Переносные автономные мотопомпы с бензиновыми двигателями — оборудование, которое до недавних пор применялось в основном профессионалами: строителями, аварийными и коммунальными службами. Сейчас ситуация изменилась, многие компании предлагают линейки мотопомп, но большинство из них относится к бытовому уровню.
Профессиональные мотопомпы во всём мире выпускают всего несколько компаний. И одна из них — японская Honda. Она, кстати, единственная в мире оснащает их и моторами собственного производства из профессиональных серий Honda GX. Предлагаемая линейка мотопомп Honda перекрывает все потребности потенциальных покупателей. Публикуем фото, характеристики, описание и отзывы.
Honda WX 10
Бензиновая мотопомпа
Наиболее компактная в линейке Honda WX 10 предназначена в первую очередь для «домашнего» применения: откачки воды из водоёмов и колодцев, наполнения бассейнов, полива и орошения, осушения затопленных помещений и подвалов. Производительность модели сравнима с таковой у бытовых электрических насосов, но её преимущество — автономность. К тому же эта небольшая модель вполне может использоваться для профессиональных целей. В качестве силового агрегата выступает миниатюрный четырёхтактный двигатель Honda GX 25T профессионального класса с верхним расположением клапанов и распредвала (OHC). Подобные моторы Honda применяет на мотокосах и других видах «переносной» техники. Особенности конструкции позволяют эксплуатировать этот двигатель в любом пространственном положении, то есть поворачивать и наклонять как угодно. Крыльчатка (импеллер) насоса выполнена из износостойкого чугуна, что способствует надёжности и долговечности устройства. Развиваемое давление — 3,63 бар, этого достаточно, чтобы использовать помпу как компонент моечного оборудования.
Подготовка любой мотопомпы к работе включает в себя подключение к помпе всасывающей и нагнетающей магистралей, а также две заправки: в двигатель заливается топливо, а в водяной насос через специальный патрубок — небольшое количество чистой воды, чтобы обеспечить начало прокачки.
Honda WX 15
Бензиновая мотопомпа
Honda WX 15 — примерно вдвое более мощная и производительная модель, чем Honda WX 10. Хотя она тоже относится к компактному классу и предназначается скорее для частного применения: её рабочее давление — до 3,63 бар. Стоит отметить, что на этих двух моделях установлены четырёхтактные двигатели, входящие в серию Honda Mini 4. Аналогов этой серии в профессиональном сегменте больше никто в мире не выпускает. Все иные производители в этой мощностной категории предлагают или моторы бытового уровня, или вообще двухтактные разновидности. Впрочем, хотя серия и одна, двигатели в ней конструктивно различаются. Honda GX H50T — «классический» верхнеклапанный (OHV) мотор, который также применяется на лёгкой моторной технике и транспорте (напомним, что на помпе Honda WX 10 применён «мотокосный» двигатель с верхним расположением распредвала (OHC).
Обе модели Honda WX рассчитаны на перекачку чистой воды — с твёрдыми включениями диаметром не более 6 мм. Допускаемый размер включений — один из важнейших параметров при подборе мотопомпы. Чтобы исключить попадание твёрдых частиц большего размера, все мотопомпы оборудованы соответствующим фильтром на впускной магистрали. Фильтр, а также необходимые переходники иногда (но не всегда) входят в комплект поставки помп, при покупке на это следует обратить внимание. Здесь они, кстати, включены в комплект. Шланги, разумеется, всегда приобретают отдельно.
Honda WB 20 XT | WB 30 XT
Бензиновые мотопомпы
Назначение мотопомп Honda серии WB и WX сходно — перекачка чистой или слабозагрязнённой воды. Но Honda WB имеют рамное исполнение, оборудованы более мощными двигателями, соответственно, более производительны. Рама помпы служит и для защиты оборудования, и для его транспортировки. Компактные мотопомпы Honda WX несложно перенести и в одиночку, рамные (Honda WB и другие) удобнее перемещать вдвоём (хотя многие модели при необходимости по силам перенести и одному человеку).
Корпус и рабочее колесо (импеллер) у моделей серии Honda WB выполнены из чугуна, что обеспечивает более высокую износостойкость. За счёт этого немного меняется тип помпы. Если модели серии Honda WX больше рассчитаны на чистую воду, то Honda WB могут применяться и для слабозагрязнённой воды.
Все рамные мотопомпы Honda комплектуются верхнеклапанными двигателями Honda GX профессионального класса, способными работать продолжительное время с высокими и переменными нагрузками без ущерба для ресурса. Такие двигатели легко отличить по красному цвету кожухов.
Линейка мотопомп Honda WB отличается довольно высокой производительностью и в принципе пригодна для большинства типовых задач по откачке и перекачке воды, включая профессиональное использование. А для пользователей, занимающихся специализированными работами, в модельном ряду мотопомп Honda имеется ещё несколько разновидностей других серий.
Honda WT 20 Х | WT 30 Х | WT 40 Х
Бензиновые мотопомпы
«Грязевые» мотопомпы серии Honda WT рассчитаны на перекачку воды, содержащей большое количество крупных частиц, ила и другого мусора. Примеров подобных работ можно привести много: к ним относится откачка воды из заиленных водоёмов, строительных котлованов и траншей, жидкостей из септиков, ликвидация последствий затоплений.
Мотопомпы для подобных задач нередко называют «илососками». Их особенность — увеличенное расстояние между импеллером и улитой насоса. За счёт этого увеличивается и максимально допустимый размер твёрдых частиц, который насос способен «переварить» без ущерба для себя. Конечно, поступление таких частиц к насосу можно (и нужно) ограничивать, используя фильтр. Но надо учитывать, что и фильтры подбирают исходя из возможностей помпы. Тонкоячеистые, например, при перекачке грязной воды быстро забьются, и работа станет невозможной. Забиться, кстати, может и сам насос — но не «камнями», а осевшим на его внутренние поверхности илом.
Для быстрой очистки внутренней полости «грязевого» насоса его крышку делают легкосъёмной — крепят на четырёх специальных гайках, которые легко отвернуть прилагаемым ключом или даже руками. Заодно по наличию таких гаек реально буквально с первого взгляда отличить «грязевые» мотопомпы от любых других.
Корпус, импеллер и направляющая спираль насосов мотопомп Honda WT выполнены из износостойкого чугуна, уплотнения изготовлены из силиконового углепластика. Конструкция насосов Honda WT тоже отличается от конструкции мотопомп других серий — на них применён конический импеллер и соответствующей формы направляющая спираль, спроектированные с тем, чтобы обеспечить максимальную производительность с учётом условий эксплуатации.
Honda WH 20 XT
Бензиновая мотопомпа
Любая мотопомпа характеризуется целым рядом параметров. У моделей, оптимальных для большинства пользователей, все они сбалансированы, у специализированной техники какие-то из параметров можно увеличить за счёт других.
Особенность этой модели — возможность подъёма воды на большую высоту или её перекачки на большое расстояние. Мотопомпы такого типа часто называют пожарными, что, кстати указывает на одну из областей применения. Особенность других — использование в местностях с большим перепадом высот, а также подача воды из далеко расположенного источника. В подобных условиях обычные мотопомпы либо не способны обеспечить достаточную производительность, либо вообще «не справляются» с работой.
Давление насоса у Honda WH 20 XT — 4,41 бар, это почти вдвое больше, чем у аналогичных по мощности мотопомп «для чистой воды». Но такое изменение, разумеется, не может не повлиять на другие параметры. Для увеличения давления приходится уменьшать зазор между рабочим колесом и улитой насоса. Следовательно, требуется ввести более жёсткие ограничения по максимальному размеру механических примесей в жидкости. Допускаемый размер твёрдых частиц для Honda WH 20 XT — 3 мм, это вдвое меньше, чем у мотопомп Honda «для чистой воды». Частицы меньшего размера, в том числе и абразивные, этой модели не опасны — корпус и импеллер изготовлены из чугуна. Чтобы «отсечь» более крупные частицы, необходимо использовать на подводящей магистрали фильтр с соответствующим размером ячеек и тщательнее выбирать место забора воды из водоёма. В частности, не стоит размещать фильтр в непосредственной близости от дна — чтобы избежать быстрого засорения фильтра крупными частицами или илом. Впрочем, эти правила относятся ко всем мотопомпам, а не только высоконапорным.
Honda WMP 20
Бензиновая мотопомпа
Большинство переносных мотопомп предназначены для перекачки только обычной пресной воды, чистой, слабозагрязнённой или грязной, но химически относительно нейтральной. Honda WMP 20 — специализированная модель, пригодная для перекачки пресной и морской воды, растворов удобрений, других химикатов сельскохозяйственного и промышленного назначения, солей и кислот. Полный список разрешённых для перекачивания химикатов приведён в инструкции по эксплуатации, всего их более 70.
Перекачка химических жидкостей обычными мотопомпами приведёт к быстрому выходу насоса из строя: даже солёная морская вода считается довольно агрессивной жидкостью и способна за короткий срок «разъесть» не только уплотнения, но и металлические элементы. Так что основное отличие этой модели от «пресноводных» мотопомп —в насосе. Корпус, импеллер и направляющая спираль на Honda WMP 20 выполнены из упрочнённого термопластика, уплотнения изготовлены из специальной резины. Эти материалы обладают высоким сопротивлением воздействию химических веществ и абразивному износу, что и обеспечивает надёжность и долговечность.
Есть и ещё одно серьёзное отличие: двигатель и насос на мотопомпах Honda для пресной воды крепятся к раме через резиновые амортизирующие элементы. На этой модели применено более сложное крепление: двигатель и насос установлены на отдельных опорных площадках, а те, в свою очередь, крепятся к раме через стальные пружины. Это тоже особенность, связанная со спецификой работы: обычные амортизаторы в условиях агрессивной окружающей среды могут быстро «постареть» и перестать выполнять свои функции. А вот двигатель остаётся тем же, что и на других моделях мотопомп Honda,— напрямую с жидкостью он не контактирует, и какой-то специальной дополнительной защиты не требует.
Автор: Максим Грибоедов
01 апреля 2021 года