Мы провели тест трёхрежимного бесщёточного аккумуляторного перфоратора SDS-Plus CT28001HX от Crown (это часть большого редакционного теста аккумуляторных перфораторов SDS-Plus). Публикуем отзывы.
Crown CT28001HX
Аккумуляторный трёхрежимный бесщёточный перфоратор SDS-Plus
Заявленная ёмкость аккумулятора — 4 А*ч, измеренная — 3,84 А*ч, отклонение в допустимых пределах. Индикатор заряда на батарее в виде четырёхсегментной светодиодной линейки (1). Производитель банок не оставил своей маркировки, есть только информация о ёмкости, типе и номинале напряжения (2). Плата управления аккумулятора герметична. Контакт «+» имеет прямую связь с контактной группой. Контакт «–» присоединён через плавкий предохранитель типа SMD, его номинал не указан, но, судя по сечению, около 40 А. Можно предположить, что максимальная мощность двигателя для аккумулятора такого типа ограничена 720 Вт в режиме постоянного потребления. Разумеется, пиковые значения могут быть выше, более 900 Вт, но они резко ограничены по времени. Любопытно, что здесь нет защиты от переполюсовки — может, это и не плохо, поскольку случаи выхода их строя банок (глубокий разряд малыми токами в течение нескольких недель) по причине поломки диода защиты не так уж редки. На плате есть не менее 10 контрольных точек для стендовых испытаний после сборки и контактная группа для стандартного программатора. Как минимум это означает, что батареям Crown уделяет самое пристальное внимание.
Зарядное устройство стандартное, с током заряда 4 А в маркировке, время заряда батареи составило 67 минут, то есть чуть более одного часа. Защита по низкому напряжению реализована в платах управления инструментом, поэтому бесконтрольный разряд аккумулятора не рекомендуется, это неизбежно вызовет глубокий разряд. То есть использовать его можно только в инструментах торговой марки Crown. Надо сказать, что так сейчас делают практически все производители, поэтому попытки применения различных «переходников» могут закончиться печально.
Внутри ЗУ установлен вентилятор охлаждения силовых элементов платы управления (3). Даже расположенный вне корпуса вентилятор благотворно влияет на скорость заряда и конечную ёмкость после процесса заряда, разница незначительная, но она тем не менее есть. «Минусом» является заполнение пространства корпуса зарядного устройства не только воздухом для охлаждения, но и присутствующей в нём пылью. Для предотвращения возможных замыканий плата со стороны SMD-компонентов залита прозрачным лаком.
Результаты испытаний
Можно сказать, что среди 18‑вольтовых перфораторов Crown — один из самых высокопроизводительных, особенно на малых диаметрах. Ближе к верхней границе разрешённого диапазона бурения он уже уступает профессионалам от DeWALT и бытовому, но 24‑вольтовому Greenworks (хотя там разница настолько невелика, что вписывается в пределы погрешности). Плюс это экономичный перфоратор, по расходу энергии на одно отверстие он на втором месте после Elitech. А вот чем он сильно отличается от других — так это мягкостью в работе. Особенно велика разница в сравнении с Elitech, вибрация практически не ощущается. Одна из причин — антивибрационная подвеска основной рукоятки, а также демпфер на дополнительной.
Разбор и анализ конструкции
Инструмент классической «вертикальной» компоновки (4). Переключатель режимов находится на привычном месте и имеет четыре положения: «сверление с ударом», «сверление» и «долбление». Четвёртое положение предназначено для установки оптимального положения долота и (забежим немного вперёд) имеет 45 положений — по числу зубьев на ведомой шестерне ствола перфоратора. Демпфер основной рукоятки жёсткий и работает только при уверенном нажатии на инструмент. У именитых конкурентов из числа мировых лидеров демпфер обычно куда более эластичный. Но он здесь есть, и уже сам факт этого заметно сказывается на работе инструмента.
Полный разбор любого перфоратора начинают с патрона. Патрон здесь классический, полуавтоматический (чтобы вставить бур, не нужно оттягивать стопорное кольцо), с толстым стальным кольцом фиксации шарика в закрытом положении (5). Раньше мы бы не стали акцентировать внимание на этой детали, но сейчас попадаются модели с пластиковым кольцом фиксации. Резинка-пыльник стандартная, присутствует так набившее оскомину всем сервисным мастерам стопорное кольцо, которое можно снять, только поддев отвёрткой или специальным крючком. Когда же научатся производить эти кольца с обратным косым срезом, а не прямым, как тут (и на всех моделях с таким типом патрона), чтобы его можно было легко снимать и надевать съёмником с лунками? Будет ли когда-нибудь услышан этот глас вопиющих в пустыне сервисников?
«Повопили» и будет, извините за небольшое отступление. Откручиваем винты и раскрываем основную рукоятку удержания. Корпус изготовлен из полиамида с 30%-ным армированием стекловолокном (6). Внутри основной рукояти виден контактный разъём на четыре контакта и кнопка «Пуск» (7) комбинированного типа. Она рассчитана на постоянный ток до 20 А, а значит, двигатель в нормальном режиме работы не способен развивать мощность выше 400 Вт. Контактный разъём на четыре контакта говорит о наличии современной системы обмена данными между аккумулятором и инструментом, отвечающей в том числе за ограничение токовых характеристик и отключение питания при низком напряжении на батарее. Возможно, именно этим объясняется характерная в основном для профессиональной техники работа при низком заряде батареи в виде «стоп с полного хода»: вроде инструмент работает как обычно, не показывая никаких признаков разряда… и вдруг останавливается — дальше уже ни ожидание, ни повторная инициализация батареи не дают эффекта, остаётся только заряжать.
Блок электроники полностью герметичный (8), расположен в литом металлическом корпусе с развитым оребрением, который играет роль радиатора охлаждения (9). Воздух захватывается крыльчаткой бесщёточного двигателя, проходит между ротором и статором и направляется на радиатор платы управления. Бесщёточный двигатель имеет свой отдельный корпус, по конструкции аналогичный обычному асинхронному двигателю (10). Двигатель управляется через три силовых провода, без датчиков Холла, по сигналу от прохождения неодимовых магнитов ротора в незадействованных катушках статора. Передний опорный подшипник ротора — 628 LBV, восьмизубая ведущая шестерня удлинённая (11), на ней есть отшлифованное место для взаимодействия с сальником корпуса редуктора. Двигатель неразборный, несмотря на четыре самореза, которыми скрепляются половинки двигателя, — крыльчатка охлаждения приварена (12).
Редуктор классической конструкции, с внешним пластиковым корпусом, в котором расположены опоры ствола и промежуточного вала, и задней металлической крышкой — основой для размещения аналогичных опор сзади (13). Под небольшой герметичной крышкой расположен задний опорный подшипник промежуточного вала — 627ZZ (14). Привод переключателя режимов стальной (15), вставляется в предусмотренное для него место на корпусе интуитивно понятно, при этом попасть переключателем в сам внутренний привод не составляет труда.
Передний опорный подшипник ствола шариковый (16), передний опорный подшипник промежуточного вала игольчатый. Ствол (17) цельный, муфта защиты от заклинивания традиционная кулачковая. На валу рычага переключения режимов (18) смонтирован сектор из четырёх зубьев — это механизм фиксации долота в определённом положении. Долбление является исключительно вспомогательной функцией — на наш взгляд, такая конструкция не допускает применения долот шире 20 мм, чтобы не вызывать значительных нагрузок на этот узел. Задняя опора ствола сделана в виде традиционной втулки (19), которая крепится на крышку корпуса редуктора.
В целом вполне добротная модель аккумуляторного перфоратора с вертикальным расположением двигателя. Изготовлена с использованием классических инженерных решений и на современном бесщёточном моторе, имеет вполне приличные характеристики для решения большинства задач по монтажу, в которых применяются перфораторы. Характеристики выглядят специально заниженными, вероятнее всего, чтобы увеличить срок службы, — во всяком случае, конкуренты с более слабыми ТТХ уверенно заявляют о возможности бурения бетона диаметрами до 24 мм, а здесь разрешено не более 18 мм. И в конструкции не просматриваются какие-либо особенности, способные объяснить такое расхождение.
Официальный российский сайт Crown: crown-tools.ru
Тест провели Алексей Меснянкин и Дмитрий Сидоров.
Статья опубликована в объединённом выпуске «Зима 2020/2021» (№4’2020)
журналов «Инструменты» + «Всё для стройки и ремонта» + «GardenTools»
серии «Потребитель».
Архив всех выпусков в pdf-формате смотрите здесь.
Январь 2021 года