В начале июня 2011 года компания Briggs&Stratton провела в Санкт-Петербурге конференцию под названием «Встреча лидеров рынка малой садовой техники». Основной целью была презентация новой линейки двигателей серии E-Series с улучшенными экологическими параметрами.
В числе докладчиков были представители компании Briggs&Stratton — Лутц Волкнадт, Управляющий Директор по продажам двигателей и сервису в Европе; Джо Райт, Вице-Президент Корпорации, Президент Департамента по продаже двигателей (США); Роджер Янн, Директор EMEA (Европа и Средне-Восточная Африка); Томас Холзутер, Операционный менеджер по продаже двигателей в Европе; Винсент Боуден, Директор по маркетингу в Европе; Виктор Адамс, Директор по продажам конечного оборудования (Европа), а также приглашенный специалист — Крис Гилберт, Директор Российско-Британской Торговой палаты (РБТП) в России.
Приглашенные гости – представители отечественных и европейских производителей мототехники (в частности, представители заводов, выпускающих мотоблоки и культиваторы с двигателями Briggs&Stratton — КАДВИ, «Красный Октябрь-Нева», Туламашзавод), крупные импортеры и дистрибьюторы двигателей и запчастей. Мероприятие проходило в отеле Sokos Olympia 2-4 июня 2011 года.
Публикуем выдержки из докладов некоторых участников и фоторепортаж с мероприятия. От редакции журналов «Потребитель» на конференции присутствовали главный редактор Андрей Зборовский, директор по маркетингу Любовь Балаболина и редакторы Ольга Махотина и Алексей Меснянкин.
В 1919 году компания приобрела мотоколесо А.О. Смита, используемое для привода мопедов и мотоколяски. Это дало толчок к разработке первого двигателя модели «Р», который использовался, в частности, на стиральных машинах, газонных тракторах, культиваторах и генераторах. Этот же мотор заложил основу для промышленного производства 4-тактных двигателей.
Далее все пошло по нарастающей. В 1924 году фирма была зарегистрирована в качестве корпорации. Уже в 1925-1930 годах были внедрены в производство 12 новых моделей двигателей. В 1928 году была приобретена компания Evinrude Motor Company, с целью освоить производство лодочных моторов.
В годы войны Briggs&Stratton выпускала различные изделия для военных нужд. В частности, в 1942 году было отгружено более 5 млн. предохранителей. Это не считая генераторов, которые выпускались в огромных количествах и поставлялись странам-участникам антигитлеровской коалиции, в том числе в СССР в рамках поставок по ленд-лизу.
В 1950 году открылся первый дистрибьюторский склад. А в 1953 году корпорация буквально вызвала революцию в садово-огородном машиностроении, выпустив первый в мире легкий двигатель с алюминиевым блоком цилиндра. В 50-х компания вышла на годовой объем производства в 2 млн. двигателей, уже к 1957-му году доля алюминиевых двигателей в общей массе достигала 80%. К 1960 году в мире насчитывалось уже 12 тысяч сервисных центров в различных странах.
Следующий большой этап в жизни Briggs&Stratton – это 60-80-е годы прошлого века, отмеченные бурным ростом и расширением бизнеса. Было запущено производство сразу нескольких модельных рядов двигателей, включая революционный по тем временам V-образный 2-цилиндровый (V-Twin).
В середине 60-х компания освоила новый для себя сегмент рынка – снегоотбрасыватели. Было приобретено два литейных производства, расширен почти на 60 тыс. кв.м. завод в Берли (США). Тогда же было начато производство культового двигателя Quantum, который и по сей день, после множества модернизаций, является хитом продаж.
В 1990-2000 годах компания всерьез пришла в Россию, открыв офис в Москве. В те же годы был расширен ассортимент, запущены в производство двигатели серий I/C и Vanguard. Началось производство изделий для мотоспорта. Далее можно отмечать уже по годам:
— 2002 – отмечено присутствие в Китае
— 2004 – открыт новый завод в Qinqpu. Приобретена Simplicity Manufacturing
— 2005 – приобретена торговая марка Murray
— 2007 – открытие завода в Остраве (Чехия)
— 2007 – запуск в производство двигателей серии DOV с прямым приводом клапанов
— 2008 — компания отметила внушительную дату – 100-летний юбилей. В этом же году была приобретена марка Victa
— 2009 – начато производство нового модельного ряда двигателей – 800 Series
— 2010 – запуск еще одной линейки, 500 Series
— 2011 – запуск следующей линейки, E-Series. Именно ей и была посвящена конференция в Санкт-Петербурге.
Двигатели с горизонтальным коленвалом были представлены в отдельном докладе. Речь шла в основном о конструктивных особенностях и преимуществах. На свои двигатели Briggs&Stratton предоставляет 3-летнюю ограниченную гарантию. Термин «ограниченная» означает некоторые условия, при которых эта гарантия действует – в частности, она не распространяется на расходные материалы, а также зависит от условий применения техники (в частном хозяйстве, или при профессиональной эксплуатации). Впрочем, эти условия можно назвать типовыми – примерно такие же правила применяются в отношении подавляющего большинства приобретаемой техники, не важно, бытовой или садовой.
Вернемся к представленным в ходе доклада двигателям с горизонтальным коленвалом. Общие принципы, которыми руководствуется компания Briggs&Stratton при их разработке, можно было бы выразить примерно так:
— они должны быть надежными;
— они должны быть приспособлены к работе в тяжелых условиях;
— они не должны простаивать;
— они должны быть удобными в эксплуатации;
Все конструктивные особенности моторов направлены на соответствие этим требованиям. Так, верхнеклапанный механизм газораспределения (OHV) улучшает эффективность сгорания топлива, что приводит к повышению его эффективности и снижению расхода топлива при той же мощности. Узлы и детали, испытывающие наибольшие нагрузки, изготовлены из кованого или литого металла – где-то используется чугун, где-то – сталь, где-то – сплавы алюминия. Это делается с целью повышения надежности двигателей в целом. Можно упомянуть циклонный воздушный фильтр – чем эффективнее он работает, тем ниже износ деталей поршневой группы и выше ресурс двигателя. А для удобства пользователя – электронное зажигание Magnetron, которое обеспечивает уверенный запуск при любых условиях.
Более подробно были представлены несколько линеек двигателей. Это одноцилиндровые Vanguard мощностью 5,5-13 л.с., двухцилиндровые V-образные Vanguard мощностью 14-35 л.с., а также моторы серий 550, 700 и 2100.
Вот именно этот эпизод из любимой книги и вспомнился почти сразу же, как только речь зашла о двигателях новой серии «Е». Казалось бы – какая связь? А самая прямая – Директор по маркетингу в Европе Винсент Боуден, который и вел презентацию, сразу же упомянул, что ему уже неоднократно говорили, что в России те нововведения, что заложены в серию «Е», не актуальны, и не будут востребованы конечными потребителями.
И ведь что интересно – ровно эту же мысль не далее как минувшей весной аз грешный излагал сотруднику представительства одной из крупных западных компаний, предложившей пользователям новинки садовой техники с двигателями этого экологического класса. Практически теми же словами – «российский пользователь вряд ли готов платить бОльшие деньги за идею, которую он в массе своей пока не осознал».
И ведь тогда ничего не щелкнуло в голове… а вот на конференции, после слов господина Боудена, внезапно вспомнился приведенный выше отрывок из «Золотого теленка», и до меня дошло – а ведь мы и есть этот самый «маленький мир». Какие там сокращения выбросов? Что нам до того, что двигатель расходует меньше топлива и выбрасывает меньше вредных веществ? Нам давай подешевле, а экология – это нечто совершенно эфемерное и неосязаемое.
С какой-то стороны логично – в стране, где автопарк состоит из машин Бог его ведает каких годов выпуска, когда о нормах «Евро» и не слыхивали, рассуждения о тех благах, которые дает сокращение уровня вредных выбросов небольшого двигателя на пару десятков процентов, могут вызвать разве что недоуменную реакцию. Но это у нас всегда так – давно сложилось стойкое убеждение, что в способности максимально быстро загадить все окружающее нас пространство нам, россиянам, равных не найти. Это ведь так по-нашему – приехать в лес на пикник на автомобиле с полным багажником еды и напитков и потом радостно вывалить пустую упаковку в ближайших кустах… Ау, «дорогие сограждане», кто узнал себя в этом эпизоде… можете похрюкать, вам это к лицу!
Но все-таки… может, пора выбираться из «маленького мира»? Не потому ли нас до сих пор воспринимают страной «третьего мира», что джентльмены не склонны разбрасывать пластиковые бутылки?
Впрочем, среди нас немало тех, кому «не пофиг», а индифферентность к вопросам экологии зачастую объясняется обычной неосведомленностью. При выборе, скажем, газонокосилки пользователь может долго выяснять, какие у нее функции, насколько она удобна и надежна, но мало кому придет в голову, что моторы могут отличаться еще и по экологическим показателям. А сами продавцы вряд ли станут делать на этом акцент, полагая (и вполне справедливо), что это вряд ли кому-то интересно, тем более что стоит такая техника все-таки дороже. Между тем результаты социологических исследований показывают, что в крупнейших европейских странах подавляющее большинство пользователей садовой техники согласны с необходимостью защиты окружающей среды (Великобритания – 79%; Франция – 80%, Германия – 98%). Более того, в большинстве своем они готовы за это платить (Великобритания – 79%, Франция – 65%, Германия – 61%).
Серия «Е» на самом деле тоже «составная» — к ней предлагаются «опции» в виде системы облегченного запуска «Ready Start» и технология «Eco Plus». Кратко расскажем о том, что же это такое.
Итак, основа всей серии «Е» — это моторы с улучшенными экологическими показателями. Это достигнуто с помощью относительно малозаметных внешне изменений конструкции. Например, у них изменено расположение свечи зажигания – расчет нового местоположения проводился с использованием методов гидродинамического моделирования. В итоге удалось добиться более оптимальных условий для поджига топливовоздушной смеси, она стала сгорать полнее, что повысило КПД. Вообще все улучшения сделаны именно таким способом – в мелочах: там подобрали новое место для свечи, там оптимизировали форму камеры сгорания, подобрали более эффективные методы обработки трущихся поверхностей. Чуть-чуть там, чуть-чуть здесь – и в итоге набежала внушительная цифра: снижение токсичности выхлопных газов на 38 %.
«Ready Start» означает усовершенствованную систему запуска. Это, во-первых, стартер с пониженным усилием сопротивления на шнуре пускового троса, а во-вторых, карбюратор с автоматическим приводом воздушной заслонки. Пользователю нет нужды задумываться, прогретый двигатель он заводит или холодный… система сама выставит заслонку в оптимальное положение. «Дерни за веревочку, дитя мое, и мотор заведется»….
Наконец, «Eco Plus» — это такая вещь, которая для многих наших соотечественников, боюсь, может вообще оказаться за гранью понимания. Речь идет о снижении испаряемости топлива через крышку топливного бака и трубопроводы. Изменения в конструкции самой крышки и использование материалов с более низкой проницаемостью позволили вполовину (если точнее – на 51 %) снизить испаряемость топлива. А теперь вопрос – многие ли из нас вообще замечали, что топливо имеет обыкновение испаряться из бака? Даже если и замечали, то вряд ли придавали этому значение.… А европейцы сочли это проблемой и озаботились поиском ее решения. Вот она, разница в восприятии окружающей действительности.
Еще одно отличие двигателей серии «Е» — улучшение шумовых параметров. Новые глушители Lo-Tone и Super Lo-Tone не только более эффективно снижают шум, но и меняют его тональность, меняя его в сторону звучащего менее болезненно. Это уже более «ощутимый» показатель, ведь чем меньше шум, тем крепче дружба между соседями.
Новые двигатели легко опознать по букве Е в зеленом круге на корпусе воздушного фильтра. Ожидается, что на европейский рынок они массово поступят к началу сезона 2012 года. Что касается России – прогнозов пока нет, потому что пока трудно оценить, как рынок воспримет новинку.
Крис выступал как «человек со стороны», поскольку деятельность палаты не связана напрямую с рынком садовой техники. Впрочем, его рекомендации могут оказаться одинаково полезны в любой области. Хотя практически все, что он говорил о недостатках России как страны для ведения бизнеса, нам известно и так – ресурсоориентированная экономика, недостаток современных производств, слаборазвитая инфраструктура (привет дорогам), недофинансирование, коррупция (а куда ж без нее, родимой), политические риски и недостаточная поддержка инвестиций. Впрочем, нашлись и положительные стороны – про изобилие ресурсов можно не упоминать, об этом мы и так знаем с детства. А вот положительная оценка эффективности Стабилизационного фонда несколько удивила. Да и насчет коррупции нас успокоили – дескать, этому вопросу уделяют все более пристальное внимание. Что ж… поживем – увидим!Немного нарушим последовательность событий – доклады продолжались два дня, а по вечерам всех ждала интересная и насыщенная развлекательная программа. Но про развлечения мы расскажем позже, а пока что закончим с докладами. Тем более что утро второго дня оказалось «томным» — организаторы анонсировали «доклад приглашенного специалиста», не называя ни имени, ни темы доклада. В итоге те, кто нашел в себе силы прийти в конференц-зал, познакомились с директором Российско-Британской Торговой палаты (РБТП) в России Крисом Гилбертом. Как представитель организации, имеющей уже почти 100-летний опыт ведения бизнеса в России, он мог рассказать много всего интересного.
Автор репортажа: Алексей МЕСНЯНКИН
Июнь 2011 года