При фразе «музей под открытым небом» перед глазами обычно сразу встают большие исторические города – Владимир, Псков, Новгород, Петербург… Однако у нас в стране достаточно и малых городов, которые тоже можно окрестить «музеями под открытым небом». Ведь в них во многом сохранилась старая застройка – так сказать, застывшая история. Такие городки представляют немалый интерес, а точнее множество интересов: исторический, культурный, туристический, а также практический. Рассказать об этом можно на примере города Кимры, в котором нам недавно удалось побывать.
Для начала немного истории, географии и статистики. Кимры расположены в Тверской области, недалеко от границы с Московской. Город с населением около 50 тысяч жителей стоит на Волге, при впадении в нее речки Кимрки. Волга делит город на две части. В правобережной части расположен железнодорожный вокзал (станция Савелово), от которого в центр (он же – историческое ядро города) можно добраться через мост.
Впервые Кимры упоминаются как дворцовое село в грамоте Ивана Грозного. Еще до революции город приобрел известность «сапожного царства»: это был один из обувных центров страны, продукция которого доброй славой среди покупателей. К слову, и после революции Кимры сохраняли позиции по производству обуви.
С городом и районом связано немало известных имен. В Кимрах родился писатель Александр Фадеев, здесь провели детские годы актеры Нина Сазонова и Михаил Кононов. В селе Пустомазово родился выдающийся авиаконструктор Андрей Туполев. Кстати, в центре города ему установлен памятник. Связаны были с Кимрами также поэт Осип Мандельштам и философ и филолог Михаил Бахтин – связаны вынужденно, так как первый был сослан в город не недолгое время, а второй, лишенный возможности жить в Москве, прожил здесь восемь лет.
С начала 90-х жизнь в Кимрах, как и во многих городах по стране, сильно изменилась. Разумеется, не в лучшую сторону. Не зря город приобрел дурную славу одного из центров наркоторговли. Сейчас ситуация, как говорят, улучшилась, однако от идеальной она далека.
Знакомство с городом началось с берега реки. Бывая на Волге, я всегда испытываю не совсем рационально объяснимую радость, сразу становится легче дышать, хочется долго-долго стоять на берегу и смотреть на водную гладь. Полагаю, в этом можно усмотреть типичное поведение жителя мегаполиса: глаза и легкие, привыкшие к тотальной застройке и углекислому газу, не могут поверить своему счастью – вокруг раздолье, широкая река, чистый воздух…
На фото: автор репортажа Павел Косов
Главный интерес для путешественника представляет, безусловно, исторический центр, в котором сохранилась старинная застройка. Надо сказать, сохранилась она не в полной мере, потому как некоторые здания находятся в руинированном состоянии – на восстановление не хватает ни средств, ни сил. Впрочем, дело это привычное, так что удивляться особенно нечему. Следы запустения коснулись многих мест в центре.
Центр города небольшой, доступный для сравнительно небольшой пешей прогулки. Все положенное «по статусу» имеется: здание администрации, площадь с памятником Ленину, сквер с мемориалом, а также городской театр, расположенный на волжском берегу. Надо сказать, репертуар у театра не совсем провинциальный: на его сцене, к примеру, идет «Трамвай Желание» Т. Уильямса. Постройки столетней давности заняты магазинами, салонами и учреждениями. В этом смысле их назначение с момента возведения не изменилось.
В Кимрах действует краеведческий музей. Надо признаться, на меня многие краеведческие музеи навевают скуку: экспозиции, как правило, довольно стандартны, лекции экскурсоводов зачастую тоскливы. Кимры в этом отношении приятно удивили. Во-первых, экспозиция с местным колоритом – в каждом разделе был представлена обувь, причем очень красивая и оригинальная. Во-вторых, посещение музея сопровождалось «интерактивной программой». Что скрывается под этим устрашающим наименованием? Все просто: экскурсия включает в себя вставные номера: песни, частушки, пляски, сценки из купеческого быта, угощение чаем с плюшками… Интересно, что исполняют их пожилые женщины. Приятно, что жизнерадостные старушки не просиживают в поликлиниках, а необычным образом рассказывают путешественникам о своем городе.
Экспозиция последовательно рассказывает о жизни города на протяжении нескольких столетий, вплоть до наших дней – в последнем зале фотографии Владимира Путина и Дмитрия Медведева. Разглядывая различные вещи, погружаясь в человеческий быт, можно окунуться в так называемую микроисторию. Ведь одно дело – история глобальная (мировые войны, политика, открытия), а другое – жизнь обычных людей, распыленных во времени. От них, как правило, не остается следов, хотя жизнь их была наполнена и свершениями, и подвигами, и чувствами, и переживаниями. Что можно увидеть в музее? Документы. Старые деньги. Книги. Фотографии. Личные вещи горожан. Одежду. Пожалуй, вот такие обычные вещи и дают представление о бытовой жизни людей.
Уголок одного из последних залов посвящен Туполеву. Под фотографией авиаконструктора можно прочитать, что он был почетным гражданином городов Нью-Йорк, Париж и… Кимры.
Кстати – на заметку путешественникам! – в фойе музея (видимо, в дни наплыва туристов) продают женьшень – высушенный корень или настойки из него. Оказывается, под Кимрами находится единственная в средней полосе России ферма, где выращивают этот «корень жизни».
Шаг за шагом добрались мы и до главной «примечательности» города, ради которой в него постоянно приезжают туристы. Это деревянная застройка в стиле провинциального модерна – одно- и двухэтажные домики, построенные в первую треть 20 века. Строили их как купцы, так и зажиточные, работящие крестьяне (словом, «кулаки»). К нашему времени деревянная застройка, как и каменная, сохранилась не в полном объеме: дерево — материал хрупкий. Однако и то, что есть, может удивить и порадовать даже бывалого туриста.
Есть у города пара «визитных карточек» — деревянные домики, один из которых стоит на волжской набережной, а второй на центральной улице.В первом и сейчас живут люди – он неплохо сохранился. Видимо, жильцы привыкли к наплыву туристов с фотоаппаратами, поэтому внимания на них не обращают – сидят себе на веранде и пьют чай за разговорами… Домик сразу привлекает внимание – необычными формами, резными деталями, красивым круглым окном. У форм и деталей, как видно, «ноги растут» из модерна, однако на свой, провинциально-волжский манер. Я не зря говорю «волжский», потому что в городках вдоль Волги можно встретить подобные домики-теремки. Для модерна, к слову, дерево – материал экзотический.
А вот другая «визитная карточка» пустует. Крыша просела, изящная башенка (просто мини-домик на курьих ножках) накренилась, окна закрыты железом… Грустный вид этого купеческого домика с заросшим бурьяном двором наводит на мысли, что жить ему осталось не так много (если, конечно, не принять меры).
Многие деревянные постройки превращены в дома на несколько семей. Обстановка в них далека от совершенства: лопаются трубу, холодно, гниль… Ряд других домов имеет по одному владельцу. А эти хозяева, подновляя старый дом, часто совершенно изменяют его облик. Можно ли считать это варварством? Формально – нет, так как дома не являются памятниками архитектуры, поэтому собственники вольны с ними делать что угодно. (Дома в историческом центре, к слову, стоят немалых денег.) Другое дело, что «реинкарнация» домов вызывает протест у любителей старины: почему нельзя было подновить дом, не калеча его? Ситуация, которая знакома нам очень хорошо: подобные конфликты происходят повсеместно. Можно ли их разрешить? Сложный вопрос.
Подведем итог. Кимры, безусловно, заслуживают того, чтобы в них побывать. Город небольшой, но во всех отношениях примечательный. Причем любителям путешествий стоит поспешить: время и люди не слишком-то милосердны к исторической застройке, особенно деревянной.
Август 2011 г.
Материал подготовил Павел Косов