы /все

Акции /все

Акция Oventrop! Сезонное предложение по универсальной трубе из сшитого полиэтилена Copex PE-Xc
С 02.10.17 по 29.12.17 гг
0
199
Конкурс 3М «Предсказуемый результат в непредсказуемых условиях»
C 1 октября по 15 декабря 2017 года
0
245
Специальное предложение на Knipex и Wera
До 30 июня 2018 года
0
645
Акция: распродажа складских остатков бит Wera
До 29 сентября 2017 года
0
535
Акция «Успей выбрать лучшее» компании «Оптулс» совместно с Knipex Werk GmbH
До 29 сентября 2017 года
0
1742
Свежий выпуск журнала «Потребитель» можно купить через мобильное приложение в App Store и Google Play
Специальная цена 75 рублей до 15 июля 2017 года
0
2564
Участвуй в конкурсе «Лучший объект De Dietrich 2017»
0
4278
Инструменты Red Bull Racing by Wera: ограниченная серия
До окончания акционного товара на складе
0
5442
Акция «Объекты с Comap». Присоединяйтесь!
До конца 2017 года
0
5540
Впервые в России! Новые пильные цепи Husqvarna X-Cut SP33G 64, 66, 72 по уникальным ценам!
Цены действуют до объявления компанией Husqvarna об их изменении
0
6438
Акция от Oventrop: купи комплект фитингов Cofit PDK и Cofit P и получи инструмент в подарок!
С 3 апреля 2017 г.
0
8426
Конкурс для специалистов по монтажу Oventrop Profi 2017
До 31 октября 2017 г.
0
8803
Honda – это не всегда дорого! Коса с 4-тактным двигателем UMK 435 T всего за 25 900 рублей
До окончания акционного товара. Предложение ограничено
0
9784
Распродажа показной техники – скидки до 50%!
До окончания акционного товара. Предложение ограничено
0
9998
Покупателю бензинового культиватора Caiman Neo – телескопический опрыскиватель в подарок
До окончания акционного товара на складе. Предложение ограничено
0
9867
Конкурс от Wilo! Выиграй новый “умный” насос Wilo-Stratos Maxo
С 14 марта по 27 октября 2017 г.
0
4114
Акция «Аккумулируй!» от компании Rothenberger
До окончании акционного товара на складе
0
10559

Опросы

Какую садовую технику Вы собираетесь купить?

Результаты опроса

Загрузка ... Загрузка ...

Выставки

Белорусский дом. Осень-2016 - 3-5 ноября 2016

ОСМ 2017 - 24-27 января 2017

Intertool Kiev 2017: 1-3 марта 2017 г., Украина, г. Киев

Дом. Дача. Дизайн 2017: 9-11 марта 2017 г., Беларусь, г. Могилев

Дом и Сад 2017 - 23-26 марта 2017, Москва

Фестиваль Столярного Дела: 15-16 апреля 2017, Москва

КлиматАкваТЭкс 2017: 16-19 мая 2017, Красноярск

Малоэтажное домостроение 2017: 16-19 мая 2017, Красноярск

Строй-Volga-2017: 17-19 мая 2017, Волгоград

Spoga+Gafa 2017: 3-5 сентября, Кельн (Германия)

Фестиваль Столярного Дела 2017: 23-24 сентября, Санкт-Петербург

City Build Russia 2017: 26-27 сентября 2017, Санкт-Петербург

CIHS-2017: 22-24 октября, Шанхай (Китай)

MITEX-2017 - 7-10 ноября 2017, Москва

Слёт Мастеровых #14 на MITEX 2017: 7-10 ноября, Москва

Interlight Moscow 2017: 7-10 ноября 2017, Москва

Ремонт Экспо 2018: 2-4 февраля 2018, Москва

Aquatherm Moscow 2018: 6-9 февраля, Москва

Мир климата 2018: 27 февраля - 2 марта 2018

Ландшафт Экспо 2018: 2-4 марта 2018, Москва

MosBuild, WorldBuild Moscow 2018: 3-6 апреля, Москва

Семинары /все

Конференция ГК «Энтузиаст»: 14-15 декабря 2017 года, Подмосковье
14-15 декабря 2017 года, Подмосковье, конгресс-отель «Ареал»
0
65
Конференция ГК «Внешторг» и презентация бренда Ingco Industrial на выставке MITEX 2017
8 и 9 ноября 2017 года, выставка MITEX, с 11:00 до 12:00 часов
0
272
Конференция «220 Вольт. Высокое напряжение на рынке» в рамках выставки MITEX 2017 (8 ноября c 14:30 до 17:30)
8 ноября, выставка MITEX, c 14:30 до 17:30
0
262
Конференция РАТПЭ на MITEX 2017 – всегда самые актуальные вопросы инструментальной отрасли
8 ноября, выставка MITEX, с 10:30 до 15:00
0
226
Слёт Мастеровых #14 на инструментальной выставке MITEX 2017
7 — 10 ноября 2017 года, выставка MITEX
0
250
Осенний демотур Festool 2017. В фокусе – Центр, Поволжье, Урал и Юг России, а также Казахстан
График Демотура Festool с августа по ноябрь 2017
0
443
Фестиваль Столярного Дела в Санкт-Петербурге: 23-24 сентября 2017 года
0
772
График семинаров «Терморос» на I полугодие 2017
С 16 февраля по 25 мая
0
13085
Открыта онлайн-запись на бесплатное обучение «Бош Термотехника» по отопительному оборудованию Bosch
С мая 2016 г.
0
19794
Семинары De Dietrich в Москве в учебном классе на базе МГСУ
По средам по предварительной записи
0
20774

Снегоуборщик: советы по выбору. Двигатель, трансмиссия, обслуживание и прочее

0
2189

О пользе снегоуборщика наверняка задумывался каждый, кому доводилось расчищать лопатой заснеженную дорогу к собственному дачному участку. Вроде бы не такая уж это сложная работа, особенно если регулярно убирать свежевыпавший снежок. А если регулярно не получается и снега за неделю уже насыпало столько, что колея в полколеса глубиной? Тут-то и пригодится агрегат, который одни называют снегоуборщиком, другие — снегоотбрасывателем. Но суть от этого не меняется — это специализированная машина, которая сгребает снег шнеками и выбрасывает его в сторону с помощью тех же шнеков (это так называемые одноступенчатые агрегаты) или посредством отдельного ротора (такие соответственно называют двухступенчатыми).

Снегоуборщик: победа над стихиейАппараты отличаются не только конструкцией рабочего механизма, есть множество малозаметных на первый взгляд тонкостей, которые нужно принимать во внимание, выбирая машину. Не менее важно и правильное техническое обслуживание.

РАБОЧИЙ МЕХАНИЗМ
Как уже было сказано, распространены машины двух типов — шнековые и шнеко-роторные, или одно- и двухступенчатые соответственно. Разница между ними заключается в конструкции рабочей системы.

У машин первого типа она состоит только из шнеков, которые подгребают снег к центру ковша, они же выбрасывают его через выпускной желоб. У двухступенчатых агрегатов снег выбрасывает ротор — дополнительная крыльчатка, установленная за шнеками. Двухступенчатым механизмом оснащают машины средней и высокой мощности.

Для расчистки узких дорожек и небольших площадок вполне подойдут легкие и компактные одноступенчатые модели. Для более крупных площадей, таких как подъездные пути, дорожки в парках, дворах и зонах отдыха, парковки, оптимальны более производительные самоходные шнеко-роторные машины. Наиболее мощные агрегаты применяют для обслуживания целых коттеджных поселков и домов отдыха.

Требования к мощности и производительности растут по мере увеличения обрабатываемой площади. Выбор можно считать оптимальным, когда на расчистку отведенной территории затрачивается «разумное время». Но понимание этой «разумности» у каждого свое: кто-то готов посвящать такой работе достаточно много времени, и поэтому ему не нужна чрезмерно высокая производительность. Кто-то, наоборот, предпочитает заплатить побольше, но взять более мощный аппарат, чтобы освободить время для других занятий.

Рассчитать, сколько времени понадобится на участок заданной площади, можно лишь очень приблизительно, опираясь на известные ширину захвата и среднюю скорость движения машины. Но эта скорость очень сильно зависит от состояния снега. Легче и быстрее всего убирать свежевыпавший, пока он еще не успел слежаться — такой без проблем осилит любой снегоотбрасыватель. Если упустить момент, то сложность задачи возрастет — солнышко пригревает, снег подтаивает, а по ночам подмерзает, становясь все тверже. А еще на поверхности асфальта под снегом образуется слой льда – это вполне распространенное явление. Все это существенно затрудняет и замедляет работу — машина все чаще буксует, упершись ковшом в слой снега, и приходится сильнее налегать на рукоятки. В запущенных случаях поможет только лом или бульдозер. Например, плотно укатанный колесами, да еще и подтаявший/ перемерзший слой снега не осилит даже самая мощная машина — ковш будет въезжать на слой наката, вместо того чтобы подрезать его снизу.

ДВИГАТЕЛЬ
Мощность двигателя у шнековых машин, как правило, не превышает 5 л. с. У шнеко-роторных этот параметр колеблется в пределах 5–13 л. с., хотя бывают и отклонения в ту или иную сторону. На одноступенчатые агрегаты ставят электрические, бензиновые 2-тактные и 4-тактные моторы. У двухступенчатых машин — только «четырехтактники».

Бензиновые 4-тактные моторы снегоуборщиков специально адаптированы для зимней эксплуатации. Обычно используют продукцию известных мировых производителей, в последние годы лидирующие позиции занимает Briggs&Stratton. А вот Tecumseh, почти безраздельно царивший в этом сегменте в прошлом, наоборот, практически исчез.

Все чаще встречаются моторы той же марки, что и сами снегоуборщики — производители техники переключаются на моторы из Поднебесной, заказывая их у тамошних производителей под своими брендами.

Наиболее характерный признак «зимнего» мотора — отсутствие воздушного фильтра. Зимой он только помеха — забивается снежной пылью и обмерзает, превращаясь в заглушку. А»обычной» пыли зимой все равно нет. Зато она есть в любое другое время года, поэтому снегоуборщик нельзя эксплуатировать круглогодично, как мотоблок. На машины профессионального класса часто ставят гильзованные моторы, это увеличивает их моторесурс.

Все бензиновые модели снабжены ручным стартером со шнуром. На маломощных машинах есть только ручной запуск, на более серьезные дополнительно ставят электростартер. Он бывает двух видов — с питанием от бытовой электросети или от бортового аккумулятора. В первом случае для запуска достаточно подключить двигатель к розетке в гараже (где в основном и хранят подобную технику) и нажать кнопку. К месту работы машина может добраться своим ходом.

Аккумуляторные стартеры в этом случае удобнее, ибо завести машину можно в любом месте. Для подзарядки аккумулятора служит встроенный в двигатель генератор, однако можно воспользоваться и любым автомобильным зарядным устройством.

Отметим, что ручной стартер есть во всех без исключения машинах. Даже у самого мощного «13-лошадного» снегоуборщика прогретый мотор запускается «шнуром» без особых проблем. Электростартер нужен в первую очередь для запуска холодного двигателя. Так что это устройство, без сомнения, полезное, но и без него машина вполне функциональна.

ТРАНСМИССИЯ
Наиболее простой вариант самоходного снегоуборщика — машина с одной фиксированной скоростью движения. Но обычно их больше, пять или шесть передних и одна-две задние. Низшие передачи применяют для уборки «тяжелого» снега — плотно слежавшегося, мокрого, перемешанного с кусками льда. Средние годятся для свежевыпавшего.

Последние, самые «быстрые», предназначены только для транспортировки, в работе они, как правило, не используются. Встречаются машины с вариатором или с гидростатической трансмиссией, которые позволяют плавно регулировать скорость.

МАНЕВРИРОВАНИЕ
Крутящий момент от двигателя одинаково передается на оба колеса. Поэтому чем тяжелее машина, тем труднее ее развернуть. Хотя нельзя сказать, что это невозможно — на скользком покрытии, например на обледеневшем асфальте, даже женщина без особых усилий развернет стокилограммовый агрегат. А те, что полегче, не так уж сложно развернуть и на сухом асфальте. Но если маневрировать нужно часто, то желательно иметь что-то вроде дифференциала — устройства, которое «развяжет» колеса, позволив одному крутиться быстрее другого.

Механизмы разблокировки встречаются разные. Это могут быть быстросъемные шплинты на осях или кнопки, также расположенные на осях. Нажать кнопку, очевидно, намного быстрее и легче, и в конечном счете удобнее, чем вынуть шплинт.

Есть еще вариант — притормаживание одного из колес рычагом с панели управления. У машин, оснащенных подобным механизмом, под основными рукоятками расположены рычажки-»крючки». Они служат для включения дифференциала и приостановки соответствующего колеса. В итоге машина разворачивается сама. Это широко применяется, в частности, у гусеничных снегоуборщиков.

ОПОРНЫЕ ЛЫЖИ
Они держат на себе вес носовой части снегоуборщика. Перемещая их вверх-вниз, регулируют высоту положения шнеков над землей, то есть фактически толщину неубираемого снежного слоя. Обязательно установите лыжи так, чтобы подрезной нож, расположенный в нижней части ковша, не касался грунта. Сильные зазубрины на этом ноже могут служить основанием для снятия машины с гарантии, поскольку свидетельствуют о нерасчетных нагрузках на трансмиссию.

Лыжи довольно быстро приходят в негодность. И хотя они считаются расходным материалом, производители по возможности стараются продлить их ресурс. Для этого их делают двусторонними — при чрезмерном износе с одной стороны достаточно перевернуть, и они прослужат вдвое дольше.

ШНЕКИ
Особое значение производители придают форме рабочей кромки шнеков. Она бывает как абсолютно гладкой, так и зубчатой. В последнем случае форма и количество зубьев у разных моделей различны. Это могут быть просто неглубокие прямоугольные впадины или «настоящие» зубы, когда шнеки напоминают диск циркулярной пилы. Принято считать, что гладкие кромки подходят для уборки свежевыпавшего снега, а зубчатые — для уже успевшего слежаться и набрать прочность. У одноступенчатых машин шнеки при работе касаются грунта. Поэтому на таких моделях они либо металлические обрезиненные, либо цельные резинопластиковые — это сводит к нулю риск повреждения дорогостоящего декоративного покрытия дорожек. Кроме того, резинопластиковый шнек легче переносит столкновение с камнями и бордюрами — он не ломается и не деформируется. А вот металлический, пусть и обрезиненный, в такой ситуации может и сломаться.

БАЛАНСИРОВКА
Для снегоуборщика взаимное расположение центра тяжести машины и колесной оси — важная характеристика, поскольку она определяет сбалансированность всей конструкции. Самая лучшая «развесовка» у того агрегата, центр тяжести которого находится точно над осью. Для пользователя это означает простоту маневра: достаточно легкого нажатия на рукоятки, чтобы приподнять носовую часть машины.

Однако есть и оборотная сторона медали: чем сильнее нагружен «нос», тем лучше снегоуборщик вгрызается в плотные нижние слои слежавшегося снега. Иначе возможна ситуация, когда машина будет удалять только верхний слой, не «докапываясь» до основания. Чтобы не допустить такого, снегоуборщики оснащают специальными подрезными ножами — острыми горизонтальными пластинами в основании снегозагребного ковша. Они-то и призваны обеспечивать нормальное заглубление и обычно справляются с этой задачей. Если, конечно, снег не слишком плотно укатан.

Есть модели, снабженные механизмом переноса центра тяжести (как правило, это относится к гусеничным агрегатам). При работе его смещают вперед, чтобы нагрузить нос; для транспортировки — наоборот, назад.

ВЫПУСКНОЙ ЖЕЛОБ
Встречаются два варианта — пластиковый и металлический. Пластик применяют исходя из предположения, что он дешевле, к нему хуже прилипает снег и к тому же он не ржавеет. Производители моделей с металлическим желобом делают упор на повышенные прочность и точность выброса (поскольку узел меньше вибрирует).

РЕГУЛИРОВКА НАПРАВЛЕНИЯ И ВЫСОТЫ ВЫБРОСА
Она есть у любой машины. Направление задают поворотом выпускного желоба. У самых простых моделей для этого служит рукоятка, жестко прикрепленная к выпускному желобу. Чаще встречается червячная передача — для поворота надо крутить специальную ручку, размещенную для удобства рядом с оператором. Порой встречается конструкция на основе тросика, блоков и управляющего рычага. Преимущество такого исполнения в том, что механизм поворота крепится к желобу в его верхней части, где меньше скапливается снег, а значит, и меньше вероятность обледенения. Изредка встречаются тяжелые снегоуборщики с электрическим приводом механизма регулировки направления.

Под высотой выброса обычно понимают угол в вертикальной плоскости. Угол меняют козырьком на желобе: повернул его вниз — снег летит почти горизонтально, поднял вверх — и он устремился ввысь. Самый простой способ регулировки — ручной: подошел, потянул в нужную сторону и все. Профессиональные машины оснащают рычагом, расположенным на панели оператора, с помощью которого высоту изменяют, не прерывая движения. Это удобно, например, при расчистке парковок, когда приходится постоянно менять параметры выброса, чтобы не завалить стоящие машины.

Кстати, «дальнобойность», заявляемую производителями, можно трактовать лишь как максимально возможную при определенных условиях. Она сильно зависит от ветра и типа снега.

ОБСЛУЖИВАНИЕ СНЕГООТБРАСЫВАТЕЛЕЙ
Снегоуборщик, как и любая другая техника, требует внимания и бережного обращения со стороны владельца. За ним нужно ухаживать и поддерживать в надлежащем виде, от этого зависит исправность машины и, следовательно, качество и производительность работы.

Главное, что требуется от пользователя, — следить за уровнем масла в двигателе и проводить регулярную смазку деталей аппарата. Сотрудники технических сервисов рекомендуют после покупки снегоуборщика слить из картера «комплектное» масло, если оно там есть, и залить новое, которое после первых пяти часов работы также стоит поменять. Если время работы посчитать сложно, можно ориентироваться на израсходованное топливо и залить новое масло после выработки двух полных баков бензина.

Дальнейший интервал между заменами масла — через каждые 50 часов, в большинстве случаев одной «замены» хватает на целый сезон. Чаще всего используют четырехтактное синтетическое 5W30, предназначенное для моторов «зимних» серий.

В смазке нуждаются трущиеся металлические детали. Раз в сезон нужно смазывать рычаги управления, расположенные на операторской панели, шестеренчатый вал, оси колес (для них рекомендуется густая консистентная смазка, в крайнем случае сгодится «Литол»). Нужно следить также за состоянием шнека. По крайней мере раз в сезон стоит снимать срезные болты и разбрызгивать масло на внутренние части вала (если нет встроенной пресс-масленки).

Во время работы некоторые детали могут расшатываться или изнашиваться, поэтому следует регулярно проверять, как, например, затянуты срезные винты. Опорные лыжи, расположенные в нижней части снегозаборного ковша, подвергаются во время работы сильным нагрузкам и быстро изнашиваются. Время от времени стоит их проверять и при необходимости менять. При этом очень важно следитьза состоянием подрезного ножа — он не должен касаться твердой поверхности во время работы. Сильно изношенная поверхность подскажет опытному сотруднику сервиса, что это требование было нарушено, что служит веским основанием для отказа в гарантии.

Ежегодно или после каждых 100 ч работы меняют свечу зажигания. Стоит сказать также, что для машин, которые используют в профессиональных целях (например, коммунальщиками) рекомендована регулярная проверка в сервисной службе.

Один из важных моментов в обслуживании снегоуборщика — консервация на летний период. Машину активно эксплуатируют лишь три-четыре месяца в году, а остальное время для него сплошной «мертвый сезон».

Чтобы аппарат нормально «пережил» это время, его следует подготовить к длительному хранению. Процесс вроде бы простой, но есть в нем свои «подводные камни». К примеру, производители обычно советуют перед консервацией осушать топливную систему, чтобы бензин в ней не разложился за несколько месяцев. Однако есть и противоположная точка зрения на эту проблему: некоторые пользователи предпочитают не сливать топливо, чтобы не ссохлись детали системы топливоподачи. А чтобы снизить вероятность разложения топлива, желательно использовать бензин Аи-92, в котором меньше присадок.

Подготавливая машину к хранению, выворачивают свечу зажигания и меняют масло, заливая в бак новую порцию. Хранить технику следует в сухом и хорошо проветриваемом месте. В противном случае не исключено, что на металлических частях машины появятся следы ржавчины. Кроме того, детали, наиболее подверженные коррозии (различные цепи, пружины, рабочие поверхности опорных лыж и режущая кромка подрезного ножа), нужно покрыть тонким слоем масла или другого смазочного материала (хотя бы распространенной WD-40), предварительно очистив их.

Автор: Павел КОСОВ

Январь 2011 года

Самое читаемое за месяц

1-й, везде

2-й и 3-й, СДВОЕННЫЙ, везде

4-й, везде