Статья подготовлена
при участии компании «Астари» –
официального дилера Honda и
лидера по продажам садовой техники
и силовой продукции Honda в России.
Среди производителей садовой и силовой техники компания Honda выделяется тем, что её продукция не только надёжна и функциональна, но и по-своему уникальна.
Буквально в любой модели Honda можно найти собственные технические решения, не встречающиеся у других производителей. Мало того, Honda — одна из немногих компаний в мире, разрабатывающая и выпускающая большой ассортимент двигателей под собственной торговой маркой и использующая эти двигатели на собственной технике. Аналоги двигателей Honda выпускают многие производители, но добиться хотя бы близкого качества им не удаётся. То же самое и с конечной продукцией — если сторонний производитель пробует скопировать даже какую-нибудь простую технику, результат оказывается значительно хуже оригинала, с сильно урезанными функциональными возможностями. Более сложные разновидности копировать вообще бессмысленно: продукция Honda — это профессиональная техника премиум-класса и коммерческого назначения, найти покупателей на дорогие «подделки» с сомнительным уровнем качества попросту не удастся.
Всё это относится и к снегоуборочной технике Honda. Ниже представлен модельный ряд снегоотбрасывателей, предлагаемых компанией на российском рынке. Для относительно простых моделей ещё можно найти близкие по внешнему виду аналоги других производителей, но и то если не вдаваться в особенности исполнения. «Топовые» модели сравнимых аналогов не имеют.
Honda HS 750 EA
Одноступенчатый шнековый снегоотбрасыватель
Одноступенчатые снегоотбрасыватели предназначены для уборки рыхлого и свежевыпавшего снега – расчистки дорожек, подъездов, стоянок. Их преимущества – компактность, маневренность и сравнительно невысокая цена. И специальный привод на колёса им не нужен – вращающийся прорезиненный шнек в процессе работы сам подталкивает машину вперёд. В силу своих конструктивных особенностей эти машины способны провести уборку практически начисто – до твёрдого покрытия.
Ассортимент одноступенчатых снегоотбрасывателей у всех производителей невелик: мало кто предлагает более одной модели. А вот уровень технической оснащённости может отличаться. Простые модели обычно оснащают электрическим приводом, «продвинутые» — бензиновым мотором. Подобные машины популярны у владельцев небольших частных загородных хозяйств – для уборки «внутренних территорий», а разновидности с бензиновым двигателем используют и коммунальные службы в городских условиях – для оперативной уборки снега с дорожек прямо во время снегопада или стразу после него.
Honda HS 750 EA – «продвинутая» модель со множеством оригинальных технических решений. Двигатель, разумеется, собственного производства, несмотря на небольшой рабочий объём, оснащён системой декомпрессии для облегчения запуска. Одной заправки бака достаточно для часа работы. Рукоятка управления легко складывается. Особого внимания заслуживают системы управления поворотом жёлоба и наклоном дефлектора: их рукоятки вынесены к оператору, регулировку положения жёлоба можно проводить прямо «на ходу». Вторая особенность — стержень для очистки машины от снега, закреплённый на рукоятке. Для одноступенчатых «снежников» это весьма редкие решения. Максимальная производительность работы этой модели по оценке компании Honda — до 50 тонн снега в час.
Honda HSS 655K1 EW
Двухступенчатый шнекороторный снегоотбрасыватель
Обычно модельные ряды двухступенчатых снегоотбрасывателей у большинства производителей состоят из четырёх–шести разновидностей, «топовая» из которых снабжена гусеницами. У Honda наоборот: HSS 655 K1 EW – единственная модель в линейке, оснащённая пневматическими колёсами низкого давления с развитым протектором. Она же считается и одной из наиболее популярных. Внешнее сходство с «обычными снежниками» обманчиво: если присмотреться, можно найти множество оригинальных решений. Двигатель, естественно, адаптирован для зимней эксплуатации, снабжён указателем уровня топлива. На машине используется полноценная коробка передач с дисковым сцеплением, с двумя передними и одной задней передачами. Переключают их рычагом, кулиса которого расположена не сзади («как обычно»), а сбоку. Рычаги управления приводом колёс и шнека размещены на одной ручке, один под другим – тоже оригинальное решение, которое позволяет без проблем управлять машиной одной рукой. Рукоятка управления регулируется по высоте. Кроме рычагов привода, на ней размещены рычаг регулировки оборотов, выключатели зажигания и фары. Причём фара с двумя режимами: дальним и ближним светом. Для регулировки направления и дальности выброса используется длинная ручка, закреплённая на дефлекторе. Решение простое, при этом оператор может изменить параметры выброса снега, не покидая рабочего места.
Регулировка положения ковша относительно поверхности тоже оригинальна. На нижней части ковша во всю его ширину закреплён скребок, кроме двух традиционных регулируемых упоров по бокам, на задней части ковша установлены ещё два упора в виде изогнутых стальных пластин. С помощью скребка можно более точно установить высоту подрезки снега относительно твёрдых поверхностей, на которые опираются упоры.
Honda HSS 655K1 ET | HSS 655K1 ETD
Двухступенчатые шнекороторные снегоотбрасыватели
Эти модели по многим параметрам близки к Honda HSS 655K1 EW, их можно отнести к одной и той же «655‑й» серии. Но на этих двух машинах вместо колёс стоят гусеницы, обеспечивающие более высокую проходимость даже в условиях гололёда. И рабочие параметры чуть выше, чем у колёсной версии: скорость перемещения на второй передаче — 0,88 м/с, производительность — до 37 тонн в час (у Honda HSS 655K1 EW — 0,72 м/с и 33 тонны в час). Кроме этого, на гусеничных снегоотбрасывателях при необходимости можно немного менять положение машины относительно гусениц. Имеется три фиксированных положения. Для уборки плотного снега и чистовой обработки ковш опускают в нижнее положение, при транспортировке и работе с высокими сугробами — поднимают. Среднее положение используют для обычных условий эксплуатации. Кстати, ещё два интересных отличия всех моделей серии — накладка на верхней части ковша для разделения сугробов и гладкий шнек. Как показывает практика, работает он ничуть не хуже «зубастых», которыми оснащены «снежники» едва ли не всех других производителей.
Между собой снегоотбрасыватели различаются только одной существенной особенностью. Двигатель на первой модели запускается вручную, на второй – имеется также возможность электрического пуска от аккумулятора. Это тоже особенность, которая не встречается на «обычных» снегоотбрасывателях: у тех электростарт обычно производится от сети, в момент первого пуска, а повторные запуски, на улице, приходится проводить вручную. Запуск от аккумулятора, разумеется, удобнее.
Honda HSS 760A ETD | HSS 970A ETD
Двухступенчатые шнекороторные снегоотбрасыватели
Эти две машины – представители крайне редко встречающихся снегоотбрасывателей с гидростатической трансмиссией. Во всём мире подобные агрегаты выпускают буквально несколько компаний. Гидротрансмиссия обеспечивает плавность хода, возможность точного выбора оптимальной скорости движения и огромный срок службы – количество изнашивающихся частей в гидроприводе минимально. Техника предназначена как для частной, так и для профессиональной эксплуатации на средних и больших площадях. Производительность – до 42 и 52 тонн снега соответственно. В качестве «живого примера» предлагаются такие цифры: участок размером с два теннисных корта с толщиной снежного покрова в 30 см «старшая» модель очистит примерно за 10 минут.
Все необходимые органы управления и контроля вынесены на панель и рукоятки. Для управления жёлобом и дефлектором используется общий рычаг – джойстик с электроприводом. Также на панели управления имеются рычаги выбора направления и скорости движения, воздушной заслонки и регулировки оборотов двигателя, выключатель зажигания, а у старшей из моделей – ещё счётчик моточасов и сигнализатор блокировки шнека. Привод и шнек включаются рычагами на рукоятках, после начала работы возможно управление одной рукой (рычаг привода шнека блокируется в нажатом положении вплоть до отпускания рычага привода колёс). Под рукоятками находятся два небольших рычажка для изменения направления движения. Машины оборудованы системой Free-Lock: в конструкции применён газовый упор, угол наклона ковша меняют нажатием рычага на левой ручке управления.
Honda HSM 1380iK1 ETD | HSM 1390iK2 ETDR
Двухступенчатые шнекороторные снегоотбрасыватели
Уникальные модели, рассчитанные на работу в любых условиях, имеют множество режимов и регулировок. Производительность — до 83 тонн в час. Машины относятся к гибридным: бензиновый двигатель приводит во вращение шнек и генератор, питающий два электромотора привода гусениц. Трансмиссия — гидростатическая. Работа всех систем снегоотбрасывателей контролируется электроникой. С помощью рычагов, переключателей и джойстиков можно задать направление и дальность выброса, выбрать скорость, установить режимы работы (в том числе — ручной режим управления или режимы интеллектуальной подстройки скорости в зависимости от нагрузки), изменить положение ковша, направление движения. Гусеничная техника и так очень маневренна, но здесь можно не просто затормозить любую гусеницу, но и заставить её вращаться в обратном направлении, обеспечив разворот на месте. HSM 1390iK2 ETDR также имеет дополнительные функции регулировки перекоса ковша — его разворота в вертикальной плоскости относительно оси ротора и систему автоматического подъёма ковша при движении задним ходом. В общем, регулируется и настраивается буквально всё, что возможно, при этом управлять машинами чрезвычайно просто. Модели предназначены для уборки очень большого количества снега на территории жилых районов, гостиничных комплексов, туристических баз.
Автор: Максим Грибоедов
Октябрь 2021 года