1-й, везде

2-й, везде

3-й, везде

4-й, везде


Присоединяйтесь к нам в соцсетях

Главные новости /все

Чтобы спать спокойно! Новые уникальные многофункциональные газовые шаровые краны VAiT
0
300
Аккумуляторный пылесос для сухой и влажной уборки Ryobi R18PV-0
0
151
«Гибридная» техника Ryobi: ликбез и обзор. Гибрид – это удобно!
0
285
Практическое пособие De Dietrich по крышным котельным
0
183
Предварительный список участников выставки MITEX 2018
0
392
Международная награда для BWT – iF Design Award 2018
0
279
Как привезти оборудование из Китая? Легко! Приходите на выставку China Machinery Fair 2018 (Москва, Экспоцентр, 30.10 – 01.11)
0
395
Сборная России улучшила результаты на Чемпионате мира среди вальщиков леса 2018 года
0
425
AEG Limited Edition: инструменты к «круглой дате»
0
547
Шуруповёрты AEG BS 18C2BL и AEG BSB 18C2BL
0
373
Одноступенчатый шнековый снегоуборщик Honda HS 750 EA
0
448
Составлен график обучения в Учебном Центре De Dietrich в городе Иваново на 2-ое полугодие
0
464
Новинки по бетону 2018: обзор перфораторов и отбойных молотков DeWALT
0
901
Компания AL-KO приобрела крупного британского поставщика садовой техники
0
924
Фотоконкурс «Мисс Hitachi-HiKoKi 2018»
0
741
Деаэратор Caleffi Discalslim для настенных котлов
0
559
Коллекция однозахватных смесителей Hansgrohe Novus
0
503
Rockwool выпустил новый видеоролик по монтажу звукоизоляции «Акустик Ультратонкий»
0
680
Скидка 18% в магазине «МВ Групп» в честь Дня рождения компании
0
670
ООО «Бош Термотехника» выводит на российский рынок регулятор Buderus Logamatic RC310
0
619
Уникальный проект бизнес-образования BDR Thermea Rus (Baxi и De Dietrich)
0
601
Коллекция однозахватных смесителей, аксессуаров и душевого оборудования Wasserkraft Elbe
0
547
Электрический и гибридный полотенцесушители Runtal Folio Glass и Folio Hybrid
0
556
Husqvarna комментирует спорный вопрос эффективности ручного бензоинструмента в лесном хозяйстве
0
952
Масштабная модификация линейки циркуляционных насосов Grundfos Alpha
0
732
Воздушные тепловые насосы Viessmann Vitocal 100-S типа «воздух/вода» теперь в России
0
879
Компактная цепная электропила Bosch NanoBlade EasyCut 50 – теперь и в «Леруа Мерлен»
0
1013
Полная ликвидация склада садовой техники Solo (Германия)! Скидки до 70%
0
1307
Российский рынок насосного оборудования для малоэтажных зданий демонстрирует рост
0
667
Компания «ТехноНиколь» заинтересована во вхождении на рынок электроинструментов
0
1465
Лайфхаки Villeroy & Boch по проектированию ванной
0
897
Акция Blue Deal: специальное предложение на шарнирно-губцевый инструмент Gedore
0
1106
Специально к 130-летию SNA Europe – трубный ключ Bahco
0
1032
«Интерскол» устраняет дефицит продукции
0
2839
«Интерскол» продаётся. Публикация в газете «Ведомости» 10 июля 2018 года
0
7001
Газонокосилка-робот Husqvarna Automower 310 снова начала работу в Ботаническом саду МГУ «Аптекарский огород»
0
1170
Напиши, кто победит на ЧМ 2018, и выиграй Stihl
0
1131
Мойки высокого давления Oleo-Mac: новинки 2018
0
1428
Газонокосилки-роботы Husqvarna: обзор новинок 2018
0
1428
Пять бензомоторных хитов лета-2018 от Patriot: мотоблок, генератор, коса, цепная пила, лодочный мотор
0
1519

Лучшие
мастер-классы /все

Акции /все

Полная ликвидация склада садовой техники Solo (Германия)! Скидки до 70%
До окончания товара на складе
0
1307
Акция Blue Deal: специальное предложение на шарнирно-губцевый инструмент Gedore
До 31 декабря 2018 года
0
1106
Rockwool и Илья Варламов объявляют о старте конкурса про шумных соседей
С 28 июня по 31 июля 2018 года
0
1347
Конкурс компании 3М «Мы защищаем профессионалов» 2018
С 1 июня по 31 октября 2018 года
0
1545
Футбольная лихорадка от Kärcher: эксклюзивная серия Football Edition, состоящая из мини-мойки K 5 и пылесоса WD 3 Car
0
1245
Акция Oventrop PPSU+Инструмент
0
644
Объявлен старт конкурса архитектурных и дизайнерских решений Egger D&D
С 15 мая до 15 сентября 2018 г. 
0
615
Скидки до 20% инструмент Knipex, Wera, Bessey, Heyco, Testboy, Exact, Parat, Picard, Rennsteig в честь юбилея
С 15 мая по 30 сентября
0
1191
Компания Patriot объявила о старте масштабной акции «Миллион за триммер»
С 2 апреля по 22 июля 2018 года
0
2775
Выиграйте 11000 $ в конкурсе «Я и Briggs&Stratton» в честь 110-летия компании! Такой приз получит и покупатель, и магазин
1 марта - 31 августа 2018 года
0
2373
С началом весны De Dietrich снижает цены
С 1 марта 2018 года
0
1079
Инструменты Red Bull Racing by Wera: ограниченная серия
До окончания акционного товара на складе
0
7807
Honda – это не всегда дорого! Коса с 4-тактным двигателем UMK 435 T всего за 25 900 рублей
До окончания акционного товара. Предложение ограничено
0
12116
Распродажа показной техники – скидки до 50%!
До окончания акционного товара. Предложение ограничено
0
11310
Покупателю бензинового культиватора Caiman Neo – телескопический опрыскиватель в подарок
До окончания акционного товара на складе. Предложение ограничено
0
10568
Спешите выиграть новый шуруповерт Ryobi 14.4 Lithium-ion !
0
1661
В Bosch Green подвели итоги кампании Smart Li-Ion 2014 и вручили главный приз
0
1300

Лучшие репортажи /все

Лучшие тесты /все

Опросы

Какую садовую технику Вы собираетесь купить?

Результаты опроса

Загрузка ... Загрузка ...

Выставки

Белорусский дом. Осень-2016 - 3-5 ноября 2016

Фестиваль Столярного Дела: 15-16 апреля 2017, Москва

Фестиваль Столярного Дела 2017: 23-24 сентября, Санкт-Петербург

Слёт Мастеровых #14 на MITEX 2017: 7-10 ноября, Москва

Interlight Moscow 2017: 7-10 ноября 2017, Москва

Ремонт Экспо 2018: 2-4 февраля 2018, Москва

City Build Russia 2018: 26-27 февраля, Москва

Мир климата 2018: 27 февраля - 2 марта 2018

Дом и Сад 2018 - 1-4 марта, Москва

Ландшафт Экспо 2018: 2-4 марта 2018, Москва

Eisenwarenmesse 2018: 4-7 марта, Кельн (Германия)

Дом. Дача. Дизайн 2018: 15-17 марта, Беларусь, г. Могилев

Строй-Volga-2018: 3-5 апреля, Волгоград

MosBuild, WorldBuild Moscow 2018: 3-6 апреля, Москва

Batimat Russia 2018: 3-6 апреля, Москва

Интерфлора 2018: 18-20 апреля, г. Москва, Гостиный Двор

Сибирская дача 2018: 26-29 апреля, Красноярск

Intertool Kiev 2018: 15-18 мая, г. Киев, Украина

КлиматАкваТЭкс 2018: 16-19 мая, Красноярск

Малоэтажное домостроение 2018: 16-19 мая, Красноярск

Unibuild 2018: 6-7 июня, Нальчик

Spoga+Gafa 2018: 2-4 сентября, Кельн (Германия)

ExpoDrev Russia 2018: 4-7 сентября, Красноярск

SibWoodExpo 2018: 11-14 сентября, Иркутск

Осень на даче 2018: 13-16 сентября, Красноярск

City Build Russia 2018: 27-28 сентября, Санкт-Петербург

CIHS-2018: 10-12 октября, Шанхай (Китай)

Строим дом 2018: 20-21 октября, Санкт-Петербург

China Machinery Fair 2018: 30 октября - 1 ноября, Москва

MITEX 2018 - 6-9 ноября, Москва

Агропромышленный форум Сибири 2018: 14-16 ноября, Красноярск

Электротехника. Энергетика 2018: 21-23 ноября, Красноярск

Строительство и архитектура 2019: 22-25 января, Красноярск

Металлообработка и сварка 2019: 29-31 января, Красноярск

ОСМ 2019: 29 января - 1 февраля, Москва

Aquatherm Moscow 2019: 12-15 февраля, Москва

Завод «Мобил-К»: производство навесного оборудования для культиваторов и мотоблоков

0
13680
Мобил К завод Григорий Кораблёв

Директор завода “Мобил К” Григорий Михайлович Кораблев

Компания «Мобил К» известна как один из старейших и наиболее известных в России производителей навесного оборудования для культиваторов и мотоблоков. Выпускает как «пассивную» навеску (фрезы, плуги, окучники, колеса с грунтозацепами и т.д.), так и «активную» (снегоуборщики и щетки для подметания) к многим машинам как отечественного, так и зарубежного производства. Как правило, импортные мотоблоки оснащают отечественной навеской — оригинальные обходятся значительно дороже, поэтому спросом не пользуются. Так что, какой бы культиватор вы ни купили, вероятность того, что на нем установлены фрезы отечественного производства, весьма высока.

«Мобил К» — не единственное предприятие на территории России, выпускающее подобную продукцию. Однако оно лидирует по объемам производства, и потому наиболее известно. И поэтому мы с радостью приняли приглашение посетить завод – было очень интересно оценить степень «производства». Ведь не секрет, что порой под «производством» в России понимается максимум сборка готовых изделий из импортных комплектующих. От редакции «Потребитель» на завод, расположенный в Смоленской области, практически в черте города Гагарин, ездили Алексей Меснянкин, редактор журналов «Garden Tools» и «Инструменты», и Максим Грибоедов, корреспондент этих же изданий. Поездка состоялась в ноябре 2010 года.


мотоблок Нева завод Санкт-Петербург производство⇒ ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Производство мотоблоков и культиваторов. Репортаж с завода «Красный Октябрь – Нева» в Санкт-Петербурге


Историю предприятия можно отсчитывать c 1988 года, когда ее директор, Григорий Михайлович Кораблев, организовал при Гагаринском машиностроительном заводе кооператив по производству тренажеров. Примерно в те годы государство пыталось стимулировать производство товаров народного потребления на оборонных предприятиях, и кооператив удачно воспользовался открывающимися возможностями. Переход к навесному оборудованию произошел позже, когда в продаже появились первые мотоблоки. Их едва ли не одновременно начали производить в Калуге (на заводе «Калужские Двигатели»), Москве («Салют»), Санкт-Петербурге, тогда Ленинграде («Нева») и Перми («Каскад»). По сути, это была единая конструкция, которую разработали и «спустили» на эти предприятия «сверху»… лишь по прошествии какого-то времени на заводах заработали конструкторские бюро по разработке подобной техники, и началась модернизация, причем у каждого завода – в своем направлении.

Мобил К завод Гагарин Кораблёв

Завод “Мобил К” в городе Гагарин Смоленской области

Покупка мотоблока МБ-1 для личного пользования и попытки разработать и сделать для него необходимую «навеску» (купить которую было почти невозможно), чтобы проще было сажать, окучивать и убирать картофель, и стала тем самым стартовым толчком, который привел «Мобил К» к нынешнему положению.

В позапрошлом году, на осенней выставке «Митекс», компания представила очередную новинку – на сей раз уже собственный мотоблок Lander («Пахарь»). Он производится на базе целого ряда двигателей: Robin-Subaru, Honda, Kohler-Lamborgini, Briggs&Stratton, Lianlong (что выгодно отличает его от многих конкурентов) и омского редуктора (такие же используются на выпускаемых в Коврове мотоблоках «Фаворит»).

Двигатели и редукторы предприятие не производит, что неудивительно – отечественные «движки» все равно не выдерживают конкуренции даже с «китайцами», не говоря уж о более именитых брендах, а организовать производство редукторов – задача сложная и затратная. Однако в мотоблоке важны не только двигатель и редуктор, просто о многих тонкостях, влияющих на работоспособность этой техники, не осведомлены ни пользователи, ни сотрудники магазинов, продающих такую технику. Не так просто, как кажется, подобрать оптимальную скорость движения с плугом, чтобы он работал эффективно. Форма рулевой колонки, вид и расположение рычагов включения передач – все это немаловажные факторы, оказывающие существенное влияние на эргономику… но оценить по достоинству эти «мелочи» может только тот, кто работал машиной. Вот именно в таких «тонкостях» и следует искать отличие «Пахаря» от конкурентов – многие из них многократно проверены экспериментальным путем, с целью выявить наилучший вариант.

В ходе визита нам удалось пообщаться с руководством завода – директором Григорием Михайловичем Кораблевым, и записать небольшое интервью.

Примечание: другое эксклюзивное интервью Григория Михайловича Кораблёва нашей редакции читайте на нашем сайте по этой ссылке.


Что вы можете предложить тем, кто хочет сотрудничать с вашей компанией?

Нашим потенциальным партнерам мы можем предложить оптовые цены, для дилеров — дилерские цены. Возможна разработка и изготовление новой продукции по заказу клиента.

Для всех наших клиентов доступны консультации,техническое сопровождение продукции и обеспечение запчастями. Также регулярно проводятся семинары с участием поставщиков двигателей — компаний RobinSubaru, Honda, Briggs&Stratton, KohlerLamborghini.

Отгрузку продукции мы производим собственным автотранспортом, контейнерами и вагонами по железной дороге, а также автотранспортом заказчика и транспортными компаниями. Поставляем мы свою продукцию по всей стране , а также в ближнее и дальнее зарубежье.

Как на вашей работе сказался кризис? С какими негативными последствиями пришлось столкнуться?

 Кризис коснулся и нашего предприятия . На рынке появились подделки нашей продукции, в том числе и из Китая. Чтобы дистанциироваться от них, нам пришлось в срочном порядке модернизировать и разрабатывать новую продукцию, по потребительским свойствам гораздо выше производимой ранее, при этом сохраняя прежнюю цену. Так появились тележки из оцинкованной стали, новые сцепки, плуг и пахотный модуль. Мы запустили в феврале 2011 г. новый сборочный цех. Ввели в строй три обрабатывающих центра, автоматизированную установку по промывке деталей перед покраской, новую высокочастотную установку, расширили ассортимент выпускаемой продукции — снежные отвалы для мини-тракторов и квадроциклов, а также прицепные тележки к ним. Все эти мероприятия позволили нам улучшить качество выпускаемой продукции и упрочнить наши позиции на рынке.

Как обстоит ситуация с персоналом? Есть ли «кадровый голод», или наоборот, люди в очередь выстраиваются, чтобы получить работу?

Основная масса персонала – люди среднего возраста. С молодыми специалистами рабочих специальностей, например токарями, проблема – их очень мало. Молодежь предпочитает идти или в такси (порой складывается ощущение, что весь город передвигается только на такси, столько их в Гагарине), или в охранники, ездят на электричке в Москву. Со сварщиками чуть получше, в ходе обучения многие приходят к нам проходить практику, и некоторым мы предлагаем в дальнейшем работать у нас. Забота о кадрах – это не только стабильная зарплата на достойном уровне, это еще и нормальная организация труда (питание, медицинское обслуживание, наличие душевых и раздевалок, автобус, доставляющий рабочих на предприятие и обратно в город… даже тренажерный зал есть).

Вообще положение с рабочими специальностями выглядит едва ли не катастрофическим – это ведь проблема федерального уровня, что люди предпочитают идти в «менеджеры» или таксисты, нежели осваивать «непрестижную» профессию токаря или фрезеровщика. И каких-то иллюзий в отношении того, что ситуация переменится, мы не питаем. Поэтому планомерно переводим производство на более современный уровень, устанавливая автоматические обрабатывающие центры. Такой способ требует солидных инвестиций, но эти затраты оправдывают себя – мы расширим ассортимент, запустив производство собственных редукторов к культиваторам, причем с высоким качеством, которое обеспечивает автоматизированное производство, плюс снизим зависимость от ситуации на рынке труда.

Вы продаете мотоблоки разных производителей. Логично предположить, что покупка столь сложной техники на предприятии, где она производится, должна выглядеть по-другому, нежели в гипермаркете…

Разница в том, что мы обязательно проводим предпродажную подготовку. Но перед тем – консультация: мы выясняем у клиента, сколько земли у него, какие работы предполагает выполнять (косить, убирать снег, возить груз и т.д.). Исходя из этого, рекомендуем конкретную модель, потому что на рынке мотоблоков много, но не все одинаково хорошо работают в той или иной «сфере». Есть машины, которые легко работают «на земле», но при этом не столь эффективны в связке с коммунальной техникой. После оплаты механик вынимает машину из коробки, проверяет наличие масла (если его нет, обязательно заливает), заводит, проверяет работу двигателя, регулирует его при необходимости, проверяет работу коробки передач, натяжение ремней и тросиков управления. Затем обязательно предлагает покупателю попробовать завести мотор самостоятельно. Если он с этим справляется, упаковываем, грузим в машину, и клиент уезжает. Если же его что-то не устраивает, он может выбрать другую модель, у нас выбор большой.

Ваша компания – явный лидер на рынке прицепов к мотоблокам. Что можете сказать насчет «официальной стороны» эксплуатации этих прицепов? Нужны ли какие-либо «права» на эксплуатацию такой техники, если да, то какие?

С дорогами все просто – мотоблоку на них выезжать нельзя. Разве что по обочине, а на трассы и магистрали соваться не стоит вообще, даже на обочину. Это ведь не транспортное средство для дальних поездок. На своих тележках мы ставим все, что положено – светоотражающие элементы, рисуем надписи, что нельзя перевозить людей. Так поступают не все производители, особенно те, что подделывают нашу продукцию. Они просто копируют тележку, а на подобные «мелочи» внимания не обращают.

Традиционный вопрос – каковы дальнейшие планы?

В ближайшем будущем запустим в продажу новую модель транспортно-пахотного модуля, более простую и дешевую. Затем планируем выпустить двухрядную косилку, она будет отличаться от тех, что сейчас есть на рынке. Простая в эксплуатации, безопасная, с «верхним» приводом, она будет косить траву и укладывать ее в валок. Планируем сделать автономную щетку для подметания – навешиваемую на мотоблок, но с отдельным мотором. Смысл? Мотоблоков завозят много, а принцип отбора мощности у всех свой. Чем городить «переходник» на каждую новую марку, проще поставить отдельный движок. Вероятно, то же самое проведем и со снегоуборщиком, и с косилкой. Двигатели сейчас подешевели настолько, что проще и дешевле купить новый двигатель, чем сделать сложную трансмиссию. Да и технически такое решение вполне надежно. Это планы на ближайшие три года.

Вероятно, проведем модернизацию нашего мотоблока Lander – постараемся сделать его еще более удобным. В перспективе подумываем о том, чтобы ввести практику продаж в разобранном виде, в дополнение к обычной схеме. Чтобы пользователь смог собрать его сам, по инструкции. В Америке так можно приобрести и собрать даже самолет. Смысл этой идеи в том, что такое изделие будет стоит ощутимо дешевле, чем в собранном виде.

В еще более дальней перспективе, наверное, появится более крупный мотоблок. Потом, может быть, и до мини-трактора дойдем, на 16-24 л.с. Пока что мы присматриваемся к этой теме, изучаем японскую и китайскую технику. Кстати, для Shibaura мы уже делаем комплектующие – отвалы, причем с гидравликой. Еще делаем отвалы для квадроциклов, для «Ямахи» уже сделали около 300 штук.

Один из цехов, где выполняются фрезерные, токарные и прочие операции. Огороженный участок на заднем плане – цех по сборке активного навесного оборудования, во время посещения там собирали снегоуборщики «Мегалодон». Один из цехов, где выполняются фрезерные, токарные и прочие операции. Огороженный участок на заднем плане – цех по сборке активного навесного оборудования, во время посещения там собирали снегоуборщики «Мегалодон».
Шестерни, валы, шкивы производятся здесь же. Шестерни, валы, шкивы производятся здесь же.
Шестерни, валы, шкивы производятся здесь же.
Трубогибный станок, на котором изготавливают рули для мотоблоков Lander. Трубогибный станок, на котором изготавливают рули для мотоблоков Lander.
Готовые рули перед покраской «прожаривают» в печах, чтобы удалить остатки масла с поверхности труб. Готовые рули перед покраской «прожаривают» в печах, чтобы удалить остатки масла с поверхности труб.
Готовые рули перед покраской «прожаривают» в печах, чтобы удалить остатки масла с поверхности труб.
Окрашенные рамы прицепов к мотоблокам в очереди в сушильную камеру. Окрашенные рамы прицепов к мотоблокам в очереди в сушильную камеру.
Цех сборки активного навесного оборудования. Цех сборки активного навесного оборудования.
Цех сборки активного навесного оборудования.
Подметальные щетки Tornado, популярные среди коммунальщиков, тоже производятся на заводе «Мобил-К». Подметальные щетки Tornado, популярные среди коммунальщиков, тоже производятся на заводе «Мобил К».
Цех сварки. Сварочный пост.
Часть выпускаемого навесного оборудования, в первую очередь фрезы, окрашивают методом «окунания» в бочку с краской. Часть выпускаемого навесного оборудования, в первую очередь фрезы, окрашивают методом «окунания» в бочку с краской. Это оправданно – краска на этих агрегатах нужна в основном для защиты металла от коррозии на то время, пока продукция «путешествует» к конечному пользователю, лежит на складах и в магазине. В ходе реальной эксплуатации она все равно быстро слетает от трения о землю. Так что тратиться на порошковую эмаль нецелесообразно. Все остальные детали, для которых стойкость лакокрасочного покрытия имеет куда более важное значение, окрашиваются методом порошкового напыления с последующей сушкой в камере.
Пресса, на которых изготавливают фрезы, шнеки снегоуборщиков и т.д. Пресса, на которых изготавливают фрезы, шнеки снегоуборщиков и т.д.
Пресса, на которых изготавливают фрезы, шнеки снегоуборщиков и т.д. Пресса, на которых изготавливают фрезы, шнеки снегоуборщиков и т.д.
А это уже куда более современное оборудование. Цех, в котором установлены обрабатывающие центры для обработки сложных деталей, в частности, корпусов редукторов культиваторов. А это уже куда более современное оборудование. Цех, в котором установлены обрабатывающие центры для обработки сложных деталей, в частности, корпусов редукторов культиваторов.
А это уже куда более современное оборудование. Цех, в котором установлены обрабатывающие центры для обработки сложных деталей, в частности, корпусов редукторов культиваторов. Кстати, один – еще советского производства, 1990-го года выпуска, и до сих пор работает вполне успешно.
Новое помещение, которое на момент посещения использовалось в качестве временного склада. В ближайшем будущем в нем будет развернут сборочный цех. Новое помещение, которое на момент посещения использовалось в качестве временного склада. Сейчас здесь развернут сборочный цех.
Новая модель адаптера к мотоблоку, которая поступит в продажу в скором времени. Это упрощенный и потому более дешевый вариант давно уже выпускаемой модели АПМ-350 – без кузова и с более простым механизмом регулировки ширины колеи Новая модель адаптера к мотоблоку, которая поступит в продажу в скором времени. Это упрощенный и потому более дешевый вариант давно уже выпускаемой модели АПМ-350 – без кузова и с более простым механизмом регулировки ширины колеи. Адаптер предназначен только для обработки земли, в первую очередь вспашки, и перевозки оператора.
Тренажерный зал для сотрудников компании "Мобил-К". Тренажерный зал для сотрудников компании "Мобил-К".
«Комната отдыха» для сотрудников компании "Мобил-К". «Комната отдыха» для сотрудников компании "Мобил-К".
«Комната отдыха» для сотрудников компании "Мобил-К". Тренажерный зал и «комната отдыха» для сотрудников компании. Мы были с визитом в рабочее время, поэтому неудивительно, что «тренажерка» пустует. А вот «комната отдыха» в обеденное время, как видите, весьма востребована.
Фирменный магазин компании «Мобил-К». Фирменный магазин компании «Мобил-К».
Фирменный магазин компании «Мобил-К». Фирменный магазин компании «Мобил-К».
Фирменный магазин компании «Мобил-К». Фирменный магазин компании «Мобил-К».
Фирменный магазин компании «Мобил К». В ассортименте есть не только мотоблоки собственного производства и навесное оборудование, но и техника других отечественных производителей, например, мотоблоки «Нева» и «Угра».

Автор репортажа: редактор журнала «GardenTools» Алексей МЕСНЯНКИН

Февраль 2011 года

Самое читаемое за месяц

1-й, везде

2-й и 3-й, СДВОЕННЫЙ, везде

4-й, везде