DeWALT DCG409 — инструмент из новой серии FlexVolt Advantage. Особенность этой линейки в том, что она намного мощнее аналогов с напряжением питания 18 В, хотя сама работает на таком же напряжении. Новую УШМ тестируем по единой с конкурентами методике и разбираем, чтобы понять и оценить конструкцию. Публикуем описание и отзывы.
DeWALT DCG409NT-XJ
Аккумуляторная одноручная бесщёточная углошлифовальная машина
АККУМУЛЯТОР И ЗУ
Модель поставляется без батарей и зарядного устройства. Отсутствие батарей в комплекте, кстати, легко определить по букве N в названии. Аккумулятор ёмкостью 5,0 А*ч и ЗУ мы взяли отдельно — они пригодны для всех инструментов DeWALT с рабочим напряжением 18 В. Подходят сюда и батареи из серии FlexVolt.
Хотя батарея и не входит в комплект поставки, мы слегка разобрали и ту, что была выдана нам для тестирования техники. Вообще говоря, такие батареи обычно не ремонтируют: чаще всего при какой-либо поломке её проще заменить целиком. И даже собрана батарея с применением винтов «торкс со столбиком», бита или отвёртка для отворачивания которых найдётся далеко не у всех.
Батарея с напряжением 18 В включает в себя пять пар ячеек (1). Ёмкость — 5,0 А*ч. Электронная плата управления — компактная, вертикальной компоновки, выполнена вместе с клеммами. От платы, кроме силовых проводов, к ячейкам идут тонкие проводники — для контроля заряда-разряда ячеек. Плата контроля состояния батареи выполнена отдельно, ведущие к ней провода защищены пластичным герметиком. В левом нижнем углу видна полоска — плавкий предохранитель (защита от короткого замыкания). Сверху и снизу он закрыт диэлектрическими пластинками (верхняя пластинка на фото снята, лежит рядом). На крышке, над предохранителем виден небольшой теплоизолирующий экран из фольги. Словом, здесь тоже всё продумано. Больше тут смотреть не на что — вся конструкция надёжно закреплена в корпусе батареи, и очень похоже на то, что возможность её разбора даже в условиях сервиса не предусмотрена производителем.
УШМ укомплектована пластиковым чемоданом, входящим в систему хранения TSTAK от DeWALT. Такие чемоданы, в частности, могут соединяться друг с другом — для удобства хранения и транспортировки.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ
Инструмент очень мощный — это видно по скорости реза. На пять резов арматуры диаметром 14 мм уходит всего 27 секунд — сегодня это самый быстрый результат, ближайшие конкуренты отстают примерно на треть (им нужно чуть больше 40 секунд). Количество резов такой арматуры при использовании батареи-«оборотня» FlexVolt (6,0 А*ч при напряжении 18 В) — 70. Расход энергии при этом относительно небольшой.
РАЗБОР И АНАЛИЗ КОНСТРУКЦИИ
Внешних особенностей, на которые сразу можно обратить внимание, у машины немало (2). УШМ оборудована сдвижным выключателем с возможностью фиксации. То есть его можно сдвинуть вперёд и удерживать при работе, а можно сдвинуть, нажать на переднюю часть — и больше не держать. Редуктор — необычной конструкции, со съёмной верхней крышкой. Кнопка блокировки шпинделя находится не на крышке редуктора, а немного ближе к двигателю. Рядом с кнопкой видна чёрно-красно-жёлтая наклейка c надписью «Perform Protect». Она обозначает усиленную защиту от пыли, шума и вибрации. Из множества других надписей на наклейках можно отметить «brushless», то есть «бесщёточный» (двигатель). XR — инструмент рассчитан на эксплуатацию с высокими нагрузками; FlexVolt — совместимость с переключаемыми батареями DeWALT с напряжением 18/ 54 В. Ещё на одной наклейке имеется пиктограмма «автоматическое торможение двигателя». В общем, определить основные особенности инструмента несложно, просто взяв его в руки. Корпус и дополнительная рукоятка обрезинены в зоне хвата. Рукоятку можно поставить в два положения — обычное исполнение для компактных УШМ. У основания УШМ, на боковинах, имеются два съёмных сетчатых фильтра, прикрывающих отверстия для охлаждающего воздуха, — сейчас такие фильтры ставят на многие «бесщёточные» УШМ.
В комплект поставки входит обрезиненная съёмная передняя рукоятка и быстрозажимная гайка, которую можно отвернуть и завернуть без ключа. Опорный фланец снабжён внутренним резиновым кольцом (3), ещё одно резиновое колечко есть на шпинделе (4).
Снимаем защитный кожух (сделать это непросто, если не знать, как). Он — с системой безынструментальной регулировки, фиксируется на шейке в восьми положениях. Повернуть его по часовой стрелке можно просто руками, для разворота против часовой нужно нажать небольшой подпружиненный фиксирующий рычажок у шейки (5). Снимается кожух только в одном положении, когда развёрнут вырезом в сторону корпуса.
Перед дальнейшей разборкой посмотрим ещё на гнездо для крепления батареи (6). Здесь внимания заслуживают две особенности. Первая — выступ для фиксирующего язычка батареи снабжён стальной окантовкой, то есть сколько ни меняй батареи, он не «сотрётся». Вторая — в салазках, по которым вставляется батарея, рядом с электрическими контактами видны небольшие резиновые вставки. Они придерживают батарею и предотвращают её дребезжание при работе.
Снимаем редуктор, а заодно и крышку с него (7). Ведомая шестерня закреплена консольно — её подшипники расположены внизу, поддержки сверху нет. Смазки достаточно, между корпусом редуктора и крышкой установлено герметизирующее резиновое кольцо. «Консольное расположение» — это сложное и редкое исполнение, уменьшающее высоту редуктора. Подобные машины оказываются удобнее при работе в труднодоступных местах. Такую конструкцию можно считать «фирменным приколом» DeWALT, она встречается на многих УШМ этой марки.
Фото (8) — соединение корпуса машины и корпуса редуктора. В отверстии на корпусе видно очередное уплотнительное резиновое кольцо (для наглядности с одного края немного вынуто из канавки), электродвигатель прикрыт пластмассовой «шайбой» — диффузором, который можно установить только в одном положении относительно корпуса. Для этого на нём имеется «ключ» — выступ, при сборке входящий в прорезь на корпусе редуктора. Кстати, машина допускает разворот редуктора относительно корпуса, достаточно отвернуть четыре соединяющих их винта. Таким образом, те, кто знает эту хитрость, могут подобрать оптимальное для себя положение диска относительно корпуса.
Теперь можно снять ротор в сборе — он легко вынимается из корпуса, а для дальнейшей его разборки достаточно отвернуть всего одну гайку. Фото (9) — «роторная часть» в разобранном виде.
Ведущая шестерня на этой УШМ не имеет никаких шпонок, удерживающих её от проворачивания. После установки на вал она просто поджимается гайкой — этого достаточно. Конструкция известная, даже если гайка ослабнет и шестерня станет проскальзывать, починить эту «поломку» можно за несколько минут. Под зубцами ведущей шестерни видно одно из двух отверстий для фиксатора шпинделя. Хотя в данном случае корректнее было бы назвать его «фиксатором вала». На УШМ с редуктором обычной конструкции такие отверстия выполняются на ведомой шестерне. Подшипники вала здесь — пылезащищённые, производства известной марки CW.
Теперь смотрим на статор (10). Снимать его незачем, для этого как минимум пришлось бы отпаять ведущие к нему силовые провода и вывернуть два винта, удерживающих статор в корпусе. Ничего интересного, ради чего это стоило бы делать, тут нет — шесть обмоток и небольшая электронная плата в глубине. На этой плате установлены датчики положения ротора (датчики Холла).
Интереснее другое. Разбираемая УШМ уже использовалась в работе и, конечно, немного «нахватала» пыли. Двигатель здесь — некапсулированный, то есть легко разбирается, но металлической пыли нет ни на роторе, ни на статоре. Лёгкие пылевые следы видны только на пластике корпуса. Это свидетельствует о хорошей пылезащите.
Переходим к «электрической части» — снимаем с рукоятки крышку, а с крышки — фильтрующую сетку, закрывающую отверстие для поступающего воздуха (11).
И первое, что видим, — очень плотную компоновку. Внутри корпуса почти нет свободного места, зато есть четыре поперечные перегородки. Сразу возник вопрос, насколько хорошо вентилируется вся имеющаяся внутри электроника — ведь общая площадь отверстий для прохода воздуха невелика. Фактически воздуху приходится просачиваться через немногочисленные и очень небольшие щели. Забегая вперёд, отметим, что после сборки этот вопрос проверили специально, поднося к фильтрующим решёткам бумажную ленточку. Выяснилось, что поток весьма мощный. Это одна из основных причин «чистоты» внутри УШМ: даже если внутрь и попадёт какая-нибудь пыль, она, скорее всего, «сдуется».
Все электронные компоненты внутри хорошо защищены, в том числе с использованием специального пластичного герметика, предохраняющего контакты от пыли, влаги и воздействия вибрации. Выключатель — в пылезащищённом исполнении (на фотографии видна оранжевая гофрированная «трубка», закрывающая его шток). В общем, всё сделано компактно и «с умом».
Отметим только ещё одну вещь, которая не имеет значения для пользователей, но не очень нравится ремонтникам. Уже при такой «неглубокой» разборке УШМ пришлось откручивать винты пяти разных типоразмеров. А это значит, что необходимо запоминать, какие из винтов куда ставить во время сборки. Впрочем, это не очень большая проблема. Да и машины такого уровня в ремонт попадают нечасто.
Тест провели Максим Грибоедов, Алексей Меснянкин и Артём Сальников
Май 2021 года