Мотоблоки и мотокультиваторы — техника, которая имеет несколько интересных особенностей. Во‑первых, на российском рынке эти машины в значительной степени представлены отечественными производителями, причём большинство комплектующих для неё также выпускается в России. Во‑вторых, стоимость и назначение этой техники зависит в первую очередь от установленного двигателя. Ничего иного менять не надо — у всех двигателей одной мощности присоединительные размеры одинаковы.
Один из известнейших разработчиков и производителей мотоблоков, культиваторов и разнообразного дополнительного оборудования к ним — компания «Мобил К». Выпуск осуществляется на собственных производственных мощностях, расположенных неподалёку от города Гагарин Смоленской области. И почти все модели, предлагаемые компанией, имеют модификации с двигателями Honda. Об особенностях применения различных двигателей на технике «Мобил К» рассказывает директор по продажам и маркетингу Михаил Кораблёв.
Михаил, для начала расскажите о предприятии: каковы основные направления его деятельности, давно ли оно присутствует на «мотоблочном» рынке, для каких категорий пользователей предназначена его продукция.
Компания «Мобил К» была основана в 1988‑м — в прошлом году мы отмечали 30 лет. Сегодня это современная фабрика площадью 12 000 квадратных метров с очень высоким уровнем автоматизации. Мы производим технику для дачников, садоводов и профессионалов: мотоблоки, мотокультиваторы, более 20 видов навесного оборудования, самоходные снегоуборщики, виброплиты, бензокосы и т. д. В основном вся продукция выпускается по полному циклу, но есть несколько моделей мотоблоков («Мобил К» G85 и «Мобил К» Ghepard), которые мы производим совместно с итальянскими партнёрами.
Мы проектируем и производим мотоблоки и культиваторы под совершенно разные задачи, поэтому в нашем ассортименте есть техника для всех категорий пользователей: от мини-культиваторов для маленьких участков до тяжёлых профессиональных мотоблоков, в том числе и с моторам Honda.
В зависимости от задач пользователя мы устанавливаем разные двигатели. Например, на некоторых моделях мы используем сравнительно недорогие двигатели типов Honda GP, разработанные компанией Honda несколько лет назад специально для применения на культиваторах и мотоблоках. На более тяжёлых и дорогих моделях мотоблоков, которые рассчитаны на большие объёмы работы и постоянную, порой круглогодичную профессиональную эксплуатацию, ставим в том числе и двигатели Honda GX. Их же ставим на виброплиты производства «Мобил К».
Каковы тенденции рынка мотоблоков и культиваторов: сильно ли востребованы модели с дорогими и профессиональными двигателями? И кто является их основными покупателями?
Рынок мотоблоков в 2018 году вырос, по нашим оценкам, примерно на двадцать-тридцать процентов. При этом среди реализованной продукции доля моделей с профессиональными брендовыми двигателями составляет около тридцати процентов. И большая часть техники этого сегмента комплектуется двигателями Honda. Её приобретают не только частники — требовательные пользователи, но и предприятия: им удобнее иметь машины повышенной надёжности.
Сейчас пользователь уже понимают, что стоимость покупки и стоимость владения — две разные вещи. Если пересчитать стоимость владения мотоблоком с двигателем Honda и китайской копией, то стоимость одного часа моторесурса у техники с мотором Honda намного ниже.
Каковы ближайшие планы и проекты компании по расширению ассортимента?
У нас есть один интересный проект (он на этапе разработки и проектирования) — бензиновые мотокосы, на которые установлены четырёхтактные двигатели Honda. Это будет профессиональный агрегат, произведённый в России, при этом с ценой существенно ниже, чем стоимость иностранных моделей.
Давно ли «Мобил К» сотрудничает с Honda?
Компания начала производить мотоблоки с 2007 года и уже тогда появилась потребность в установке на технику хороших двигателей — понадобились их закупки и сервисная поддержка. В тот период мы и начали сотрудничать с «Двигатели Общего Назначения» — официальным дистрибьютором, который всё это обеспечивает. В то время для мотоблоков и культиваторов предлагались только профессиональные «красные» двигатели Honda GX, «белые» Honda GP были выпущены компанией несколько лет назад, и техника с ними стала пользоваться высоким спросом — цена ниже, качество соответствует.
Каковы особенности и преимущества работы с «Двигатели общего назначения»?
Работать с компанией «ДОН» одно удовольствие. Это очень клиентоориентированная компания, она берёт на себя не только быстрые поставки и отличный сервис, но и разбирается со всеми нюансами наших изделий технически и предлагает решения проблемы, а не просто свои продукты. У компании отлично выстроена сеть сервисных центров по всей России, а также налажены быстрые поставки запасных частей и «расходников», что для конечного пользователя очень важно. Я уверен, что в дальнейшем процент пользователей мотоблоков «Мобил К» с двигателями Honda будет расти, а сотрудничество с «ДОН» будет продолжаться и развиваться.
Мобил К МКМ‑1 Р GP200
Мотокультиватор среднего класса
МКМ‑1 — мотокультиваторы, выпускающиеся в трёх разновидностях: с одной передачей переднего хода (МКМ‑1), передним и задним ходом (МКМ‑1 Р) и двумя передними и одной задней передачей (МКМ‑2 Р2). Различия между ними — в конструкции трансмиссии, на каждой из моделей установлены «свои» редукторы собственной разработки завода.
Большинство культиваторов и мотоблоков «Мобил К» — полностью собственная разработка завода. Одна из важнейших особенностей культиватора — фрезы Fast Multifunctional Blades, также разработанные на заводе. Ножи фрез самозатачивающиеся, изготавливаются из специального сплава, закаляются токами высокой частоты, легко справляются с любыми типами почвы (технология Long Life Blades). Конструкция и материал ножей изначально обеспечивают значительное снижение вибрации, передаваемой от них культиватору. Фрезы сборные, крепятся к ступицам на болтах, Максимальная ширина культивации при установке полного комплекта фрез — свыше метра, для подобной техники это очень большое значение.
Культиваторы рассчитаны на профессиональную эксплуатацию, все разновидности двигателей на них — соответствующего исполнения, с чугунной гильзой цилиндра. Крутящий момент от двигателя к редуктору передаётся ремнями Optibelt немецкого производства, внутри редукторов — двумя последовательно расположенными цепными передачами. Редукторы выполнены в алюминиевых корпусах, разборные, не требуют смены смазки в течение всего срока службы, шестерни и валы закалены. На модели МКМ‑1 Р используется усиленный редуктор Mobil K Strong Transmission 1500 с цепью, выдерживающей «на разрыв» 2,2 тонны. На корпусе редуктора имеются рёбра жёсткости. Частота вращения выходного вала — 80–120 об/ мин, в этом диапазоне обеспечиваются оптимальные условия для работы. При меньшей частоте вращения культиваторы начинают «закапываться» — фрезам хватает тягового усилия для перемещения вперёд, при большей культиваторы, наоборот, начинают хорошо перемещаться, но плохо рыхлят. Стойка рукоятки управления прикрепляется непосредственно к редуктору — это облегчает и упрощает конструкцию без снижения прочности. Рукоятка регулируется по высоте — под рост оператора. Сошник совмещён с опорными колёсами, при движении назад складывается и не мешает перемещению.
Ещё одна важная особенность культиваторов и мотоблоков «Мобил К» — идеальная нулевая развесовка: при работе центр тяжести расположен над фрезами, что сводит к минимуму нагрузку на руки. Снижению вибрации, усилий при работе и, следовательно, утомляемости помогают и профессиональные ручки на рукоятках управления производства итальянской компании Start. Эти ручки — «с изменяемым плечом»: при их выжимании требуемое усилие меняется, и даже в конце хода усилие выжима минимально.
Дополнительно к культиватору предлагаются грунтозацепы, полольники, окучник, картофелевыкапыватель, плуг — в общем, всё необходимое для работы дополнительное оборудование.
МКМ‑3 — обновлённая версия выпускавшегося более 10 лет мотоблока МКМ‑3 Lander-«Пахарь». Машина универсального применения, как любой мотоблок, может работать с дополнительным навесным оборудованием, и список такого оборудования для этой модели очень обширен.
Мотоблоку, разумеется, присущ целый ряд «фирменных» особенностей техники «Мобил К». В первую очередь это «невидимая», но хорошо ощущаемая при работе нулевая развесовка (Ideal Zero Balance), то есть расположенный над выходным валом центр тяжести.
Это обеспечивает лёгкость и минимальную утомляемость при выполнении работ. Вторая — оптимальная рабочая скорость вращения выходного вала редуктора (Comfort Speed Motion II). Частота вращения вала при движении вперёд на второй передаче — 80–120 об/ мин. Первую передачу используют при работе с большими нагрузками и навесным оборудованием, частота вращения «на первой» — ниже, от 35 об/мин. При включении заднего хода скорость перемещения ещё ниже, чем на первой «передней» передаче (от 24 об/мин, что соответствует скорости менее 2 км/ч). Это удобнее с точки зрения безопасности и удобства маневрирования.
Мотоблоки укомплектованы износостойкими немецким приводными ремнями Optibelt и «фирменными» редукторами — шестерёнчато-цепной коробкой передач Mobil K Strong Transmission 2000 с разборным редуктором, не требующим замены смазки. Зубцы применённых в коробке шестерёнок дополнительно обработаны с боков (затылованы) для облегчения переключения передач. Ранее на мотоблоках такая обработка не применялась. Установленная в редукторе цепь выдерживает нагрузку на разрыв в 3,2 тонны.
Рулевая колонка крепится к корпусу редуктора, руль — специальной эллиптической формы, регулируется в двух плоскостях. Ручки управления — с переменным плечом, от итальянской компании Start. Ножи фрез выполнены по технологии Long Life Blades (специальная форма, закалённые ТВЧ, самозатачивающиеся). В общем, конструкция обеспечивает лёгкость работы и максимальное снижение уровня вибраций, передаваемых на руки оператора.
Доступное дополнительное оборудование включает в себя множество видов навесных устройств с приводом от шкива мотоблока: косилку, снегоуборщик, коммунальную щётку, водяной насос. О прицепной технике и говорить незачем — доступны буквально все её виды, применяемые на мотоблоках. Кстати, и навесное, и прицепное оборудование для культиваторов и мотоблоков «Мобил К» (и иных производителей) тоже выпускается на производственных мощностях завода.
Интервью подготовил Максим Грибоедов
Август 2019 года