Готовя предыдущий выпуск журнала, мы провели тест аккумуляторных УШМ, и его результаты нас приятно удивили — мы не предполагали, что они в состоянии выполнить такой большой объём работы без подзарядки аккумуляторов. Технологии развились уже настолько, что беспроводные инструменты работают действительно долго. Более того, мы предполагаем, что они уже и по производительности не уступают сетевым. Проверим, так ли это.
Для проверки мы решили взять две УШМ одного производителя, аккумуляторную и сетевую, и измерить время, которое понадобится им для выполнения одинакового объёма работы. Выбор пал на бренд Metabo — это один из признанных лидеров в аккумуляторных технологиях с очень интересным модельным рядом УШМ как в беспроводном, так и в сетевом исполнении. Здесь есть из чего выбрать.
Логично, что сравнивать нужно модели одинаковой мощности. У аккумуляторных её обычно не указывают (как минимум в привычных киловаттах), но у нас была собственная информация. Во время теста аккумуляторных УШМ мы измеряли в том числе и ток, который отдают батареи во время работы под нагрузкой. Исходя из этих данных, мы оценили мощность Metabo WB 18 LTX BL 125 Quick примерно в 900 Вт. Ориентируясь на эту цифру, без труда подобрали сетевой «аналог» — Metabo W9–125 с заявленной мощностью 900 Вт. Если думаете, что мы взяли самую «чахлую» машинку из сетевых, то сильно ошибаетесь. Двигатель у неё коллекторный, но не простой, а запатентованный Marathon — это одна из «фирменных» разработок Metabo. Конструктивные изменения, отличающие Marathon от «обычного» коллекторного электродвигателя, повышают на 50% его крутящий момент и на 20% нагрузочную способность. То есть этот двигатель не «захлёбывается» при высокой нагрузке и не перегревается.
Аккумуляторному «сопернику» тоже есть чем похвастаться — здесь установлен бесщёточный мотор. Для беспроводного инструмента это на данный момент лучший выбор. Во‑первых, у такого мотора выше КПД: наш тест показал, что при одинаковой ёмкости объём работы, выполняемой моделями с бесщёточными двигателями, в среднем на 15% выше, чем у моделей с 4‑полюсными коллекторными. Во‑вторых, у «бесщёточников» меньше греются батареи при работе с высокой нагрузкой, они разряжаются более равномерно. Если инструмент отключился — значит, батарея разряжена полностью, не нужно пытаться охладить её в надежде, что удастся после этого сделать ещё один-два реза. Нужно ставить её заряжаться. Это намного удобнее, всегда точно знаешь, почему инструмент отключился и что в этом случае нужно делать.
КАК ТЕСТИРОВАЛИ?
Установили на обе УШМ одинаковые отрезные круги (Metabo Limited Edition, толщиной 1 мм) и сделали по 10 резов стальной дюймовой трубы, зафиксировав общее время работы каждой машиной. Для этого хватило бы обычного секундомера, что есть в любом сотовом телефоне, но у нас был более удобный вариант — тоже секундомер, только включающийся не вручную, а синхронно с двигателем. Выглядит как небольшая коробочка, которую можно прикрепить к корпусу УШМ хоть резинкой (как мы, собственно, и сделали).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ
Версия насчёт равной производительности аккумуляторной и сетевой машин полностью подтвердилась. Мы провели целую серию измерений, и у нас получилось, что аккумуляторная WB 18 LTX BL 125 Quick работает даже чуть-чуть быстрее, чем сетевая. У неё среднее время 10 резов составило 92 с, у сетевой — 101 с. Разница вроде бы и есть, и она даже превышает погрешность измерений, но вряд ли стоит относиться к ней так уж серьёзно. Например, когда мы снимали видеоролик об этом испытании, время реза у обеих машин оказалось почти одинаковым.
Поэтому корректный вывод, на наш взгляд, таков: у аккумуляторной и сетевой УШМ производительность действительно одинакова. Проверено экспериментально и полностью доказано.
А теперь стоит немного рассказать о самих «участниках испытаний», потому что они интересны не только типом используемого источника питания. В конструкции обеих машин есть много других полезных элементов, заслуживающих самого пристального внимания.
Metabo WB 18 LTX BL 125 Quick
Одноручная углошлифовальная машина
Положение аккумулятора у этой модели не фиксированно, его можно поворачивать вправо‑влево в диапазоне 270 градусов с шагом 90 градусов. Это полезно при работе в стеснённых условиях. Представьте, что у вас есть яма, в центре которой торчит некая «железяка» (да хотя бы кусок арматуры). И её нужно срезать. Но чем длиннее корпус УШМ, тем сложнее подобраться к месту реза. Поворот аккумулятора позволяет сократить длину, упрощая задачу.
В основании корпуса УШМ, сразу над аккумулятором, расположены щели воздухозаборника, прикрытые специальным фильтром-«сеточкой». Фильтр легко снять и поставить обратно. Вещь совсем не лишняя — работающая УШМ выбрасывает в воздух огромное количество пыли. Собственные лёгкие мы стараемся защитить хотя бы простейшим респиратором, но двигателю тоже нужна защита. Конечно, эта сетка не спасает от совсем мелкодисперсных частиц, но они менее опасны — пролетают через корпус и улетают наружу. Впрочем, двигатель этой машины имеет полностью закрытую конструкцию, и попадание пыли в зазор между статором и якорем ему не грозит. Тем не менее защита лишней не будет — она препятствует накоплению потенциально опасной токопроводящей пыли на контактах и повышает надёжность инструмента.
Ещё несколько интересных «внешних» конструктивных особенностей. Фланцевая гайка — быстрозажимная, так что ключ не понадобится. На шпинделе под фланцем установлено специальное пружинное кольцо, препятствующее откручиванию быстрозажимной гайки при торможении. Именно на этот элемент «намекает» надпись Safety Spindle (в переводе — «безопасный шпиндель») на корпусе УШМ.
Кожух переставляют без помощи инструмента: поддел пальцем фиксирующий рычаг, поставил кожух в нужное положение, отпустил рычаг — готово. Передняя рукоятка антивибрационная. Пожалуй, функциональное оснащение этой модели можно считать максимальным.
Пусковая кнопка фиксируется во включённом положении. Модель оснащена тормозом шпинделя, время остановки, согласно данным производителя, не превышает 2 с.
Metabo W9–125
Одноручная углошлифовальная машина
Об установленном здесь двигателе Metabo Marathon мы уже сказали, повторно акцентировать на нём внимание не будем. Есть и другие интересные особенности. Например, у этой модели очень узкий корпус — если на руке нет перчатки, то пальцы практически смыкаются при охвате. Это, безусловно, удобно — так захват получается более надёжным и максимально эргономичным, меньше устаёшь.
Огромное преимущество — автоматическая механическая предохранительная муфта S‑automatic. Она включается при «закусывании» диска и разрывает связь между ним и двигателем, тем самым исключая «отдачу». То есть, если диск заклинит, УШМ не сделает попытку вырваться из рук и улететь вперед (или назад, в зависимости от того, в каком положении вы работали).
Естественно, мы попытались проверить, как это всё действует, и сделали попытку спровоцировать заклинивание диска. Результат таков: да, это работает! Более того, муфта настолько эффективна, что создаётся ощущение работы не сетевой, а аккумуляторной машиной. Мы ещё полгода назад обратили внимание, что беспроводные УШМ не рвут круги, как бы мы ни старались добиться этого. Мы всеми силами провоцировали инструмент, но в худшем случае это приводило к изгибу круга с потерей его формы. Он превращался в нечто похожее на пропеллер или восьмёрку, но никогда не терял целостности; системы защиты всегда успевали остановить двигатель, предотвращая разлёт осколков. Так вот, W9–125 ведёт себя точно так же. Это не значит, что можно наплевать на технику безопасности — её правил никто не отменял. Но это значит, что благодаря наличию этой муфты чувствуешь себя в гораздо большей безопасности.
Корпус редуктора можно поворачивать, чтобы удобнее было резать или шлифовать. Делается это очень просто: выкручиваем 4 крепёжных винта, поворачиваем редуктор, закручиваем винты обратно. Даже шестерни не нужно выводить из зацепления. Всё, что для этого понадобится — длинная отвёртка Torx.
Напоследок стоит отметить возможность быстрой перестановки защитного кожуха, такой же «безопасный шпиндель», как и у аккумуляторной машины, кнопку с фиксацией включённого положения (очень удобно для шлифовальных работ). Гайка здесь обычная, под ключ, но есть и модификация с быстрозажимной гайкой. И к тому же такую гайку при желании можно приобрести отдельно.
Тест провели: Любовь Балаболина, Алексей Меснянкин
Август 2016 г.