Марка Denzel в развитии своей аккумуляторной линейки пошла, как и многие другие бренды, по пути полной унификации, запустив 36‑вольтовую серию на основе двух последовательно соединённых 18‑вольтовых аккумуляторов. В новом семействе уже представлены цепная пила, ротационная косилка, триммер, кусторез и воздуходув. Мы провели тест, публикуем отзывы.
Преимущества конфигурации «18+18=36» для конечного потребителя очевидны — можно работать даже мощной садовой техникой, используя батареи от шуруповёрта. Налицо серьёзная экономия на аккумуляторах и зарядных устройствах. «Минусы» если и есть, то пока что официально не озвучены никем. Наши тесты показывают, что «двухбатарейные» пилы обычно работают медленнее, чем агрегаты с «монобатареей», и выполняют меньший объём работы. Но связано это именно с выбором формата батареи или же есть другие причины (например, искусственное ограничение потребляемого тока с целью предотвратить перегрев аккумуляторов) — официально не сообщает ни один производитель. Но даже если причина в меньшей мощности, то более выгодная стоимость покупки, особенно когда формируешь «под себя» набор из нескольких инструментов и садовых машин, является веским аргументом в пользу выбора именно такого варианта. Тем более что на самом деле производительность и мощность очень неплохие, что и показала аккумуляторная пила Denzel, которую мы протестировали при подготовке этого выпуска журнала.
ВИДЕО
АККУМУЛЯТОРЫ И ЗУ
Все представленные в этой статье модели (цепная пила, триммер и воздуходув) уже укомплектованы парой аккумуляторов ёмкостью 4 А*ч и двухслотовыми зарядными устройствами, способными заряжать сразу две батареи. Позже появятся и «тушки» (то есть инструменты без ЗУ и батарей, и отдельно зарядные устройства и аккумуляторы. Так что выбор будет обширным, как и положено полноценной аккумуляторной системе.
Батареи имеют типовые форму и размеры, обусловленные стандартным количеством банок типа 18650 в прямоугольном корпусе. Масса одной батареи — 645 г.
Любопытно выглядят индикаторы заряда — три светодиодных сегмента зелёного цвета не просвечивают через индивидуальные отверстия в корпусе, а находятся под единым прозрачным пластиковым окном индикаторной панели. Может показаться, что диоды засвечивают друг друга, затрудняя контроль заряда, но это не так — эффект засветки присутствует, но какое именно количество горит — видно при любом освещении и в любых условиях.
Зарядное устройство может работать в настольном варианте, а также имеет отверстия для установки на вкрученные в стену шурупы. Выходной ток каждого слота — 3 А, и полностью разряженные «четвёрки» заряжаются «под пробку» за примерно полтора часа. О ходе процесса заряда сигнализирует не только светодиод на корпусе ЗУ, но и индикаторные линейки самих батарей — в начале заряда мигает один из индикаторов, в середине — второй, когда батарея почти заряжена, включается третий. Процесс можно контролировать на достаточно большом расстоянии.
Также стоит отметить специфическую особенность зарядных устройств — для удешевления они сделаны по простому двухконтактному варианту, и напряжение на контактах присутствует всегда, а не появляется автоматически после подключения батарей, как чаще бывает. При касании контактов металлическим предметом проскакивает приличная искра… Зарядник, правда, из строя при этом не выходит — импульсный преобразователь напряжения внутри включает защиту и прекращает подачу тока на контакты. Однако на всякий случай и во избежание неприятностей ЗУ следует выключать из сети, когда оно не используется, и не захламлять то место, где оно установлено — чтобы контакты случайно не замкнуло упавшим сверлом или саморезом.
Напомним, что в наши руки попали аккумуляторные цепная пила, триммер и воздуходув. Во время подготовки статьи испытать можно было только пилу (что мы и сделали), а вот для остальных устройств время ещё не наступило. Если честно, в тот момент ещё лежал снег. Так что время проверки в работе триммера и воздуходувки придёт позже, но ознакомиться с ними можно уже сейчас. А вот о том, как работает пила, мы теперь знаем всё.
Denzel RCS400–36
Аккумуляторная цепная пила
Пила имеет узкий корпус, что очень удобно — не зря же в эпоху коллекторных моторов цепные пилы с «продольным» двигателем ценились выше «поперечных». Справа и слева по корпусу между рукоятками симметрично расположены два слота для батарей. Механизм фиксации шины и натяжки цепи — безынструментальный, с двумя маховиками.
Любопытный факт — о наличии внутри бесколлекторного мотора свидетельствует только надпись на коробке. На корпусе же самого инструмента упоминаний о бесщёточной нет! Что, надо сказать, пока ещё нечастое явление, большинство производителей наносят на свои изделия маркировку «брашлесс» сразу в нескольких местах.
Длина шины Denzel RCS400–36–40 см (16 дюймов), что характерно для относительно крупных и мощных пил. Но весит она немного, в сборе с шиной, цепью и с аккумуляторами — 4,94 кг. Даже до 5 кг не дотягивает. Просто для сравнения — пила аналогичной компоновки Elitech ПЦА‑36 БЛ с двумя очень похожими батареями 4 А*ч и даже более короткой 14‑дюймовой шиной весит заметно больше — 5,27 кг. Разница не то чтобы очень большая, но всё же есть.
Штатно пила укомплектована шиной Oregon, снабжённой специальной накладкой, которая нужна для работы механизма натяжения цепи. На накладке расположены зубцы «резьбы», по которым скользит вращающаяся выштампованная в гайке «улитка». Механизм натяжения похож на механизм патрона токарного станка, и при замене шины на новую, или же при перевороте шины нужно не забыть переставить накладку. Снимается она легко, отворачиванием двух винтов под отвёртку.
Механизм натяжения цепи — двухмаховичковый, коаксиальный (маховик натяжки с откидной рукояткой находится в центре маховика фиксации).
Зубчатый упор пластиковый, но достаточно «клыкастый». Вполне способный выполнять свою функцию, хотя и не настолько цепкий, как металлические гребёнки.
У аккумуляторов защёлка фиксатора и индикатор заряда находятся на противоположных сторонах корпуса. Соответственно, посмотреть на остаток заряда в процессе работы без извлечения батареи из слота невозможно, даже если перевернуть пилу. Некоторые бренды для решения этой проблемы делают отдельный индикатор на корпусе пилы, в хорошо просматриваемом месте, но здесь такого нет.
Задняя, то есть основная рукоятка хорошо обрезиненная, оптимальной толщины. Блокировка пусковой клавиши от случайного старта реализована посредством боковой кнопки под большой палец.
Пробка масляного бачка — горизонтально расположенная на боковой стенке. Откручивается за откидной D‑образный гребень, в скрытом положении не торчащий наружу.
На этом внешнее описание можно считать законченным. Коротко резюмируем: пила с узким корпусом, хорошо сбалансированная, удобно лежит в руках, оснащена длинной шиной. Осталось только выяснить, как она поведёт себя в работе.
МЕТОДИКА ИСПЫТАНИЙ
Испытываем Denzel RCS400–36 нашими стандартными пильными тестами:
Тест на скорость реза под малой и высокой нагрузкой
Делаем подряд пять резов одиночного сухого соснового бруса сечением 100х100 мм — на полной мощности, но без нажатия на пилу, под собственным её весом. Измеряем затраченное время. Повторяем тест — теперь с пятью резами подряд пакета из шести кусков того же бруса общим сечением 200х300 мм.
В этих задачах пила демонстрирует свою эффективность, которая зависит от множества факторов: мощности двигателя, способности аккумуляторов отдавать, а двигателя потреблять большой ток, скорости и других характеристик цепи.
Тест на непрерывное пиление бруса сечением 100×100 мм
Проверяем, сколько резов соснового бруса 100х100 мм способна непрерывно сделать пила с полностью заряженной батареей. Этот тест демонстрирует ресурс аккумулятора на небольшой и средней нагрузке и хорошо имитирует повседневное использование инструмента в быту.
Тест на непрерывное пиление пакета бруса сечением 200×300 мм
Пиление древесины, толщина которой близка к длине шины пилы — максимальная нагрузка на двигатель и батарею. Отдаваемый батареями и потребляемый двигателем ток намного выше, чем при пилении одиночного бруса, и тут начинают проявлять себя предельные характеристики батареи, а также настройки защиты от перегрузок, встроенные в систему управления двигателем и в аккумуляторы. Пилы с длиной шины 35 см и выше работают по длинной стороне пакета, более компактные модели — по короткой. Denzel RCS400–36 пускаем, разумеется, по длинной стороне.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ
Тест на скорость реза: пять резов одиночного бруса — 14 с (что очень быстро), пять резов пакета — 96 с. И это тоже очень быстро, в этом нетрудно убедиться, сравнив полученные результаты с результатами других моделей из нашего рейтинга, которые были протестированы по этой же методике, — необходимые данные приведены в диаграммах).
Тест на количество резов: одиночный брус пила отрезала 144 раза, пакет — 11 раз. А вот это немного, что опять же видно по диаграммам.
Осталось понять, как можно интерпретировать эти результаты. Скорость реза — очень высокая, при том, что скорость цепи — неплохая, но не рекордная: 14 секунд на пять отрезов одиночного бруса — это практически лидерство в нашем глобальном рейтинге аккумуляторных пил (быстрее пока что только 60‑вольтовая Greenworks), да и 96 секунд на пять резов пакета бруса по длинной стороне — это тоже весьма круто. На данный момент по этому параметру Denzel занимает шестое место в нашем рейтинге из более чем двух десятков протестированных пил!
При этом результаты по производительности — довольно-таки посредственные: 11 резов пакета на одном заряде батарей — это немного. Как такое может быть?
На самом деле всё логично. Ёмкость аккумуляторов не является константой, она зависит от тока разряда, и зависимость эта обратная (мы не раз писали об этом). Чем выше ток разряда — тем меньше ёмкость. А высокая производительность подразумевает большой потребляемый ток. Просто-напросто Denzel — это спринтер, а не стайер: пила очень мощная, но батареи при этом неизбежно будут нагреваться. Можно было бы сделать такие аккумуляторы, которые выдерживали бы такую нагрузку в продолжительном режиме — но тогда их стоимость будет намного выше. А сейчас мы имеем мощную аккумуляторную пилу стоимостью меньше 23 000 рублей в комплекте с зарядным устройством и двумя аккумуляторами (то есть полностью готовый к работе набор). Вполне достойный выбор для дачных затей и любительского строительства.
И надо учитывать ещё один важный момент: тот режим, в котором мы тестируем пилы на ресурс, намного жёстче, чем при реальной интенсивной эксплуатации. У нас вообще нет перерывов, а при распилке брёвен на дрова такие перерывы неизбежны: откатить в сторону отпиленный чурбак, перейти на другое место, ну и немного передохнуть, в конце концов… в это время аккумулятор рассеивает тепло.
К тому же совсем скоро аккумуляторы Denzel можно будет купить отдельно от инструмента. Если требуется работать без остановок, купите ещё пару, а двухпостовое зарядное устройство, напомним, сейчас идёт в комплекте с пилой.
Denzel RB180–36
Аккумуляторная воздуходувка
Ещё один протестированный нами инструмент из новой 36‑вольтовой линейки Denzel — это аккумуляторный воздуходув. Достаточно мощная модель, да ещё и с функцией «форсажа» — рассмотрим его подробнее.
Характеристики Denzel RB180–36 практически такие же, как у большинства аналогов с 36–40‑вольтовым питанием. Это машина аксиальной конструкции (ось турбины нагнетателя соосна направлению воздушного потока); с коллекторным двигателем и таким напряжением батареи они все примерно одинаковы в своем классе, достаточно просты по устройству и редко преподносят неприятные сюрпризы в виде существенного расхождения заявленных характеристик с реальными.
В коробке с воздуходувкой Denzel RB180– 36 обнаружился полный «энергокомплект» — два аккумулятора по 4 А*ч и двухслотовое зарядное устройство, позволяющее заряжать батареи как в паре, так и по одной.
Корпус в фирменных чёрно-жёлтых цветах скомпонован из трёх частей — основной корпус из двух половин и его «моторный отсек», совмещенный с фланцем крепления раздувочной трубы.
Крепление трубы — байонетное, достаточно легко защёлкиваемое, но при этом не люфтящее. Интересно, что в комплекте идёт всего одна съёмная труба со слегка уменьшающимся к концу диаметром и байонетными штифтами с обоих сторон. То есть по идее на её конец может устанавливаться насадка с уменьшенным для усиления давления диаметром — круглого или плоского сечения, но в комплекте поставки воздуходува таких насадок нет.
Батареи при установке в слайдерные слоты упираются в «бурт» воздухозаборной решётки, которая перекрывает их индикаторные панельки. Ситуация такая же, как и на цепной пиле — узнать об остатке заряда можно, лишь вытащив один из аккумуляторов.
Воздуходув увесист, но удачно сбалансирован и лежит в руке, не вызывая дискомфорта и перегрузки кисти. Таскать его удобно, он мобилен и разворотист. В комплекте поставляется ременная регулируемая плечевая лямка на быстросъёмных карабинах.
Пусковая клавиша — «электронная», с ее помощью можно управлять мощностью воздушного потока. Возможности зафиксировать пусковой «курок» в промежуточном положении, соответствующем выбранной мощности, нет. А жаль, это вообще-то удобная функция, потому что высокая мощность нужна не всегда, а постоянно «подбирать» нужный режим пальцем бывает утомительно.
Любопытно, что на рукоятке есть ещё одна кнопка, крупная, но слаботочная и без фиксации. Надпись «Turbo» на ней обозначает кратковременный режим повышенной мощности. Он бывает полезен, чтобы сорвать с места, например, прилипший к дорожке лист.
Режим «Turbo» включается, только когда нажата основная пусковая клавиша куркового типа, — простое нажатие на эту кнопку не запускает мотор. Форсаж — кратковременный, после нажатия кнопки он активируется примерно на одну секунду, после чего выключается вне зависимости от того, продолжаете вы нажимать кнопку «Turbo» или нет. Для повторного запуска форсажа нужно отпустить и снова нажать кнопку. Никаких ограничений по количеству включений — нет, хоть подряд раз за разом.
По ощущениям «Turbo» дает процентов 20 прибавки мощности — сверхъестественной эффективности от него вряд ли стоит ждать, ввиду его малой продолжительности. Но всё же функция порой весьма полезная…
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ
Непрерывная работа воздуходува на максимальной мощности и полностью заряженных батареях (без использования режима форсажа) продолжалась 20 минут. На наш взгляд, этого вполне достаточно для любительского применения «ветрогенератора» на садовом участке среднего размера — около 10 соток.
Denzel RТ300–36
Аккумуляторный триммер
Третья модель из новой аккумуляторной линейки Denzel, с которой мы познакомились, — это триммер (травокосилка с нижним расположением мотора). Как и воздуходув, триммер оснащён коллекторным двигателем, что должно по идее сделать его доступным по цене и, соответственно, конкурентным на фоне других представленных на рынке брендов.
Характеристики массы, двигателя, ширины кошения и типа применяемой лески — типичны для этого класса устройств. Попробовать новинку в работе по понятным причинам не удалось (посмотрите на фото пилы в начале статьи — снега выше колена, какая уж там трава).
Одно из преимуществ Denzel RТ300– 36 — цельная неразборная алюминиевая штанга. Не сказать, чтобы этот фактор был решающим, но многие сочтут его «плюсом» — все же жёсткость и прочность таких конструкций существенно выше и доверия они вызывают больше, чем раскладные. Но и «минус» значимый — в багажник большинства автомобилей триммер не влезет, только в салон вдоль или наискосок, или на крышу.
Нижнее расположение мотора в плане баланса компенсируют две увесистые 18‑вольтовые батареи наверху штанги, соединённые последовательно в единый аккумулятор напряжением 36 В. С одной батареей триммер, разумеется, не включается — как и вся техника этого семейства Denzel.
По состоянию «из коробки» триммер сразу готов к работе — в комплекте идёт двухслотовый зарядник с возможностью крепления на стену и заряжающий 4‑амперные батареи за 1,5 часа, а также два 18‑вольтовых аккумулятора. Шпуля заправлена леской — можно сразу начинать карательную операцию против растительности!
Двигатель закрыт кожухом полностью — вентиляционных отверстий нет. Это очень хорошо для коллекторного мотора нижнего расположения, который обычно сильно страдает и сокращает свой ресурс, работая по влажной траве или пыли.
Мотор смонтирован на шарнирной головке с шестью положениями регулировки наклона — подобрать оптимальный угол под свой рост не составляет труда.
Регулировка D‑образной вспомогательной рукоятки — безынструментальная, с помощью винта с крупной барашковой головкой. Ручку можно сдвигать по штанге и вращать радиально. Естественно, в комплекте присутствует плечевой ремень простого лямочного типа и проушина для его карабина на штанге.
Управляющая рукоятка прямая, с нижней курковой пусковой клавишей и верхней блокировочной. Контроля за оборотами нет, курок работает по принципу «Вкл/Выкл». К сожалению, какая-либо индикация об остатке энергии в батареях на рукоятке отсутствует, а на самих батареях, как и в других моделях техники Denzel, корпус слотов перекрывает диодный «показометр» и активирующую его кнопочку. Впрочем, батареи и так в ходе работы расположены вне поля зрения косильщика. Узнать об остатке заряда можно, вытащив аккумулятор из гнезда. Хотя давайте будем справедливы — для триммера это не имеет особого значения. Для цепной пилы — да… вдруг вы собрались крупную ветку отпилить? Тогда хорошо бы убедиться, что заряда хватит — а то не допилите, отойдёте заряжать батареи, а в это время ветку доломает порывом ветра и она рухнет. От травы подобной пакости ожидать не приходится.
Приятная мелочь — на корпусе батарейного блока имеется отверстие для того, чтобы триммер можно было для хранения повесить на гвоздь или шуруп, закрученный в стену.
Также на триммере установлена металлическая скоба, которая защищает от повреждения те растения, которые не нужно скашивать (например, цветы на клумбе). Кроме того, в комплекте есть дополнительные опорные колёса, они используются при подрезании краёв газона. В этом случае триммерную головку поворачивают на 90 градусов и леска вращается в вертикальной плоскости. Опора на колёса позволяет равнять края без лишнего напряжения.
Максимальная ширина прокоса — 30 см. Катушка триммера — с ударной автоподачей, полуавтоматическая. Леска тонкая, 1,6 мм — как у практически всех триммеров небольшой мощности. Такая прекрасно справляется с мягкой газонной травой и сорняками типа одуванчика, но грубостебельную растительность, конечно, не осилит — это инструмент для поддержания красивого вида уже ухоженной лужайки, а не средство для расчистки джунглей.
С парой аккумуляторов триммер весит около 4 кг — не так уж много, работать им можно и «с рук». Но при длительной эксплуатации удобнее использовать плечевой ремень, который идёт в комплекте с устройством.
Тест провели Евгений Балабас и Алексей Меснянкин
Апрель 2021 года