Компания Honda (Хонда) считается одним из мировых лидеров в производстве двигателей для всех видов малой моторной техники — от компактных «мотокосных» моделей до мощных моторов, применяющихся на всевозможной самоходной технике и стационарном оборудовании. В ассортименте Honda (Хонда) есть несколько линеек, рассчитанных как на частных пользователей, так и на профессиональное и коммерческое использование. Характерно, что обновление линеек происходит нечасто. Выводящиеся на рынок двигатели могут выпускаться без каких-то серьёзных изменений годами и десятилетиями. Впрочем, к мелким «поправкам» отдельных узлов и деталей это не относится — постоянно появляются улучшенные модификации, да и сами двигатели нередко выпускаются в различных вариантах исполнения — под конкретные условия работы.
Однако для сохранения лидирующих позиций недостаточно заниматься лишь модернизацией имеющихся линеек. Требования к современным двигателям очень строги, при этом необходимо не только учитывать пожелания пользователей, но и соответствовать постоянно ужесточающимся экологическим нормам. И время от времени обновлять и расширять линейки. Осенью 2018 года такие обновления коснулись «газонокосилочных» моделей Honda GCV и «мотокосных» двигателей Honda GX. Обе эти новинки вошли в наш обзор, публикуем характеристики и отзывы.
Honda GCVx145 | GCVx170 | GCVx200
Бензиновые двигатели для садовой и силовой техники
Honda GCV — широко известная линейка двигателей с вертикальным валом и верхним расположением распредвала, предназначенных для «домашней» эксплуатации. Чаще всего двигатели подобной мощности с вертикальным расположением коленвала применяют на газонокосилках, реже — на других видах моторной техники, например мойках высокого давления и некоторых разновидностях культиваторов. Серия Honda GCV включает в себя две модели — GCV160 и GCV190. За время выпуска общий объём их производства превысил 36 миллионов единиц.
В ближайшее время эта линейка будет полностью обновлена — в неё войдут три новые модели Honda GCVx («х» в названии позаимствована из английского слова «next» и обозначает «новое поколение»). Назначение осталось тем же — применение на технике для частников.
Новые двигатели, разумеется, соответствуют всем современным экологическим нормам (стандарт Евро 5), характеризуются высоким значением удельной мощности («на единицу веса»), низкими значениями уровня шума и вибрации, простотой проведения сервисных работ и технического обслуживания. Изменился тип — данные модели имеют верхнее расположение клапанов (OHV). Дизайн двигателей полностью обновлён. Наиболее серьёзное внешнее отличие новых моделей — «обтекаемый» верхний кожух, закрывающий топливный бак и механизм ручного стартёра. Двигатели снабжены системой автоматического управления воздушной заслонкой — все манипуляции перед запуском и после окончания работы сводятся только к открытию и закрытию топливного крана. И разумеется, ко всем этим особенностям прибавляется традиционное для Honda высокое качество материалов, комплектующих и исполнения техники. Все три разновидности двигателей максимально унифицированы — большинство деталей у них взаимозаменяемы.
Новинки предназначены для установки на газонокосилки Honda, а также на разнообразные виды продукции сторонних производителей. Выпускают их в Японии на заводе Honda Motor Co., Ltd. Kumamoto Factory. Появление двигателей на рынке запланировано на сентябрь 2018 года.
Honda GX50
Бензиновый четырёхтактный двигатель для мотокос
Почти все производители двигателей для мотокос предлагают технически простые двухтактные двигатели, лишь немногие, в том числе Honda, применяют четырёхтактные. Причин этому несколько, но основная из них — возможность работы «двухтактника» в любом пространственном положении. Обычному «четырёхтактнику» требуется масло, заранее залитое в картер двигателя, работа под сильным наклоном не допускается. Технически решить эту проблему можно, но это приводит к ещё большему усложнению и удорожанию мотора.
В линейке «мотокосных» двигателей Honda до недавних пор имелись две четырёхтактные модели — GX25 и GX35 с мощностью 1,0 и 1,3 л. с. Цифра в названии указывает на рабочий объём. Стоит отметить компоновку двигателей — OHС, то есть верхнее расположение клапанов и распределительного вала, который приводится с помощью ременной передачи. На малую моторную технику куда чаще ставят двигатели OHV (вал внизу) или ещё более простые типы двигателей. Причина та же — OHС технически более совершенны, но и более сложны. Для продукции «масс-сектора» такие двигатели избыточны, их применяют только в премиальном классе и на оборудовании для коммерческой эксплуатации.
Новая модель в линейке — Honda GX50 — по своим особенностям аналогична менее мощным моторам, как и они, может работать в любом пространственном положении. Двигатели полностью укомплектованы — поставляются в сборе с топливным баком, глушителем, механизмом центробежного сцепления и прочими необходимыми для работы узлами и деталями, сверху закрыты защитным кожухом. По соотношению мощности и веса двигатели этой линейки сопоставимы с двухтактными, но при этом имеют все преимущества четырёхтактных. Пользователю не нужно каждый раз готовить смесь топлива с маслом, расход топлива, шум и вибрация меньше, чем у двухтактных, звук «приятнее» (в шуме меньше высокочастотных составляющих), ресурс выше, эмиссия вредных веществ ниже. По «экологическим» характеристикам новый двигатель полностью соответствует нормам Евро 5.
Основное применение новинки — использование на мощных моделях мотокос. Но, собственно говоря, их можно ставить и на любую другую технику, например, водяные насосы, кусторезы, культиваторы, газонокосилки, транспортные средства и иное оборудование.
Артём Бахтин, компания «Двигатели общего назначения». Honda укрепляет позиции
Автор: Максим Грибоедов
Статья опубликована в объединённом номере журналов
«Инструменты», «GardenTools» и «Всё для стройки и ремонта»
серии «Потребитель» №01’2018 (ЛЕТО 2018)