Компания Leica Geosystems AG известна в нашей стране в первую очередь благодаря своим лазерным дальномерам Disto. О тенденциях развития рынка лазерных приборов и принципах работы компании мы беседуем с Алексеем Свиридовым, руководителем отдела строительных измерительных инструментов Leica Geosystems AG по России и странам СНГ.
— Пожалуйста, расскажите кратко о компании…
— С 2005 года Leica Geosystems – часть шведского концерна Hexagon. У концерна множество различных направлений бизнеса, хотя после «поглощения» Leica Geosystems AG многие из них стали не столь существенны (например, производство различных полимеров). Вообще надо сказать, что приборы под брендом Leica охватывают практически весь спектр измерений — от микронных расстояний до километровых. Внутри компания разделена на несколько направлений (дивизионов): Geomatic (высокотехнологичные приборы – сканеры, тахеометры, высокоточные нивелиры); Metrology – приборы, поставляемые на производство; Construction Solutions – инструменты, управляющие строительной и дорожной техникой. Наш дивизион называется Precision Tools Division — подразделение точного измерительного инструмента для строительства. Сюда относятся все дальномеры Disto, а также оптические и лазерные нивелиры.
— Что Вы можете сказать о тенденциях в структуре спроса на вашу продукцию в России и ближнем зарубежье? Есть ли отличия?
— Основные страны СНГ, с которыми мы работаем, кроме России, – Украина, Белоруссия, Казахстан. Тенденции в общем-то везде одинаковые, несмотря на то, что страны разные и в них действуют разные законы. За редким исключением наблюдаем одну и ту же картину – если прибор успешен на нашем рынке, то он будет успешен и на рынках других стран СНГ.
— А как тенденции по СНГ сопоставляются с мировыми?
— Россию нельзя назвать самым крупным рынком, но он очень перспективен и динамичен. Примерно такая же ситуация в Китае, Индии и Бразилии. Однако в том же Китае объем рынка внушительнее, тамошнее наше представительство больше московского офиса. И наши приборы там весьма успешны, несмотря на обилие «местной» продукции. Я так понимаю, что сами-то китайцы предпочитают работать хорошей техникой.
— Провокационный вопрос – география производства? Я правильно понимаю, что в основном оно не в Китае?
— Дальномеры – однозначно нет, но некоторые приборы делают в КНР, например, построитель плоскостей Lino L2. На предприятии в КНР постоянно работают наши представители, отвечающие за контроль качества. Причем они отслеживают весь процесс, с момента разработки, придирчиво проверяют опытные образцы, следят за качеством материалов, аккуратностью изготовления и т.д. Надо сказать, что выпуск нового прибора – процесс длительный, опытные экземпляры могут многократно возвращаться на доработку, прежде чем появятся первые серийные образцы. Да и те тоже придирчиво проверяют, прежде чем прибор окончательно будет запущен в производство и поступит в продажу.
Немного хотел бы добавить по поводу китайского производства. Мы все-таки живем в эпоху глобализации, и Китай нашел свою нишу: здесь все заточено на то, чтобы фирмы размещали производство в КНР. Тем не менее ни одна уважающая себя фирма не позволит, чтобы ее логотип красовался на откровенном барахле, поэтому обязательно отлаживает процедуру контроля. Понятно, что некоторые компании хотели бы разместить производство в Германии или Австрии, но это нерентабельно. Хороший пример – построители Tajima, изготовленные в Японии: качественные, с прекрасным внешним видом. Поставь такой прибор рядом с любыми из тех, что продаются в России, – глаз моментально выхватит его из общего ряда. Но здесь Tajina практически не найти, цена баснословная…
— Год назад появился построитель плоскостей LeicaLino2. Чем вызвано такое расширение ассортимента? Желанием выйти на новый рынок?
— Пожалуй, да. Ведь многие крупные производители ручного и электроинструмента уже имеют собственную линейку приборов и активно ее предлагают. В какой-то момент стало очевидно, что у нас в модельном ряду есть незакрытая ниша, востребованная рынком и тесно связанная с дальномерами. И вполне логично, что Leica Geosystems AG стала развивать это направление — у нас огромный опыт в производстве измерительного инструмента. Первые нивелиры и теодолиты были сделаны еще 70 лет назад, первый лазерный дальномер тоже был изобретен Leica Geosystems
— Кстати, о дальномерах…. Недавно была представлена новинка – LeicaDistoD2, осенью вы презентовали D3. Чего ждать дальше?
— Раньше у нас была принята другая классификация – например, Disto Classic 4, 5, 5a и т.д. В 2005 году появилась новая линейка, которой дали общее название – «серия А». И тогда мы объявили, что отныне все приборы будут именоваться именно сериями с буквенным обозначением.
Что примечательно – после «А» не появилось серий «B» и «С», а сразу же вышла модель с индексом D. То есть мы буквально перескочили через несколько серий. Сейчас как раз идет обновление всей линейки, первыми появились наиболее простые приборы.
Модель Disto D2– на данный момент, пожалуй, самый маленький дальномер в мире. И при этом очень функциональный. Судите сами: кроме основных функций, здесь есть и «пифагор», и подсветка экрана, и позиционная скоба. Установка на штатив не предусмотрена – прибор должен работать на расстояниях до 60 м, мы считаем, что на такой дистанции необходимости в штативе нет. Зато, идя навстречу пожеланиям пользователей, добавили бипер – звуковой сигнал, подтверждающий нажатие кнопки. Как ни странно, для многих это очень важно – бипер дает возможность понять, не глядя на экран, проведено измерение или нет.
— А какова структура спроса? Кто покупает лазерные дальномеры?
— Раньше это были в основном крупные фирмы и организации – строительные компании, БТИ, ГИБДД. Сейчас все чаще дальномеры покупают частные предприниматели – сборщики мебели, производители встроенных шкафов. То есть у нас появился большой сектор потребителей, дополнительно к тем, кто был раньше. Собственно говоря, Leica Disto D2 и разработан с учетом целевой аудитории, которой нужен не перегруженный множеством функций прибор для проведения измерений на небольших расстояниях.
Кстати, в этом году наметилась еще одна любопытная тенденция – появились люди, которые покупают прибор не для какой-то конкретной работы, а просто «на всякий случай». Или, например, берут с целью подарить кому-то. Раньше мы такого не замечали. И это особенность именно нашего рынка – западный человек не покупает инструмент «с запасом», для разовой работы он возьмет что-нибудь попроще. А наши сограждане, наоборот, берут с расчетом, что лучше потратиться, но купить серьезную технику. Вероятно, поэтому у нас самый популярный прибор – Disto A5, вовсе не самый дешевый.
— Как вы считаете, насколько важна для дальномера ударопрочность? Насколько они ремонтопригодны, часто ли вам попадались, например, разбитые приборы?
— Как ни странно, очень редко. Всего один раз видел прибор с разбитым дисплеем, еще раз или два попадались такие, у которых был разбит пузырьковый уровень. Вот, пожалуй, и все. Сами-то приборы защищены достаточно хорошо, но что касается ремонтопригодности, то у нас подход таков: единственная деталь, которую можно заменить вне заводских условий – это крышка батарейного отсека, только она поставляется в виде отдельной запчасти. Даже если у аппарата просто треснул корпус, мы не ремонтируем его… при простом перетряхивании «начинки» в новый корпус нельзя гарантировать заявленную точность, поэтому во всех остальных случаях, кроме замены крышки, прибор идет под замену. Причем даже если он не находится на гарантии или неисправность возникла по вине пользователя,– он заплатит как за ремонт, но на самом деле получит совершенно новый прибор. Мало того, старая модель, уже снятая с производства, например Disto Classic 5a, будет заменена на новую аналогичного класса, по цене ремонта.
— Дальномеры – пожалуй, своеобразная «визитная карточка» LeicaGeosystems, по крайней мере, в сознании наших соотечественников. А что еще интересного можете рассказать об измерительном инструменте Leica?
— Хотелось бы сказать несколько слов о наших оптических и лазерных нивелирах. В России они пока не очень заметны, хотя весьма популярны в Европе. Мы получаем много заказов от турецких, югославских и других иностранных строительных компаний, которые работают здесь и предпочитают именно нашу технику.
Сейчас мы обновляем линейку цифровых нивелиров. Напрмер, вот-вот появится модель с одной-единственной управляющей кнопкой. Он настолько автоматизирован, что от оператора требуется минимальная квалификация: поставил прибор, навел его на линейку со штрих-кодом, нажал кнопку – есть результат. Один ходит с рейкой, другой нажимает кнопку. Причем даже не надо думать, каким концом держать рейку – прибор распознает ее в любом положении. Словом, все развивается в том направлении, чтобы полностью исключить человеческий фактор при проведении ответственных работ. В России актуальна та же проблема, что и в Европе, – квалифицированный специалист стоит дорого, и в итоге сложный высокотехнологичный прибор, управляемый «неспециалистом», обходится дешевле при таком же результате.
Что главное в нивелире? Естественно, оптика. А ведь у Leica Geosystems давние традиции в оптическом производстве, еще со времен знаменитых фотоаппаратов. Да и сейчас фотоаппараты Panasonic Lumix комплектуют объективами под брендом Leica. Так что направление нивелиров мы будем активно развивать, уверен, что пройдет максимум год, и эти приборы станут гораздо более востребованными.
Еще могу сказать, что сам процесс проведения измерений становится все более и более важным. Помнится, некая очень известная на рынке электроинструмента компания как-то провела небольшое маркетинговое исследование и выяснила, что рабочий с перфоратором 70% рабочего времени тратит на поиск места для отверстия и только 30% — непосредственно на бурение. То есть доля измерителей в трудовом процессе может быть более важной, чем даже доля электроинструмента.
— Последний вопрос – каков смысл и назначение так называемой поверки приборов? Насколько она нужна рядовому пользователю?
— Сертификация и поверка – в чем смысл этих процедур?
Поверка нужна в тех случаях, когда дальномер приобретают для проведения ответственных измерений. Если прибор поверен, то его показания могут, например, служить доказательством в суде. В противном случае вполне уместно высказывание типа: «Не знаю, чем вы там меряли, но результаты слишком сомнительны, чтобы им можно было доверять».
Каждый прибор проходит процедуру сертификации, которая включает в себя целый комплекс испытаний. Алгоритм испытаний прописан в ГОСТах, мы чаще всего работаем с Ростестом: предоставляем им приборы, полную документацию, они проводят испытания и в случае успеха делают заключение, что данный тип приборов может быть внесен в Реестр средств измерений. А поверка – это уже подтверждение соответствия заявленным характеристикам для каждого конкретного экземпляра. Такое свидетельство выдается сроком на год, через год процедуру надо повторять.
Поверять прибор или нет – решать владельцу, это дело добровольное. Мы рекомендуем это всем потребителям, если надо, можем сделать ее сами. Аналогичная система есть и в Украине, и в Белоруссии, и в Казахстане. Везде свои сертифицирующие органы, свои специфические требования, но смысл всегда один – подтвердить соответствие прибора заявленным характеристикам и стандартам, принятым в строительной индустрии каждого государства.