«Калужский двигатель» — один из основных российских производителей малой садовой техники, а именно мотоблоков и культиваторов. Предприятие имеет за плечами огромный опыт разработки этих столь популярных в нашей стране машин и не прекращает работу в этом направлении.
Весной 2013 года «Калужский двигатель» анонсировал очередную новинку — ездовой адаптер к мотоблокам серии «Угра», приспособленный как для перевозки грузов, так и для пахотных работ. Главная его отличительная особенность — наличие привода на колёса, благодаря чему мотоблок с адаптером фактически становится альтернативой небольшому трактору. Полный привод значительно расширяет способности техники, при этом по цене мотоблок с адаптером выгоднее даже небольшого сельскохозяйственного трактора.
Осенью 2013 года состоялась очередная дилерская конференция «КАДВИ», на которой адаптер был представлен уже в работе. Нам удалось протестировать новинку — личными впечатлениями поделился редактор журнала Алексей Меснянкин. Публикуем отзывы по результатам проведённых испытаний.
АМПК-500
Ездовой адаптер с ведущими колёсами
АМПК‑500 — новинка сезона 2013 года от компании «КАДВИ». Присоединив к мотоблоку, мы можем использовать адаптер в качестве прицепа с сиденьем и возможностью установки плуга или окучника. Технику подобного типа на российском рынке представляют несколько компаний, но практически это просто прицепы, не имеющие привода на собственные колёса. Вариантов с приводом очень мало, предлагают их европейские компании, и стоит такой прицеп в рознице в несколько раз дороже калужской машины. АМПК‑500 — единственный на рынке на данный момент прицеп росийского производства с приводом на колёса.
Этот адаптер относится к навесному оборудованию, задние колёса приводятся во вращение от мотоблока. Фактически получается мини-трактор, тяговое усилие которого по сравнению с обычной, «моноприводной» техникой возрастает в три раза. Полный привод значительно повышает проходимость — перепаханное поле поперёк борозд мотоблок с адаптером преодолевает без труда. Кроме того, гораздо проще перевозить грузы — уже не приходится думать о том, хватит ли мотоблоку сцепления колёс и не нужно ли навесить на него утяжелители: если в прицепе груз, то ведущие колёса нагружены, и вопрос, стало быть, решён.
Адаптер разработан специально для использования совместно с мотоблоками НМБ‑1 Н «Угра» производства компании «КАДВИ». Эти мотоблоки примечательны тем, что имеют два расположенных один над другим шлицевых вала отбора мощности, позволяющих передавать высокие нагрузки. Верхний вал — независимый, частота его вращения связана только с частотой вращения вала двигателя. Нижний — зависимый (от частоты вращения вала колёс). Новый адаптер расширяет и без того большой перечень дополнительного оборудования, предлагаемого к мотоблоку.
Привод приводится в движение от нижнего вала отбора мощности мотоблока, далее крутящий момент передаётся через оригинальную шарнирную сферическую сцепку, систему торсионов и унифицированный с мотоблоком суппорт на задние колёса. К адаптеру можно присоединить плуг, окучник, картофелевыкапыватель или борону и обрабатывать участок с минимальными усилиями. Адаптер оснащён рычагом для подъёма и опускания агрегатов, а также собственной тормозной системой. При установке специальных удлинителей колёсных осей — дифференциальных втулок — радиус поворота адаптера уменьшается по сравнению с аналогами в 1,5 раза. Очень полезная опция, потому что по сравнению с «недоприводными» аналогами АМПК‑500 гораздо менее манёвренный — шарнирная сцепка ограничивает максимально возможный угол поворота.
Второй вариант — использование адаптера в качестве грузовой тележки грузоподъёмностью до 300 кг. Легкосъёмный кузов входит в комплект. Также заводом разработан и запущен в производство специальный прицеп именно для этого адаптера. Он длиннее обычного прицепа, имеет повышенную грузоподъёмность, боковые и зад- ний борта — откидные.
И мотоблок, и адаптер могут использоваться совместно с пневматическими колёсами или стальными грунтозацепами.
ВИДЕО
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ
Тягового усилия, развиваемого мотоблоком с адаптером, вполне достаточно для того, чтобы тащить плуг. Возможность пахотных работ подтверждена. Но есть и нюансы. В той версии, что была представлена на испытания, подъём и опускание плуга осуществляются рычагом справа от оператора. Фиксируют рычаг в заданном положении посредством кнопки в его торце, как на автомобильном ручном тормозе. Вдавить плуг в землю рукой невозможно, предполагается, что заглубление происходит в движении. На практике это оказалось не очень удобно — приходится одной рукой удерживать мотоблок в борозде, а второй давить на рычаг, чтобы опустить плуг на необходимую глубину. Обе задачи требуют изрядных усилий и координации. Мотоблок легко может выйти из колеи — это оборотная сторона высокой проходимости, пневматическим колёсам с «тракторным» протектором явно без разницы, как ехать: вдоль борозды, поперёк или под любым углом… Соответственно левая рука при старте занята тем, чтобы удержать машину на прямой и не дать ей свернуть. Правая в это время давит рычаг… с непривычки легко растеряться и либо не опустить плуг на нужную глубину, либо вильнуть в сторону, испортив борозду. Логичнее было бы реализовать опускание плуга с помощью педали, и работы в этом направлении ведутся.
Радиус разворота больше, чем у мотоблока с обычным прицепом — шарнирная сцепка ограничивает угол поворота |
Специально разработанный для АМПК‑500 грузовой прицеп |
Присоединённый к адаптеру плуг. Заглубляют его с помощью длинного рычага под правой рукой оператора |
Колёсный редуктор (унифицированный с мотоблоками серии «Угра») и барабанные тормоза АМПК‑500 |
Регулируемая сцепка, к которой можно присоединить плуг, окучник или выкапыватель корнеплодов |
Шарнирная сцепка, передающая крутящий момент от нижнего (зависимого) ВОМ на колёсный редуктор прицепа |
Тест провёл редактор журнала «GardenTools» Алексей Меснянкин
Статья опубликована в выпуске журнала «GardenTools» ЗИМА 2013/2014 №17’2013