Какой снегоуборщик выбрать – маленький и лёгкий или тяжелый и мощный? На колёсах или гусеницах? Удобнее всего определиться с выбором, попробовав все возможные варианты в одинаковых условиях – тогда легко будет понять, как машины поведут себя в другой ситуации, и какая из низ лучше всего подойдет именно вам.
Мы провели подобный тест, сравнив друг с другом четыре машины бренда RedVerg. От двух младших, с шириной захвата чуть больше полуметра, до двух старших, которые за один проход расчищают полосу шириной 76 см. Не удалось вытащить на «ринг» средние модели, их уже не было в наличии – но они лишь подтвердили бы те выводы, к которым мы пришли, испытав то, что было в наличии.
ВИДЕО
СТАТЬЯ
RedVerg RD-SB56/7
RedVerg RD-SB53/950BS
RedVerg RD-SB76/13E
RedVerg RD-370-13TE
Для начала чуть более подробно представим участников. Совсем уж детально технические характеристики перечислены в блоках технических параметров, здесь остановимся на объяснении различий. Младшая модель в линейке – Redverg RD-SB56/7 – оснащена двигателем мощностью 7 л.с., конструктивно она самая простая – четыре передних передачи, одна задняя, только ручной запуск, предельно простая и наименее удобная регулировка направления и угла выброса. Чтобы повернуть «гуся» (выпускной жёлоб) или изменить угол наклона козырька, надо отпустить рычаги и подойти поближе к жёлобу, или перегнуться через панель управления, если позволяет рост. И ещё здесь нет фары. Можно было бы считать всё это недостатками, но во-первых, они компенсируются предельно доступной ценой – чуть больше 40 000 рублей за двухступенчатый снегоуборщик – это откровенно недорого. А функционально машина абсолютно полноценная, экономили на удобстве управления, но никак не на эффективности.
Для сравнения – следующая модель, RD-SB53/950BS. Мощность двигателя даже меньше, ориентировочно 6,5 л.с. Ориентировочно – потому что здесь «бриггсовский» мотор, Briggs&Stratton в принципе не указывает мощность в киловаттах или лошадиных силах, но известен объём цилиндра, 163 см3 – это меньше, чем у предыдущей модели. Соответственно меньше и ширина захвата, 53 см. Но зато управление выбросом – полностью с панели оператора. И повернуть жёлоб, и изменить наклон козырька можно, не отходя ни на шаг от рычагов управления. Но остановить машину всё же придётся – здесь нет блокировки рычага включения шнеков, отпускаешь рычаг – шнеки останавливаются. Так что менять настройки выброса прямо на ходу, как это свойственно многим более мощным и производительным машинам, здесь не получится.
Стоимость у этого снегоуборщика существенно выше, чем у близкого по характеристикам RD-SB65/7 – главным образом за счёт более дорогого двигателя. Моторы Briggs&Stratton стоят дороже чисто китайских, и несмотря на неоспоримый рост качества «китайцев», догнать «Бриггс» по всем показателям они пока не смогли. Неплохие, порой весьма неплохие моторы, особенно с учётом более доступной цены, но как минимум не настолько стабильные в работе и запуске, не настолько «вылизанные», чтобы снимать такую же мощность с каждого «кубика» объёма цилиндра. Кто-то ценит эти качества и выбирает Briggs&Stratton, кому-то важнее цена – и Redverg, как видим, есть что предложить каждому.
Разница в стоимости, помимо двигателя, обусловлена ещё и более удобной системой управления выбросом. Всё-таки возможность настроить нужные параметры, не смещаясь в сторону, удобна, особенно в ситуации, когда расчищаешь узкую пешеходную дорожку. Ширина ковша в 53 и 56 см достаточна, чтобы проделать в снегу проход, на котором могут аккуратно разойтись пешеходы, не отступая в снег. Но если для регулировки приходится подходить ближе к жёлобу, то неминуемо сам наступишь в снег.
Следующие две модели намного мощнее, с увеличенной почти в полтора раза шириной ковша, с повышенным количеством передач (6 передних и две задних). У них предусмотрен электростартер, позволяющий заводить двигатель от бытовой электросети 220 В. Предполагается, что снегоуборщик хранится в гараже или хозблоке, где электричество есть, и подключиться не проблема. Заводишь двигатель от розетки, а к месту уборки машина в любом случае едет своим ходом, не толкать же её вручную. Регулировка выброса полностью с панели оператора, причём тут есть различия в механизме: у колёсной отдельные рычаги, отвечающие за поворот «гуся» и наклон козырька, у гусеничной – один «джойстик», с помощью которого меняют оба параметра. И предусмотрена фиксация рычага шнеков во включенном положении при нажатом рычаге хода, то есть настраивать выброс можно прямо в ходе работы, не останавливая машину.
И главное отличие – одна из машин на колёсах, вторая на гусеницах. Вот здесь было особенно интересно сравнить, как они ведут себя в одинаковых условиях, чтобы понять, что же на самом деле дают гусеницы. Не можем отказать себе в удовольствии сразу же раскрыть карты: преимущество гусениц полностью подтвердилось.
Результаты испытаний
Исходные условия: снег слежавшийся, плотный, хоть и не промерзавший ни разу. Глубина – от 20 до 30 см. Под снегом – лёд: тест мы проводили на замёрзшем пруду, рядом с действующим катком. Те, кто расчищал каток, насыпали по его периметру бруствер высотой до полуметра, так что условия оказались весьма разнообразными и местами (как раз на этом бруствере) довольно жёсткими.
Лучшее представление о возможностях протестированных машин даёт видео (смотрите его выше). Прекрасно видно, что даже младшие модели с нетронутым снегом справляются без малейших проблем – максимум иногда пробуксовывают, но это для колёсных снегоуборщиков в порядке вещей. Кидают далеко, уверенно – опять же, так и должно быть, рыхлый снег, даже слежавшийся, шнекам поддаётся достаточно легко, и так же легко разбивается крыльчаткой ротора.
Интересно, что модель с двигателем Briggs&Stratton, несмотря на существенно меньший объём цилиндра и меньшую мощность, идёт так же уверенно. Конечно, у неё чуть поменьше ширина захвата, соответственно и нагрузка чуть ниже, но эта разница – всего лишь три сантиметра, и вряд ли она является определяющей. Скорее уж следует сделать вывод, что «бриггсовский» движок, несмотря на меньший объём, вполне сопоставим по мощности с китайским мотором на модели RD-SB56/7.
Для более мощных машин этот снег – совсем не нагрузка. Однако сугробы, которые насыпали те, кто расчищал каток, наглядно продемонстрировали разницу между колёсами и гусеницами. Как и предполагалось, гусеничная машина гораздо легче справляется с сугробами, особенно с плотно спрессованными снизу. У колёсной, чтобы отодрать нижние слои, приходится тянуть рукоятки вверх, прикладывая значительные усилия. И проходить один и тот же участок по два-три раза. И всё равно качество очистки остаётся не идеальным – это становится понятно, когда попробуешь сделать то же самое гусеничной машиной. Она ползёт вперед неотвратимо, как танк, и будто вообще не замечает то, что для колёсной является серьёзным препятствием. Для уборки именно плотного слежавшегося снега гусеничная машина однозначно удобнее.
Конечно, у гусеничной есть и свои недостатки. Во-первых, цена, этим машины при прочих равных характеристиках стоят дороже. Во-вторых, несколько меньшая маневренность – колёсную проще развернуть, у гусеничной надо прикладывать более серьёзные усилия. Впрочем, на этот случай есть механизм разблокировки левой гусеницы. На левой рукоятке, а точнее под ней, есть рычаг. Нажимаешь, и гусеницу отсоединяет от двигателя, крутящий момент передаётся только на правую. Так что снегоуборщик сам по себе поворачивает налево. Меньшая скорость движения «на перегонах» — тоже можно было бы считать недостатком. Но это всё придирки, единственный реально осязаемый минус – это цена. Но цена – закономерная плата за более высокую эффективность.
И немного общих выводов. Снегоотбрасыватель, даже самый мощный гусеничный – машина для регулярного применения. Не надо ждать от этой техники чуда: если вы покупаете её в середине или даже конце зимы и рассчитываете, что сейчас снегоуборщик с лёгкостью разобьёт накопившиеся за зиму сугробы – разочарование гарантировано. С ледяными торосами справится только многотонный трактор. При этом снегоуборщики способны разгрызть глыбу из очень плотного снега, даже близкого по своему состоянию к рыхлому льду, но при одном условии – это не должна быть монолитная стена. Иначе машина упрётся ковшом и шнеками просто не дотянется, они ведь расположены внутри ковша. Если не понимаете – попробуйте укусить стену, и всё станет очевидно.
Так что под конец статьи делимся лайфхаком. Если нужно убрать сугробы – берите металлическую лопату и разбивайте их на куски. Понемногу – разбили небольшую часть, и дальше обломки можно раздробить и перекидать в сторону с помощью снегоотбрасывателя. Это в любом случае гораздо легче, чем выполнять всю работу только лопатой, и это также намного легче, чем пытаться работать исключительно машиной, не прибегая к помощи лопаты. А вот на будущее лучше вообще не допускать образования сугробов и убирать снег регулярно. Понятно, что такое возможно далеко не всегда, но такой вариант предпочтительнее и для техники, и для оператора.
Тест провёл Алексей Меснянкин
Февраль 2022 года