1-й, везде

2-й, везде

3-й, везде

4-й, везде


Присоединяйтесь к нам в соцсетях

Главные новости /все

ESAB на выставке Rusweld 2020 (19-22 октября, Москва, ЦВК «Экспоцентр»)
0
108
Лучший сварщик России: долгожданный конкурс прошёл в Красногорске
0
90
Время обновлений. Новинки сетевых дисковых пил и углошлифовальных машин «Интерскол»
0
232
Перенос сроков проведения выставки MITEX на 2021 год
0
399
Аккумуляторные новинки «Интерскол». Единая цифровая платформа МСТ для сопровождения инструмента
0
317
Очередная новинка 2020 года от Metabo – сетевой циркулярный станок TS254M
0
328
Раскрывая возможности: сварщики поборются за звание лучших в России
0
394
Союз Независимой Инструментальной Розницы (СНИР)
0
834
Встроенный литий-ионный аккумулятор в двигателях Briggs&Stratton 500-й и 600-й серии
0
407
Реорганизация в концерне Grundfos
0
362
Выбор настоящих профессионалов: новая линейка лёгких, мощных и надёжных сетевых УШМ от «Фиолент» под круг 125 мм
0
550
Metabo представляет две новые модели ручных сетевых дисковых пил – KS 66 FS и KS 85 FS
0
529
Промокод на выставку MosBuild 2021: регистрация открыта! Москва, МВЦ «Крокус Экспо», 30 апреля – 2 марта
0
864
Две аккумуляторные 18-В новинки Metabo: сабельная мини-пила SSE 18 LTX BL Compact и мультитул MT 18 LTX BL QSL
0
506
Журнал “Инструменты” + “GardenTools” + “Всё для стройки и ремонта” серии “Потребитель” (объединённый выпуск “Лето-осень 2020”)
0
865
Выставка «Отечественные строительные материалы» (ОСМ) – №1 в календаре строителя на 2021 год!
0
368
Вебинар Manders и Mosbuild «Ассортимент тканей и пошив штор: 2 части успешных продаж»: 29 сентября, начало в 14:00
0
404
Выставка Spoga + Gafa: новые даты
0
481
Viessmann расширил линейку конденсационных котлов серии Vitodens 050-W
0
406
Жителям четырёх регионов России могут начать бесплатно подводить газ
0
458
Schneider Electric и Grundfos подписали меморандум о сотрудничестве в России
0
387
Новинки от «Белмаш» – кантошлифовальные станки Belmash EOS-91 и EOS-91/380
0
611
В России стартовали продажи долгожданной новой аккумуляторной цепной пилы для арбористов Husqvarna T540i XP
0
823
В ленточнопильном станочном «полку» Belmash пополнение – большие и мощные станки WBS-410, WBS-465 и WBS-465/380
0
902
Вебинар «Как подготовить идеальное портфолио» в рамках курса MosBuild Академии: 11 сентября с 12:00
0
576
Вебинар MosBuild Академии «Как построить успешный бизнес на продаже премиальной краски»: 8 сентября с 14:00
0
658
С 30 сентября по 2 октября в Красноярске пройдёт специализированная выставка «Эксподрев 2020»
0
691
8-10 сентября состоится крупнейшая в Казахстане онлайн-конференция под эгидой выставок KazBuild и Aquatherm Almaty
0
614
Grundfos представляет новый насос для ГВС со встроенным таймером
0
448
Объединённая экспозиция производителей из Германии на MITEX 2020
0
823
Husqvarna 120iB – мощный аккумуляторный воздуходув для средних и малых приусадебных участков
0
512
Новинка-2020 от «Белмаш» – многофункциональный деревообрабатывающий станок Belmash Mogilev 2.4 Eco
0
1313
«Мы можем формировать только будущее». Компания Fischer, мировой лидер в сфере крепежа, празднует тройной юбилей
0
638
Итоги и планы: завод «ЭСАБ-Тюмень» подвел итоги первого полугодия
0
769
Выставка инструментов MITEX-2020 (10–13 ноября, ЦВК Экспоцентр)
0
972
Две минуты на фиксацию: новый капсульный анкер Fischer FHB II работает вдвое быстрее обычного
1
536
Как роботы-газонокосилки Husqvarna Automower 310 на ВДНХ газон стригут
0
872
Премия Eisen Innovation Award 2020 при поддержке ZHH
0
663
Линейка абразивных материалов Cubitron II от компании 3M пополнилась новыми продуктами
0
1141
Самые тихие электрические кусторезы (ножницы для кустов) на рынке: Bosch расширяет линейку ProSilence
0
558

Лучшие видео / все

{{comments ? comments : '0'}}
{{post.my_views_col}}

Лучшие
мастер-классы / все

{{comments ? comments : '0'}}
{{post.my_views_col}}

Лучшие репортажи / все

{{comments ? comments : '0'}}
{{post.my_views_col}}

Лучшие тесты / все

{{comments ? comments : '0'}}
{{post.my_views_col}}

Опросы

Каким аккумуляторным инструментом Вам приходилось работать?

  • • дрель-шуруповёрт (21%, 1 038 голосов)
  • • фонарь (12%, 594 голосов)
  • • перфоратор (10%, 497 голосов)
  • • УШМ (10%, 476 голосов)
  • • отвёртка (10%, 468 голосов)
  • • дисковая пила (8%, 392 голосов)
  • • рубанок (6%, 309 голосов)
  • • гайковёрт или винтовёрт (5%, 265 голосов)
  • • специализированный шуруповёрт (5%, 229 голосов)
  • • сабельная пила (4%, 217 голосов)
  • • мультитул (4%, 214 голосов)
  • • другое (4%, 180 голосов)
  • • пока никаким (1%, 30 голосов)

Проголосовало: 1 187

Загрузка ... Загрузка ...

Выставки

Слёт Мастеровых #14 на MITEX 2017: 7-10 ноября, Москва

Interlight Moscow 2017: 7-10 ноября 2017, Москва

Ландшафт Экспо 2018: 2-4 марта 2018, Москва

Batimat Russia 2018: 3-6 апреля, Москва

Интерфлора 2018: 18-20 апреля, г. Москва, Гостиный Двор

Сибирская дача 2018: 26-29 апреля, Красноярск

Intertool Kiev 2018: 15-18 мая, г. Киев, Украина

Малоэтажное домостроение 2018: 16-19 мая, Красноярск

Unibuild 2018: 6-7 июня, Нальчик

SibWoodExpo 2018: 11-14 сентября, Иркутск

Осень на даче 2018: 13-16 сентября, Красноярск

ФСД 2018 Санкт-Петербург: 28-29 сентября

China Machinery Fair 2018: 30 октября - 1 ноября, Москва

Агропромышленный форум Сибири 2018: 14-16 ноября, Красноярск

Электротехника. Энергетика 2018: 21-23 ноября, Красноярск

Новогодний подарок 2018: 6-9 и 13-16 декабря, Санкт-Петербург

Строительство и архитектура 2019: 22-25 января, Красноярск

Aquatherm Moscow 2019: 12-15 февраля, Москва

Дом. Дача. Дизайн 2019: 14-16 марта, Беларусь, г. Могилев

City Build Russia 2019 Москва: 19-20 марта

Дом и Сад 2019: 21-24 марта, Москва

КлиматАкваТЭкс 2019: 14-17 мая, Красноярск

Петербургская зелёная неделя 2019: 26-29 сентября, Санкт-Петербург

CIHS-2019: 10-12 октября, Шанхай (Китай)

ПромЭкспо 2019: 15-16 октября, Волгоград

City Build Russia 2019: 29-30 октября, Санкт-Петербург

Металлообработка и сварка 2019: 20-22 ноября, Красноярск

Ремонт Экспо 2020: 14-16 февраля, Москва

Eisenwarenmesse 2020: 1-4 марта, Кельн (Германия)

ShymkentBuild 2020: 11-13 марта, Казахстан, Шымкент

РСН и RosBuild 2020: 31 марта - 3 апреля, Москва

Коттедж. Строй. Экспо-2020: 2-5 апреля, Хабаровск

Город 2020: 15-17 апреля, Владивосток

Загородный дом. Весна 2020: 16-19 апреля, Москва

Фестиваль Столярного Дела Москва 2020: 25-26 апреля

Белорусский дом 2020: 14-16 мая, Беларусь, г. Минск

Архитектура ДВ 2020: 21-23 мая, Хабаровск

Spoga+Gafa 2020: 6-8 сентября, Кельн (Германия)

ЧеченСтрой Экспо 2020: 23-24 сентября, Грозный

Строим дом. Осень 2020: 26-27 сентября, Санкт-Петербург

ExpoDrev Russia 2020: 30 сентября - 2 октября, Красноярск

MITEX 2020: 10-13 ноября, Москва

Пром-Volga-2020: 18-20 ноября, Волгоград

Строй-Volga-2020: 18-20 ноября, Волгоград

Энерго-Volga-2020: 18-20 ноября, Волгоград

ОСМ 2021: 26-29 января, Москва

Мир климата 2021: 9-12 марта, Москва

MosBuild 2021: 30 марта - 2 апреля, Москва

AtyrauBuild 2021: 7-9 апреля, Казахстан, Атырау

BuildExpo Uzbekistan 2021: 16-18 июня, Узбекистан, г. Ташкент

AquaTherm Almaty 2021: 7-9 сентября, Казахстан, Алматы

KazBuild 2021: 7-9 сентября, Казахстан, Алматы

Тест алмазных кругов Klingspor для резки асфальта

4
932

алмазные круги для резки асфальта тестОсновные работы по ремонту дорожного покрытия должны проводиться в тёплое время года. В соответствии с этим правилом сезон дорожных работ, по сути, окончен. Но это в идеальных условиях, а в реальности необходимость резать асфальт может возникнуть внезапно — например, при ремонте инженерных коммуникаций, залегающих под дорожным полотном. Для такой работы применяют алмазные круги, и наш тест будет полезен тем, кому приходится выполнять такую работу в больших объёмах.

Асфальт обычно режут не для сплошной за­мены полотна, а либо при ямочном ремонте, либо при прокладке или ремонте инженер­ных коммуникаций. Работа напоминает про­резание штрабы в стене для укладки кабеля: аккуратные тонкие резы, между ними всё выдалбливают и на финальном этапе укла­дывают заплатку из свежего асфальта. Для резки этого материала используют бензорезы с кругами диаметром 350 или 400 мм либо нарезчики швов. Конструктивно последнее устройство состоит из тележки на колёсах с рукоятками, мощного двигателя (в пода­вляющем большинстве случаев бензинового), клиноременной передачи от двигателя на вал,  вращающий алмазный отрезной диск, и ме­ханизма регулировки глубины погружения. Круги могут быть гораздо больше по диа­метру, чем на бензорезах, здесь и 800 мм — не редкость, бывает и больше.

Для резки асфальта нужны особенные круги, предназначенные специально для этой «субстанции». Алмазные круги вообще штука очень специализированная. По кир­пичу — одни, по чистому бетону — другие, по армированному железобетону — третьи… И для асфальта тоже есть свои круги. При этом внешне диски, предназначенные для ра­боты по одному и тому же материалу, могут быть настолько похожи, что невооружённым глазом их не различит даже специалист. Как правило, сегменты имеют одинаковую фор­му, а разница заключается в составе связки, процентном содержании и качестве алма­зов. Как минимум нужен микроскоп, тогда по внешнему виду алмазов специалист может определить хотя бы уровень качества того или иного диска. Обычным пользователям остаётся ориентироваться только по этикет­ке. Но этикетка никогда не содержит ника­ких данных о ресурсе или производительно­сти круга. Производители не указывают эту информацию по очевидным причинам — она слишком сильно зависит от условий эксплу­атации. Асфальт или бетон везде разный, и в зависимости от характеристик обрабаты­ваемого материала ресурс одного и того же круга может отличаться в несколько раз. Естественно, что производитель в принципе не может предусмотреть все возможные ва­рианты, и единственное логичное решение — не называть никаких цифр, чтобы не вводить потребителя в заблуждение, пусть и без злого умысла.

В итоге при выборе между разными брендами или даже кругами одного бренда, но разных серий, приходится ориентировать­ся на отзывы или результаты сравнительных тестов. Эта статья — пример как раз такого теста, когда испытания проводятся в одина­ковых условиях и позволяют выявить разницу между кругами разных серий.

СПОЙЛЕР

Если вам некогда читать всю статью целиком, то вот сухая выжимка.

В одних и тех же условиях круги DT 602 A Supra работают до шести раз дольше, чем DT 350 A Extra. Скорость реза у них выше примерно в полтора раза, а цена единичного реза ниже в три раза, несмо­тря на то, что стоят они примерно вдвое дороже. Более высокая цена при покуп­ке оборачивается очень значительной экономией в ходе эксплуатации.

ВЫБОР УЧАСТНИКОВ

Для испытаний мы использовали нарезчик швов Splitstone CS-146 c двигателем Lifan 168F-2 заявленной мощностью 6,5 л. с.

В этот раз мы испытали два образца од­ного бренда, а именно Klingspor. Один — из начальной линейки Extra, круг DT 350 А, другой — из более высокоуровневой серии Supra, DT 602 A. Оба диска изготовлены на украинском заводе Klingspor, который начал работать в 2015 году. Отметим, что компания Klingspor — это производитель ос­настки с богатой историей (в прошлом году она отмечала внушительный юбилей — 125 лет работы). Заводы расположены в Европе, часть бюджетной линейки Klingspor раз­рабатывает самостоятельно, но выпускает в Китае. Однако к алмазным кругам это уже не относится, с 2015 года весь ассортимент алмазных кругов изготавливается либо в Гер­мании, либо в Украине.

Внешне тестируемые образцы очень по­хожи, но есть одно заметное отличие. У DT 350 A Extra есть три симметрично располо­женных «скошенных» сегмента. DT 602 A Supra выглядит так, будто все сегменты оди­наковые, но при внимательном рассмотре­нии становится понятно, что здесь тоже есть «нестандартные» сегменты. По форме они такие же, что и остальные, но больше по вы­соте — линия сварки проходит ниже, чем у остальных. Этих сегментов тоже три штуки, расположены также симметрично. На кругах большего диаметра их может быть и пять. Это не что иное, как сегменты безопасности.

Klingspor DT 350 A Extra

Klingspor DT 350 A Extra

  • АРТИКУЛ: 337730
  • ДИАМЕТР: внешний — 350 мм; посадочный — 25,4 мм
  • ТИП КРОМКИ: сегмент
  • ВЫСОТА СЕГМЕНТА: 10 мм
  • ЦЕНА (Москва, октябрь 2019 г.): 5533 руб

Klingspor DT 602 A Supra

Klingspor DT 602 A Supra

  • АРТИКУЛ: 325092
  • ДИАМЕТР: внешний — 350 мм; посадочный — 25,4 мм
  • ТИП КРОМКИ: сегмент
  • ВЫСОТА СЕГМЕНТА: 10 мм
  • ЦЕНА (Москва, октябрь 2019 г.): 10 197 руб.

Основная проблема кругов для резки ас­фальта связана с тем, что асфальт — это мяг­кий абразив. При резке он легко налипает на тело диска и постепенно истирает его. Самому телу диска это не очень страшно, сег­менты износятся полностью гораздо раньше. Но абразивному износу подвержена также линия сварного шва, а вот здесь уже может скрываться опасность — возникает риск от­рыва сегмента при истирании сварки. Поэто­му защитные сегменты и расположены ниже рабочих — они убирают тот шлам, что может воздействовать на диск в районе линии кре­пления рабочих сегментов.

DT 350 A Extra 602

Сегменты дисков DT 350 A Extra (слева) и DT 602 A Supra (справа) крупным планом. На Supra алмазы крупнее, их процентное содержание и качество выше

 DT 350 A Extra

Алмазы, используемые в DT 350 A Extra, — это базовый уровень качества

DT 602 A Supra

Алмазы, используемые в DT 602 A Supra, — это улучшенный уровень качества. Кристаллы крупнее, правильной формы, да ещё и с титановым покрытием, которое повышает стабильность положения алмаза в связке под нагрузкой. Обычный алмаз может вырвать из связки, когда он погружён в неё на 2/3 высоты. Алмаз с покрытием держится надёжно, даже когда он погружён в связку не более чем на 1/3 высоты

Ещё один интересный момент — в зави­симости от типа алмазного круга расстояние между сегментами может быть больше или меньше. Диски, которые мы испытывали, — с большим зазором между сегментами. Это позволяет более эффективно выводить шлам и повышает скорость работы, но ограничива­ет ресурс. Можно заказать круги с уменьшен­ным промежутком между сегментами, тогда скорость реза будет ниже, но зато повысится ресурс — просто за счёт того, что на круге того же диаметра будет чуть больше сегмен­тов. Так что даже при зафиксированных се­рии и диаметре ещё остаётся поле для допол­нительного выбора.

МЕТОДИКА ИСПЫТАНИЙ

В качестве привода мы могли взять либо бензорез, либо нарезчик швов. Бензорез часто применяют при ямочных ремонтах, когда нужно делать много относительно корот­ких пропилов и часто менять направление. Нарезчик швов удобнее, когда нужны длин­ные прямые пропилы. Тут полная аналогия с электроинструментом: бензорез — это, ус­ловно говоря, УШМ, а нарезчик швов — со­ответственно штраборез. Только двигатель обычно бензиновый и вес устройства в не­сколько раз больше.

Бензорез отвергли — тест удобнее прово­дить на длинных прямых резах, поэтому го­раздо легче работать нарезчиком швов. Хотя следует отметить, что к бензорезам разрабо­таны специальные тележки, превращающие их в полный аналог шовнарезчика. Но арен­довать именно нарезчик оказалось гораздо поэтому в итоге, повторимся, нам при­везли Splitstone CS-146 c двигателем Lifan 168F-2 заявленной мощностью 6,5 л. с.

А дальше — всё как обычно. Замеряем ди­аметр круга штангенциркулем, ставим на ма­шину и режем асфальт, периодически прове­ряя остаточный диаметр и замеряя скорость реза. Нужно добиться износа хотя бы 1 мм, тогда можно быть уверенным, что мы полу­чили достаточно точные данные и можем дальше вычислить полный ресурс круга с вы­сокой степенью надёжности.

Для начала взяли «внеконкурсный» экзем­пляр отрезного круга и в двух местах выреза­ли «колодцы» в асфальте с целью определить, какова толщина асфальтового слоя и что под ним — гравийная подушка или бетон? Вы­яснилось, что слоёв асфальта в этом месте как минимум три. Верхние два — толщи­ной по 5 см каждый, и под ними тоже ас­фальт, судя по поведению лома, которым его пытались долбить. От бетона лом обычно отскакивает с характерным лязгом, а в ас­фальте вязнет — не менее характерно. Тол­щину нижнего слоя определить не удалось, да в этом и не было необходимости. Мак­симальная глубина реза у Splitstone CS-146 составляет, по разным данным, от 110 мм (как в инструкции) до 135 мм (так указано в блоках техпараметров на многих сайтах в Интернете). Так что прорезать насквозь третий слой асфальта вряд ли получится. По­этому мы, во‑первых, ограничили глубину реза — не более чем 100 мм. А во‑вторых, не стали испытывать круги, предназначен­ные для резки асфальта и бетона, хотя такие у Klingspor тоже есть (например, DT 350 AB Extra). Раз бетон нам гарантированно не по­падётся, то берём только «чисто асфальто­вые» образцы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ

Важно понимать, что полученные в ходе теста значения ресурса верны для тех условий, в которых проводился тест. Специалисты компании Klingspor оценивают эти условия как крайне жёсткие: асфальт с высоким содержа­нием крупного щебня (не исключено, что гранитного, судя по цвету на срезе), очень плотный, уложен много лет назад. Гораздо чаще алмазными кругами режут дорожное покрытие, уложенное два– четыре года назад и не содержащее гра­нитный щебень в качестве наполнителя. В таких условиях ресурс кругов может быть в несколько раз выше. Так что при испытаниях на другом виде асфальта аб­солютные цифры будут другими, но раз­брос между участниками должен сохра­ниться. Если DT 602 A Supra показывает ресурс в несколько раз выше, чем DF 350 A Extra, то и в других условиях этот пока­затель тоже будет значительно больше. Не факт, что ровно в шесть раз – ско­рость износа зависит от характеристик обрабатываемого материала – но точно в разы выше!

Начинаем с круга DT 350 A Extra. Ставим глубину реза 5 см и делаем 5-метровый шов. Скорость подачи определяем по звуку двига­теля, работающего на максимальных оборо­тах, — если толкать слишком быстро, он за- хлёбывается, а то и глохнет. Толкать нарезчик швов надо так, чтобы двигатель ровно работал под нагрузкой, но не захлёбывался и тем более не глох. Приноравливаешься быстро!

Первый 5-метровый шов прорезали при­мерно за 6 минут, дальше скорость начала уверенно расти. Максимальная величина, ко­торую зафиксировали за несколько подходов при резе на глубину 5 см, — 0,9 м/мин, она и указана на диаграмме. Затем ставим глуби­ну реза 10 см. Скорость, естественно, упала, зафиксированный максимум — 0,53 м/мин.

Общая длина реза — 44 м (при глубине 5 см, резы на глубину 10 см считаем как двой­ные). Износ диска заметный, намного больше необходимого минимума в 1 мм. Поэтому, ориентируясь на зафиксированную скорость износа и зная начальный и конечный диаме­тры, рассчитываем полный ресурс. Он ука­зан на диаграмме — диск должен прорезать до 250 м при глубине реза 5 см и по пример­но такому асфальту, как у нас. И вдвое мень­ше, если резать на глубину 10 см.

Теперь ставим DT 602 A Supra и повто­ряем эксперимент по той же программе. И вот тут настало время сильно удивиться. Первый пятиметровый рез занял больше семи минут. Подумали, что связка очень жёсткая, медленно обновляется, поэтому ра­бота идёт медленнее, но зато прослужит этот диск очень долго. Как выяснилось, со сроком службы мы угадали, а вот насчёт скорости ошиблись. Следующий рез был с теми же параметрами, но он занял 5,5 минуты… сле­дующий — 5 минут… потом — ещё один на 5 минут… а потом и вовсе менее четырёх ми­нут потребовалось. Это на «приноровились» уже не спишешь, очевидно, что диск просто не сразу вскрылся. Но когда это произошло, он заработал на полную скорость — и тут выяснилось, что производительность у Supra намного выше, чем у Extra.

Далее поставили на максимальную глуби­ну реза (10 см) и этот диск. Сделали четыре 5-метровых реза, на каждый ушло по 5 ми­нут. Предыдущий образец резал практиче­ски вдвое медленнее и изнашивался гораздо быстрее. Расчёты показывают, что ресурс DT 602 A Supra в шесть раз выше, чем у DT 350 A Extra. И даже несмотря на то, что стоит он примерно вдвое дороже, цена реза получает­ся ниже в три раза. А если учесть ещё и более высокую скорость работы, то в эксплуата­ции он будет ещё выгоднее.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Антон Бодрин KlingsporАнтон Бодрин (компания Klingspor)

Результаты теста в метрах мы оцени­ваем как очень низ­кие — в других странах, например в Бразилии, мы проводили анало­гичные испытания, и там ресурс получил­ся значительно выше. Просто для сравнения: если пересчитать в квадратные метры, то ваш тест даёт для DT 350 A Extra ресурс 12,5 м², а наш — 60–80 м². Аналогично для DT 602 A Extra получается 75 м² и 100–150 м².

Методика теста понятна и прозрачна, к ней вопросов нет. Ресурс диска зависит от множе­ства факторов: например мощности привода, глубины реза, скорости подачи и т. д. Здесь всё одинаково, поэтому наиболее вероятно, что причина таких серьёзных отличий — свой­ства асфальта. Высокое содержание щебня однозначно вызывает ускоренный износ сегментов, особенно если это действительно гранит. В обычном дорожном полотне таких включений нет, поэтому и круги работают значительно дольше. Но разброс результатов должен сохраняться, и тот факт, что DT 602 A Supra работает в несколько раз дольше, чем DT 350 A Extra, безусловно, имеет место. Хотя по нашим данным этот разброс не настолько велик, но тут опять же очень многое зависит от условий «на местности».

У серии Supra алмазы более высокого ка­чества, с титановым покрытием, их концен­трация выше, а сама связка твёрже — всё это и позволяет этим кругам работать быстрее и дольше.


Российский сайт Klingspor: klingspor.de/ru


Тест провёл Алексей Меснянкин.

Статья опубликована в объединённом выпуске «Осень-зима 2019» (№4’2019)
журналов «Инструменты» + «Всё для стройки и ремонта» + «GardenTools»
серии «Потребитель».

Архив всех выпусков в pdf-формате смотрите здесь.


Октябрь 2019 года

Самое читаемое за месяц

1-й, везде

2-й и 3-й, СДВОЕННЫЙ, везде

4-й, везде