Не секрет, что бесколлекторные электродвигатели способны без ущерба выдерживать кратковременные серьёзные перегрузки. Эта особенность в полной мере использована в новой цепной пиле DUC356Z от Makita, в которую добавлен режим форсажа, на непродолжительное время дающий компактной пиле мощность полноразмерного инструмента!
ВИДЕО
Makita DUC356Z
Аккумуляторная цепная пила
Компактная аккумуляторная цепная пила Makita DUC356Z позиционируется производителем, как профессиональный инструмент для работы на высоте, однако превосходно сыграет роль и любительского универсала — в арсенале дачника или в багажнике джипера. Тем более что в качестве источника питания традиционно для Makita используются две батареи на 18 В, также применяемые во всем семействе аккумуляторного инструмента марки. С учётом общей популярности бренда — во‑первых, и популярности линейки именно 18‑вольтовой «аккумуляторки» — во‑вторых, приходим к выводу — такие батареи (соответственно и ЗУ) есть у многих. Если есть шуруповёрт — любую садовую технику Makita можно подбирать в виде «тушки», батареи подходят. И вместе дают то самое напряжение 36 В, необходимое для работы даже самой мощной садовой техники, включая газонокосилки.
Как правило, производители не комплектуют инструмент эксплуатационными жидкостями, и подобное встречается в наборе далеко не каждой пилы — а именно, стограммовый флакончик цепного масла, который лежит в коробке с DUC356Z. Это такой простенький, не затратный, но эффективный «маркетинго-психологический» приём, рассчитанный в первую очередь на непрофессиональных пользователей. Может случиться так, что, приехав со «свежекупленной» пилой, скажем, на дачу, вы обнаружите, что забыли дома или в гараже масло для цепи… Работу начинать нельзя — нужно куда-то снова ехать или откладывать намеченное. Производитель тут, безусловно, не виноват, но по факту получается, что первое знакомство с инструментом начнется у вас с лёгкого негатива… С Makita DUC356Z подобного не случится. Заодно сразу привыкнете к «правильному» маслу — может, меньше будет желание залить, упаси вас бог, отработку, веретёнку или ещё какую-то совершенно не подходящую сюда субстанцию.
В комплект входит комбинированный инструмент — универсальный ключ для бензиновых цепных пил, он представляет собой Т‑образный торцовый шестигранник на 13/16, а также плоская отвёртка. Последняя вместе с ключом на 13 служит для регулировки натяжения цепи и интенсивности подачи цепного масла, а вот ключ на 16 — атавизм из бензинового сегмента, применяемый для смены свечи, и в «электричке» он не востребован. К сожалению, в корпусе пилы место под ключ отсутствует, поэтому не исключена возможность его потери…
Две 18‑вольтовые слайдерные батареи стандартного «шуруповёртного» формата устанавливаются в пилу снизу, обеспечивая удобную для работ накоротке и одной рукой «чемоданную» развесовку, которая компенсирует приличный, в общем-то, вес. С шиной, цепью и заправленная маслом, Makita DUC356Z весит 3,4 кг. А с установленными батареями BL‑1860 (на 6 А*ч и по 670 г каждая) уже тянет на 4,74 кг.
Многие производители пренебрегают регулятором подачи масла на шину и цепь, делая её интенсивность фиксировано-усреднённой для любых условий работы, а вот в Makita DUC356Z он есть, и реализован весьма удобно. Находится регулятор на самом видном месте, на «спинке» пилы, справа от верхней рукоятки, и представляет собой прикрытый резиновой пробочкой-«нетеряйкой» шлиц под плоскую отвёртку. Вращать его вслепую, пытаясь понять, в каком положении он был ранее, — не придётся, поскольку крутится ось регулятора всего лишь на 180 градусов, с тактильно ощутимыми промежуточными положениями через 90 градусов. Таким образом, обеспечивается три режима подачи масла — экономный (вполне пригодный для пиления какой-нибудь сосны в тёплое время года), средний, подходящий для более суровых условий (пониженные температуры, твёрдое дерево), и увеличенный, полезный при работе с твёрдыми породами дерева и с перспективой частого использования режима «форсажа» (о котором речь пойдёт ниже). Для индикации положения на корпусе возле отверстия регулятора нанесены значки «плюс» и «минус», а также три точки-«капли» разного размера.
Стопорная гайка фиксации шины — одинарная, на 13, не выпадающая из своей крышки при снятии последней. Процесс монтажа шины и установки натяжения цепи — типичный для всех цепных пил, никакими особенностями не обладающий.
Зубчатый упор — пятизубый, стальной, весьма развитый и «кусачий», как выяснилось в ходе испытаний. Этот элемент конструкции на многих пилах выполняется символически в виде пластиковых «заусенцев», а то и вовсе отсутствует. Для пилы с такой компоновкой, как DUC356Z, упор необходим — здесь трудно просто перенести вес инструмента на доску или бревно, и требуется нажатие, именно такое, какое позволяет задать упор. То есть именно здесь это предмет первой необходимости, в то время как на пилах «обычной» компоновки его мало кто использует.
Удобная индикация состояния обоих аккумуляторов на торце корпуса инструмента позволяет, не особенно отвлекаясь от работы, поглядывать на резерв заряда в батареях. Хотя надо отметить, что сам процесс отображения не слишком линеен: едва ли не на половине заряда все ещё горят полные линейки светодиодов, которые начинают постепенно гаснуть на второй половине.
Масляный бак вмещает 0,2 литра масла и закрывается пробкой новой конструкции. Прежде на пилах Makita были распространены цельнопластиковые пробки с выступающим гребнем для пальцев. А вот у DUC356Z пробка уже интереснее — с подпружиненным D‑образным сегментом-фиксатором, нажатие на него поднимает противоположный сегмент той же формы, за который пробка откручивается/закручивается. Подобное решение применено с упором на арбористов, которые ценят «гладкость» инструмента и отсутствие выступающих частей, способных цепляться за ветки или экипировку.
Для этой же категории потребителей предназначен и складной подвес на торце корпуса, позволяющий вешать пилу на поясной крюк или карабин, а также привязывать к ней страховочный тросик. Шарнир подвеса стальной и очень прочный, в отличие от некоторых упрощённых аналогов, где скоба держится в пластике корпуса!
Пусковая клавиша — электронного типа, с управлением оборотами двигателя и, соответственно, скоростью цепи. Для интенсивного реза кнопка без затей утапливается до упора, а вот для деликатных работ порой требуется «малый ход». Клавиша управляет оборотами в весьма широких пределах — приблизительно от четверти до максимума.
У пилы двойной барьер безопасности, защищающий от случайного включения — механический блокиратор сверху рукоятки, не позволяющий без его утапливания нажать пусковую клавишу, и электронная защита, разрешающая запуск двигателя лишь после короткого нажатия небольшой мембранной клавиши и включения зелёного светодиода. Электронная разблокировка первична, и она автоматически выключается, когда пила простаивает более минуты без работы. Длительное же удержание клавиши активирует режим «форсажа» — об этом сигнализирует зажигание второго светодиода.
Собственно, «форсаж», или «Boost-режим» — одна из ключевых функций в этой пиле. В инструкции он официально именуется «режимом повышенного крутящего момента», хотя слово «форсаж» тут вполне уместно с технической точки зрения и привлекательно с маркетинговой. Функция позволяет кратковременно увеличить мощность для более быстрого распила и избежать заклинивания шины в неудобных условиях работы.
Изначально высокая (20 м/с) скорость цепи при активации «Boost-режима» не возрастает, а вот давить на шину можно уже с заметно большим усилием, ощутимо ускоряя рез. Для предотвращения перегрева двигателя пилы или батарей, встроенный таймер ограничивает время работы на «форсаже» 60‑ю секундами, а также обеспечивает автоматическую минимальную паузу перед каждым последующим ускорением во избежание перегрузки. Также внутренние датчики не позволяют активировать усиленный режим, если батареи подразряжены или мотор слишком горячий.
Особенность включения режима «форсаж» — в необходимости выключения пилы, если она была включена. Звучит сумбурно, но если тактовая кнопка была коротко нажата и загорелся первый светодиод, индицирующий стандартный режим работы, нельзя нажать кнопку повторно и длительно, перейдя на «форсаж». Нужно нажать её коротко, выключив стандартный режим, а затем нажать ещё раз — длительно. Возможно, такой сложный алгоритм включения мотивирует пользователя подходить к «форсажу» более осознанно и вдумчиво и защищает инструмент от избыточно частого включения на повышенной мощности для сохранения ресурса механики и батарей.
МЕТОДИКА ТЕСТИРОВАНИЯ
Напомним методику, по которой мы испытываем аккумуляторные пилы — она одинакова для всех, отличаясь лишь в мелких деталях в зависимости от конструкции пилы. Результаты также приведены на диаграммах для удобства сравнения с другими испытанными нами пилами. Форсированный режим там не показан, только обычный.
Тест на скорость реза под малой и высокой нагрузкой
Делаем подряд пять резов одиночного сухого соснового бруса сечением 100х100 мм — на полной мощности, но без нажатия на пилу, под собственным её весом. Это касается полноразмерных пил с далеко разнесёнными рукоятками. На компактные аккумуляторные пилы с «одноручной» компоновкой, как DUC356Z, приходится всё же слегка надавливать на рукоятки, поскольку у них другой баланс, и под собственным весом пила заваливается назад, задирая шину вверх. Измеряем затраченное время. Повторяем тест — теперь с пятью резами подряд пакета из шести кусков того же бруса, общим сечением 200х300 мм. Здесь второе отличие — как и по какой стороне пилить этот пакет. Не все пилы имеют достаточно длинную шину, чтобы пилить его насквозь по длинной стороне. Тут действует правило: если длина шины позволяет сделать такой пропил по длинной стороне, то так и пилим. Если нет — ставим пакет вертикально. У DUC356Z шина длиной 35 см, поэтому пилим по длинной стороне.
В этих задачах пила демонстрирует свою эффективность, составляющими которой являются крутящий момент двигателя, способность держать нагрузку, в том числе в длительном режиме, а также скорость движения и общее качество пильной цепи.
Тест на непрерывное пиление бруса сечением 100х100 мм
Проверяем, сколько резов соснового бруса 100х100 мм способна непрерывно сделать пила с полностью заряженной батареей. Этот тест демонстрирует ресурс аккумулятора на средней нагрузке и наиболее соответствует повседневному использованию инструмента в профессиональном стиле.
Тест на непрерывное пиление пакета бруса сечением 200х300 мм
Пиление древесины, толщина которой близка к длине шины пилы, — максимальная нагрузка на двигатель и батарею. Этот тест показывает работоспособность инструмента под серьёзной нагрузкой, когда ток резко растёт и начинают проявлять себя настройки защиты от перегрузок, встроенные в систему управления двигателем и батареей. Пилы с длиной шины от 35 сантиметров и выше работают по длинной стороне пакета, как уже было сказано, более компактные модели — по короткой.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ: ОТЗЫВЫ
Скорость реза: на одиночном брусе в обычном режиме (под весом пилы, с незначительным дополнительным давлением для компенсации заваливания назад) на пять резов уходит 15 секунд. В форсированном режиме — 11 секунд.
То же самое, но с пакетом — 102 секунды в обычном режиме. А вот на форсаже сделать пять таких резов невозможно, не хватает времени — это кратковременный режим. Поэтому сравнение в работе под нагрузкой в обычном и форсированном режимах мы провели на одном резе пакета. Результат — 21 с в обычном режиме, 14 с — в форсированном.
Объясняем: если надавливать на инструмент в обычном режиме с той же силой, с какой это позволяет режим «форсажа», двигатель пилы останавливается! Впрочем, и у «форсажа» защита от перегрузки есть — избыточно сильное нажатие либо переводит пилу в обычный режим номинальной мощности, либо полностью отключает двигатель, если давление на шину превышает порог срабатывания токовой защиты. Кстати, загнать пилу «в защиту» даже на форсаже не так уж сложно с помощью зубчатого упора. Но если работать с упором, то на достаточно толстом бревне можно без проблем перегрузить даже самую мощную бензопилу, так что ничего удивительного в этом нет.
Пиление «на ресурс» показало следующие цифры. Пакет бруса — 12 резов, одинарный брус — 150 резов. Очень близкий результат к тому, что год назад показала другая пила Makita — DUC353. Что, пожалуй, логично — платформа-то одна, одинаковые батареи, и скорее всего, такой же или похожий двигатель. Заодно можно считать, что мы получили неплохое подтверждение достаточно высокой точности нашего теста.
Режим «форсажа» показал себя превосходно и в полном соответствии с заявленным потенциалом. Прирост производительности в 1,4–1,5 раза (пусть и на непродолжительное время) существенно расширяет возможности инструмента, выводя его далеко за рамки обычного «сучкореза», с которым Makita DUC356Z может ассоциироваться при беглом взгляде на её компактный корпус. Хотя эта пила и без форсажа показывает отличные результаты по производительности пиления благодаря высокой скорости цепи. По скорости реза одиночного бруса (без форсажа и усиленного нажима) она встала рядом с лидером — Husqvarna 540i XP, затрачивающим на эту же задачу 15 секунд, и опередила Stihl MSA220C с его 16‑ю секундами. Правда, это пилы с обычной компоновкой, но у той же «Хускварны» есть модели с таким же расположением рукояток, как у DUC356Z, тоже рассчитанные на арбористов. А «начинка» у них одна и та же, так что сравнение в принципе показательное.
На отрез пакета бруса сечением 200х300 мм пила затратила 102 секунды, что тоже весьма впечатляюще. Пила показала скорость на границе между лучшими и отличными конкурентами. Обогнали её лишь Husqvarna 540i XP, Husqvarna 535i XP, Stihl MSA220C и Greenworks GD40CS18, чьи результаты лежат в диапазоне от 43 до 95 секунд. То есть сейчас она входит в ТОП‑5 самых высокопроизводительных аккумуляторных пил, по данным наших тестов (отметим, что этот список обновляется уже в третий раз за этот год — весной в него ворвались две новые пилы Husqvarna, летом — Greenworks, а сейчас вошла Makita, потеснив DeWALT).
А вот в режиме непрерывной работы с умеренной (одиночный брус) и высокой (пакет бруса) нагрузкой результат — средний… Неплохой, но все же средний. Несмотря на достаточно длинную шину, непрерывная работа в духе дровозаготовки — явно не конек этой пилы, что совершенно неудивительно: ни её позиционирование производителем, ни конструкция такого стиля работы, собственно, и не предполагают.
АККУМУЛЯТОРНЫЙ РАНЕЦ MAKITA PDC‑01
Мощный аккумуляторный инструмент профессионального класса просто обязан работать долго. Но увеличивать размеры и вес батареи нельзя, их, наоборот, стараются сделать легче и компактнее. Одно из наиболее распространённых решений, к которому пришли многие производители, — ранцевая батарея и переходник, вставляемый в штатный слот. Тем самым убивают сразу двух зайцев: инструмент становится даже легче (переходник весит гораздо меньше аккумулятора) и работает в разы дольше. Да, батарея становится намного тяжелее, но она уже на спине, а не в руках. У Makita тоже есть аналогичное решение… хотя правильнее будет сказать «подобное решение», потому что полным аналогом оно не является. Makita и здесь сумела пойти своим путём, в полной мере задействовав одно из своих главных преимуществ — огромную распространённость аккумуляторов из линейки 18 В. Аккумуляторный ранец Makita PDC‑01 — это не то же самое, что ранцевый аккумулятор у других брендов. Выглядит и звучит похоже, а смысл другой.
Это устройство позволяет придать цепной пиле (или любому 18/36‑вольтовому инструменту Makita) выдающуюся производительность и автономность. С рюкзаком Makita PDC‑01, заряженным четырьмя батареями BL‑1860 ёмкостью 6 А*ч из линейки LXT, и аккумуляторной цепной пилой уже можно смело выходить на очистку крупных парковых или даже лесных массивов от сухостоя. «Бэттери-пак» позволяет не только иметь с собой двойной (или даже четверной, если инструмент на 18 В) запас энергии, но и радикально разгрузить руки работника, поскольку пила или другой мобильный инструмент существенно облегчаются, а носить батареи на спине гораздо легче. Использовать Makita PDC‑01 можно с любым инструментом той же марки с напряжением питания 18 или 36 В — от шуруповёрта до триммера.
Из корпуса Makita PDC‑01 выходит метровый силовой шнур с универсальным 5‑пиновым разъёмом. К этому кабелю подключается адаптер с «пустышками» вместо аккумуляторов, которые, в свою очередь, вставляются в аккумуляторные слоты инструмента. В зависимости от используемого агрегата подключают соответствующий адаптер. С двумя «пустышками» — для техники 36 В, и с одной — для 18 В!
Вот причина, почему Makita PDC‑01 — именно аккумуляторный ранец, а не ранцевый аккумулятор. Это не батарея, а удобный ранец со слотами для четырёх стандартных аккумуляторных батарей Makita
С установленными четырьмя батареями Makita PDC‑01 обеспечивает двукратное увеличение времени непрерывной работы 36‑вольтового инструмента (с последовательно соединёнными батареями 18 В) и аж четырёхкратное — для 18‑вольтового инструмента с их поочерёдным переключением по мере расходования. Для пополнения энергии в отработанных аккумуляторах их нужно извлечь из PDC‑01, вставить в зарядное устройство, а после завершения заряда установить обратно в слоты рюкзака. Батареи можно оперативно менять на предварительно заряженные, если их у вас больше четырёх (шесть, восемь и т. д.), что вполне оправдано для профессиональной деятельности. Заряжать же аккумуляторы без извлечения — нельзя. То есть, если переходник-«пустышку», подключённый к PDC‑01, вставить в зарядное устройство (или две «пустышки» — в двухслотовый зарядник), батареи, находящиеся в рюкзаке, заряжаться не будут. Ранец тут отдельно, а батареи — отдельно. Обычно подобный ранец — сам по себе отдельная батарея, снял со спины и ставь на зарядку, когда села. А здесь — это просто удобнейший контейнер для штатных батарей, допускающий их оперативную замену.
На правом боку рюкзака расположена крупная влагозащищённая кнопка. Её длительное нажатие включает и выключает устройство, а при коротком нажатии кнопки с помощью четырёхсегментных индикаторов высвечивается степень заряженности каждой батареи. И, соответственно, таким способом легко проверить наличие батарей в слотах PDC‑01, не открывая крышку. Отдельный крупный индикатор показывает состояние прибора — включён или выключен.
В плане эргономики Makita PDC‑01 даст фору продвинутым профессиональным станковым рюкзакам от компаний, входящих в список лидеров в производстве снаряжения для туризма. Множество регулировок позволяет оптимально подогнать «бэттери-бэкпак» под любую фигуру, а обилие крепёжных петель и колец — подвесить на него разные аксессуары и подсумки.
Лямки и поясные ремни рюкзака, а также блоки на пояснице и за плечами набиты мягким уплотнителем. Все они регулируются по длине, включая, разумеется, и грудной поперечный ремень. Одним движением скобы-фиксатора по зубчатым «рельсам» можно легко изменять высоту «станка» под любой рост, раздвигая его раму.
Кстати, слово «станок» в его туристическом значении прозвучало чуть выше не просто так! У Makita PDC‑01 именно станковая конструкция — аккумуляторный блок самодостаточен, при необходимости легко отстегивается от станочной наспинной рамы и может использоваться в «напольном» или «настольном» вариантах. Если, скажем, длительная работа инструментом ведётся в одном месте, без перемещения и держать батарею на спине нет нужды, её можно снять с рамы и пристроить туда, куда вам удобно! Электрической связи у бокса и рамы нет.
Регулировка высоты станка — расстояние от плеч до поясного ремня — позволяет удобно настраивать его под рост оператора
Ограничения по использованию с аккумуляторной техникой Makita на 18 или 36 В у рюкзака отсутствуют. Он эффективен в тандеме с любым беспроводным оборудованием марки. Хотя, разумеется, в первую очередь PDC‑01 ориентирован не на бытовое, а на профессиональное применение совместно с высокопроизводительным инструментом с повышенным уровнем потребления электроэнергии — аккумуляторными отбойными молотками, перфораторами, цепными пилами, бетонорезами и шлифовальными машинами с дисками диаметром свыше 150 мм.
Денис Кузин, компания «Арборист33» (www.arborist33.ru)
Раз уж целевая аудитория пилы — это именно арбористы, то мы не удержались от попытки выяснить их мнение о новинке. Благо есть друзья, занятые именно в этой сфере. Пилу вместе со всем сопутствующим снаряжением передали Денису Кузину из компании «Арборист33», которая работает во Владимирской области. И вот что он сказал:
«Очень непривычно — рука тянется к стартёру, а стартёра-то здесь нет. И ещё — она очень тихая, но это хорошо — меньше поводов для недовольства у окружающих, соседей заказчиков и т. д. На бензопилу народ иногда реагирует очень нервно, хотя такое, к счастью, бывает нечасто. С аккумуляторной, думаю, таких случаев не будет вообще. Ранец — штука удобная, но на дерево я с ним точно не полезу, увесистый, назад заваливаешься. Проще пилу вниз спустить, мне там сразу новые батареи вставят, и я снова в работе. А разряженные тем временем и зарядить можно.
Двух аккумуляторов мне хватило, чтобы «побрить» высокую липу, которую мы разбирали. Пила нормально работает, я бы не сказал, что на фоне бензопил она смотрится слабой — пилит достаточно резво.
Удобство рукояток в том, что они расположены практически под прямым углом. Я обычно не пользуюсь проушиной, а цепляю пилу к ноге именно за рукоятку. Так она всегда в одном и том же стабильном положении, шиной вверх и вперёд — не болтается, ни за что не цепляется и всегда под рукой. Здесь тоже удобно за рукоятку цеплять, как я привык делать с бензопилой.
Впечатление по итогам первых испытаний — инструмент интересный, может прижиться в нашей профессиональной среде».
Тест аккумуляторных цепных пил
Официальный российский сайт Makita (Макита): makita.ru
Тест провели Евгений Балабас и Алексей Меснянкин.
Статья опубликована в объединённом выпуске «Лето-осень 2020» (№3’2020)
журналов «Инструменты» + «Всё для стройки и ремонта» + «GardenTools»
серии «Потребитель».
Архив всех выпусков в pdf-формате смотрите здесь.
Сентябрь 2020 года