Жители развитых стран Запада уже давно привыкли к тому, что вытекающая из крана вода – это такой же товар, как электроэнергия, тепло отопительных батарей, доступ к услугам телефонной компании или сети Интернет. Поэтому каждый израсходованный или пролитый впустую кубометр живительной влаги будет зафиксирован счетчиком, и через некоторое время за него придется заплатить.
По мере увеличения плотности населения, роста городов и развития промышленности воды требуется все больше и больше. Строятся новые трубопроводы и насосные станции, очистные сооружения, канализационные коллекторы. Для этого нужны инвестиции и человеческие ресурсы. Кроме того, чтобы обеспечить функционирование новых инженерных систем и сетей водоснабжения, необходима дополнительная электроэнергия, средства связи и телекоммуникации. Поэтому неудивительно, что стоимость воды становится с каждым годом все выше.
Однако увеличивать мощность систем водоснабжения нельзя до бесконечности, ведь все имеет предел. Поэтому существует вполне реальная опасность возникновения дефицита водных ресурсов, причем не в жарких странах со слаборазвитой инфраструктурой, а, как это ни парадоксально, в больших городах умеренной климатической зоны, стоящих на берегах полноводных рек. Очевидно, что подобная ситуация может привести к резкому подорожанию водопроводной воды, что вызовет ухудшение социальной атмосферы во вполне благополучных государствах. Кроме того, рост потребления воды оказывает негативное влияние на экологию городов и прилегающих к ним территорий, а также рек и естественных водоемов.
Поэтому во многих странах мира уже давно проводятся общенациональные программы по сбережению водных ресурсов, основная цель которых – привить людям культуру бережного отношения к ним. Так, управление водными ресурсами США ежегодно проводит конкурс на звание «Лидер в области экономии воды». Заявку на участие могут подавать как организации, так и частные лица, которые готовы продемонстрировать свои достижения в этой области. А во Франции экономных граждан решили стимулировать материально. Здесь был принят закон, согласно которому жители, использующие дождевую воду, получают 25-процентный налоговый кредит. Она вполне пригодна, например, для мытья посуды, уборки помещений и даже для стирки.
В нашей стране за долгие годы сформировалось отношение к воде как к неисчерпаемому и абсолютно бесплатному ресурсу. Однако в последнее время ситуация несколько изменилась. С переходом коммунального сектора экономики к рыночной модели ведения хозяйства вода перестала быть манной небесной и превратилась в товар, имеющий свою цену. Расходомеры установлены сегодня уже в большинстве квартир, а жилье в новостройках комплектуется ими на 100%. Теперь собственники ежемесячно получают счета за реально израсходованный объем воды и постепенно начинают задумываться о ее экономии (в особенности горячей, так как она значительно дороже холодной).
Процесс привыкания всегда труден, но пройдет время, и наши соотечественники станут относиться к воде точно так же, как сейчас к электроэнергии: нетрудно заметить, что большинство людей, выходя из комнаты, инстинктивно выключают свет. Прививать такое отношение необходимо с детства. Например, как это делает муниципальное предприятие «Ярославльводоканал», где организовали конкурс «Экономия воды в быту». В рамках этого мероприятия проводились занятия для воспитанников детских садов, на которых малышей учили экономить воду.
КУЛЬТУРА БЫТИЯ
Сегодня Россия делает только первые шаги в области бережного отношения к ресурсам, в том числе и к водным. По данным «Мосводоканала», в 2008 году каждый москвич расходовал в среднем 268 литров воды в сутки. И, хотя это почти в 2 раза меньше, чем в эпоху застоя (в 1972 году этот показатель был равен 500 литрам), до лидеров нам еще далеко. Так, во Франции средний суточный расход равен 164 литрам на человека, а в Германии – и вовсе 125 литрам.
Можем ли мы добиться подобных результатов? «Прежде всего нужно работать с человеческим сознанием, это самое нелегкое дело. Чтобы решить проблему вододефицита, надо мобилизовать все общество, – считает Виктор Данилов-Данильян, директор Института водных проблем РАН. – Наблюдения, тщательные измерения, социологические исследования в ЖКХ показывают, что здесь, как правило, резервы для экономии немалые, они составляют не менее 10%, а кое-где – до 30-40%».
Например, по результатам опроса, проведенного фондом «Общественное мнение», 35% россиян принимают душ или ванну ежедневно, тогда как большинство европейцев – не чаще 3-4 раз в неделю. Более того, за рубежом во многих домах уже давно не устанавливают ванны: душевая кабина гораздо экономичнее. Уменьшив частоту омовений и заменив купание в ванне на душ, можно сэкономить значительные объемы воды, а значит, и личных средств.
Более рационально следует подходить и к ее использованию в процессе проведения других гигиенических процедур. Например, при чистке зубов можно заранее наполнять стаканчик, а не держать смеситель включенным. Точно также нет никакой необходимости попусту лить воду во время бритья.
Чтобы не тратить лишнюю воду при мытье посуды, можно установить специальную кухонную мойку с двумя отделениями, например, SMEG, Vitra и др. В одной емкости растворяется моющее средство, в другой посуда ополаскивается.
Однако добиться еще более существенной экономии позволяет применение последних достижений технической мысли. Сегодня эти новшества становятся доступными и для россиян, поэтому остановимся на них более подробно.
НИ ОДНОЙ ЛИШНЕЙ КАПЛИ
Излив, из которого медленно капает вода, – зрелище довольно привычное. Но с точки зрения экономии ничего хорошего в этом нет. Навсегда забыть и о протечках позволяют современные смесители. Недавно компания TÜV SÜD, мировой лидер в области сертификации товаров, исследовала устойчивость к механическому износу продукции десяти ведущих производителей этого оборудования. Смесители сравнивали по следующим показателям: величина усилия, необходимого для смещения рычага и для его «срыва» после продолжительного перерыва в эксплуатации, точность функционирования и герметичность. Победителем испытаний стали смесители GROHE (ГРОЭ), ведущего мирового производителя санитарно-технической арматуры. Специалисты компании объясняют свой успех использованием целого ряда инноваций в конструкции смесителей, в частности, применением уникальной технологии GROHE SilkMove®, картриджей собственного производства с установленными внутри пластинами из оксида алюминия, специальной смазки и т.д. Все это повышает эксплуатационные характеристики устройства, увеличивает срок его службы и предотвращает возможность протечек, вызванных износом.
Следует отметить, что наиболее экономичными являются однорычажные смесители. Как отмечают специалисты, они смешивают воду быстрее своих собратьев с привычными двумя вентилями, поэтому человеку требуется меньше времени, чтобы подобрать оптимальную температуру. А значит, сокращается количество воды, расходуемой впустую.
Аналогичным образом сэкономить можно и с помощью термостатических смесителей. Они позволяют отрегулировать температуру один раз, после чего поддерживают ее автоматически, реагируя на перепады давления в системе, вызванные, например, тем, что воду открыли где-то еще. Подобное решение не только обеспечивает комфорт, но и позволяет экономить воду, которая во время регулировки льется впустую. Одними из самых быстрых на сегодняшний день считаются термостаты GROHE, изготовленные с применением технологии TurboStat®. Время их реакции на перепады давления в системе составляет 0,3 секунды. Кроме того, эти устройства оснащены встроенной ECO-кнопкой, позволяющей ограничить поток воды наполовину.
Не последнюю роль в деле экономии играет и конструкция душевой головки. Например, в насадке GROHE Rainshower® Jumbo имеется сразу 252 форсунки, но, несмотря на большой диаметр в 400 мм, она расходует значительно меньше воды, чем большинство аналогов.
Соображениями экономии объясняется и наличие двух режимов слива у многих современных унитазов. Будущее же за вакуумными агрегатами (такие устанавливаются в самолетах), которые позволяют обходиться всего одним литром воды.
ТЕХНИКА НА СТРАЖЕ БЮДЖЕТА
Отдельной статьей экономии может стать применение современной техники для мытья посуды и стирки. «По нашей статистике, больше всего воды расходуется на мытье посуды, – рассказывает Станислав Храменков, директор МГУП «Мосводоканал». – Самое лучшее решение – посудомоечная машина, которая тратит гораздо меньше воды, чем среднестатистическая хозяйка».
Интересно, что снизить расходы можно и за счет оптимизации процесса сушки посуды. В Европе недавно была предложена оригинальная модель сушилки. С виду это обычное устройство: держатели для тарелок и стаканов, подставка. Но с одной стороны к ней крепятся цветочные горшки. Вода, стекающая с посуды, попадает в их поддоны.
Стиральные машины не менее экономичны, чем посудомоечные. Сейчас в них устанавливают специальные датчики, которые точно определяют количество белья и автоматически контролируют расход воды с учетом объема и характера загрузки. Кстати, это позволяет экономить и электроэнергию.
Нужно отметить, что во многих стиральных и посудомоечных машинах предусмотрен режим половинной загрузки, который можно включать, когда требуется помыть лишь пару тарелок или постирать несколько сорочек.
Возможно, в будущем при стирке можно будет обходиться всего одним стаканом воды. Уже сейчас английские изобретатели предлагают концептуальную модель такой машины. Вместо привычной жидкости в барабан загружается 20 килограммов пластикового сорбента (поглотителя) в виде чешуек или гранул. Работает машина так: в стакане воды растворяют некоторое количество обычного стирального порошка, выливают в бак и добавляют сорбент. Далее машина нагревает воду, перемешивает белье с моющим средством, которое расщепляет грязь, и гранулами поглотителя, впитывающими ее.
ВЫВОДЫ
В ближайшие годы стоимость всех коммунальных услуг, включая и оплату за водоснабжение, будет только увеличиваться. Однако это совсем не повод затягивать пояса потуже. Продуманное отношение к расходованию ресурсов позволяет существенно снизить их потребление. А использование современных бытовых приборов и сантехнического оборудования не только облегчает эту задачу, но и создает дополнительный комфорт.
По материалам пресс-службы GROHE