Это ещё одна история из серии: «Как редакция в очередной раз была вынуждена обойтись без помощи тех, кто называет себя профессиональными строителями, и что из этого вышло». Впервые такое произошло два года назад, когда двое наших коллег, Любовь Балаболина и Алексей Меснянкин, собственноручно построили забор с помощью «бензопиха» (копёра для забивания столбов Tecamech PD75, предоставленного производителем — компанией «Мотобур», www.motobur.ru). Проект обошёлся им в сумму, втрое меньшую, чем запросила местная строительная компания — примерно 130 000 руб. за сотню метров простейшего забора из сетки-«рабицы», при том, что стоимость материалов не превышала 30 000 руб. То есть «по рублю за метр» только за работу. Взяв «бензопих», коллеги за четыре дня, не напрягаясь, поставили забор, забив столбы в землю почти на полтора метра. Даже если бы этот инструмент им пришлось покупать, экономическая целесообразность проекта всё равно очевидна — по тем временам он стоил чуть больше 20 000 руб. Согласитесь, пятьдесят — это ощутимо меньше, чем сто тридцать…
И вот этим летом произошла почти такая же история. С одним небольшим отличием — «профессионалы» просто отказались от предложенной им работы, мотивируя это тем, что она слишком тяжёлая, грязная, и в ходе её выполнения придётся «убить» минимум пять экземпляров инструмента. Мы, как обычно, пожали плечами, подумали и сделали всё сами — без шума, пыли и грязи, почти не отвлекаясь от основной работы.
Началось всё, как обычно, с простейшей житейской ситуации — ремонта в одной из комнат загородного дома. Ключевой для всей этой истории момент заключался в том, что дом бревенчатый и очень старый — срубу как минимум 150 лет. Когда в комнате сняли обшивку стен, выяснилось, что 150‑летние брёвна в прекрасном состоянии, только почернели и запылились.
И тут прозвучала фраза, которая задала направление действиям: «Брёвна-то прекрасные! Их бы отшлифовать да покрыть лаком, смотреться будут великолепно». А брёвна, действительно, были что надо — это ведь не современная «оцилиндровка», когда одно не отличить от другого. Да мы сейчас вино в магазине выбираем менее придирчиво, чем когда-то предки отбирали в лесу деревья для строительства сруба.
Так что идея нам сразу же понравилась. Ещё и потому, что не выглядела сложной в реализации. Казалось бы, инструментов для подобных работ сейчас множество, и у профессиональных строителей они наверняка есть. А проблему с образующейся пылью решает строительный пылесос.
И вот тут строители, с кем были договорённости относительно других видов отделочных работ (укладка ламината, обшивка части стен блок-хаусом), преподнесли нам сюрприз. На предложение обсудить стоимость шлифовки ответили однозначным отказом. До обсуждения суммы дело даже не дошло. Аргументация нам показалась крайне удивительной. Да, шлифовка бревён для них не является чем-то экзотическим, в принципе за такую работу они берутся. Но… только на открытом воздухе, не в помещении. Потому что работают УШМ с регулировкой оборотов, лепестковыми кругами. Оценив площадь стен под шлифовку примерно в 40 м², нам сказали, что на этом объёме работы они «убьют» минимум четыре, а то и пять «болгарок». Потому что работа на пониженных оборотах и в клубах образующейся в процессе шлифовки пыли очень быстро вызывает перегрев двигателя и выход его из строя. Строительного пылесоса у этой бригады нет. А даже если бы и был, то помощи от него никакой, потому что к УШМ его не подключить (!). Высказав нам всё это, строители резво уложили свой скарб и удалились со словами: «Отшлифуете — зовите».
Не успела развеяться пыль, поднятая удаляющейся машиной со строителями, как у нас появилась первая идея — бредовая, но с элементами здравого смысла. У нас же есть строительный пылесос и мультитул. Оба — Fein, значит, отлично подходят друг к другу и могут работать в паре. То есть нам есть чем шлифовать брёвна… Однако обработать «мультиком» четыре десятка квадратных метров — это надо быть очень упёртым и иметь пропасть свободного времени. Но если «упёртости» у нас более чем достаточно, то времени нет вообще. Поэтому мы быстро осознали бесперспективность идеи выполнить всю работу исключительно «Мультимастером». Попробовали его в работе — естественно, шлифует. Конечно же, не быстро, это было абсолютно предсказуемо. Но в ключевом предположении мы не ошиблись — на стыках брёвен он незаменим, туда больше ничем не подлезть. А вот для доступных участков явно нужно что-то более производительное.
Инструментов для шлифования древесины придумано много — «эксцентрики», ПШМ, «ленточки»… Из всего этого разнообразия наиболее быстрый вариант — «болгарка» с регулировкой оборотов и лепестковым кругом. Но в словах строителей было рациональное зерно — действительно, УШМ с регулировкой оборотов очень не любят работу на пониженной скорости вращения, это приводит к перегреву двигателя. Хотя нас, если честно, больше заботил другой вопрос — что делать с пылью? Две минуты работы — и весь дом будет напоминать склад с мукой, на котором произошёл взрыв. Следовательно, нужна УШМ, но с защитным кожухом, к которому можно подключить пылесос. И очень желательно, чтобы это тоже был продукт Fein — хотя бы для того, чтобы не возиться с адаптерами.
Такова предыстория проекта под «кодовым названием» внутри редакции «Have Fein? Have Fun!», что с английского можно перевести как «Есть инструмент Fein? Повеселись!». А теперь обо всё по порядку.
ШЛИФОВАЛЬНАЯ МАШИНА
Искомое обнаружили быстро — в компании «Файн Электроверкцойге», выполняющей функции представительства Fein в России, нам сходу назвали модель — Fein WPO14–25E. Этот шлифователь сделан на основе УШМ, но работает на гораздо более низких оборотах за счёт двухступенчатого понижающего редуктора. Вдобавок здесь предусмотрена ещё и электронная регулировка. То есть эта машина отлично приспособлена к работе именно на малых оборотах, этим её точно не убьёшь. И что ещё важно, у этой машины есть кожух с адаптером для подключения пылесоса.
Fein WPO14–25E
Шлифовально-полировальная машина
В качестве оснастки мы использовали не лепестковые круги, а обычные шлифовальные на «липучке». Для этого на шпиндель установили соответствующую «тарелку». Этот вид расходного материала не является чем-то эксклюзивным, и тарелки с липучкой диаметром 125 мм, и сами круги можно приобрести в любой торговой точке, где представлен инструмент. За три дня плотной работы, с перерывами на фото- и видеосъёмку, мы полностью обработали все стены. Нельзя сказать, что это было совсем уж легко — поверхность имеет сложную форму, иной раз приходилось работать в неудобной позе, когда быстро устаёшь.
СТРОИТЕЛЬНЫЙ ПЫЛЕСОС
Его помощь невозможно переоценить. Не будем преувеличивать, даже использование строительного пылесоса не обеспечивает стопроцентную чистоту в помещении. В небольшом количестве, но пыль всё равно летит, в основном при шлифовке верхней части стен и потолочных балок, когда инструмент расположен выше уровня головы. В некоторых случаях даже пришлось надевать респиратор (защитные очки и наушники — это для нас уже обязательный элемент экипировки). Но львиная доля отходов оказалась в мешке пылесоса, и вся уборка ограничилась тем, что пропылесосили полы в том помещении, где работали. За его пределы пыль не проникла. Мы полагаем, что подобный вариант устроит даже самого требовательного заказчика. Очевидно, что в помещении, где идёт ремонт, идеальной чистоты быть не может по определению. Но одно дело, когда грязь локализована, и совсем другое, когда она распространяется по всему дому. В очередной раз получил подтверждение тезис «правильный инструмент — гарантированный результат».
При выборе строительного пылесоса обязательно нужно учитывать такой момент. Если предполагается большой объём шлифовальных работ по дереву или бетону, то предпочтительнее модели с системой автоматической очистки воздушного фильтра (это когда пылесос сам иногда «обстукивает» фильтр, чтобы сбросить застрявшую на нём мелкодисперсную пыль). У нас была старая модель, Fein Dustex 25, без автоочистки, и нам приходилось регулярно чистить фильтр вручную. Можем сказать, что забивается он очень сильно, теряя эффективность. Сейчас у Fein появились новые модели Dustex 35 LX AC для уборки пыли класса L и Dustex 35 MX AC для пыли M‑класса уже с автоочисткой, и они намного удобнее при шлифовке.
Fein Dustex 25 | Dustex 25 L
Промышленный пылесос для сбора сухого мусора и жидкостей
МУЛЬТИТУЛ (многофункциональный осциллирующий инструмент, «реноватор»)
На этот инструмент мы изначально возлагали большие надежды, и не ошиблись. У нас ведь были не только продольные стыки брёвен, но и поперечные, а это очень сложная форма поверхности, и много таких участков, куда ничем, кроме как «носиком» треугольной шлифовальной подошвы, не подлезть. Оставлять в необработанном виде нельзя, эти участки хотя и небольшие, но прекрасно видны.
Fein MultiMaster FMM 350 Q/FMM 350 QSL
Мультитул
С помощью Fein MultiMaster мы смогли обработать даже самые труднодоступные уголки. Пусть процесс шёл не очень быстро (у мультитула производительность невелика, если сравнивать с другими видами инструментов), зато эта работа не слишком утомительна, для неё не нужно иметь большую физическую силу. Это позволило нам работать параллельно — пока один шлифует открытые участки с помощью шлифователя WPO14– 25E, другой обрабатывает углы «Мультимастером». Пылесос к нему не подключали — конечно, пыль от него летит, но в небольших объёмах и недалеко, практически вся оседает вокруг обрабатываемого участка. Проще было после работы аккуратно пропылесосить пол и стены в тех местах, где поработал мультитул.
А вот чего мы не ожидали, так это того, что «мультик» окажется, пожалуй, самым востребованным в этом проекте инструментом. Но ему пришлось плотно поработать уже после того, как мы решили все вопросы со стенами. Пригласили строителей вернуться и доделать тот фронт работ, который остался за ними: уложить ламинат, обшить часть стен блок-хаусом, а потолок — вагонкой, отделать дверной и оконный проёмы, смонтировать плинтуса. Из всего этого списка они «осилили» только часть — ламинат, блок-хаус и вагонку. Причём всё это настолько халтурно, что от дальнейших услуг «товарищей» пришлось отказаться. Основание уложили неровно, рекомендуемый по технологии укладки зазор между ламинатом и стенами не оставили. В итоге где-то он вспучился, а где-то начал проваливаться. А вагонку пилили уже явно изношенным диском, оставив огромные задиры. Вот к чему приводит экономия на «расходниках» для инструмента.
Проблему «рваной» вагонки мы планировали закрыть с помощью плинтусов. Полную переделку пола сочли нецелесообразной — обычно при демонтаже ламината до 30 % попадает в отходы из-за поломки замков. Поэтому мы ограничились тем, что подрезали его по периметру комнаты, чтобы обеспечить необходимый зазор в 10–15 мм. И здесь «мультик» оказался незаменим. К тому же мы поставили на него ограничитель глубины резания — такой аксессуар разработан к «файновским» машинкам, он даже входит в некоторые варианты комплектации. Очень удобно — подрезали ламинат, не затронув подложку. Опять же, это было небыстро, потому что при большой частоте ходов ламинат подгорает. Поэтому регулятор выставили на минимум, но зато сделали всё очень аккуратно.
«Мультимастер» пригодился и при отделке проёмов, а также монтаже плинтусов — вместо торцовочной пилы. Добыть торцовку не составляло никакого труда, у друга на соседней улице их сразу две. Но одно соображение нас остановило от этого шага — мы знали, что он пользуется штатными пильными дисками. Для крупных заготовок они подходят, а вот что будет с тонкими деревянными уголками, и не будут ли зубья этих дисков вырывать куски на выходе? Такую картину мы уже наблюдали с вагонкой, повторять печальный опыт не было ни малейшего желания. Поэтому решили резать детали мультитулом, сделав простейший шаблон. И знаете, очень хорошо всё получилось. Конечно, на это ушло больше времени, чем если бы работали торцовочной пилой. Но зато в качестве мы были уверены, и не ошиблись. А для нас именно качество реза было приоритетным.
ШЛИФОВАЛЬНАЯ МАШИНА ДЛЯ ТРУБ
А вот этот инструмент возник в проекте абсолютно неожиданно. Так уж получилось, что в углу комнаты, которую ремонтировали, расположен канализационный стояк, идущий из санузла на втором этаже. Когда дом строится не сразу и по проекту, а переделывается из того, что есть, возможны и не такие чудеса. Пластиковая канализационная труба в углу до начала ремонта никого не беспокоила, в прежний «дизайн» она более или менее вписывалась. Но когда занялись ремонтом, то возник вопрос — а с ней-то что делать? Мало того, что выглядит на фоне обработанных стен, мягко говоря, не очень уместно, так ещё и шум издаёт при сливе.
Проблема оказалась не самой простой, но решение нашли. Саму канализационную трубу (а заодно и трубы, подводящие на второй этаж холодную и горячую воду) обмотали шумоизоляцией, а поверх пустили ещё одну трубу, но большего диаметра. На эту роль прекрасно подошёл дымоход из нержавеющей стали диаметром 160 мм. Сантехникам пришлось повозиться, чтобы соорудить эту конструкцию, но в итоге получилось очень интересное решение. Вместо характерной канализационной трубы теперь в углу расположена колонна из нержавейки. Сверху и снизу — конусы, закрывающие края отверстий в полу и потолке (своеобразный плинтус). Всё это собрано из готовых элементов, которые можно приобрести на любом строительном рынке или в специализированном магазине. С нынешним дизайном это решение гармонирует прекрасно, и протекающая в трубе вода теперь практически не беспокоит, шума стало гораздо меньше.
Спросите, зачем понадобился шлифователь? Дело в том, что эти «готовые элементы» выглядели не слишком презентабельно. Видимо, не очень аккуратно хранились на складе, появились мелкие царапины. Плюс продавцы налепили этикетки прямо на металлическую поверхность с помощью клея. Если это дымоход, и расположен он в незаметном месте, то никаких проблем не возникает. Но здесь-то речь идёт о жилом помещении, поэтому нужно, чтобы труба выглядела красиво. Наконец, последний аргумент — если сама труба была матовой, то конусы, наоборот, глянцевыми.
Чтобы исправить возникший «диссонанс», нам предложили попробовать именно эту машину. В качестве оснастки она использует шлифовальные ленты. Один из «рогов» подпружинен, поэтому во время работы лента огибает поверхность трубы. Если её диаметр не превышает 80 мм, то полностью отшлифовать всю поверхность можно всего за два захода — такие данные приводит производитель. У нас, как уже было сказано, внешний диаметр обрабатываемой трубы был намного больше — 160 мм, поэтому пришлось делать несколько подходов. Но зато инструмент прекрасно справился с поставленной задачей. Мы решили, что труба должна быть матовой, поэтому взяли ленту с зернистостью 80 и ею обработали и саму трубу, и конусы. Получилось очень красиво. Самое главное, что все «царапины» расположены параллельно друг другу, и конструкция выглядит так, будто её обрабатывали на производстве. Если бы мы взяли какой-нибудь другой инструмент, то «рисунок» был бы совершенно другим, хаотичным. Из широко распространённых видов инструмента вспоминается разве что ленточная шлифмашинка — она смогла бы обеспечить что-либо подобное. Но обрабатывать «ленточкой» трубу — задача, очевидно, очень непростая. Пришлось бы каким-то образом фиксировать заготовку, решать проблему с надёжным удержанием инструмента. Да, получилось бы, но это как минимум заняло бы гораздо больше времени. Специализированный инструмент оказался намного удобнее.
Fein RS 12–70 E
Шлифовально-полировальная машина для труб
ОБРАБОТКА ПОСЛЕ ШЛИФОВКИ
Подбор «химии» для покрытия отшлифованных брёвен требует особого рассказа. Как известно, древесину для защиты обрабатывали «испокон веку», в том числе и наши брёвна. Но вот чем именно? Скорее всего, это была олифа или что-то вроде. Как показали наши первые тестовые эксперименты, мало что из современной химии хорошо ложится на такую основу. Задача усложнялась ещё и тем, что хотелось сделать комнату максимально светлой, причём сохранив неповторимую природную текстуру дерева.
Если в подборе инструмента мы можем считать себя компетентными, то в вопросах химии, даже не скрываем, как-то поплыли. Но помощь нашли быстро — на «Фестивале столярного дела», куда приехали в рамках сотрудничества редакции с организаторами. Для обсуждения подобной проблемы место оказалось наиболее подходящим, ведь на мероприятие собираются любители и профессионалы столярного дела со всей России. После общения с представителем компании «Лак Премьер» (эксклюзивный дистрибьютор в России итальянской продукции Borma, сайт www.borma.ru) нас пригласили с образцом бревна в офис, чтобы провести пробный тест. Трудно передать выражение лица охранника в офисном центре, когда он увидел, как девушка вытаскивает из седана массивное бревно, лихо закидывает его на плечо и отправляется оформлять пропуск на проходной! Однако технического специалиста компании такой подход к делу только обрадовал. В фирме очень серьёзно подходят к работе с клиентами и готовы заниматься тестами в собственной лаборатории, подбирая химию не только под стандартные типовые проекты, но и под неординарные задачи.
Следуя рекомендациям специалиста «Лак Премьер», сначала воспользовались отбеливателем для древесины Borma. Он сравнительно дорогой, так как сделан на основе каустической соды, а не хлора, зато бережно воздействует на древесину и не разрушает её структуру. Чтобы добиться максимально светлого оттенка, мы наносили состав дважды. Важный момент: при его нанесении соблюдали предельную осторожность, использовали защитные перчатки, одежду, защитную тканевую маску для лица и очки. Более того, ставили поблизости ведро с водой, как было написано в рекомендациях на флаконе, — чтобы в случае форс-мажора сразу же промыть кожу. Эта предосторожность оказалась излишней, но при работе с такими опасными материалами лучше соблюдать все меры безопасности. Работали при открытых окне и двери, проветривая помещение, так как пары отбеливателя опасны для органов дыхания.
Затем нанесли грунт-изолятор Borma Holzwachs Lasur ALF, он предотвращает контакт органических компонентов отбеливателя с маслами и лаками.
Брёвна, блок-хаус на стенах и имитацию бруса на потолке покрыли белым маслом Borma, а балки перекрытий сделали контрастными — в тёмно-красном цвете. Для лестницы и плинтусов использовали масло для паркета с блеском 30 %, которое обладает повышенной износостойкостью по сравнению с обычным маслом для внутренних работ.
Кстати, с лестницей пришлось повозиться, так как она была покрыта обычным полиуретановым лаком, который давал золотистый цвет, — в новом дизайне он смотрелся неуместно. Как же добиться именно белого оттенка? Вердикт производителей лаков и масел был «суровым»: полностью отшлифовать и только потом покрывать заново. Сразу скажем, оказалось непросто по времени, но всё-таки реально. Заодно протестировали шлифмашинки и «расходники» к ним.
Масло наносили тряпочкой по технологии «врастир» максимально тонким слоем, чтобы не было потёков, в несколько слоёв с сушкой между нанесением согласно инструкции на банке. По впечатлениям — на блок-хаусе и имитации бруса из сосны смотрится нормально, но вполне обычно. А вот на брёвнах — потрясающе: через тонкий прозрачный слой с белым оттенком красиво играет натуральная структура древесины. Если приводить сравнение, то смотрится, как кожица наливного яблока.
На сайте Borma мы читали, что компания особенно рекомендует свою продукцию для экзотических сортов древесины. И потому, как смотрится это масло на бюджетной сосне и на «породистом» бревне, мы поняли разницу. Хотя, если не придираться, то и на блок-хаусе результат хороший, по крайней мере интереснее, чем с обычным водным лаком.
Пришлось повозиться, но результат превзошёл ожидания. Благодарим представителей компании «Лак Премьер» за оказанное содействие в подборе «химии» для нашего проекта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На момент написания этой статьи ремонт был практически завершён — оставалось повесить радиаторы отопления, смонтировать светильники и расставить мебель. Результат нам очень понравился — помещение по дизайну стало чем-то напоминать каюту старинного корабля. Особый шарм придали пеньковые канаты, которые мы пустили по стыку стен и потолка — вместо потолочного плинтуса. Общее сочетание хорошо обработанного натурального дерева, пакли, которой проконопачены брёвна, канатов и нержавейки создаёт очень уютную обстановку.
А вот логику «наших» рабочих мы так и не поняли. На наш взгляд, профессионализм в своём деле подразумевает и соответствующее техническое оснащение, достаточное, чтобы решить поставленную клиентом задачу. Если у тебя нет строительного пылесоса, значит, ты в ходе ремонта загадишь весь дом. Соответственно отделочные работы в помещениях, где нужно поддерживать чистоту, тебе уже «не по зубам». И совсем не обязательно покупать Fein, есть много более бюджетных вариантов. Изношенная оснастка, уродующая купленные заказчиком материалы, — это даже комментировать не имеет смысла. Получается, что ты не можешь решить проблему заказчика. А вот человек с минимальным уровнем подготовки, но имеющий в распоряжении нужный инструмент, может.
Вся эта статья — очередное подтверждение тезиса о том, что правильный инструмент обеспечивает гарантированный результат. Уже второй раз мы попадаем в ситуацию, когда вместо найма профессионалов приходится выполнять работу своими руками. И второй раз мы выходим из этой истории с твёрдым убеждением, что поступили правильно. Да, потратили время, но получили именно то, что хотели, с нужным уровнем качества. И дешевле, чем это могло бы обойтись, если бы работу делали приглашённые специалисты.
Скептик может возразить, что с учётом высокой стоимости использованного оборудования «дешевле» вряд ли получится. Fein — это инструмент промышленного класса, и в нашем примере его возможности явно избыточны. Однако рынок ведь не ограничивается одним только «Файном», есть множество гораздо более доступных по цене инструментов, с помощью которых можно решить те же задачи. Исключение составляет разве что шлифователь для труб, но при необходимости и эта проблема решается, правда, за большее время. В крайнем случае обработать трубу можно было бы и вручную, это не такой уж большой объём работы. Мы лишь хотели сказать, что не надо недооценивать собственные способности. При наличии подходящего инструмента необходимые навыки появляются очень быстро. Верьте в себя, и всё получится!
Редакция выражает признательность
компании «Файн Электроверкцойге» (www.fein.ru)
и лично Артёму Сальникову
за предоставленный для проекта электроинструмент
Авторы: Любовь Балаболина, Алексей Меснянкин
Мастер-класс опубликован в объединённом выпуске «Лето 2016»
журналов «Инструменты» + «Всё для стройки и ремонта» + «GardenTools»
серии «Потребитель»
Архив всех выпусков в pdf-формате смотрите здесь