Инструмент, который скрывает свои достоинства, а не выпячивает их – в такое трудно поверить, тем более – в бюджетном сегменте… Однако Champion CSB 400 именно таков – по внешнему виду этого скромняги даже невозможно понять, что внутри него – продвинутый бесколлекторный двигатель!
Публикуем отзывы по результатам проведённого теста.
ВИДЕО
Champion CSB 400
Аккумуляторная цепная пила
Дизайн в желто-черной гамме – весьма распространен и популярен, затрудняя производителям, играющим на одном поле, идентификацию в умах и сердцах потребителей. Из достаточно активных участников российского рынка электроинструмента и «садовки» можно сходу назвать чуть ли не десяток марок, использующих эту гамму (с малоотличимыми оттенками желтого) в качестве своей фирменной ливреи. Однако желто-черный Champion уже полтора десятка лет известен отечественному потребителю, неплохо зарекомендовав себя в сегменте недорогой доступной техники, — правда, преимущественно бензиновой. Логично, что и в относительно новом для себя направлении аккумуляторной садовой техники Champion решил не выдумывать нового дизайна. «Старый добрый» жёлто-чёрный – ярко и практично, пила точно не затеряется ни в куче опилок, ни на фоне брёвен.
Единственная (пока?) в ассортименте бренда цепная пила оснащена среднеразмерной 14-дюймовой шиной и выполнена в классической компоновке, с поперечно расположенным мотором и моноблочной 36-вольтовой батареей-«кирпичиком». Батарея вставляется вертикально в слот между рукоятками – распространенная архитектура. Пила относится к любительскому сегменту, поэтому в ее батарейный слот аккумулятор емкостью 4 А*ч входит плотно, без зазоров – похоже, что планов на дальнейшее увеличение ёмкости у компании нет. Значит, посмотрим, что может сделать эта пила на батарее 4 А*ч.
Регулировка маслонасоса здесь не предусмотрена, поэтому нижняя часть корпуса гладкая, без каких-либо функциональных элементов. Хотя… один такой элемент всё-таки обнаружился, причём неожиданный. Это «скважина» в районе рукоятки для того, чтобы можно было вешать пилу на вкрученный в стену мастерской или дачного хозблока шуруп или гвоздь. В принципе, полезная мелочь, которую можно самостоятельно реализовать в и других пилах, с помощью дрели, аккуратненько – владельцам на заметку!
Говоря о дизайне пилы, нельзя не отметить удивительный факт. В то время, когда все производители аккумуляторного электроинструмента, включая самых авторитетных, многократно упоминают о наличии в их продуктах бесколлекторных двигателей, густо забрасывая корпус выштамповками и принтами со словом «брашлесс», Champion в своей пиле об этом скромно умалчивает. Упоминаний о бесщеточном моторе нет ни на корпусе пилы, ни на упаковочной коробке, ни в бумажной инструкции! Скромность просто зашкаливающая…Мы даже засомневались, уж не обычный ли коллекторный мотор внутри, и разобрали пилу – нет, всё в порядке, полноценный «брашлесс». Причём серьёзный, большого диаметра, с 11 катушками. Число магнитов не считали, для этого надо разбирать дальше, мы этого делать не стали – то, что нам было нужно, мы увидели и так. Отсутствие указаний на тип двигателя – это что-то вроде скромности (на наш взгляд, излишней), но мотор здесь самый современный.
Мы не планировали этот тест в формате «препарирования» инструмента, но вышеупомянутая чрезмерная деликатность производителя вкупе с не слишком очевидной тактильной отдачей при вращении рабочей шестерни вручную, заставили все же нас вскрыть агрегат! Ибо стопроцентной уверенности в сущности его мотора не было: характерные «скачки» бесколлекторного ротора двигателя ощущались, но не слишком отчетливо и внятно – так порой крутятся и якоря традиционных щеточных моторов с постоянными магнитами. Разборка, впрочем, успокоила: двигатель – вентильный, бесколлекторный, достаточно солидных размеров! Да и к прочим конструктивным особенностям инструмента, которые открылись взгляду, претензий сходу не нашлось.
Зубчатый упор металлический, со сглаженными зубьями, но при этом более цепкий, чем простейший пластиковый, отлитый заодно с половинкой корпуса. При желании можно и заточить, тем более что упор легко снимается при демонтированной шине, путем откручивания двух винтов под отвертку. Но смысла в этой процедуре мы, если честно, не видим – для бытовых задач и этого упора более чем достаточно.
Пила комплектуется гарнитурой Oregon, самой что ни на есть типовой, без каких-то нюансов. Просто качественные и абсолютно массовые шина и цепь, подобрать замену которым легко в любом ближайшем магазине. Механизм натяжения цепи не сказать, что какой-то необычный, но несколько своеобразный. Он на Champion CSB 400 безынструментальный, с вертикальным, полуутопленным в корпус колесиком для натяжки цепи, и крупным маховичком для фиксации шины. Колесико вращает микрометрический ходовой винт с пином, зацепляющимся с шиной и перемещающим ее, а маховик с гайкой, смонтированный в крышке цепи фиксирует шину. Такая схема в том или ином виде встречается частенько, но у CSB 400 она характерна тем, что винт не скрыт в корпусе, а находится под крышкой на виду, в самом центре урагана из опилок и масла. Впрочем, на нашем тесте такая конструкция не проявила каких-либо багов, и, возможно, в любительском применении их и не проявит. Если же вдруг всё же забьётся – видно, что её несложно разобрать, прочистить и собрать обратно.
Защитный щиток, управляющий электронно-инерционным стопором, «усилен» металлической вставкой. Но скорее всего, цель ее не в усилении, а в утяжелении: в повышении силы инерции для легкого пластикового щитка. Впрочем, стандартная в таких случаях проверка (пила, удерживаемая за заднюю рукоятку на уровне пояса, отпускается, как гильотина, до соударения с твердой поверхностью – инерционный стопор должен сработать) показала, что тормоз от такого удара не срабатывает… видимо, массы стальной пластинки маловато. Этот момент может оказаться важным при валке дерева, когда шина работает в горизонтальной плоскости – в этом случае при обратном ударе рука не контактирует с щитком, и тормоз может не включиться. В общем, будьте осторожны – к цепной пиле всегда надо относиться так, будто у тебя в руках заряженное ружьё. Инструмент очень эффективный, но и очень опасный, если пренебрегать правилами ТБ.
Клавиша пуска – слаботочная, «электронная». Она дает команду силовому блоку с транзисторным ключом, залитым компаундом в металлическом корпусе-лотке, выполняющём роль радиатора – этот блок хорошо виден на фото пилы в разборе.
В кнопке пуска реализована небольшая полусекундная задержка. Как у современных автомобилей, в которых резкое и короткое нажатие на педаль газа не вызывает повышения оборотов двигателя в угоду экологии – блок управления двигателя расценивает такое нажатие, как случайное и не осознанное. Так и тут – короткое утапливание и мгновенное отпускание пусковой клавиши не пробуждает двигатель. Он стартует, только если продолжать удерживать кнопку. В пиле этот эффект направлен на безопасность – типа, как последнее предупреждение Windows – «вы уверены?»
Маслозаливная горловина – «горизонтальная»; то есть, для заливки масла пила кладется набок. Пробка – простейшая, как у кухонной плиты, без откидной защёлки. Смотровое отверстие крупное, удобное для наблюдения за уровнем.
Семейство аккумуляторной «садовки» Champion построено на базе батарей напряжением 36 В. На данный момент аккумуляторы-«четверки» — максимальные в ассортименте производителя, но есть еще и поменьше, ёмкостью 2,6 А*ч. Аккумулятор ёмкостью 4 А*ч весит 1,3 кг, кромки корпуса сглажены и отделаны резиноподобным полимером. На корпусе с торца, противоположного контактам, расположен четырехсегментный индикатор заряда, рядом с которым на наклейке изображены расшифровывающие пиктограммки, весьма, кстати, удобные для восприятия, нежели «голые» светодиоды. Четыре диода соответствуют изображениям полной батареи, полузаряженной, с остатком в четверть и пустой.
Зарядное устройство ничем особенным не примечательно – обычный настольно-настенный слот с простейшей индикацией процесса заряда, финала и неисправности. Выходной ток – 2 А, и для наполнения аккумулятора-«четверки» потребуется два часа. Аккумулятор 2,6 А*ч, естественно, зарядится быстрее.
Индикатор разряда батареи на установленном в слот аккумуляторе находится прямо перед глазами работающего с пилой, и виден безупречно. Но, к сожалению, он не горит непрерывно в процессе работы, приходится для контроля нажимать кнопку, а она мелкая и тугая.
Результаты испытаний
Переходим к тестам – проверим, на что эта пила способна. Но сначала напомним основные моменты методики испытаний. Мы испытываем все аккумуляторные пилы по единой методике, и это позволяет сравнивать результаты между собой, даже если тесты сильно разнесены во времени.
Тест на скорость реза под малой и высокой нагрузкой
Делаем подряд пять резов одиночного соснового бруса сечением 100х100 мм – на полной мощности, но без нажатия на пилу, под собственным её весом. Измеряем затраченное время. Повторяем тест – теперь с пятью резами подряд пакета из шести кусков того же бруса, общим размером 200х300 мм.
В этих задачах пила демонстрирует свою эффективность (производительность), главными составляющими которой являются крутящий момент двигателя и скорость цепи, а также качество штатной цепи: шаг, размер зуба, способность держать заточку по мере износа.
Тест на непрерывное пиление бруса сечением 100х100 мм
Проверяем, сколько резов соснового бруса 100х100 мм способна непрерывно сделать пила с полностью заряженной батареей. Этот тест демонстрирует ресурс аккумулятора на малой нагрузке и наиболее соответствует повседневному использованию инструмента, например, на даче.
Тест на непрерывное пиление пакета бруса сечением 200х300 мм
Пиление древесины, толщина которой близка к длине шины пилы – максимальная нагрузка на двигатель и батарею. Этот тест показывает свойства инструмента в силовом режиме, когда ток резко растёт и начинают проявлять себя предельные характеристики батареи, а также настройки защиты от перегрузок, встроенные в систему управления двигателем и в аккумуляторы. Пилы с длиной шины от 35 см и выше работают по длинной стороне пакета, более компактные модели – по короткой. Champion CSB 400 пускаем, разумеется, по длинной стороне.
И вот какие результаты мы получили:
— На 5 резов одиночного бруса ушло 19 с, на 5 резов пакета – 102 с. Одиночный брус пила перепилила 152 раза, пакет – 17 раз.
Результат очень неплохой, а если посмотреть ещё и на цену инструмента, то можно сказать, что он очень хороший. «Тушка» (то есть пила без батареи и ЗУ) стоит 8400 руб., аккумулятор на 4 А*ч – 8250 руб.. зарядное устройство к нему – ещё 2450 руб. Получается, что полностью готовый к работе комплект будет стоить 19 100 руб. Для аккумуляторной цепной пилы это очень недорого, а ведь Champion – это тоже система, где несколько разных инструментов работают от одной и той же батареи. То есть, если уже есть что-то из ассортимента этой марки, то и аккумулятор с зарядником не нужно покупать.
При этом пила не только весьма недорогая, но ещё и полностью функциональная. Объём работы выполняет приличный. На диаграммах показаны результаты тестирования Champion в сравнении с пилами других брендов – видно, что пила занимает далеко не последние места. А по расходу энергии в режиме низкой нагрузки и вовсе стала лидером. Интересно, как долго она сможет удерживать эту позицию?
Тест провёл Алексей Меснянкин
Апрель 2021 года