Снегоотбрасыватели – один из самых сложных видов садовой техники, причём довольно дорогой и «узкоспециализированной». Но поскольку зима в средней полосе России может продолжаться от нескольких месяцев до полугода, «снежники» востребованы и организациями, и частными пользователями, которые не видят резона в трате сил и времени на ручную уборку.
Практика показывает, что больше всего вопросов при освоении любой техники возникает в первые несколько часов «знакомства» с ней: в период подготовки к эксплуатации и в начале использования. Конечно, если внимательно прочитать инструкцию, большинство вопросов отпадает, но всё та же практика показывает, что инструкцию читают чаще всего после того, как что-то пойдёт не так: текста много, картинок меньше. Инструкцию данное «иллюстрированное пособие», конечно, не заменит – это лишь краткое описание последовательности действий при сборке и запуске снегоотбрасывателя.
В качестве «подопытного экземпляра» использован гусеничный снегоотбрасыватель производства шведского бренда Stiga, модель ST 5266 PB Trac. Её технические характеристики и описание мы приводим в конце этой статьи.
СБОРКА
Практически любая техника и оборудование поставляются пользователю в частично собранном виде с таким расчётом, чтобы упаковка с ней занимала минимальный объём (это важно при транспортировке и хранении), а окончательная сборка не требовала особенной квалификации, сложных инструментов и затрат времени. Забегая вперёд, заметим, что для сборки и регулировки снегоотбрасывателя потребуется лишь несколько гаечных ключей и «крестовая» отвёртка.
После снятия упаковочной коробки (1) мы видим частично собранный снегоотбрасыватель, на корпус которого уложены два отдельно упакованных узла: рукоятка с органами управления и жёлоб, а также картонная коробка с документацией и крепежом и ещё несколько отдельных элементов. Ну а задача любой сборки, как известно, сводится к тому, чтобы по её окончании лишних деталей не оставалось.
Присоединяем к аппарату рукоятку управления с приборной панелью (2). Они крепятся друг к другу через пластмассовые проставки с помощью четырёх «мебельных» винтов с гайками (3).
Все крепёжные элементы пока не заворачиваем – гайки затягиваем от руки. Далее навинчиваем рукоятки на рычаги управления переключением передач (4) и направлением выброса снега.
Второй крупный узел – жёлоб – устанавливаем на фланец на ковше снегоотбрасывателя. Для его поворота используется червячная передача. На данной модели червяк механизма и вращающаяся рукоятка на панели управления соединяются с помощью гибкого троса. Для начала ставим на опорную площадку на фланце червяк и подсоединяем трос с его стороны. Наживляем болты крепления (5). На многих других моделях используется конструкция «попроще» (и «подешевле») – несколько стальных прутков с карданными передачами, они присоединяются к червяку и рукоятке с помощью штифтов со шплинтами. Собрать их тоже несложно.
Ставим жёлоб (6). Здесь – сначала именно «ставим». Для его фиксации используются три алюминиевые пластины-направляющие, каждая из которых крепится двумя винтами (7). При окончательной сборке червяк надо будет пододвинуть ближе к зубчатому сектору жёлоба, чтобы обеспечить зацепление.
Примечание: жёлоб можно было закрепить и ранее, чем червячный механизм, но для удобства фотографирования выбрали именно такой порядок.
На фото (6) видна ещё одна деталь – стальной пруток, лежащий на ковше на упаковочной плёнке. Это тяга механизма переключения передач. Ставим её: снизу тяга крепится гайкой (8), сверху (под панелью управления) – фиксируется пружинным шплинтом (9). Далее там же, под панелью, находим места крепления тросов управления наклоном дефлектора и поворота жёлоба и присоединяем тросы. С левой стороны снегоотбрасывателя, на его корпусе, имеется пластина с вырезом – элемент, что называется, интуитивно понятный. «Укладываем» в вырез оба троса управления, сверху ставим входящую в комплект пластмассовую защёлку (10).
С правой стороны соединяем колодки электрического разьёма (11). Проводов в нём два: один на фару, второй на подогрев ручек («массой» служит корпус машины). Чтобы колодка «не болталась», предусмотрена возможность её крепления на корпусе двигателя.
Проверяем наличие «лишних деталей». Всё, что осталось «не задействовано» – два специальных штифта с пружинными шплинтами и воронка (12). Назначение воронки понятно и так, а штифты – срезные элементы, соединяющие шнеки и оси шнеков, они считаются «расходниками», обычно поставляются «в запас» (иногда эти детали могут крепиться где-нибудь на снегоотбрасывателе, обычно в районе панели управления).
Только теперь берёмся за ключи и отвёртку и затягиваем все перечисленные выше резьбовые соединения: четыре гайки крепления рукоятки, шесть винтов на жёлобе, два болта, крепящие корпус червячного редуктора, гайку тяги переключения передач. Особо въедливые могут проверить и заводскую затяжку болтов и винтов. Регулировочные резьбовые соединения «крутить», конечно, без нужды не надо.
У всех гусеничных снегоотбрасывателей имеется один узел, который не предусмотрен на колёсных. Это система, позволяющая изменять положение корпуса относительно гусениц. Обычно она выглядит, как педаль (13). Нажав на неё ногой и надавив на ручки, можно поднять или опустить ковш. Чаще всего ковш можно установить в одно из трёх фиксированных положений: при транспортировке его поднимают, при уборке слежавшегося снега – опускают. Среднее положение используют при работе со свежевыпавшим или «мягким» снегом.
ЗАПУСК
Перед каждым запуском любой бензиновой техники первое, что надо сделать, – проверить уровень масла. А перед первым запуском, скорее всего, масло понадобится залить. Ситуация следующая: практически вся поступающая к нам техника – импортного производства (исключений немного). Перевозить её через границу допускается только в «сухом» виде, поэтому после заводской проверки работоспособности масло из картера двигателя сливают. Некоторое количество смазки, конечно, остаётся на стенках картера, но для работы двигателя этого явно будет недостаточно. Проверяем уровень масла (не удивляемся, если на щупе, «ниже минимума», окажется его капля, это как раз ещё «заводское» масло), затем заливаем нужный его объём, для данного двигателя – примерно 0,6 л. Заодно и воронка пригодится (14). Проверять и доливать масло, разумеется, нужно, установив снегоотбрасыватель на ровную горизонтальную поверхность, а у гусеничных разновидностей – установив корпус в среднее положение относительно гусениц.
Требования к качеству смазки указаны в инструкции по эксплуатации. Для двигателей садовой техники в принципе требования не слишком серьёзны, подходит едва ли не любое автомобильное моторное масло. Сильно экономить на нём незачем, но и покупать какое-то особо дорогое не имеет смысла. Оптимальный вариант – приобрести специально расфасованное масло, предназначенное для «зимней» техники. Если же при первой проверке в картере обнаружится масло в достаточном количестве – значит, техника или собрана в России, или прошла предпродажную подготовку.
Затем заливаем топливо. Кстати, гусеничные снегоотбрасыватели, в отличие от колёсных, нельзя перекатить с выключенным двигателем, а перетаскивать «волоком» тяжело: коэффициент трения у резиновых гусениц довольно велик.
Перед запуском устанавливаем в специальное гнездо на двигателе ключ безопасности (15). Два таких ключа были прикреплены к рукоятке ручного стартёра двигателя.
Открываем топливный кран (16) и переводим рычажок управления оборотами двигателя к «максимуму». Подкачиваем топливо, несколько раз нажав на кнопку праймера (17), закрываем воздушную заслонку (18).
Далее есть два варианта запуска. Данная модель оборудована электростартёром. Можно подключить к вилке стартёра электрический удлинитель и провести запуск «от сети», нажав на кнопку стартёра (19). Если двигатель не запустится после нескольких секунд работы стартёра, повторный запуск можно проводить только через некоторое время (обычно рекомендуется подождать 30 секунд). Вне помещения или в отсутствие электросети двигатель заводят ручным стартёром. Для этого следует взяться за рукоятку стартёра, потянуть её немного, до ощутимого сопротивления, затем «аккуратно, но сильно», быстро и без рывков вытянуть шнур. Исправный двигатель заводится обычно после нескольких секунд работы стартёра или одного-двух «рывков» троса. Если запуск не произошёл – стоит проверить наличие ключа безопасности, положение топливной и воздушных заслонок, подкачать топливо… в общем, повторно «пройтись» по всем перечисленным выше пунктам. Кстати, без масла двигатель тоже не заведётся.
После запуска двигателя начинаем работу. На правой ручке управления (20) сверху находится рычаг привода гусениц (или колёс, для колёсных разновидностей), рычагом на левой рукоятке (21) включают шнек. На панели управления имеется одна вращающаяся рукоятка и два рычага. Рукояткой поворачивают жёлоб, изменяя направление выброса снега, дальность выброса регулируется изменением угла наклона дефлектора, для этого передвигают рычаг посередине панели. Рычагом с правой стороны переключают скорости. Для транспортировки применяют «высшие» передачи, для работы – «низшие», переключение скоростей «на ходу» запрещено.
Поскольку данная машина относится к числу довольно тяжёлых, она оборудована некоторыми функциями, которые не всегда встречаются на более простых снегоотбрасывателях. Для облегчения поворота нажимают рычажок под правой рукояткой (на данной модели он один). При необходимости тумблерами на панели управления включают фары и подогрев ручек.
После «тест-драйва», возможно, понадобится провести дополнительные регулировки: например, положения башмаков на ковше, натяжения тросов и тяг управления. В этом тоже нет ничего сложного.
В зимнее время любой снегоотбрасыватель лучше всего хранить в сарае, гараже или аналогичном нежилом помещении. Разумеется, после каждого выезда, перед постановкой на хранение, следует очищать корпус, шнек и ротор от налипшего снега. Для этого все двухступенчатые снегоотбрасыватели комплектуются специальной лопаткой, которая крепится на ковше, сверху.
Stiga ST 5266 PB Trac
Двухступенчатый шнекороторный снегоотбрасыватель
Большинство производителей снегоотбрасывателей считают гусеничные модели «топовыми» и завершают ими линейку своей продукции. Это понятно: аппараты такого типа за счёт высокой проходимости имеют преимущество перед колёсными, особенно при работе на склонах. Но данная модель – отнюдь не самая технически сложная в ассортименте шведского бренда Stiga, «профессиональная» серия машин этой марки включает и более производительные, мощные и сложные аппараты, в частности, с гидростатической трансмиссией и иными более сложными техническими особенностями отдельных узлов. Однако и на этом снегоотбрасывателе есть все функции, которые пригодны для долгой работы, в том числе в тяжёлых условиях.
Машина оборудована «снежным» двигателем Briggs&Stratton, зубчатыми стальными шнеками и механической многоступенчатой трансмиссией с фрикционным диском. Эти решения хорошо известны, применяются на большинстве современных снегоотбрасывателей, от бытового до профессионального уровня. Особенности, как обычно, заключаются в дополнительных функциях и исполнении ряда узлов и элементов.
Гусеничный привод– с тремя катками, это сравнительно редкое решение, обеспечивающее ещё большее удобство работы и проходимость в сравнении с «двухкатковыми» моделями. Есть и система переноса веса, и электрический подогрев ручек управления, и система, упрощающая маневрирование – рычажок на правой рукоятке. Для поворота кожуха использован тросовый привод – тоже дополнительное удобство, позволяющее вынести рукоятку управления поворотом «ближе к пользователю» – на панель снегоотбрасывателя. Наклон дефлектора регулируется также рычагом с панели, привод – трос и возвратная пружина.
Характерная особенность данной модели – две фары, встроенные в кожух панели управления. Решение удобное, но пока встречающееся очень редко. В качестве источников света использованы экономичные светодиоды, фары и подогрев ручек включаются тумблерами с панели.
Stiga ST 5266 PB Trac послужила «фотомоделью» для отдельной статьи в этом выпуске журнала, посвящённой особенностям сборки и запуска снегоотбрасывателей. В этой статье-фотообзоре можно найти и некоторую дополнительную информацию, касающуюся непосредственно данной машины. Снегоотбрасыватель относится к новинкам 2014-2015 «модельного года».
Редакция благодарит компанию «Карекс» за помощь в организации фотосессии
Автор: Максим ГРИБОЕДОВ
Январь 2015 года