В сентябре 2019 года в России начнутся продажи новых УШМ Bosch с механизмом фиксации оснастки X-Lock. Причём это не просто очередная новинка, речь идёт фактически о внедрении нового стандарта.
Наш источник, знакомый с ситуацией, сообщил, что из производителей электроинструмента лицензию на производство уже приобрели Makita и Fein. В числе производителей кругов лидером можно назвать Pferd – именно эта компания совместно с Bosch разрабатывала конструкцию нового механизма фиксации. Уже известно о том, что к проекту также присоединились Dronco и Klingspor, а также один из ведущих производителей кордщёток — Osborn. И это далеко не полный список, в самой компании Bosch заявляют о более чем двух десятках партнёров-участников проекта.
Учитывая потенциально огромное значение предложения Bosch для отрасли, мы решили не ждать ни начала продаж новинки в России, ни начала продвижения, когда инструмент выдают на тестирование профильной прессе и блогерам. Мы заказали в Германии новую УШМ Bosch GWS 14-125 X-Lock мощностью 1400 Вт и комплект оснастки – шлифовальные и фибровые круги, отрезные круги и кордщётку. 11 июля мы получили заказанное оборудование и готовы приступить к испытаниям. Но сначала мы разобрали узел фиксации с целью изучить его конструкцию и выявить возможные слабые места.
Преимущества новой системы — так сказать, теоретически — уже известны, мы писали о них в этой статье.
Практически все профессионалы рынка, с кем мы обсуждали идею X-Lock, задавали одни и те же вопросы. Насколько долговечен новый механизм? Не будет ли он подклинивать в результате попадания внутрь пыли и абразивных частиц? Насколько надёжно он фиксирует круг, нет ли риска, что оснастка слетит с крепления? Как долго он прослужит при шлифовке? По отрезным работам и так понятно, что всё это будет работать, а вот с шлифовкой не настолько очевидно. Там добавляется значительная нагрузка, буквально выламывающая круг из крепления. Фланцевая гайка привычна всем и выглядит достаточно надёжным решением, а внешний вид подпружиненных фиксирующих язычков X-Lock во многих (и в нас в том числе) посеял сомнения – выдержат ли? И последнее – что произойдёт при заклинивании отрезного диска? Как поведёт себя при этом новый механизм?
Вот разве что проверку на заклинивание мы пока не обещаем, нам тоже хочется жить. А вот всё остальное попробуем проверить. Мы специально заказали большое количество именно шлифовальных кругов. Металлообрабатывающая промышленность потребляет шлифовальных кругов в разы больше, чем отрезных (на отдельных предприятиях доля «шлифовки» доходит до 80%). Так что интерес именно к этим кругам логичен.
Естественно, всегда возникал и вопрос стоимости, но на нём мы пока не будем останавливаться подробно. Потому что ценовая политика в Германии и в России будет отличаться. В Германии отрезной круг X-Lock Bosch Standard for Inox размером 125х1,0 мм стоит 4,70 Евро. То есть 334 рубля за штуку! В России компания «Роберт Бош» обещает цену на уровне 1 Евро или даже ниже, то есть порядка 70 руб./шт. Понятно, что это не самая низкая цена на абразивные круги такого размера, но при этой цене круги нового типа вполне конкурентоспособны на фоне остальных, потому что есть предложения и по более высокой цене, причём без X-Lock.
Сама УШМ стоит в Германии 131 евро (примерно 9300 руб.). Цена указана на июль 2019 года, магазин mytoolstore.de.
С разбором инструмента и изучением его конструкции нам помог Артём Сальников, руководитель сервисной службы компании «Файн Электроверкцойге» (промышленный инструмент Fein). Можно сказать, изучал собственное будущее – если действительно Fein купил лицензию, то Артёму рано или поздно придётся ремонтировать УШМ с таким зажимом.
Тот метод измерения, что использовали мы, даёт не самую высокую точность, но нам это и не нужно. После теста измерим ещё раз. Небольшим изменением смело можно будет пренебречь, нам нужно проверить, не будет ли усиления биений в разы.
Ирония судьбы – разбираем углошлифовальную машину Bosch GWS 14-125 X-Lock с помощью аккумуляторной отвёртки Bosch Go.
Металлическая крышка редуктора
Как выразился Артём Сальников: «Впервые за многие годы мне попалась УШМ Bosch с металлической крышкой редуктора». Вынужденный плюс от внедрения X-Lock? Как минимум подавляющее большинство машинок обычных серий идут с пластиковыми крышками.
В оценке количества смазки мы разошлись. Я считаю, что достаточно – растечётся при нагреве. Артём уверен, что маловато, и неплохо было бы закладывать побольше смазки.
Однако смазка – это мелочь. От втулки Bosch так и не отказался, хотя в этом месте лучше было бы установить подшипник – надёжнее было бы. В центре – толкатель зажима X-Lock, с помощью которого снимают фиксацию.
Внешний вид толкателя вызывает вопросы – а не слишком ли тонкие стенки? Не развальцует ли их в ходе эксплуатации? Впрочем, усилие на рычаге, необходимое для того, чтобы разжать кулачки, невелико. Так что вполне вероятно, что претензии к надёжности толкателя беспочвенны.
Кстати, есть основания полагать, что при такой конструкции попытка снять круг, не дождавшись его полной остановки, не приведёт к поломке инструмента. Недобросовестные работники нередко пытаются затормозить круг на выбеге с помощью стопорной клавиши и ломают её, это самая распространённая неисправность. В данном случае, возможно, проблем не будет. Если не забудем, проверим – а вдруг мы нашли ещё одно недокументированное преимущество нового решения? Практического смысла в такой идее, конечно, ноль… впрочем, мы ещё не проверили – а вдруг здесь тормоз шпинделя есть?
Главная интрига здесь, в этом механизме. Он разборный, на 4 винтах, но разобрать его не так просто. Скорее всего, для авторизованных сервисных центров будет предложена какая-то специальная оснастка, блокирующая вал. Мы за неимением таковой обошлись подручными средствами.
Открутили винты… Артём, придерживая крышку рукой, произнёс: «Лёха, мы на пороге неизвестности». После этого крышку сняли.
Вопреки ожиданиям, ни одна деталь не попыталась улететь, хотя пружина внутри однозначно есть, и явно мощная – это было очевидно и без разбора. Однако пружина надёжно зафиксирована и ведёт себя смирно. Но обратите внимание на чёрную «рамку»… никак пластик?
«Сердце» механизма X-Lock
Точно – пластик! Вот это сложное устройство, похоже, можно считать сердцем X-Lock (см. фото ниже). Воедино собраны фиксирующие кулачки, приводящая их в действие пружина, и другие узлы, обеспечивающие работу механизма фиксации. Конструктивно очень высокотехнологичный механизм… если честно, этот стандарт логично было бы назвать не X-Lock, а iLock, это более удачная аналогия. «Айфон среди болгарок» какой-то получился. Классическое решение в виде резьбы и фланцевой гайки выглядит, конечно, гораздо проще и потому надёжнее.
Но здесь всё-таки не настолько всё однозначно. Может показаться, что пластик – это недостаточно надёжное решение, особенно при заклинивании круга. Но оснований беспокоиться здесь, наверное, всё же нет. Круг выступами центрирующей втулки ложится на зубья крышки фиксирующего механизма. При заклинивании ударная нагрузка будет передана именно на эту крышку. Дальше она пойдёт на винты, которыми крышка крепится к полому валу, передающему вращение от ведомой шестерни к кругу. А внутри этого металлического «стакана» висит пластико-пружинная хайтековая деталюшка, опираясь на его края двумя выступами в верхней части. С отрезным или шлифовальным кругом она связана только фиксирующими кулачками, которыми прижимает его к верхней крышке. Посмотрите на форму втулки X-Lock – она настолько шипасто-рогатая, что провернуть внутри неё шпиндель можно лишь одним способом – обломав «Икс-Локу» все рога. А металл там толстый, в разы толще, чем на втулках обычных кругов (позже измерим его толщину, когда появится хоть один изношенный круг). Так что мы сильно сомневаемся, что при заклинивании фиксирующий механизм пострадает. Несмотря на наличие пластика – этот пластик просто не должен воспринимать ударные нагрузки.
Хорошая новость в том, что весь этот узел разборный, а значит, вполне ремонтопригодный. Вопрос только в том, будут ли отдельные элементы доступны в качестве запчастей, но его надо адресовать компании Bosch, а не нам.
Крепление
Четыре отверстия на кольцевой детали – это как раз под те самые винты, которыми фланцевая крышка крепится к полому передающему валу. Механизм фиксации круга располагается внутри этого вала, нагрузка на него не передаётся. Поэтому долговечность этой конструкции зависит в большей степени от надёжности пылезащиты.
Пылезащита
Это ответ на один из самых распространённых вопросов – что будет с механизмом, если (точнее, когда) внутрь попадут пыль или абразивные частицы? Как видите (см. фото ниже), им даже попасть туда не очень-то просто, по периметру установлено резиновое уплотнение. Резина на ощупь мягкая, в паз укладывается плотно. Резонно предположить, что защиту от пыли она обеспечивает на достаточно высоком уровне. Наверное, единственное место, где пыль в принципе может проникнуть внутрь – это в районе оси кулачков. Там есть микрозазор, лишённый уплотнения. Если систематически бросать инструмент шпинделем в грязь, то не исключено, что рано или поздно получишь соответствующий результат. А вот если этого не делать и обращаться с техникой аккуратно, то пожалуй, риски не так уж велик. Пока держится уплотнение, пыль если и проникнет внутрь, то в небольших количествах. Ну и будет она там болтаться внутри «стакана», места в нём много. В редуктор если и проникнет, то не вся и не сразу – там вокруг толкателя тоже уплотнение. При первом знакомстве нас смутили большие зазоры в механизме фиксации, сейчас же видим, что внутрь механизма они не ведут, защита есть.
Подведём итоги, прежде чем перейти к испытаниям. Мы пока что не знаем, как себя проявит новая УШМ в работе, но близкое знакомство с конструкцией X-Lock в этот раз произвело более благоприятное впечатление, чем раньше. Вот ключевые моменты, которые хотелось бы выделить:
Авторы: Любовь Балаболина, Артём Сальников, Алексей Меснянкин.
Официальные сайты Bosch: www.bosch.ru, www.bosch.com, www.bosch-press.com
14 июля 2019 года