Инструменты Stanley предназначены производителем для периодического применения как в профессиональных целях (к примеру, строительными и ремонтными бригадами), так и требовательными «частниками». Ассортимент включает в себя все основные виды электрического и аккумуляторного инструмента, а также ряд стационарных моделей. Мы провели тест и экспертизы новинки — УШМ Stanley SGM146, публикуем результаты и отзывы.
Stanley SGM146
Двуручная углошлифовальная машина
При позиционировании подобной техники так и хочется назвать её «полупрофессиональной». Но это слово для инструментов используют редко. Дело в том, что есть две точки зрения на особенности, которые должны быть присущи такой технике. Назовём их «рекламной» и «инженерной». В «рекламной» достаточно взять некий инструмент бытового класса, немного его улучшить — и получить чуть более дорогой «полупрофессиональный» (а то и «профессиональный», чего уж мелочиться…). А с инженерной точки зрения всё почти так же, только наоборот. В качестве «исходника» берётся профессиональный инструмент, который несколько упрощают, убирая особенно «дорогие» решения. Что интересно, подобные инструменты могут стоить примерно одинаково, но «предки» у них очень разные. Так что термином «полупрофессиональный» пользоваться нет смысла — позиционирование одинаково, но без детального исследования не понять, что производитель имел в виду. Впрочем, мы можем и исследовать…
Результаты испытаний. Судя по конструкции, УШМ ориентирована в первую очередь на шлифовальные работы. Об этом говорит удлинённая задняя рукоятка — она не поворачивается и удобно ложится в руку в таком положении инструмента, которое явно не предполагает резку. Но можно повернуть редуктор. Да, это займёт какое-то время, и с точки зрения удобства пользователя поворотная рукоятка гораздо удобнее, но тогда инструмент и стоил бы дороже.
Что касается производительности, то здесь никаких сюрпризов мы не обнаружили. Скорость съёма металла при шлифовке — от 19,2 до 26,4 г/мин, в зависимости от марки установленного круга. Полностью совпадает с результатами, которые показала УШМ мощностью 1,4 кВт другого известного бренда. В этом же номере журнала опубликована статья, где мы показываем, как влияет мощность УШМ на производительность и, соответственно, стоимость эксплуатации. Если сравнить с цифрами в той статье, то видно, что результаты аналогичные, значит, с мощностью никаких подвохов нет.
Разбор: исследуем конструкцию. Как обычно, для разбора инструмента мы отправились в представительство компании «Файн Электроверкцойге», к руководителю сервисной службы Артёму Сальникову. Здесь это оказалось особенно оправданно: Fein — инструмент промышленного класса, и, само собой, работающему с ним проще определить профессиональные особенности исполнения отдельных деталей, да и всей машины в целом.
Общее впечатление. Машина сделана добротно, без каких-то видимых недочётов. Длина сетевого шнура — 2 метра, это норма для бытовой техники, хотя и маловато для «профи». Сам шнур — производства Ningbo Yaoyang Cable Co — то есть не совсем уж «нонейм», да ещё и с резиновой изоляцией и вращающейся муфтой в месте ввода в корпус инструмента.
По внешнему виду модель относится к «американской конструкторской школе», на это указывает множество особенностей, как снаружи, так и «внутри». Бросается в глаза обилие вентиляционных отверстий — их много на корпусе редуктора, причём со всех сторон. Так что при работе воздушный поток гарантированно будет отводить всю образовавшуюся пыль от редуктора. Исполнение щёток традиционно для американских машин (1), щёткодержатели — латунные, вентиляционные отверстия есть и рядом с ними (2). В общем, модель можно применять и в довольно интенсивном режиме — охлаждение явно хорошо продумано.
На чёрном проставочном фланце, на который устанавливается диск, видна проточка под резиновое кольцо (3). Польза от него незначительна, но иногда такое кольцо встречается на УШМ (чаще у профессиональных) Самого кольца, впрочем, на фланце нет — только проточка.
Полный вес УШМ — 3,45 кг. На металле защитного кожуха не экономили, он сам по себе весит более 300 граммов, крепление кожуха — обычное винтовое. Один из винтов на крышке редуктора — специальный, с высокой головкой (4). Это мера безопасности: согласно европейским директивам в случае разрыва диска кожух должен быть защищён от проворачивания. Даже если он начнёт «крутиться», он остановится, упёршись в винт, и открытая зона кожуха не окажется напротив пользователя. Передняя рукоятка — вполне обычная, без специальной виброзащиты, может крепиться к редуктору с трёх сторон. Причём в двух «крайних» положениях она ввинчивается под углом в корпус: при удержании рука оператора оказывается «перпендикулярно шпинделю». Это обеспечивает более уверенное управление машиной.
Винты крепления крышки редуктора не перекрывают доступ к винтам самого редуктора. Это встречается не всегда и даёт минимум два преимущества. Первое — упрощённый доступ к двигателю при проведении чистки или ремонта. А второе — возможность разворота редуктора относительно корпуса. Дело в том, что для резки и шлифовки удобнее разные положения диска относительно клавиши включения (это легко смоделировать, если подержать УШМ в руках и обратить внимание на то, как проще нажимать клавишу). Иногда, чтобы обеспечить удобство при разных режимах, заднюю рукоятку делают поворотной, но обычно это решение встречается на машинах под оснастку большего диаметра (180 или 230 мм). Здесь всё конструктивно проще, хотя и не настолько быстро. По крайней мере можно заранее «настроить» УШМ под чаще используемый режим. Возможность разворота упомянута и в инструкции к машине.
Редуктор. Снимаем крышку редуктора (5). Ведомая шестерня со шпинделем — с явными следами механической обработки, изготовлена не методом порошковой металлургии, как случается нередко. И это хорошо, так как «порошковое» изготовление хотя и дешевле, но детали, выполненные из цельной заготовки, оказываются надёжнее. Смазки в редукторе достаточно, Игольчатый подшипник в корпусе редуктора — большого размера, то есть подобран с запасом по нагрузкам. Впрочем, это относится и к остальным подшипникам. Подпружиненный штырь фиксатора шпинделя — массивный, фиксируется зажимным кольцом, в общем, и этот узел сделан «с запасом».
Для дальнейшей разборки редуктора нужно снять ведущую шестерню с вала ротора. Здесь она фиксируется с помощью гайки. Но к этому мы ещё вернёмся, а пока — снятый передний подшипник ротора (6). Чтобы до него добраться, как раз и нужно отвернуть гайку шестерни, вынуть ротор, а затем снять фиксирующую пластинку, которая закреплена на корпусе на трёх винтах. В корпусе редуктора, на посадочном месте подшипника видно резиновое кольцо — тоже неплохо. Точно так же сконструирован и узел крепления подшипника в крышке редуктора. Кстати, все подшипники имеют пылезащищённое исполнение, производитель — Ouitdo (Тайвань). Вообще, пылезащита у редуктора очень хорошая. И не только у редуктора, но и у ротора.
Ротор. Для начала продолжим разговор о тех деталях, которые фиксируются на роторе (7). Задний подшипник ротора установлен в амортизирующей втулке, между ним и ротором видна белая пылезащитная шайба. Спереди на вал ротора последовательно ставятся подшипник, шайба с «усиками», которые обеспечивают более интенсивное перемешивание смазки, ведущая шестерня и гайка. Шестерня удерживается от проворачивания только за счёт прижима гайкой. У такого способа крепления есть и преимущества и недостатки. «Минус» в том, что при экстремальных нагрузках гайка может отвернуться и шестерня начнёт проворачиваться на валу. Для ремонта потребуется разобрать редуктор и завернуть гайку обратно. А «плюс» в том, что на этом ремонт и закончится, ничего менять не надо. Закрутил, собрал — и можно работать дальше.
Пылезащита ротора обеспечивается за счёт бандажа из пропитанных лаком ниток (в процессе вращения ротора они «сливаются» так, что никакие посторонние частицы к обмоткам проникнуть не в состоянии). Места соединения выводов обмоток и ламелей залиты компаундом. Ротор отбалансирован — видны следы фрезеровки. В общем, сделано всё прочно, защита достойная. Бывает, конечно, и больше, но, например, если залить компаундом все видимые части обмотки, потребуется вторая балансировка, а это уже совсем другая цена.
«Электрическая часть». Здесь почти всё просто (8). Выключатель, разумеется, с кнопкой блокировки от случайного включения, причём при повторном нажатии кнопки в процессе работы, выключатель блокируется во включённом положении. Соединения проводов и выключателя выполнены на клеммах. Какой-то специальной пылезащиты нет — УШМ работала не очень долго, но небольшие следы пыли на внутренних частях уже видны. Можно обратить внимание на вращающуюся муфту ввода сетевого шнура — она даёт защиту от его перетирания. Электронных систем управления, вроде плавного пуска, на этой модели не предусмотрено. В принципе при такой мощности это нормально.
На этой же фотографии под рукояткой видно пылезащитное пластиковое кольцо (диффузор), прикрывающее статор. Оно не очень толстое — для постоянной работы с металлом, впрочем, этого достаточно (для «камня» оно могло бы быть и толще). На статоре (9) тоже никакой особой пылезащиты нет — тут всё более или менее стандартно.
Выводы. В процессе разбора этой модели постоянно хотелось сравнить её с техникой гораздо более высокого уровня. И это отлично — есть что сравнивать. Машинка явно не из тех, при проектировании которых старались сэкономить на всём, на чём возможно. Весит достаточно — то есть не «облегчена». Сделана хорошо как снаружи, так и изнутри.
УШМ в общем случае могут резать и шлифовать как металл, так и камень. Всё зависит от того, насколько эти операции снижают ресурс. Резка металла в этом отношении — самый благоприятный вариант. Энергии она требует не очень много, образование пыли невелико. Резка камня приводит к образованию большого количества мелкой пыли, способной значительно снизить ресурс. Для шлифовальных операций к этим факторам добавляется ещё и больший расход энергии, и большее время работы (шлифуют обычно дольше, чем режут). Чем ниже мощность двигателя — тем быстрее он начнёт перегреваться. Простые машины без мощной пылезащиты камень резать будут очень недолго — «умрут» от пыли.
Что же касается данной модели — то мощность двигателя у неё вполне приличная, Значительная часть узлов имеет надёжную защиту «от камня». В принципе можно сказать, что, если время от времени использовать эту УШМ для резки камня на открытых площадках, этого уровня защиты хватит для работы без какой-то критичной потери ресурса. УШМ, способные работать с камнем в постоянном режиме, — это совсем другой класс техники, и стоит он гораздо дороже. Ну и нельзя не отметить высокую ремонтопригодность. Модель в случае поломки легко разобрать и собрать. Этим тоже могут похвастать далеко не все машины в этой ценовой категории.
Словом, эта УШМ (болгарка) — достойный представитель именно инженерного подхода к проектированию техники. Она действительно сочетает хороший уровень исполнения со вполне приемлемой ценой.
УШМ Stanley STGS9125: отзывы по итогам теста. Красота простых решений
Авторы: Максим Грибоедов, Алексей Меснянкин
Май 2018 года