В прошлом выпуске журнала мы опубликовали статью с ресурсным тестом аккумуляторов Greenworks из линейки 40 В. Цель испытаний — определить возможный ресурс батареи в циклах заряда и разряда, то есть её срок службы. Тогда мы остановились на отметке 200 циклов у одной батареи и 130 циклов — у другой и анонсировали подведение итогов испытаний в весеннем выпуске журнала. Выполняем обещание, но с одной существенной корректировкой — именно о подведении итогов говорить пока рано, батареи «живее всех живых» и, похоже, намерены работать ещё очень долго.
Коротко напомним, в чём идея теста, зачем он нужен и как именно мы его проводим. Цель, как уже было сказано, — выяснить возможный ресурс аккумуляторов. Это позволяет рассчитать так называемую стоимость владения инструментом, то есть эксплуатационные расходы. Они намного ниже, чем у бензиновых, и получается, что аккумуляторная техника выгоднее бензомоторной, причём значительно, несмотря на более высокую стоимость покупки. Это мнение подтверждают даже наши тесты, где мы напрямую сравниваем расходы на эксплуатацию бензиновой и аккумуляторной цепных пил. Но погрешность у таких тестов значительная, потому что срок службы аккумуляторной пилы неизвестен. Именно этой величины нам и не хватает, чтобы однозначно сказать, что выгоднее — аккумулятор или бензин — и насколько именно.
МЕТОДИКА ИСПЫТАНИЙ
Методика испытаний такова: мы взяли два аккумулятора, для большей точности выпущенные с интервалом в год — в 2019 и в 2020 году. Заряжаем их штатным ЗУ, разряжаем с помощью аккумуляторной воздуходувки Greenworks. Воздуходувку выбрали потому, что она быстрее других инструментов разряжает батарею и делает это равномерно. Но вместо двигателя воздуходувки мы подобрали нагревательную спираль, которая по потреблению тока максимально точно соответствует мотору воздуходувки, — это чтобы не создавать шум и сквозняк.
Девять циклов подряд каждый аккумулятор заряжался с помощью штатного ЗУ и разряжался на этом стенде без контроля его параметров. А каждый десятый цикл — контрольный. В этот момент мы подключаем батарею к разрядному стенду и разряжаем её, снимая все ключевые параметры, из которых самый интересный для нас, конечно же, ёмкость. После чего круг замыкается.
Осенью прошлого года вся коммутация осуществлялась вручную. Зимой мы сделали перерыв и модернизировали стенд: сейчас девять циклов заряда и разряда обоих аккумуляторов проходят в полностью автоматическом режиме. На это уходит практически целый день, вечером остаётся только поочерёдно подключить аккумуляторы к разрядному измерительному стенду и снять с него характеристики. Вот это крайне важный момент — это ведь даже не профессиональный режим работы, так жестоко аккумуляторную технику никакой профессионал не эксплуатирует. Десять раз за смену разрядить и зарядить батарею — нам не доводилось слышать о примерах столь сверхинтенсивной эксплуатации.
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ
Аккумулятор считается рабочим, пока его ёмкость не упала до уровня 60% от первоначального — это общая рекомендация, которой придерживается большинство производителей инструмента. Таким образом, мы ведём тест до того момента, пока ёмкость не упадёт до уровня 2,4 А*ч (начальная — 4 А*ч).
На сегодня картина такая: один из аккумуляторов прошёл 510 циклов «заряд/ разряд», второй — 450 циклов. Остаточная ёмкость составляет 3,41 и 3,68 А*ч, то есть максимальное падение всего на 15%. Пока что мы не можем уверенно спрогнозировать, на каком количестве циклов будет достигнуто нужное нам сокращение ёмкости — темпы её снижения, похоже, даже замедлились, судя по графику. Так что приходится признать, что 500 циклов для аккумуляторов Greenworks — далеко не предел, и для выяснения их ресурса нужны дальнейшие исследования.
Сколько живут аккумуляторы? Ресурсный тест
Тест провёл Дмитрий Сидоров
Май 2021 года