Садовая техника производства ОАО «Завод им. В. А. Дегтярева» уже неоднократно встречалась в наших обзорах и тестах. Так, в осеннем выпуске прошлого года мы публиковали тест мотокультиватора «Мастер» с роторной сенокосилкой. Летом этого года мы продолжили серию испытаний, на сей раз опробовав «старшего брата» «Мастера» — мотоблок «Фаворит». Испытания проводились в окрестностях города Коврова во Владимирской области совместно с представителями завода-производителя. Публикуем отзывы по результатам проведённого теста.
Фаворит
Мотоблок
ДВИГАТЕЛЬ: Briggs&Stratton, Honda, Lifan; 5,5–6,5 л.с.
ПРИВОД: сцепление — ременное; редуктор — шестеренчатый; количество передач — 2 передние и 1 задняя
КОЛИЧЕСТВО ВОМ: 1; тип соединения — ременное
ВЕС: 73 кг
КОМПЛЕКТАЦИЯ: 6 секций почвофрезы; защитные диски; пневматические колеса
ДОПОЛНИТЕЛЬНО: плуг; окучник; выкапыватель корнеплодов; роторная сенокосилка; прицеп; снегоуборщик; нож-отвал; щетка
ЦЕНА: 37 900 руб. (с двигателем B&S Vanguard мощностью 6,0 л.с.)
Для теста завод предоставил нам мотоблок «Фаворит МБ-4» с двигателем Lifan 168F-2 мощностью 5,5 л. с. Это относительно недорогой и не слишком пока известный китайский двигатель, который завод, тем не менее, успешно ставит на различные виды своей продукции. Мотоблоки серии МБ также комплектуются моторами более именитых марок, такими как Briggs&Stratton Vanguard (США), Honda GX 200 (Япония), Robin-Subaru EX17D (Япония), и некоторыми другими, мощностью 5,5–6,5 л. с. В комплект мотоблока входят почвообрабатывающие фрезы и пневматические колеса с «тракторным» рисунком протектора. В зависимости от условий работы можно выставить ширину колеи в 350, 475 или 600 мм.
Управлять мотоблоком довольно просто. После запуска двигателя с помощью тягового троса устанавливают нужную передачу, затем выставляют необходимые обороты регулятором и выжимают рычаг сцепления, связанный с натяжным роликом ременной передачи.
Для проверки работы машины мы подобрали участки земли с различной степенью «вспаханности» — от «недавно» до «при царе Горохе», к тому же заросшие по краям всевозможными сортами бурьяна.
Испытывали все, что только можно проверить летом: культивацию, вспашку, кошение сена и транспортировку грузов.
КУЛЬТИВАЦИЯ
Ширина обработки почвы, в зависимости от количества фрез, составляет 350, 620 или 890 мм, глубина — до 25 см. Для работы вплотную к грядкам с культурными растениями и клумбами необходимы защитные диски: при их установке снижается риск внезапных «скачков» машины в сторону, но одновременно несколько увеличивается сопротивление при работе.
Для превращения мотоблока в культиватор необходимо заменить колеса на фрезы и установить сошник, регулирующий глубину вспашки. Процесс этот несложен, но, чтобы снять быстросъемные шплинты, необходима отвертка или пассатижи, вручную пружины не отщелкнуть. Фрезы поставляются в разобранном виде, для сборки понадобятся гаечные ключи, но это одноразовая операция.
Количество фрез подбирают в зависимости от условий работы и глубины вспашки. При работе «на целине» нет смысла ставить весь комплект и выставлять максимальную глубину: при этом увеличивается нагрузка на двигатель и ухудшается управление. Полный комплект удобнее использовать при ежегодной обработке более-менее окультуренной почвы. Для быстрой вспашки большого участка с тяжелой почвой есть один хитрый прием: сначала участок проходят четырьмя фрезами с тем, чтобы расстояние между полосами обработки составляло примерно полметра, затем ставят все фрезы и пропахивают оставшиеся необработанными полосы. При этом достигается хорошая скорость обработки и отпадает необходимость разворачиваться с минимальным радиусом в конце каждой полосы.
ТЕЛЕЖКА ПРИЦЕПНАЯ
Это, пожалуй, самое полезное дополнительное оборудование, значительно расширяющее функционал мотоблока. Возможность перевезти на относительно небольшое расстояние (в пределах нескольких километров) что-нибудь нужное или, наоборот, ненужное всегда востребована в хозяйстве. Более того, в тележку можно уложить другое навесное оборудование и с относительным комфортом отправиться, скажем, на сенокос, чтобы потом вернуться оттуда, возможно, даже с запасом травы на корм скоту или уже высушенным сеном. Максимальная скорость движения такого «поезда» составляет 3-4 км/ч на первой передаче, и 8-9 км/ч — на второй. Грузоподъемность — 300 кг (без учета веса водителя). Впрочем, если переставить шкивы на мотоблоке, то можно ехать и несколько быстрее, со скоростью до 11 км/ч.
Крепление тележки к блоку специального инструмента не требует: дышло заводят в сцепку, сверху вставляют шкворень. На дышле смонтированы тормозная педаль, рукоятка стояночного тормоза и дополнительная опора для стоянки тележки, неподсоединенной к силовому агрегату. Борта у кузова откидные, что упрощает погрузку тяжестей и перевозку длинномеров. Также предусмотрена возможность опрокинуть тележку назад, что крайне полезно при транспортировке сыпучих грузов.
Комфортабельность у этого «мотопоезда», конечно, не автомобильная (боковой поддержки сиденья, подушек безопасности и кондиционера не обнаружено), но, как гласит народная мудрость, «лучше плохо ехать, чем хорошо идти»… особенно если надо еще и транспортировать тяжелый груз. Тяга весьма приличная: даже при остановке на мягкой почве, высушенной до состояния пыли, груженый мотоблок, немного побуксовав, способен тронуться с места.
Проходимость тоже «на уровне» — во всяком случае, по грунтовке и неровному полю идет уверенно. Измеренный радиус поворота составил 3,4 метра (по внешнему колесу) как вправо, так и влево, но разворачиваться вправо труднее: приходится выгибаться, чтобы дотянуться до рычага сцепления. Можно развернуться и на меньшем радиусе, но уже в несколько приемов, с использованием заднего хода.
КОСИЛКА
Ротационная центробежная косилка КР-1 — новинка завода в линейке навесного оборудованиядля мотоблоков. Кошение травы осуществляется с помощью трех пар ножей, свободно закрепленных на вращающихся друг навстречу другу дисках. Под действием центробежной силы (рабочая скорость вращения диска — порядка 30 об/с) ножи становятся перпендикулярно оси вращения, а при контакте с препятствием, которое невозможно сразу перерубить, скрываются под диском. Подобная конструкция позволяет работать не только на газонах, но и на неровных участках с камнями и кустарником. Разбить камень косилкой, конечно, не получится, а срезать небольшой куст или деревце — вполне. Ножи двусторонние, трапециевидной формы, в случае износа одной режущей кромки их можно снять и подточить или переставить. При этом комплект ножей с левого диска переставляют на правый, и наоборот. Для защиты оператора и мотоблока от летящих камней и остатков растений на косилке предусмотрен резиновый фартук.
Установка косилки занимает несколько минут. Для этого нужно снять кожух со шкива отбора мощности, закрепить косилку на сцепке, установить приводной ремень, перевернуть руль и включить заднюю передачу, так как при этой конструкции мотоблок движется перед оператором в перевернутом состоянии, «задним ходом». Из инструмента необходим только ключ для откручивания двух болтов крепления кожуха шкива. Благодаря наличию прижимного ролика, управляемого рукояткой, установить ремень легко, к тому же косилку можно отключить от привода, что делает транспортировку безопасной. Напомним, что основные нарекания к навесной косилке для культиватора «Мастер» вызывала именно невозможность отключить ножи при транспортировке. Здесь эта проблема решена.
Агрегат испытывался на двух участках поля, заросших бурьяном разной жесткости и высоты. Сухая жесткая трава не вызвала никаких проблем: косилка исправно косила и укладывала траву в валок, при этом, за счет хорошего баланса, управлять ею можно было буквально двумя пальцами, прижимая рычаг сцепления к рукоятке.
Справиться с густыми зарослями жестких сухих стеблей высотой в рост человека оказалось труднее, стебли падали во все стороны и тормозили движение. Решение нашли быстро — уменьшили наполовину ширину захвата, после чего даже такой «бурелом» послушно ложился в валок и не затруднял работу.
ПЛУГ
Плуги завод пока не выпускает, поэтому мотоблок тестировали с плугом, изготовленным в Екатеринбурге.
Несмотря на то, что конструктивно плуги достаточно просты, нюансов при работе с ними довольно много. Глубина вспашки контролируется оператором, но для комфортной работы необходимо установить ширину захвата, выбрав для крепления соответствующие отверстия на сцепке, наклон плуга (поворот вокруг горизонтальной оси — тут потребуются гаечные ключи) и угол атаки (входа плуга в землю). В последнем случае инструмент не нужен, регулировка осуществляется вращением специальной рукоятки, что очень удобно. Необходимые параметры подбирают опытным путем в процессе работы. Сама работа проста: мотоблок движется правым колесом по канаве, оставшейся от предыдущего прохода, не пытаясь изменить направление движения. По окончании прохода необходимо вернуться к началу борозды и продолжить работу. Для относительно небольших участков такого плуга вполне достаточно, если же объем велик, можно использовать оборотный плуг, позволяющий вести вспашку в обоих направлениях.
ДРУГОЕ НАВЕСНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Мотоблок при необходимости можно укомплектовать и другими полезными приспособлениями. Кратко перечислим только некоторые из тех, что есть в продаже.
— Грунтозацепы. Металлические колеса, увеличивающие вес и улучшающие проходимость. Полезны при работе с плугом и движении в условиях бездорожья.
— Картофелевыкапыватель, двухрядный окучник. Назначение понятно из названия. Есть также разновидности плугов для специализированных работ.
— Борона. Служит для разрыхления и выравнивания почвы, уничтожает сорняки и разрушает почвенную корку.
— Снегоуборщик. Назначение понятно из названия. Интересная машина, но, увы, проверить его в работе в конце июля оказалось затруднительно по вполне понятным причинам.
Существуют и другие виды навесного оборудования, пригодные для установки на мотоблок, такие как лопата (отвал для снега), подметальная щетка, насосная установка.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОАО «Завод им. В. А. Дегтярева» 601900, Владимирская обл., г. Ковров, ул. Труда, д. 4 Тел.: (49232) 911-83, 917-01. Факс: (49232) 301-84 E-mail: koom@zid.ru, zidmark@zid.ru. Сайт: www.zid.ru |
Автор: Максим ГРИБОЕДОВ
Январь 2011 года