Линейку инструмента «пистолетного формата» AEG дополнили два необычных устройства — четвертьдюймовый ударный винтовёрт BSS18B6 и полудюймовый гайковёрт BSS18C12ZB6. Выбор из шести электронных режимов позволяет применять эти устройства гораздо более гибко, нежели обычные, традиционные «ударные пистолеты».
У AEG в линейке ударных винтовёртов (менее мощных устройств с патроном под шестигранные четвертьдюймовые биты) и гайковёртов (мощных инструментов со шпинделем под торцевые головки с квадратом на полдюйма) до недавнего времени было представлено семь разных моделей с напряжением 12 и 18 В. Теперь к ним добавляются (не вытесняя никого из «старожилов») ещё два интересных инструмента — четвертьдюймовый ударный винтовёрт BSS18B6 и полудюймовый гайковёрт BSS18C12ZB6. Обе новинки относятся к сегменту PRO18V, то есть работают от 18-вольтовых аккумуляторов формата, совместимого с десятками других моделей ручного инструмента AEG. Интересны же они в первую очередь функциями электронного управления режимами.
AEG BSS18B6
Аккумуляторный ударный винтовёрт
AEG BSS18C12ZB6
Аккумуляторный ударный гайковёрт
«Интеллектуально-электронное», а не «механически-муфтовое» управление мощностью на рабочем валу и алгоритмом работы в разных условиях — достаточно перспективное направление развития ручного электроинструмента. В одном из предыдущих выпусков мы уже писали об инновационном в своей сфере шуруповёрте Ryobi R18DD5, где подобные технологии реализованы в полной мере. И вот теперь очень похожим функционалом оснастили гайковёрты AEG.
Конструкция и дизайн
Внешне новинки не слишком выделяются на фоне аналогов AEG. В отделке увеличено количество резины, улучшающей хват и термоизоляцию, необходимую для защиты руки при заметном нагреве в режиме работы «нон-стоп». Как и в других моделях AEG, в новых устройствах используются весьма удачные решения — отдельная клавиша настройки подсветки и яркий трёхдиодный фонарь в переднем торце. И BSS18B6, и BSS18C12ZB6 обладают развитой светодиодной подсветкой рабочей зоны. В отличие от большинства инструментов, в которых единственный диод смонтирован на батарейной пятке (подсветка, оставляющая желать лучшего) или над пусковой клавишей (самый неудачный вариант), в «пистолетах»
(Насчёт «автоматического включения» полностью подтверждаю. Только получив материал от автора статьи, понял, что несколько раз грузил эти модели в багажник своей машины, выгружал, переносил, пользовался ими как фонариками… но так и не заметил эту вторую клавишу, думал что светодиоды включаются от лёгкого касания курка.— Прим. редактора).
Инструменты на тест передали с достаточно мощными батареями. У четвертьдюймового винтовёрта — 3 А*ч серии Pro HD, а у полудюймового гайковёрта — 4 А*ч серии Pro Li (эти линейки полностью совместимы в рамках 18-вольтового стандарта AEG). У обоих инструментов длина рабочей части без торцевых головок и бит равняется 145 мм. Это позволяет подлезать в относительно тесные пространства, что удобно при сборке мебели и ремонте авто. Оба инструмента идентичны и по массе — вес каждого составляет 1170 грамм без батареи. Аккумулятор ёмкостью 3 А*ч весит 660 грамм, а 4 А*ч — 720.
Гайковёрты попали на тест с одним на двоих универсальным зарядным устройством AEG BL1218. Это креддл, тихий (безвентиляторный), с единым по крепежу слотом для разных линеек батарей AEG слайдерного типа, с автоматическим распознаванием и зарядкой литиево-ионных, никель-металлогидридных и никель-кадмиевых аккумуляторов напряжением от 12 до 18 вольт. С этим же ЗУ мы тестировали аккумуляторную цепную пилу AEG, и для её аккумулятора ёмкостью 9 А*ч оно показалось слишком слабым и медлительным (что неудивительно с такой ёмкостью). А вот с аккумуляторами 3-4 А*ч устройство справляется отлично, «заливая» их не более чем за час.
Управление режимами
У винтовёрта BSS18B6 на подошве расположены две кнопки «Mode» и «Speed» и две 3-сегментные светодиодные шкалы для каждой из них. Первая переключает три режима, обозначенных графическими пиктограммками — «авто», «саморез обычный» и «саморез по металлу со сверлящим наконечником». Вторая переключает скорости — с первой по третью. В итоге мы имеем по сути шесть разных режимов — три чисто мощностных и три, скажем так, интеллектуальных.
У гайковёрта BSS18C12ZB6 тоже две кнопки — «Auto» и «Speed». И по три значения шкалы у каждой, отмеченные просто цифрами, без визуальных пиктограмм. Режимов также шесть. Именно шесть, а не девять, как могло бы показаться, — законы комбинаторики тут не действуют.
Итак… как же всё это работает?
Винтовёрт AEG BSS18B6
Нажимая на кнопку «Speed», мы переводим устройство в режим скоростей. Их три — низкая, средняя и высокая. Переключаются они одной кнопкой, по кругу. Собственно, дискретно включаемые скорости — это ограничение максимального уровня оборотов, и в рамках каждого скоростного «поддиапазона» обороты можно также регулировать усилием нажатия на пусковую клавишу.
Однако на самом деле называть это переключение «скоростями» применительно к винтовёрту не вполне корректно! Через скорость вращения вала двигателя меняется крутящий момент, выдаваемый кулачковым ударным механизмом, и «Speed» переключает именно его. Во всяком случае, нам важен именно он! Скоростные режимы применяются при работе с резьбовым крепежом разного размера и обеспечивают защиту от срыва гаек, болтов и саморезов, если, конечно же, режим выбран правильно.
Потолок крутящего момента: Speed 1 — 50 Н*м; Speed 2 — 210; Speed 3 — 280 Н*м.
Теперь переходим к кнопке «Mode». Если первые режимы были просто «скоростными» (вернее, «моментными»), то «Mode» предлагает «интеллектуальные режимы».
Первое положение шкалы — «Auto». Это режим, в котором мощность мотора ограничивается при достижении крутящего момента на оснастке в 120 Н*м. Может показаться странным — почему этот режим не является просто ещё одним в разделе «Speed» — его место как раз между 50 и 210 Н*м? Дело в том, что в режимах «Speed» инструмент, хотя и ограничивает момент на выходном валу, но не прекращает работать после его достижения — «долбит», пока не отпустите клавишу. А вот в «Auto» срабатывает автостоп — после достижения 120 Н*м двигатель выключится, даже если вы продолжите давить на кнопку!
Второй режим — для закручивания/откручивания шлицевых саморезов. Наверное, самый любопытный и «умный» из всех. При закручивании на малой нагрузке начинается простое вращение, позволяющее наживить метиз, а после возрастания сопротивления вращение сменяют удары с нарастающей интенсивностью. При отворачивании же инструмент делает шесть ударных импульсов, постепенно увеличивая их длительность,— а по сути — угол, на который поворачивается шпиндель: сначала на четверть оборота, затем на две трети, на половину и т. п. После шести импульсов, призванных стронуть тугой крепёж, винтовёрт переходит в режим мягкого непрерывного вращения. Такой принцип очень важен, если шлиц крепежа уже «подслизан».
Третий режим предназначен для самозасверливающихся саморезов по металлу. В нём вращение начинается на максимальной скорости, чтоб сверлящий наконечник углубился в материал без накернивания, а по мере заглубления и роста нагрузки обороты снижаются, чтобы не вызвать срыва резьбы или обрыва шляпки.
Гайковёрт AEG BSS18C12ZB6
Этот инструмент имеет почти аналогичную предыдущему панель управления на пятке рукоятки, но устроена и оформлена она проще. Три «мощностных» режима, переключаемые по кругу кнопкой «Speed», и три режима с автостопом, аналогично переключаемые по кругу кнопкой«Auto». «Хитрых» режимов с определённым алгоритмом изменения скорости или определённым числом импульсов у BSS18C12ZB6 нет, но гайковёрту они вряд ли нужны, у этого инструмента специфика работы чуть проще.
Как и у винтовёрта BSS18B6, у BSS18C12ZB6 в режиме «Speed» скорость вращения двигателя выставляется фиксированной для достижения запрограммированного момента на шпинделе: Speed 1 — 58 Н*м; Speed 2 — 170; Speed 3 — 300 Н*м.
В режимах «Auto» момент также ограничен, но иными пределами и опять же с автоотключением, когда двигатель при достижении выставленного предела остановится, вне зависимости от того, отпустили вы пусковую клавишу или нет.
Вот значения момента автоматического отключения для каждого режима: Auto 1 — 70 Н*м; Auto 2 — 120; Auto 3 — 160 Н*м.
«Auto» — более «тонкие» и осторожные режимы, чем «Speed» (с учётом силовых возможностей мощного гайковёрта, разумеется), позволяющие закручивать крепёж с меньшим опасением сорвать резьбу и без опаски работать с обычными, «неударными» головками из комплекта ручной трещотки, не боясь их повредить.
Производительность
Проверяем рабочий потенциал обоих инструментов на непрерывном закручивании шурупов-«глухарей» в сухое и плотное сосновое бревно. С помощью импульсного винтовёрта BSS18B6 заворачиваем длинные 210-миллиметровые «глухари» диаметром 8 мм с головкой на 13, а с помощью ударного гайковёрта BSS18C12ZB6 — мощные 250-миллиметровые «глухари» диаметром 12 мм с головкой на 19.
В непрерывном режиме ударный гайковёрт BSS18C12ZB6 закрутил 10 штук 250-миллиметровых «глухарей». А импульсный винтовёрт BSS18B6 на одном заряде батареи завернул 40 штук 210-миллиметровых. Работа была тяжёлая — в плотную сухую древесину метизы такой длины загонять непросто. После исчерпания заряда батарей металлические корпуса ударных механизмов разогрелись до температуры не менее ста градусов — влага на них шипела, испаряясь. При этом отключений из-за перегрева мы не отметили — двигатели отработали без остановок. Через непродолжительное время после окончания теста мы проверили батареи (на подзарядку их не ставили) – они так и остались разряженными. Это подтверждает, что они способны отдавать большой ток в длительном режиме.
Обзор опубликован в объединённом выпуске «Осень-зима 2019» (№4’2019)
журналов «Инструменты» + «Всё для стройки и ремонта» + «GardenTools»
серии «Потребитель».
Архив всех выпусков в pdf-формате смотрите здесь.