На конференции «Единой платформы», которая прошла 3-5 июня, председатель РАТПЭ Михаил Васильев сделал доклад на тему: «Российский рынок электроинструментов, оборудования и садовой техники. Текущее состояние и перспективы развития». Ниже приводим короткие выдержки в формате стенограммы и ключевые слайды презентации.
Российская ассоциация торговых компаний и производителей (РАТПЭ) работает более 10 лет и объединяет в своих рядах на данный момент времени 19 компаний. По данным исследований ввоза инструмента на территорию России, которые проводятся на ежеквартальной основе, эти компании контролируют 48% рынка электроинструмента и почти 59% садовой техники. В целом же 116 брендов по электроинструменту и 131 бренд по садовой техники продаётся ежегодно в России.
Цель РАТПЭ: формирование добросовестных принципов конкуренции на рынке, более полное удовлетворение потребностей клиентов и сокращение доли серого рынка на основе повышения уровня культуры потребления конечными потребителями электроинструментов, садовой техники и средств малой механизации посредством популяризации современной и качественной продукции предлагаемой рынку предприятиями членами ассоциации.
Рассмотрим, как изменялся рынок электроинструментов, садовой техники и строительного оборудования в период с 2010 по 2020 годы.
Серьёзно подвержен колебаниям, на объём продаж существенное влияние оказывает реальный уровень доходов населения. 2020 год оказался аномальным — на фоне падения доходов населения наблюдался рост продаж.
К сожалению, если говорить по электроинструменту мы имеем отрицательную динамику, по садовой технике тоже. В длительной перспективе тренд также имеет отрицательную динамику. Сварочные инверторы растут пока.
Естественно, рынок подвержен сезонным колебаниям.
С 2016 года «Международный институт рынка» (город Самара) разработал методику прогнозирования рынка и она уже апробирована в течение 5 лет. Представляю на прогноз на 2021 год.
Буквально вчера я получил статистику от исполнительного директора РАТПЭ по 1 кварталу. Прирост в 1 квартале 2021 года по ввозу электроинструмента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составляет 26%. Завезено 8 млн. единиц продукции, 1 млн. из них приходится на одного из членов РАТПЭ — компанию «Ресанта» («Вихрь»). На втором месте — Bosch. На третьем месте — DeWALT. На четвёртом — «Интерсол». На пятом — Metabo. Все эти компании — члены РАТПЭ. С чем связан такой рост?
Прошлый год оказался аномально удачным для всех производителей и продавцов. На волне позитива производители продолжили свой положительный тренд. Также сказалась угроза повышения цен в Китае, а Китай уже дважды в течение прошлого года повышал цены на свою продукцию и скорее всего эта тенденция продолжится в связи с геополитическими факторами и изменением внутренней политики КНР. Также отмечу дефицит логистики, который наблюдался в прошлом году. Все производители, стараясь подстраховаться на летний сезон, постарались завезти большие объёмы.
Мы исследуем потребительские предпочтения.
По основным группам сетевого электроинструмента идёт насыщение. Это свидетельствует о том, что в ближайшей перспективе мы подойдём к ситуации, которая наблюдается в европейских странах, где 70% электроинструмента, который продаётся, — это уже аккумуляторный инструмент.
Тенденции развития розничного рынка электроинструментов в отдельных регионов РФ: угрозы, перспективы и возможные пути развития.
За 2020 год значительно приросли специализированные сетевые интернет-магазины.
Относительно DIY канала. Он показывает снижение магазинов, уходят некоторые сети. Даже у «Леруа Мерлен» закрывается 27 магазинов мелкого формата — не пошло. Но тем не менее по данным наших партнёров в «Леруа Мерлен» было продано 5% рынка электроинструмента — порядка 900 тыс. единиц продукции.
Примером может служить европейский опыт открытия торгово-закупочных кооперативов и ассоциаций, которые представляют консолидированные интересы игроков среди производителей. Но существует пример другой — Голландии, где на сегодняшний день 80% рынка электроинструментов контролируется DIY-сетями, которые вытеснили почти полностью специализированные магазины. Не хотелось бы, чтобы в нашей стране был реализован сценарий Голландии.
Современные маркет-плейсы оказывают очень серьёзное давление на розничные магазины. «Международный институт рынка» уже разработал проект формирования отраслевого национального маркет-плейса, сейчас подготовка проекта находится в завершающей стадии.
Мы видим, что до 15% магазинов в регионах закрывается. Правда на их место приходят новые игроки, и это радует.
9 июня 2021 года