Аккумуляторный ударный гайковерт
В нашей подборке инструмент занимает среднее положение по силовым характеристикам — намного мощнее компактных машин, но отставание от двух тяжеловесов тоже налицо. Качество изготовления и оснащение безупречны. Особое впечатление произвело «умное» зарядное устройство: его действия полностью отвечают ситуации; зарядка очень быстрая.
ТИП ИНСТРУМЕНТА: профессиональный
АККУМУЛЯТОР: Ni-MH; напряжение — 24 В; емкость — 1,7 А*ч; время зарядки — 20 мин
КРЕПЕЖ: М10-М26, болты с повышенной затяжкой — М10-М12
ЧАСТОТА ВРАЩЕНИЯ: 0-1600 и 0-2000 об/мин (холостой ход)
ЧАСТОТА УДАРОВ (макс.): 0-2500 и 0-3000 удар/мин
КРУТЯЩИЙ МОМЕНТ (макс.): 150 и 200 Н*м
ПАТРОН: четырехгранный 1/2’’
ВЕС (с аккумулятором): 2,8 кг
ОСОБЕННОСТИ: регулировка частоты вращения нажатием на курок; переключатель диапазона регулировки частоты вращения и ударов; металлический корпус редуктора; резиновые накладки на рукоятке и корпусе; зарядное устройство с функцией восстановления старых батарей
КОМПЛЕКТАЦИЯ: гайковерт; аккумулятор; зарядное устройство; торцевая головка на 19 мм; кейс
ЦЕНА (Москва): розничная — 19000 руб.
Качество изготовления и эргономика на отличном уровне: удачный профиль рукоятки и хорошая балансировка позволяют работать не напрягаясь, несмотря на солидные габариты и вес. Система фиксации оснастки двойная: или пружинящим кольцом (быстро), или штифтом и резиновым кольцом (надежно).
Почти все представленные на тест гайковерты имели систему регулировки частоты вращения/ ударов нажатием на курок. «Отпуская газ», можно не только снизить производительность, но и силу ударов, а значит, сохранить «нежный» крепеж. Однако при такой работе все будет зависеть от точности нажатия на курок, то есть существенное влияние оказывает человеческий фактор. У гайковерта Makita кроме означенной функции есть переключатель диапазонов мощности. «2» — регулировка курком производится во всем диапазоне, «1» — только до определенного предела мощности. Как показали испытания, установка переключателя в это положение превращает мощный гайковерт в обычный легкого класса, который удобнее в ряде случаев.
АККУМУЛЯТОР: зарядка никель-металлгидридной батареи проходила с некоторыми сложностями. Видимо, она долго лежала без дела.
Блок подал сигнал об окончании заряда примерно через 20 минут, но инструмент проработал лишь пару минут. Несколько последовательных зарядок смогли наполнить аккумулятор энергией, достаточной для заворачивания и выворачивания 13 глухарей, но это, конечно, мало!
Следующая зарядка опять заняла 20 минут. После чего Makita полностью себя реабилитировала, одолев 22 глухаря за 7 минут, — производительность и емкость пришли в норму с массогабаритными параметрами. Редуктор и батарея нагрелись незначительно (примерно 35 градусов). Сразу после работы аккумулятор был поставлен на зарядку, но электроника показала
превышение температуры ячеек и включила режим охлаждения. Примерно через 10 минут пошла зарядка в штатном режиме, через 35 минут от начала была окончена. После чего инструмент еще чуть подтянулся — 25 штук за 7 минут.
Это уже отлично! В ходе работ обнаружилось, что нет тормоза двигателя. После того как курок отпущен, шпиндель или крутится пару секунд, если нет нагрузки, или, если она есть, проходят 2-3 удара. Не очень удобно.
ОТВОРАЧИВАНИЕ: при работе с М20 отставание «Макиты» от лидеров стало заметно лишь при моменте затяжки 220 Нм, далее разрыв усилился и к отметке 280 Нм стал очевиден. 300-320 Нм — работать еще можно, но уж очень неуверенно.
При установке переключателя в первое положение инструмент легко смог отвернуть гайку, затянутую с моментом 220 Нм (3 секунды), но за порог 240 Нм перейти не смог.
ТОЧНОСТЬ: при затягивании М6 на второй скорости резьба не была сорвана, но повредилась. На первой скорости крепеж остался невредим. При работе с М8 на первой скорости можно не переживать — отпустить вовремя курок несложно, а вот на второй следует быть осторожным: пара лишних щелчков — и резьба повреждена. На второй скорости можно работать с М12, но осторожность не будет лишней: порядка 5 секунд достаточно для повреждения резьбы. При отворачивании «убитого» соединения инструменту хватает сил сломать болт, если гайка не идет. М16 «Макита» не сворачивает, но может затянуть очень сильно.