Рене Шлегель, генеральный директор представительств группы Bosch в Украине, России, Белоруссии и Казахстане:
«В критической ситуации очень важно предоставлять сотрудникам (а также деловым партнёрам, поставщикам и клиентам) адекватную, правдивую и своевременную информацию, не делая скоропостижных, опрометчивых выводов.
В ситуации неопределенности ни в коем случае нельзя молчать. Не стоит, конечно же, рисовать воздушные замки, но в тоже время не следует поддаваться пессимистичным настроениям.
Реалистическая оценка – вот, что действительно хотят услышать все. Поэтому, наиболее ценны те руководители, которые умеют вдумчиво и уравновешенно оценивать сложившиеся обстоятельства, а также сохранять спокойствие и благоразумие в неблагоприятных условиях.
Те же, кто в своих объяснениях ссылаются на всевозможные внешние факторы, теряют свой статус в глазах подчиненных, поскольку вряд ли смогут решить возникшие проблемы.
Информация, которая поступает сотрудникам от руководителя, должна отвечать уровню его (руководителя) осведомленности, не больше и не меньше. И по возможности, должна содержать один наиболее вероятный сценарий развития, а не множество вариантов.
В период нестабильности, даже больше чем в спокойные времена, сотрудники хотят точно знать, куда направляется их корпоративный корабль.
Только так они смогут принимать необходимые меры и выполнять то, что от них требуется. Тем не менее, не стоит слишком часто инициировать подобные обсуждения, чтобы «кризис» не превалировал над рабочим делами.
Качество работы должно всегда оставаться на должном уровне, независимо от внешних условий. Главное, чтобы все мы сконцентрировались на выполнении своих прямых обязанностей.
Конечно, нельзя упускать из вида стратегическое и антикризисное планирование, но эффективное выполнение поставленных целей – это первостепенные задачи, которым нужно уделить большую часть времени.
Между прочим, на фоне спада общей деловой активности – у каждой компании есть прекрасная возможность осуществить давно намеченные изменения и укрепить свои рыночные позиции, ведь конкуренты нервничают, не решаются предпринимать активные действия и растерянно чего-то ждут.
С такой точки зрения, кризис можно рассматривать как новый положительный опыт для нынешних и будущих руководителей и возможность для дальнейшего стремительного развития бизнеса.
Последний, но не менее важный аспект поведения в период кризиса, это способ коммуникации антикризисных сообщений сотрудникам, поскольку от этого напрямую зависит их восприятие положения дел в компании и их собственное.
Чтобы сообщения достигли каждого сотрудника, необходимо использовать самые разнообразные средства передачи информации.
Руководство Bosch использует краткие письменные и видеообращения к сотрудникам. Кроме того, мы проводим постоянные встречи с сотрудниками в формате активного общения, чтобы охватить как можно большую аудиторию.
Bosch имеет более 50 представительств по всему СНГ, поэтому мы планируем провести интерактивную «встречу» сотрудников со всех регионов с высшим руководством в онлайн режиме, чтобы все смогли принять участие в обсуждениях.
Надеемся, что наши коллеги положительно воспримут и оценят преимущества общения в он-лайн и видеочатах, ведь в свободное от работы время все больше и больше людей обращаются к такому способу коммуникации.
Все наши действия направлены на то, чтобы сотрудники Bosch не находились в ситуации неопределенности.
Излишняя самоуверенность в нестабильный период ни к чему. Руководители не должны заявлять что «все будет хорошо», не подкрепляя такие заявления фактами. Трудные времена, конечно, заставляют нас волноваться.
Поэтому необходимо быть бдительными и острожными в своих действиях, а кроме того – внимательными и сконцентрироваться на том, чтобы принимать правильные решения.
Только эффективно построенная коммуникация доносит все эти аспекты до сотрудников».
Источник: официальный релиз компании Bosch
Октябрь 2008 г.