ОАО «ЗиД», или «Завод имени В. А. Дегтярёва», в настоящее время известен в первую очередь своими мотоблоками «Фаворит», а также культиваторами «Мастер» и «Лидер». Осенью 2011 года ассортимент предлагаемой продукции пополнился новинкой — тяжёлым мотоблоком, оснащённым дизельным двигателем. Однако речь не о том, что на заводе освоили выпуск новой техники, — и мотор, да и сама машина целиком китайского производства, а именно Weima. Конструктивно новинка — именно мотоблок тяжёлого класса, она оснащена валом отбора мощности, но, по сути, способна выполнять только те работы, которые доступны культиватору. Причина этого парадокса проста — ассортимент подходящего навесного оборудования довольно узок, активной навески в нём нет вообще. Культиваторные фрезы, а также традиционный набор овощевода в виде сцепки, плуга, окучника и выкапывателя корнеплодов, прицепной телеги — пожалуйста, а вот сенокосилка, щётка для подметания или снегоуборщик — увольте-с!
Для полноты картины стоит также упомянуть, что машины, аналогичные по конструкции Weima WM 1100 BE, представлены на нашем рынке и под другими брендами. И у них точно такие же проблемы, связанные с отсутствием навески. Обычно их покупают именно в качестве культиваторов: пользователей привлекают высокая эффективность и производительность в сочетании с демократичной ценой, и они готовы смириться с тем, что некоторые функции мотоблока в реальности оказываются недоступными. Вот эту-то пустующую нишу и планирует заполнить «ЗиД» — на заводе уже сейчас ведётся разработка активной фрезы, которую предприятие намерено в скором времени предложить клиентам. Очевидно, что после этого популярность машин должна возрасти — в России любят универсальную технику, это известный факт.
Отмечу, что задачу, поставленную перед конструкторами «ЗиД», простой не назовёшь — у мотоблока есть некоторые конструктивные особенности, усложняющие её. Например, китайцы не предусмотрели возможность развернуть рулевую колонку на 180 градусов, т. е. агрегатирование фронтального навесного оборудования ими даже не предполагалось. Чтобы исправить ситуацию, придётся переносить аккумулятор и, вероятно, удлинять рукоятку или «изобретать» какой-то переходный кронштейн. В заводских условиях такая модернизация конструкции вполне решаема, так что появление в продаже навески от «ЗиД» — вопрос лишь времени. Уже в 2012 году завод будет продавать мотоблок с возможностью разворота рулевой колонки на 180 градусов, что позволит устанавливать на него сегментную сенокосилку.
Мы провели тест этой новинки и публикуем отзывы.
ОТЗЫВЫ ПО ИТОГАМ ИСПЫТАНИЙ
Ну а теперь можно рассмотреть сам мотоблок в том виде, в каком он попал к нам на испытания. Двигатель — одноцилиндровый дизельный воздушного охлаждения, объемом 406 см3 и мощностью 9 л. с. Запускают его либо электростартёром с питанием от бортового аккумулятора, либо тяговым тросом вручную. Процедура запуска дизеля имеет несколько отличий от бензиновой версии — у дизеля в разы выше степень сжатия, и сопротивление стартеру тоже намного больше. Поэтому бесполезно дёргать тяговый трос в надежде, что мотор «схватит» — скорее порвётся трос. Принцип здесь другой — открыть декомпрессионный клапан, раскрутить коленвал электростартером или вручную до минимально необходимых оборотов, и потом при первой вспышке в цилиндре клапан автоматически закрывается и двигатель заводится.
Тесты и отзывы мотоблоков и культиваторов: Салют, Husqvarna, Monferme, Agat, Honda, КАДВИ, Partiot и др.
Трансмиссия состоит из шестерёнчатых коробки передач и колёсного редуктора и многодискового сцепления фрикционного типа в масляной ванне. Количество передач — две передние и одна задняя, скорости движения вперед на первой передаче и назад идентичны. Задний ход включают отдельным рычагом, дополнительно к основному, что повышает безопасность — случайно не запустишь.
Воздушный фильтр представляет собой стакан, заполненный хаотично переплетённой тонкой проволокой, к тому же обильно смазанной моторным маслом — именно оно должно задерживать мелкую пыль. В инструкции по эксплуатации содержатся рекомендации по его замене в фильтре: через каждые 25 часов, а при работе в условиях повышенной запылённости — ещё чаще. Если учесть, что в данный момент мотоблок может работать только с плугом или фрезами, то лучше менять масло чаще — дизель вообще-то более требователен к качеству очистки воздуха, чем бензиновый мотор. Интервал замены масла в картере двигателя намного больше — 250 часов.
Выход вала отбора мощности закрыт заглушкой… к нему можно будет подсоединять активное навесное оборудование
Фильтрующий элемент — хаотично перепутанная металлическая проволока в стакане с маслом
У машины прямо-таки выдающаяся ширина захвата в режиме культивирования — от 80 до 130 см. В окрестностях Коврова, где мы испытывали её, почвы довольно лёгкие песчаные, и местная «целина» не вызовет проблем даже для значительно более лёгкого мотоблока или культиватора, поэтому оценить склонность к «подпрыгиванию» на плотных участках не удалось. Впрочем, если учесть, что агрегат весит 140 кг, то резонно предположить, что прыжков как таковых не будет даже в более тяжёлых условиях. Для мотоблока вес не менее важен, чем мощность — чем он тяжелее, тем легче идёт работа. А Weima WM 1100 BE — один из самых тяжёлых аппаратов на рынке.
В комплект входят резиновые колеса с характерным «тракторным» рисунком протектора. Испытания показали, что их вполне достаточно для работы с плугом — во всяком случае, на местных почвах это так. На более тяжёлых грунтах могут понадобиться металлические колеса с грунтозацепами, но я бы не взялся однозначно утверждать, что без них не обойтись.
Автор: Алексей МЕСНЯНКИН
Статья опубликована в выпуске журнала «GardenTools» серии «Потребитель» №12’2011/2012 (ЗИМА 2012)
Январь 2012 года