Мотоблоки и мотокультиваторы — самые давние и незаменимые помощники российского садовода.
Основное назначение мотокультиваторов — рыхление поверхностного слоя почвы без переворачивания пласта. Этот метод обработки почвы и называется культивацией. В результате на поверхности образуется рыхлый и ровный слой (не нужно боронование), препятствующий капиллярному поднятию влаги и интенсивному её испарению с поверхности почвы, что обеспечивает наиболее благоприятные условия для дружного прорастания семян культурных растений, их роста и развития.
Кроме того, культивация является эффективным средством борьбы с сорняками, так как их корни и стебли многократно перерезаются.
Мотокультиваторы и мотоблоки можно также использовать для вспашки и размельчения глыб после неё, уничтожения сорняков, выравнивания поверхности, разрыхления грунтовой корки, равномерного перемешивания с почвой вносимых удобрений, а также уборки территории и очистки её от снега. Следует отметить, что культиваторы используют не только дачники. Фермеры применяют их для обработки междурядий и приствольных участков в садах и виноградниках.
В не столь давние «доперестроечные» времена на вооружении садовода и огородника были только ручные инструменты. И это при государственном лозунге о механизации сельского хозяйства. Но механизация «по-советски» предусматривала только глобальные масштабы: самый мощный трактор, самый широкий плуг… На маленьком участке такой технике развернуться негде. Вот и приходилось по старинке копать обычной штыковой лопатой.
Первые мотоблоки, по-видимому, произошли не от трактора с его с навесным плугом, а от классического конного плуга, за которым идёт пахарь и направляет его за рукоятки, почти такие же, как у мотоблоков. Кстати, одно время была популярна такая конструкция: плуг цепляли не к лошади, а за трос лебедки с электро- или бензоприводом, установленной на краю поля.
Подобную технику до сих пор можно найти в продаже. Разумеется, у неё есть свои недостатки — после каждого прохода необходимо «вхолостую» перетаскивать плуг обратно на противоположный конец поля, а лебедку передвигать вбок. Так что наиболее логичным оказалось объединение плуга и мотора в один блок и оснащение его парой ведущих колес. В результате получился своеобразный «двухколёсный трактор», способный развернуться на месте.
Но, к сожалению, такая конструкция не решает проблему работы в стеснённых условиях, в том числе вокруг кустов и деревьев, где нужен компактный, манёвренный инструмент, способный, в отличие от плуга, качественно обрабатывать почву не только при прямолинейном движении.
Нечто похожее в «большой» сельхозтехнике уже было — культиватор с приводом фрез от вала отбора мощности двигателя трактора. При этом оказалось, что ведущие колёса ему и не нужны, вращающиеся фрезы создают тягу, вполне достаточную для движения. Так получился классический мотокультиватор. В случае необходимости фрезы можно снять, а на их место поставить колёса и задействовать получившийся агрегат для буксировки плуга, бороны или прицепа.
Нередко термины «мотокультиватор» и «мотоблок» путают. Но это хотя и близкие по назначению и конструкции, все-таки не идентичные машины. У мотокультиваторов культивация является самой главной, а подчас единственной функцией.
Мотоблок — более универсальный агрегат, способный работать со специальными прицепными или навесными орудиями. Обычно мотоблоки имеют два вала: на один устанавливаются ведущие колёса, другой — вал отбора мощности (сокращенно ВОМ) для привода навесного оборудования.
У мотокультиваторов колёса, как правило, можно установить только вместо фрез. Впрочем, встречаются и так называемые самоходные мотокультиваторы, у которых не предусмотрено никаких других инструментов, кроме фрез, но имеются отдельный вал для колёс и отдельный для фрез, причём они вращаются в противоположных направлениях. Встречное движение фрез предотвращает их выскакивание из слежавшейся земли, чем грешат обычные культиваторы. Также решается проблема «убегания» культиватора, вызванная тем, что фрезы тянут культиватор вперёд, стараясь разогнать его до скорости собственного вращения. Кроме того, самоходные культиваторы обычно довольно тяжёлые, массой более 60 кг, и без колес перемещать их было бы затруднительно.
Впрочем, тяжеловесы «классической» схемы даже более многочисленны. Такие мотокультиваторы оснащаются четырёхтактными двигателями мощностью свыше 6 л. с. и коробкой передач с несколькими скоростями вперед и назад. На них можно навешивать дополнительное оборудование, например плуг или окучник, а также буксируемые тележки с грузом до 300 кг. Чтобы обеспечить необходимое тяговое усилие, на вал редуктора вместо фрез устанавливают колёса, металлические с грунтозацепами или пневматические, и утяжелители. Такой техникой можно быстро обработать участок значительного размера, и предназначена она для профессионального использования фермерами и работниками коммунальных служб.
У «частников» более популярен «средний класс» массой 30–60 кг с двигателем мощностью 4–6 л. с. Они могут выполнять те же функции, что и тяжёлые, но с более низкой производительностью. Например, фрезы у них такого же диаметра, как и у «старших братьев», но их меньше, а значит, ширина обработки меньше (40–80 см). Из-за небольшой массы они хуже справляются с целиной, при работе на неоднородной почве приходится прилагать больше физических усилий. Зато маневрировать, транспортировать и обслуживать их гораздо легче. Да и стоят они заметно дешевле.
Лёгкие мотокультиваторы массой от 15 до 30 кг оснащены двигателями мощностью от 2 до 5 л. с. Ширина захвата у них 40–50 см, глубина обработки 15–20 см, поэтому их производительность в полтора раза ниже, чем у средних. Их легко перевозить и обслуживать, однако скромный вес приводит к нежелательному эффекту: машины «выпрыгивают» при попадании фрезы на твёрдый комок земли или корешок. Поэтому их разумнее применять на небольших, но ухоженных участках. Кроме культивации, такие машины, укомплектованные окучником, подойдут для нарезки борозд под посадку различных культур. Лёгкие агрегаты оснащают как двухтактными, так и четырёхтактными двигателями. Последние при той же мощности заметно тяжелее, но имеют ряд преимуществ: бензин для них не надо смешивать с маслом, у них намного ниже вибрация и шум, меньше расход топлива и, главное, намного менее токсичный выхлоп.
В настоящее время большой популярностью пользуются сверхлёгкие мотокультиваторы весом до 10 кг, транспортировать которые по силам женщинам и пожилым людям. Благодаря съёмным ручкам их можно перевозить в рюкзаке на общественном транспорте или в багажнике легкового автомобиля. В целях экономии веса на них обычно применяют двухтактные двигатели мощностью до 2 л. с., работающие на смеси бензина и масла, но иногда и четырёхтактные. Часть моделей в этой весовой категории оснащают электрическими двигателями, с питанием либо по кабелю, либо от аккумуляторов. Глубина рыхления почвы у сверхлёгких аппаратов не превышает 10 см. Малая ширина захвата (всего 20–30 см) делает их очень мобильными и позволяет работать в узких междурядьях и труднодоступных местах, выполняя как рыхление, так и прополку. Сверхлёгкие модели отлично подойдут для обработки цветников, клумб, теплиц и других участков малой площади.
Особое место занимают появившиеся недавно миниатюрные устройства для рыхления, так называемые электротяпки.
К мотокультиваторам отнести их можно с натяжкой, скорее это отдельный, пока что новый тип садовой техники.Даже внешне электротяпка похожа больше на триммер — длинная штанга с двумя рукоятками и двигателем внизу. Принцип её действия тоже отличается от такового у обычного культиватора с его вращающимися на горизонтальной оси фрезами. Во-первых, рабочие органы электротяпки вращаются не непрерывно, а периодически, на пол-оборота то в одну, то в другую сторону. Во-вторых, ось вращения у них вертикальна. Главное преимущество такого довольно сложного механизма — безопасность. Даже если задеть работающей электротяпкой босую ногу, то максимум получишь пару ссадин и синяков, ну а ботинок даёт стопроцентную защиту. Кроме того, у электротяпки отсутствует поступательное движение, в то время как фрезы культиватора не только перемалывают почву, но и тянут машину вперед. В результате электротяпку можно применять в местах, доселе доступных только ручному инструменту, — на цветочных клумбах или грядках с клубникой.
ВЫБОР КУЛЬТИВАТОРА
Производительность той или иной модели культиватора (площадь обработанного участка за единицу времени) зависит от мощности двигателя, веса и ширины захвата рабочих органов. Чем мощнее модель, тем она дороже, поэтому нет смысла приобретать культиватор с большей производительностью, чем та, которую требуют размеры обрабатываемого участка.
Соответственно, главное при выборе культиватора — правильно определить требуемые параметры. Выбор зависит не только от размера, но и от набора выращиваемых культур и операций, которые хозяин считает главными и самыми трудоёмкими, так как ни один культиватор не подойдёт сразу для всех видов работ. Помимо размера участка, важную роль играет его структура. Дачные участки в 6–15 «соток», как правило, похожи на лоскутное одеяло, т. е. разделены на зоны различного назначения: сад, цветник, клумбы, газоны, ягодники, грядки под овощные культуры и т. д. В этом случае имеет смысл остановить выбор на моделях лёгкого или сверхлёгкого класса. Малая ширина захвата делает их мотокультиваторы мобильными и позволяет работать в узких междурядьях и труднодоступных местах.
Если земли больше, скажем, от 15 до 50 «соток», то выбор техники зависит от структуры участка. Когда территория разбита на грядки «соток» по пять, то оптимальны также лёгкие культиваторы. Если почти весь участок используются под однудве культуры (например, картошку), то тут уже нужен культиватор среднего класса.
Для обработки поля площадью больше 50 «соток» (0,5 гектара) необходим тяжёлый мотокультиватор или мотоблок, который можно дополнительно оснастить навесными устройствами. Единственный вид работы, для которой такой мотоблок не подходит, это прополка. Поэтому идеальное сочетание для подобных хозяйств — два мотоблока: тяжёлый для выполнения основных работ и лёгкий для прополки.
УСТРОЙСТВО КУЛЬТИВАТОРОВ
Двигатель
Большинство современных мотокультиваторов оснащены четырёхтактными двигателями. Двухтактные встречаются только на сверхлёгких культиваторах в силу того, что при равной мощности они почти в два раза легче. К тому же они проще устроены и поэтому дешевле. Но, к сожалению, принцип работы двухтактных двигателей предполагает значительный расход топлива. В отличие от «четырёхтактников», у которых рабочий ход, выпуск, заполнение цилиндра рабочей средой и сжатие чётко разделены и сменяются, когда поршень находится в верхней или нижней точке, у двухтактных процессы выхлопа и подачи новой смеси происходят одновременно.
В конце рабочего хода в цилиндре открываются и выпускные окна, куда вылетают выхлопные газы (но не все, часть остаётся), и продувочные окна, через которые под давлением впрыскивается новая смесь из картера. При этом часть смеси успевает вылететь в выпускные. Кроме того, так как топливо постоянно промывает картер, масло приходится добавлять в бензин. Следовательно, оно и сгорает вместе с бензином, усложняя «букет» выхлопных газов.
Четырёхтактные двигатели лишены этого недостатка,работают на чистом бензине.
Они намного экономичнее и экологичнее двухтактных. Но если культиватор предстоит использовать на косогорах, следует обратить внимание на возможность его эксплуатации при различных углах наклона.
Большинство четырёхтактных двигателей могут работать при наклоне не более 15°. Это связано с особенностью классической системы смазки — разбрызгиванием. Однако современные модели оснащаются маслонасосами, обеспечивающими смазку при любых углах наклона.
Трансмиссия
Одной из важнейших характеристик, определяющих удобство работы, надёжность и даже компоновку, является тип сцепления и трансмиссии.
В основном применяется цепная либо червячная передача. Очень редко, в самых дешёвых культиваторах малой мощности может применяться клиноременная передача. Цепь или червячный редуктор располагаются внутри прочного, герметичного, заполненного маслом корпуса и работают безотказно. Выбор между ними определяется в первую очередь расположением коленвала двигателя. Если он горизонтален, то применяют цепную передачу, если вертикален, то используют червячный редуктор, поворачивающий ось вращения на 90 градусов. Мотокультиваторы с вертикальным валом двигателя получаются легче и компактнее, но у них есть свои недостатки. Во-первых, четырёхтактные двигатели с вертикальным валом дороже из-за сложности обеспечения смазки. Во-вторых, у червячной передачи потери на трение намного больше, чем у цепной. В-третьих, червячная передача обладает эффектом самоторможения. Входной вал (со стороны двигателя) способен её повернуть, а выходной (со стороны колёс) — нет. То есть если тянуть или толкать мотокультиватор, фрезы (или колёса) не будут проворачиваться. Его можно передвинуть только на дополнительных транспортировочных колёсах, так как тащить юзом агрегат, цепляющийся фрезами за землю, не каждому под силу.
Некоторые тяжёлые культиваторы и мотоблоки, оснащённые коробкой передач и валом отбора мощности, имеют не цепную, а зубчатую передачу., способную передавать высокий крутящий момент
Сцепление обычно применяют либо с выжимной муфтой (почти как на автомобиле), либо ременное с натяжным роликом. На сверхлёгких культиваторах изредка встречается центробежное сцепление, как на бензопиле. На моделях с вертикальным валом двигателя ставят сцепление с муфтой. На культиваторах с классической компоновкой — и то и другое. Лёгкие или недорогие модели, как правило, оснащаются ремнём с натяжным роликом. В тяжёлых культиваторах, предназначенных для долговременного профессионального использования, сцепление осуществляется только с помощью муфты.
Желательно, чтобы у культиватора был задний ход. У лёгких и сверхлёгких моделей заднего хода не бывает, но есть ручка, чтобы было удобно поднимать культиватор и разворачивать в нужном направлении. Хорошо, если у мотокультиватора две и более передние передачи, так как его эксплуатационные возможности в этом случае существенно расширяются, но несколько передних передач — почти исключительная особенность тяжёлых культиваторов и мотоблоков.
РАБОТА КУЛЬТИВАТОРА
Основным инструментом мотокультиватора являются фрезы. У большинства моделей они выполнены в виде двух, четырёх или шести легкосъёмных секций. Меняя их количество, подбирают требуемую ширину обработки.
Количество секций следует подбирать в зависимости от условий работы. Если грунт тяжёлый, глинистый, то количество секций надо уменьшить. Тем более если предстоит поднимать целину или «реанимировать» заброшенный участок. Глубину обработки задаёт регулируемый сошник — прочная металлическая полоса, вертикально закрепляемая в задней части культиватора. Максимальную глубину обработки определяет диаметр фрез.
Вращающиеся фрезы представляют большую опасность. В них может попасть нога или край одежды. Поэтому культиваторы обязательно должны быть оборудованы щитком (который заодно не позволяет фрезам раскидывать комья земли). Особо внимательным надо быть при обработке твёрдой почвы. Фрезы могут резко дернуть культиватор вперед или опрокинуть. В этом случае надо, не пытаясь изо всех сил удержать его, отпустить руки с рукояток газа и сцепления для экстренной остановки рабочего механизма. Некоторые современные модели имеют рычаг аварийной остановки, который не только выключает сцепление, но и глушит двигатель.
НАВЕСНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Помимо стандартных фрез, мотоблоки и культиваторы могут оснащаться целым рядом навесного оборудования, существенно расширяющего их возможности. Эти дополнительные инструменты продаются отдельно, поэтому при выборе надо сравнивать не только технические параметры, но и комплектацию, а также совместимость с доступным оборудованием.
Перечислим наиболее распространённое дополнительное оборудование.
Транспортное колесо (колёса). Они облегчают перевозку и могут заменять сошник. Обычно входят в комплект поставки, но если в штатную комплектацию входят пневматические колёса, то транспортные отсутствуют.
Культиватор (фреза). Самым востребованным инструментом являются культивационные фрезы. Меняя количество легкосъёмных секций и регулируя сошник, подбирают требуемую ширину обработки.
Колёса с пневматическими шинами. Их устанавливают вместо фрез. Применяются при использовании навесного оборудования и прицепа.
Металлические колёса с грунтозацепами. Сложность пахоты мотоблоком и тем более культиватором заключается в их малом весе и, как следствие, в малом тяговом усилии. Для его увеличения используются специальные металлические колёса с грунтозацепами. Они значительно тяжелее резиновых, а большие редкие грунтозацепы не забиваются землёй, что положительно сказывается на «проходимости» при работе.
Цепи противоскольжения на колёса. Предназначены для той же цели — увеличения тягового усилия, но менее эффективны. Зато дёшевы и компактны при хранении.
Утяжелители. Если мотоблок слишком лёгок для обеспечения достаточного тягового усилия, его утяжеляют дополнительными грузами. Утяжелители можно навешивать как на корпус мотоблока, так и непосредственно на колёса, что более эффективно.
Плуг. Необходим в первую очередь тем, кто занимается выращиванием картофеля. При соответствующем навыке с помощью плуга можно сажать картофель весной и выкапывать осенью. В зависимости от конструкции плуга отвал земли может быть на одну или на две стороны. Хорошо изготовленный и настроенный плуг самозаглубляется при движении.
Оборотный плуг. С обычным плугом после вспахивания каждой борозды приходится вхолостую перегонять мотоблок обратно. У оборотного плуга два лемеха: один отваливает пласт налево, другой — направо. Но работает только один, другой поднят над землей. При вспашке в обратном направлении плуг переворачивают, так что пласт отваливается в ту же сторону.
Роторный плуг. Для его работы требуется привод от вала отбора мощности, но работать с ним легче, чем с простым плугом, поскольку он не критичен к равномерности и прямолинейности движения мотоблока. Конструктивно представляет собой от двух до четырёх изогнутых лемехов. Преимуществом такого плуга по сравнению с фрезой-культиватором можно считать перенос верхнего слоя земли вниз, как у обычного плуга, и более высокую производительность.
Борона. После вспашки часто остаются крупные комья земли, которые необходимо разбить и разровнять. Для этого и предназначена борона, дисковая или с зубьями (пальчиковая). Первая разрезает крупные комья на относительно тонкие пласты; вторая разрыхляет эту «нарезку», наводя «финальный блеск».
Окучник (плуг-окучник). Плуг с V-образным лемехом. С его помощью делают борозды для посева овощей (фасоли, гороха, лука) и окучивают картофель после посадки.
Картофелевыкапыватель. Процесс выкапывания картофеля — самый тяжёлый этап сельскохозяйственных работ. Для этой цели можно использовать плуг, но работа с ним тяжела и часто приводит к повреждению корнеплодов. Лучший вариант — специальный картофелевыкапыватель. Он приподнимает почву вместе с корнеплодами, земля осыпается, а картофель оказывается на поверхности.
Косилка. Кроме выполнения работ по обработке земли, мотоблоком можно косить траву. Для этого существуют косилки двух основных типов: ножевые и роторные. Роторные косилки,конечно, более эффективны, но и более опасны. Ножевые более манёвренны, ими удобнее выкашивать участки между деревьев и кустов.
Аэратор. Прокалывает грунт, чтобы обеспечить доступ кислорода, влаги и удобрений к корням газонной травы.
Роторная щётка. Насадка, позволяющая быстро и эффективно подмести большую территорию (как асфальтовые дорожки, так и газон, надо только поразному отрегулировать высоту). Также хорошо она может справиться со свежевыпавшим снегом.
Нож-отвал (бульдозерный нож). Иногда бывает нужно передвинуть груду песка или снять слой почвы, а чаще всего — снега. Махать лопатой долго и утомительно, вызывать бульдозер — дорого, да и дел он наворотит, как слон в посудной лавке. У владельца тяжёлого мотоблока есть другой выход — навесить нож-отвал. Конечно, настоящий бульдозер не получится — слишком мал вес. Но с небольшими кучами мусора справиться можно.
Шнекороторный снегоуборщик. Снег можно отодвинуть в сторону с помощью ножа-отвала, а окончательно очистить поверхность с помощью щётки. Но когда снега много, то лучше воспользоваться специальным шнекороторным снегоуборщиком. Стальной шнек с зубьями перемалывает даже слежавшиеся и обледеневшие сугробы.
Грузовой прицеп. Для перевозки грузов к мотоблоку присоединяют тележку грузоподъёмностью от 300 до 500 кг. Кузов у неё, как правило, самосвальный или опрокидывающийся. Тележка бывает снабжена тормозами и сиденьем оператора, а иногда и светотехникой.
Прицеп-адаптер. Это нехитрое устройство называют ещё рабочей одноколкой или ездовым модулем. Такой прицеп позволяет превратить мотоблок в мини-трактор с ломающейся рамой. Представляет собой «задний мост» для мотоблока с установленным на нём сиденьем. Сзади адаптера имеется сцепка для присоединения прицепного или пассивного навесного оборудования.
Всасывающий насос. Позволяет поливать огород или наполнять ёмкости из пруда, бочки или неглубокого колодца. К тому же служит эффективным средством для тушения пожаров.
Насос высокого давления. С его помощью можно легко отмыть грязную технику или стены. Также может использоваться для полива дождеванием и тушения пожаров.
Кроме указанных, существует ещё много различных специализированных агрегатов, например ворошители сена, электрогенераторы, сеялки или комбинированные машины для выполнения нескольких операций за один проход.
Ниже публикуем обзор и рейтинг новинок сезона 2013, а также отзывы.
МОТОКУЛЬТИВАТОРЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ
MTD T 30E
Культиватор оснащён фрезами с широким основанием и мелкими зубьями. Они немного уступают по эффективности традиционным, зато менее травмоопасны.
Два транспортных колеса и небольшой вес позволяют легко перемещать культиватор, складная ручка облегчает хранение. Электрические модели удобно и безопасно использовать в теплицах, причём не только для вспашки, но и для рыхления.
Ikra EM 1200
Культиватор отличается высокой скоростью вращения фрез — 350 об/мин.
Редуктор червячный, обслуживаемый, в разборном алюминиевом корпусе. Сошник конструктивно объединён с колёсным узлом, фиксируется несъёмным подпружиненным пальцем. Отдельного упоминания заслуживают фрезы. Во-первых, они узкие, но их целых шесть секций. А во-вторых, ножи к фрезам крепятся на болтах, т. е. в случае повреждения их можно разобрать, выправить, заточить и собрать заново.
Ryobi RCP-1000
Модель оснащена фрезами с широким основанием и небольшими зубьями. Такая конструкция немного уступает по эффективности традиционной, зато менее травмоопасна, и с ними культиватор меньше дергается при работе. Скорость вращения фрез — 350 об/мин. Два транспортных колеса и небольшой вес позволяют легко перемещать культиватор, а складная ручка обеспечивает удобство хранения.
МОТОКУЛЬТИВАТОРЫ С ДВИГАТЕЛЯМИ С ВЕРТИКАЛЬНЫМ РАСПОЛОЖЕНИЕМ ВАЛА
Honda F220DE
Классифицировать этот мотокультиватор довольно сложно. Для лёгкого класса он тяжеловат, а до среднего не дотягивает.
Двигатель мощностью 2,4 л. с. — как у лёгких культиваторов, но ширина и глубина обработки скорее как у средних. Эдакая попытка усидеть на двух стульях, причём, судя по популярности этой модели, вполне удачная: агрегат весом в 29 кг ещё легко перевозить и обслуживать, однако этого веса уже достаточно, чтобы культиватор не «выпрыгивал» при попадании фрезы на твёрдый комок земли или корешок.
Caiman MB 33S
Самый маленький культиватор в линейке Caiman, отлично работает как на обработанном открытом грунте, так и в теплицах. Модель оптимальна для небольших (6 «соток») садовых участков. Специальная форма фрез способствует вытаскиванию корней сорняков, из почвы а не их перерубанию.
Дополнительно к культиватору можно заказать 6-лепестковые фрезы для качественной прополки более мелких сорняков. Складная рукоятка повышает удобство при транспортировке и хранении.
ЗиД Мастер
Особенностью мотокультиватора является возможность отсоединения редуктора от двигателя, что позволяет использовать двигатель как силовой агрегат. Благодаря малому весу, размеру и возможности лёгкой частичной разборки мотокультиватор «Мастер» удобен в транспортировке. Возможно использовать навесное оборудование производства MTD и «Мобил К» (Россия). Выпускается также более дешёвая по сравнению с представленной (16 900 руб.) модификация с двигателем Lifan производства КНР.
MTD Т/240
Культиватор сконструирован по модульной схеме — предусмотрена возможность снятия моторного модуля с основного исполнительного модуля и установки его на один из дополнительных модулей: газонокосилку, измельчитель садового мусора или водяную помпу. При работе с плугом и другим подобным оборудованием между моторным и исполнительным модулями устанавливается редуктор, понижающий скорость вращения колёс, и повышающий тяговое усилие.
Кроме того, модульная конструкция облегчает транспортировку — отсоединив моторный модуль от исполнительного, вместо одного громоздкого агрегата получаем два компактных блока, которые можно перевозить в любой легковой машине.
Stiga Silex 500 RG
Культиваторы с вертикальным расположением вала двигателя имеют, по большому счёту, два варианта исполнения. На данной модели для передачи крутящего момента используется ременная передача (второй вариант — коническая муфта или иные разновидности сцепления, разные по конструкции, но снаружи не отличающиеся).
Модель оснащена передним транспортировочным колесом. Разборная Y-образная рукоятка регулируется по двум осям с возможностью разворота на 180°, что необходимо для присоединения некоторых видов дополнительного оборудования.
Alpina Crono 360 G
Двигатель с вертикальным валом. Переднее колесо закреплено стационарно, без возможности подъёма, и постоянно катится по невспаханной почве. Поэтому при работе имеются некоторые особенности — если обычный культиватор надо держать параллельно земле, не опуская и не задирая ручки, то в этом случае, чем ниже к земле опускаются рукоятки, тем больше глубина, которую ограничивает изогнутый пруток-сошник. Фактически у этой модели три «точки опоры»: сошник, фрезы и колесо. Рукоятка может регулироваться по высоте.
Robix Robi-156 DM
Модель сконструирована по модульной схеме — есть возможность снять моторный модуль и установить его на один из дополнительных агрегатов: газонокосилку, измельчитель садового мусора, водяную помпу и некоторые другие виды оборудования. Все другие типы культиваторов в этой весовой категории могут работать только с прицепной техникой.
Ещё одно достоинство модульной конструкции — открутив два винта, вы просто разъединяете культиватор на два компактных блока, которые поместятся в багажник любого легкового автомобиля.
МОТОКУЛЬТИВАТОРЫ С ДВИГАТЕЛЯМИ С ГОРИЗОНТАЛЬНЫМ РАСПОЛОЖЕНИЕМ ВАЛА
Husqvarna TF434P
Пневматический привод сцепления. Рычаг переключения передач расположен на рукоятке. Рукоятки регулируются по горизонтали и вертикали и могут складываться для удобства транспортировки и хранения. Транспортное колесо расположено спереди. Щитки для защиты растений в ходят в комплект.
McCulloch MFT 55 170R
Рукоятки культиватора имеют возможность регулировки по вертикали и могут складываться для удобства транспортировки и хранения. Большое транспортное колесо расположено спереди. Рычаг переключения передач и рычажок для установки оборотов двигателя находятся на рукоятке.
Partner PFT 44–154
Транспортировочное колесо у этой модели расположено сзади. Его положение можно регулировать по высоте, благодаря чему колесо служит не только для перевозки, но и для регулировки глубины культивации, т. е. может использоваться вместо сошника.
Рукоятка культиватора регулируется по вертикали и может складываться для удобства транспортировки и хранения.
Viking HB 585/HB 685
Культиваторы оснащены червячным приводом ведущей оси. На них ставятся двигатели Kohler Courage с верхним расположением клапанов, кованым коленвалом и гильзованным цилиндром.
Оригинальная система забора воздуха со шноркелем предотвращает быструю загрязняемость воздушного фильтра при работе в условиях запылённости. Модификация HB 685 принципиально отличается от HB 585 новым, более мощным двигателем и установкой одного большого транспортного колеса вместо двух маленьких.
Pubert Primo 65 B D
Пневматическое сцепление, установленное на этой модели, даёт возможность плавно включить любую передачу, избегая рывков и ударной нагрузки на редуктор и приводные ремни, продлевая срок их службы. Культиваторы с таким сцеплением рекомендуются производителями для работ по «целине» и обработки больших территорий. Цепной редуктор обеспечивает минимальные потери мощности. Разборная конструкция редуктора позволяет проводить его обслуживание, а также, при необходимости, замену отдельных частей.
Texas TX602 R
На этой модели установлен редуктор с двумя цепями для оптимальной скорости вращения фрез и увеличения крутящего момента. Привод заднего хода — шестерёнчатый. Транспортировочные колёса можно установить в рабочее положение, не нагибаясь, нажав ногой на специальный рычаг.
На поперечине руля культиватора предусмотрен небольшой «бардачок» для инструментов и перчаток. Для удобства транспортировки и защиты корпуса от ударов установлена стальная передняя дуга-бампер.
MasterYard MB 40R
Культиватор лёгкого класса МВ 40R ввиду небольших размеров отлично подходит для работы в стеснённых условиях (клумбы, хорошо проветриваемые теплицы, обработка междурядий) и удобен в тех случаях, когда площадь обработки невелика, но вскапывать её лопатой, тем не менее, не хочется.
Система электронного зажигания обеспечивает лёгкий запуск и оптимальные характеристики на всех режимах работы двигателя. Складывающаяся рукоятка управления повышает удобство при транспортировке и хранении машины. Ширина обработки может быть 20, 30 или 46 см за счёт установки разного количества фрез.
Triunfo TB 50 ECO R
Культиватор классической схемы: двигатель с горизонтальным расположением коленчатого вала, ременное сцепление, цепной редуктор. Мотор здесь – от компании Briggs&Stratton, крупнейшего мирового производителя.
Транспортное колесо большого диаметра расположено спереди. Культиватор имеет съёмные крылья, что позволяет использовать большие ходовые пневматические колёса. Рукоятка регулируется в двух плоскостях.
Parton TIL800R
Мотокультиватор классической схемы. Рычаг включения реверса находится на рулевой колонке. Модель снащена двумя транспортировочными колёсами, установленными сзади. Такое расположение облегчает транспортировку — в отличие от варианта с передним расположением колеса, чтобы поднять фрезы над землёй, надо не поднимать тяжёлую машину за рукоятки вверх, а наоборот, надавить вниз, что намного легче.
Нева МК-200-С6
Выпускаются модификации под разные двигатели: Robin-Subaru 4,5 и 5,0 л. с., Briggs&Stratton 5,5 л. с. и Honda 4,6 л. с.
Кроме двигателей, они различаются только объёмом, расположением топливного бака и массой ( с разницей до 2 кг). Коробка передач шестерёнчатая, с задней передачей и «силовой» пониженной передачей.
Рычаг переключения расположен на рукоятке. Сдвоенное переднее колесо для большей опоры и предотвращения зарывания культиватора в мягкой почве расположено спереди.
Elitech КБ60Х
Культиватор имеет классическую конструкцию: четырёхтактный двигатель с горизонтальным расположением коленчатого вала, сцепление включается перемещением натяжного ролика клиноременной передачи, привод фрез с помощью необслуживаемого цепного редуктора.
Модель производится уже несколько лет, но, как любая «классика», устареть за такой период времени не может. Она укомплектована двигателем Honda и может использоваться с широким ассортиментом дополнительного оборудования.
Prorab GT 65BT (H)
Отличительной особенностью данной модификации является оригинальный двигатель Honda, более дорогой, но считающийся и более надёжным, чем многочисленные китайские аналоги.
Большое транспортное колесо расположено сзади и может выполнять также функцию ограничителя глубины. Производитель не предлагает никакого дополнительного оборудования, кроме колёс, но, так как культиватор имеет классическую конструкцию, то ничего не мешает оснастить его навесным оборудованием от многих других аналогичных мотокультиваторов.
Sturm! GK8360
Культиватор классической схемы. Транспортные колёса сзади, в поднятом положении при обработке почвы работают совместно с сошником, регулируя заглубление фрез. Хотя «классические» культиваторы во многом похожи друг на друга, внешние различия между ними присутствуют всегда. В первую очередь бросается в глаза разнообразное исполнение рукояток управления и рычагов на них. На этой модели узел крепления рукоятки регулируется в двух плоскостях.
SunGarden «Муромец» T 360 OHV 7.0/ «Муромец» T 360 BS 7.5
Культиваторы классической конструкции T 360 давно известны потребителям. Представленные новые модификации принципиально отличаются только двигателями.
На первом стоит агрегат собственного производства. На втором — «брендовый» и к тому же более мощный. Кстати, ответ на вопрос, у кого моторесурс выше, неоднозначен. Дело в том, что двигатель Sungarden OHV 7.0 имеет большой для своей мощности объём цилиндра и, следовательно, работает в дефорсированном режиме. При этом имеет вполне современное верхнее расположение клапанов. В чём он точно будет проигрывать Briggs&Stratton, так это в экономичности.
МОТОБЛОКИ
ЗиД Weima WM 1100 BE
Тяжёлый мотоблок оснащён дизельным двигателем с электростартёром, аккумулятором и генератором. Возможен запуск с ручного стартёра. Для облегчения запуска установлен декомпрессионный клапан. Руль с органами управления можно регулировать по высоте, углу поворота в горизонтальной плоскости и складывать при транспортировке. Производство агрегатов — Китай, сборка и тестирование — Россия.
Barbieri Ghepard
Тяжёлый мотоблок с направленным назад валом отбора мощности с независимой скоростью вращения от коробки передач.
Несмотря на свой большой вес, мотоблок довольно манёвренный благодаря наличию дифференциала. Для увеличения тяги и проходимости дифференциал может блокироваться. Широкий диапазон передаточных чисел позволяет подобрать скоростной режим для всех видов работ — линейная скорость варьируется от 1,29 до 12,08 км/ч.
Руль с противовибрационной системой, с регулировкой в двух плоскостях и возможностью разворота на 180 градусов.
Stiga Silex 95 B
Мотоблок «лёгкой весовой категории». Компоновка для мотоблоков достаточно оригинальна: двигатель с вертикальным валом, ременная передача со сцеплением с помощью натяжного ролика, червячный редуктор. Рукоятка регулируется по высоте и может поворачиваться вокруг вертикальной оси на 180°. Ручка переключения передач вынесена к оператору. Активная навеска приводится в движение через ременную передачу с помощью шкива отбора мощности.
Caiman Vario 60S TWK+
Запатентованная трансмиссия VarioAutomat включает в себя вариатор в сочетании с обычной «коробкой передач» с двумя скоростями вперед и одной назад. Вариатор обеспечивает автоматическое бесступенчатое изменение передаточного отношения в зависимости от нагрузки. А «механика» работает как демультипликатор «раздатки» на внедорожниках, т. е. позволяет в тяжёлых условиях дополнительно понизить диапазон передаточных чисел трансмиссии. При номинальных оборотах двигателя полный диапазон скоростей вращения колёс варьируется от 28 до 165 об/мин. Есть возможность работать как с передним, так и с задним навесным оборудованием.
Мотоблок имеет вал отбора мощности для привода переднего активного навесного оборудования.
Сошник на этой модели двусторонний: прямой конец сошника позволяет усилить проникновение в твёрдую почву, а загнутый обеспечивает устойчивое продвижение по вязкой земле.
Угра НМБ — 1 Н10
Хотя по массогабаритным характеристикам «Угру» нельзя отнести к тяжёлым мотоблокам, по техническим решениям это определённо серьёзная профессиональная машина. Многоступенчатая шестерёнчатая, как на автомобиле, коробка передач эффективно оптимизирует работу с прицепным и навесным оборудованием, обеспечивая тяговое усилие до 130 кгс (1,28 кН). Мокрое многодисковое сцепление с металлокерамическими дисками и шестерёнчатый редуктор обеспечивают плавность и бесшумность работы, высокую надёжность мотоблока, особенно на тяжёлых грунтах, устойчивость к ударным нагрузкам. Увеличенный дорожный просвет (170 мм) не только повышает проходимость, но и исключает повреждение растений при работе. На этом мотоблоке два вала отбора мощности: один с частотой вращения, не зависящей от скорости движения мотоблока, другой — с зависящей. Это позволяет использовать более широкий диапазон навесного и прицепного оборудования.
Целина МБ-802 Ф
Представитель линейки тяжёлых мотоблоков «Целина» с двигателями мощностью от 6 до 9 л. с. Все модели могут быть укомплектованы редуктором с разблокировкой выходного вала. Пневматические колёса большой ширины и диаметра с «тракторным» протектором обеспечивают высокие тяговые характеристики.
В штатное оснащение мотоблока входит 12-вольтовое электрооборудование: электростартёр, генератор, аккумулятор, фара (на последнюю указывает буква Ф в названии модели).
Кратон GM-6,5–1050
Мотоблок оснащён весьма мощным для своей весовой категории двигателем. Это в сочетании с шестерёнчатой трёхступенчатой (2 скорости вперед, 1 назад) коробкой передач обеспечивает высокий крутящий момент на колёсах.
Тяговое усилие ограничено лишь сцеплением колёс с грунтом, точнее, механическими свойствами грунта, ибо штатные колёса с глубоким протектором типа тракторная «ёлка» забуксуют, только если срежут грунт между рёбрами протектора.
В штатную комплектацию входят и пневматические колёса, и шесть фрез, позволяющих осуществлять культивацию почвы с шириной обработки от 60 до 105 см и глубиной от 15 до 35 см.
Мотоблок оборудован сцепным узлом для установки навесного оборудования и валом отбора мощности с установленным на нём одноручьёвым шкивом. Привод активного навесного оборудования осуществляется дополнительным клиновым ремнём.
МОТОКУЛЬТИВАТОРЫ С РАЗДЕЛЬНЫМИ ПРИВОДАМИ НА КОЛЁСА И ФРЕЗЫ
Honda FF300DE
Выглядит этот культиватор необычно — узкие ведущие колёса большого диаметра, двигатель расположен низко, между ними, фрезы находятся спереди… Но главные особенности всё же не в компоновке, а в трансмиссии. Дело в том, что фрезы (всего их четыре) вращаются в разные стороны: внешние — в одну, внутренние — в другую. Поэтому, в отличие от обычной схемы, они не стремятся сдвинуть культиватор с места, а только рыхлят почву. В результате машина движется ровно, почва обрабатывается качественнее, а оператору не приходится прикладывать особых физических усилий.
Переднее колесо устанавливается в пяти различных положениях, позволяя выбрать желаемую глубину обработки почвы — 2, 6, 12, 16 или 20 см.
Не требуется усилий и для поворота. Достаточно повернуть рычаг управления, и одно колесо заблокируется, а противоположное будет тянуть и развернёт культиватор вокруг неподвижного. Большие, но узкие колёса, с одной стороны, обеспечивают хорошую тягу и проходимость, в том числе через бугры и неровности, а с другой — позволяют двигаться между рядами посадок. Кстати, колею (расстояние между колёсами) можно установить либо 29 либо 45 см.
Husqvarna TR430Dual
Ведущие резиновые колёса большого диаметра (33 см) с глубоким рисунком протектора. Фрезы расположены на отдельном валу, причём они могут вращаться как в том же направлении, что и колёса, так и в противоположном: вращение вперед используется для культивации верхнего слоя почвы, а вращение назад — для глубокого вспахивания. Семь фиксированных положений уровня заглубления фрез. Рукоятки регулируются по вертикали для удобства эксплуатации.
Автор: Андрей МУШЕНКОВ
Статья опубликована в выпуске журнала «GardenTools» ЗИМА 2012-2013