С первого взгляда, организация системы освещения в торговом или бизнес-центре имеет между собой много схожего. В обоих случаях современные застройщики стараются использовать возможности естественного освещения, применяют особые типы ламп, пытаются снизить энергопотребление. Но если приглядеться к таким системам более детально, то можно увидеть между ними существенные отличия.
ЕСТЕСТВЕННОЕ РЕШЕНИЕ
В прошлом году в Испании датской компанией Velux был организован Симпозиум Дневного света. На нем отмечалось, что естественное освещение стимулирует способность людей к действию, концентрации внимания и оказывают положительное влияние на здоровье. Учитывая, что большинство людей проводят до 90% своего времени внутри помещения, в качестве выводов экспертами были высказаны пожелания в адрес архитекторов и застройщиков более эффективно использовать возможность дневного света при проектировании современных зданий.
Основной материал, с помощью которого такие идеи можно реализовать на практике, — стекло и его модификации. «В частности, одним из наиболее распространенных приемов использования возможностей естественного освещения являются атриумы. Их применение – типичная особенность торговых центров», — говорит архитектор Елена Адаева. Начиная с 19 века была выработана концепция торгового пространства, предполагающая наличие длинного коридора вдоль ряда магазинов. Перекрывать такие коридоры стали стеклянными крышами, атриумами.
Так же, как и в торговых комплексах, в бизнес-центрах используют естественное освещение, но со своими нюансами. Последние представляют собой совсем другие по характеру площади, где нет необходимости располагать офисы «во всю длину». Поэтому атриумы в них не получили широкого распространения и встречаются весьма редко. Как правило, они применяются в элитных зданиях класса «А» с оригинальными архитектурными решениями.
Гораздо чаще в деловых центрах вместо «верхнего» света используют возможности «бокового». Это достигается благодаря наличию панорамных окон по всему периметру здания. А для защиты офисных пространств от яркого солнечного света в современных бизнес-комплексах предусмотрена система индивидуальных электрических ставен, программируемых в соответствии с уровнем естественного наружного освещения.
По мнению Сергея Чобана, автора проекта бизнес-центра «Бенуа» в Петербурге, который имеет максимальное остекление фасадов, в Европе эффективность офисного здания давно уже измеряется не отношением полезной площади к общей, а отношением светового фронта к полезной площади, то есть долей помещений с естественным освещением. Подобные тенденции актуальны и для нашей страны. Например, для офисов класса «А» существует требование, чтобы глубина этажа, т.е. расстояние от окна до окна, была не более 20 м.
«Пропустить естественный свет внутрь помещения можно с помощью цельностеклянных конструкций, — говорит Елена Тепина, руководитель департамента продаж компании «Астарта престиж», производителя систем перегородок. — Этот способ зонирования пространства позволяет солнечным лучам последовательно пронизывать комнаты одну за другой. Однако в офисе ценится не только естественное освещение, но и приватность, возможность сотрудника уединиться. Поэтому часто владельцы предпочитают комбинированные варианты, где верхняя часть – стеклянная, а нижняя – выполнена из непрозрачного материала».
ИСКУССТВЕННОЕ СВЕТИЛО
Отличные друг от друга подходы можно увидеть и в применении искусственного освещения в торговых и бизнес-центрах. Его можно поделить на общее, используемое для освещения таких пространств, как торговые залы, коридоры, вестибюли и прочее, а также местное.
Одним из главных отличий деловых комплексов от магазинов является применение различных типов ламп, что, главным образом, обусловлено разным характером таких объектов. Наиболее популярный источник света офисных помещений на протяжении уже многих лет – люминесцентная лампа. Подобные устройства, с одной стороны, недороги и создают освещенность, регламентируемую нормативами; с другой — у них невысокий индекс цветопередачи, в их свете все выглядит бледно и не очень натурально. К тому же они обычно имеют частоту 50 Гц: в этом случае человек периферийным зрением улавливает пульсацию светового потока. Это быстро приводит к усталости глаз и общему физическому утомлению.
Более комфортные условия создают люминесцентные лампы нового поколения, где подобные негативные эффекты полностью исключены. Еще более перспективным выглядит применение таких источников искусственного света, максимально приближенных к естественному. В настоящее время разработаны устройства, в которых наличие значительной синей составляющей в спектре обеспечивает свет, идентичный свету голубого неба в солнечный день.
Как отмечает архитектор Елена Адаева, при создании общего освещения в офисе необходимо учесть наличие в нем компьютерных мониторов, за которыми работают люди. Чтобы избежать появления бликов на дисплеях, применяют системы отраженного света. Они представляют собой направленный вертикально вверх мощный светильник, лучи которого отражаются от потолка. При таком освещении не нужно напрягать зрение, переводя взгляд от слишком ярких участков к темным.
Актуальное направление делового освещения – не только забота о людях, но и энергосбережение. По мнению экспертов, применение интеллектуальных устройств в офисных комплексах имеет даже большие возможности. «В бизнес-центрах отсутствует постоянный поток посетителей, и поэтому «умные» приборы можно «подстроить» под нужды работников», — считает Анатолий Иванов, менеджер по продажам светотехники крупной российской компании. Для этого используют диммеры (прибор для изменения напряжения) и люксметры (устройство для измерения освещённости), позволяющие постепенно уменьшать и увеличивать степень освещенности по мере снижения естественного света, а также датчики движения, которые располагаются в коридорах и служебных помещениях.
«К примеру, система «замечает» пришедшего утром работника и сама включает светильники так, чтобы ему было удобно работать. Если в течение дня меняется натуральное освещение – ярко светит солнце или темнеет, система автоматически может опустить жалюзи, выключить один или несколько светильников, которые в это время не нужны», – объясняет глава отдела по проектам интеллектуальных решений литовской компании «Penki kontinentai» Вайдотас Биюнас.
Говоря об особенностях магазинного освещения, можно сразу отметить, что здесь применяются другие типы приборов: галогенные и металлогалогенные лампы. «Качество их света на порядок выше, чем у люминесцентных аналогов. Они отличаются улучшенной цветопередачей, а также долгим сроком службы. Такие приборы обладают большой мощностью и хорошо подходят для применения в просторных торговых залах», — отмечает дизайнер Елена Семенова.
Справедливости ради нужно отметить, что в небольших магазинах можно еще встретить и люминесцентные лампы; однако они постепенно заменяются более современными аналогами. В частности, многие производители разрабатывают осветительные приборы, предназначенные специально для торговли. Их основное преимущество – белый искрящийся свет и большая освещенность помещения по сравнению с металлогалогенными лампами. Данные устройства освещают помещение магазина и примерочных комнат, таким образом, что позволяют покупателю уловить сочетание цветов и оттенков.
Как и в случае с деловыми центрами, для торговли актуальна тема экономии. Если в офисах интеллектуальные системы можно настроить «персонально», то в магазинах, где почти всегда есть люди, применяют другие методы. Один из способов предусматривает применение нескольких специальных режимов. Подобный подход использовался специалистами компании «Точка опоры» (поставки светотехнической продукции и проектирование осветительных установок) в торговом центре «Меридиан». Там в системе освещения действуют уровни: дежурный (5-25% от обычного), для уборки помещения (25-50%), для освещения с учетом естественного (50-75%). Это позволяет экономить значительное количество электроэнергии без дополнительных затрат, а главное, без неудобств для покупателей.
РАБОТА НА МЕСТНОСТИ
Если задачи общего освещения для офисных и торговых объектов практически одинаковы, то в отношении местного освещения можно говорить о гораздо больших отличиях.
В деловых зданиях его главная цель – создание комфортной рабочей атмосферы. Например, исследования, проведенные в США при поддержке международной ассоциации светодизайнеров, показали, что грамотный расчет освещенности в рабочей зоне и возможность ее контроля увеличивают мотивацию, работоспособность и аккуратность. Результаты аналогичного опроса, организованного недавно в Москве кадровым центром «ЮНИТИ», продемонстрировали, что к числу факторов, вызывающих стресс, многие респонденты отнесли некомфортное освещение в офисе.
«Первоочередная задача в деловом комплексе – осветить именно рабочие места, а не всё пространство, — говорит частный светодизайнер Елена Семенова. – Избегайте в этом случае настольные светильники с лампами накаливания: они малоэффективны, к тому же еще и нагреваются. Наиболее оптимальный и современный способ – установить приборы с компактными люминесцентными лампами».
При выборе приборов нужно учитывать существующие нормативные требования. Санитарные правила и нормы предписывают, чтобы нижняя граница коэффициента освещенности рабочих поверхностей составляла не менее 300 люкс. Также освещение должно обеспечить равномерную яркость в поле зрения, отсутствие резких теней и блескости, постоянство по времени и правильность направления светового потока. Верно подобрать лампы с учетом всех требований может специалист по светодизайну.
«В сфере торговой недвижимости требования не столь жесткие. Здесь скорее можно говорить о нормативах при выборе осветительного оборудования для отдельных помещений, в частности, коридоров, мест эвакуации», — рассказывает Анатолий Иванов.
Кроме того, местное освещение в торговле «работает» на сами товары. Необходимость его правильного подбора обусловлена и спецификой продуктов. Например, для обуви, изготовленной преимущественно из кожи и замши темных тонов, характерна высокая чувствительность к тепловому нагреву. Поэтому светильники не должны располагаться к ней слишком близко.
При подсветке мехов для предотвращения выгорания вместо защитного стекла нужно использовать светофильтры, поглощающие ультрафиолетовое излучение и полностью исключающие нагрев предметов. Это же правило актуально для многих типов товаров, подверженных выгоранию.
В освещении детских товаров важно применять лампы высокой мощности, поскольку яркий свет создает атмосферу праздника. А, например, для фруктов, чтобы они казались блестящими и свежими, лучше всего использовать направленные прожекторы с металогалогенными лампами цветопередачей более 90%.
Также в торговле активно применяется и такой прием, как выделение светом. Для этого можно использовать не только прожекторы с направленным на товар лучом. «Реализовать подобную задачу можно с помощью конструкций со встроенным освещением, которое позволяет выделять витрины среди общего фона, — поясняет эксперт компании «Астарта престиж». — Обычно применяют неоновые или галогенные лампы, располагающиеся по периметру или непосредственно внутри стеклянных перегородок».
ВЫВОДЫ
Освещение объектов коммерческой недвижимости – целая наука, не имеющая, правда, универсального применения. И если отдельные способы подходят и для торговых, и для офисных объектов, то немало и таких приемов, которые не обладают подобным всеобщим характером. В любом случае действует главное правило: освещение в настоящее время – это не просто технический прием; это своего рода инвестиции в персонал, в будущие продажи и эффективные технологии.
Автор: Светлана Топал, эксперт компании «Астарта престиж»