В этой статье речь пойдет о «миниатюрах» — творениях (назвать такое «вещью» язык не поворачивается), созданных руками мастера, но по размеру многократно меньше оригинала. Итак, знакомьтесь — стендовый моделизм, а точнее — судомоделизм.
Наш собеседник — питерский мастер Александр Добренко, один из наиболее авторитетных в России специалистов в этой области, старшина Гильдии судомоделистов Санкт-Петербурга, председатель Ассоциации стендового судомоделизма России. Помимо изготовления моделей, ведет секцию судомоделизма на Балтийском заводе и занимается организацией соревнований и чемпионатов.
Подробный рассказ обо всех применяемых технологиях — отдельная и очень объемная тема. Работа тонкая, мастер должен знать и уметь очень многое: быть столяром, гравером, ювелиром, знать литейное и такелажное дело. Важно и знание истории, особенно при изготовлении копий парусных судов — сохранившиеся о них сведения, как правило, скудны и обрывочны, порой на поиск нужной информации в архивах уходит больше времени, чем непосредственно на саму работу.
Понятно, что для столь тонких работ и инструмент нужен соответствующий. Если удается, используют то, что предлагает промышленность; где не получается, изобретают собственные устройства и станки (пару интересных примеров изобретательности вы можете видеть на фотографиях). Кстати, самодельные инструменты порой оказываются значительно удобнее «фабричных» образцов, все же они изначально оптимизированы под конкретные задачи.
Раньше стендовый судомоделизм считался спортом, но в 90-е годы его вычеркнули из списка спортивных состязаний, нанеся тем самым серьезный удар по отрасли и по тем, кто был в ней занят. Но прошло какое-то время, и на модели кораблей появился коммерческий спрос, который, по сути, оказался спасительным, благодаря ему дело не заглохло окончательно, а, наоборот, получило новый толчокв развитии — раз есть спрос, значит, будет и предложение. Некоторые модели, теперь уже ставшие на «вечную стоянку» в частных коллекциях, успели до продажи принять участие в различных соревнованиях, завоевать разнообразные дипломы и награды.
Как сделать копию простого железного гвоздя? Оказывается, очень просто — из куска мягкой проволоки. Из инструментов понадобятся надфиль, хоккейная шайба и острый нож с хорошо закаленным лезвием. Стоит несколько раз прокатить ножом проволоку по шайбе, и получается аккуратно развальцованная шляпка гвоздя. | |
Судовой фонарь – самая трудоемкая деталь | |
Сложные части корпуса стараются выпиливать из таких заготовок, у которых направление волокон хотя бы приблизительно соответствует форме детали | |
Модель каравеллы Христофора Колумба «Санта-Мария». Фрагмент палубы. | |
Простой инструмент для измерения профиля корпуса. Незаменим при изготовлении подставок для моделей | |
А это едва ли не самые мелкие детали | |
Еще один пример изобретательности – изготовление гвоздей, на сей раз деревянных. Вместо сверла – переточенная игла от медицинского шприца; нарезав ею в бруске кольцевые отверстия и отпилив от него тонкую пластинку, получают набор из нескольких сотен гвоздей заданной длины. | |
К сожалению, обо всем в коротком фоторепортаже не расскажешь. Более подробную информацию легко найти в Интернете; мы приведем только координаты сайта, где выставлены работы Александра и его коллег — www.shipmodels.ru. Если спросить любой «поисковик», то он выдаст еще не один десяток ссылок.