Несмотря на растущую популярность «чемоданчиков» (малошумных и компактных инверторных генераторов в закрытых корпусах), которые в последнее время чаще других бывают у нас на тестах, классические малые электростанции на открытых рамах востребованы по-прежнему. Они просты по компоновке, недороги, более лояльны к перегрузкам и к длительной непрерывной работе в интенсивном режиме благодаря минимуму электроники и открытой компоновке, способствующей интенсивному охлаждению. Уравновешивают эти достоинства более высокий уровень шума, размеры и вес, и менее чистое, чем у «инверторов», напряжение — но эти моменты зачастую либо являются приемлемым компромиссом, либо несущественны.
Champion GG-3301C — как раз из таких. Популярность эта модель снискала по сумме факторов. Это неплохо сбалансированный аппарат по критериям цены и мощности, при этом вплотную подошедший к некоторому разумному пределу веса и габаритов, но не перешагнувший этот «рубикон». Проще говоря, он довольно громоздкий и тяжелый, но при этом среднестатистический взрослый мужчина, не имеющий проблем со спиной, способен в одиночку грузить GG-3301C в багажник легкового автомобиля. Да и влезает генератор в «трюм» практически любого бюджетного седана, многие из которых не отличаются удобством погрузки, имея и избыточную погрузочную высоту, и узковатый проём.
ВИДЕО
СТАТЬЯ
Champion GG-3301C
Бензиновая мини-электростанция
Champion GG-3301C легко поместился в багажник Volkswagen Polo Sedan. И хотя загружать генератор приходилось под углом, засунуть его удалось в одиночку без промежуточной опоры на бампер, грозящей царапинами по краске, а также без шкрябания им о порожек нижней кромки проема багажника и о верхнюю кромку! Правда, будем откровенны – топливный бак во время погрузки был почти пустым! Не заправленный аппарат весит 46 кг, а вот полностью залитый 15-литровый бензобак способен добавить 11,5 кг, которые в такой ситуации явно будут лишними.
Конструкция Champion GG-3301C, если так можно выразиться, совершенно каноничная. Двигатель и альтернатор, соединенные валами на общей оси, помещены внутрь трубчатой рамы-«аквариума». На одной из граней этого «куба» располагается панель управления и розетки, а сверху агрегат прикрыт, как крышей, плоским и широким бензобаком. Охлаждение такой конфигурации максимально эффективное ввиду отсутствия даже малейших препятствий для циркуляции воздуха, но и шум также ничто не сдерживает.
Моноблок из двигателя и альтернатора установлен на раме через резиновые подушки, амортизационное действие которых усиливают еще и резиновые ножки на нижних трубах рамы.
Панель контроля и коммутации генератора предельно проста. Кнопка включения зажигания, вольтметр со шкалой до 300 В, лампочка сети (собственно, необязательная при наличии вольтметра), две розетки по 16 А каждая, болт заземления и выключатель нагрузки в виде самого обычного переключателя-автомата на DIN-рейку.
Запуск у генератора ручной тросовый. Усилие на тросе не сказать, что чрезмерное, но изрядное: каких-то узлов декомпрессирования для облегчения старта достаточно солидного по объему мотора тут явно нет. Управление пусковой воздушной заслонкой тоже только ручное. Рычажок «подсоса» находится над корпусом воздушного фильтра под «козырьком» бака, и к нему есть небольшие претензии. Во-первых, его наличие никак не обозначено соответствующей наклейкой или маркировкой где-то на частях генератора или на бензобаке, а сам рычажок не бросается в глаза. Кто-то из пользователей, не имеющий инструкции, может его и не заметить, и счесть, что «подсос» — автоматический, что тоже нередко встречается у генераторов. Во-вторых, даже у тех, кто своевременно обнаружил рычажок, вопросом будет его положение. Пиктограмм «открыто» и «закрыто» здесь нет.
Воздушный фильтр располагается в корпусе, который вдвое больше самого фильтрующего элемента. Возможно, его объем и форма ориентированы на подавление каких-либо резонансных шумов на входе. А возможно и нет…
Корпус фильтра открывается без инструментов, путем отворачивания винта с крупной пластиковой головкой. Под фильтром установлена металлическая решетка, которая защищает диффузор карбюратора от засасывания фильтра, что вполне вероятно у мощного мотора. Сам фильтр поролоновый, многоразовый, моющийся. На генераторе «из коробки» он сухой, поэтому перед использованием неплохо размять его, нанеся предварительно несколько капель моторного масла.
Карбюратор установлен между двигателем и воздушным фильтром жёстко, без амортизирующих резиновых проставок. Имеется пробка под ключ на 10 для слива некачественного или старого топлива из поплавковой камеры. Подачу топлива самотеком из бака перекрывает кран.
Маслозаливная горловина двигателя находится под длинной вытянутой крышкой в передней панели, но находится этот слот не напротив пробки, и откручивать её неудобно. Процесс залива еще более неудобный, обязательно нужно будет изготовить приспособление в виде воронки со шлангом, поскольку в комплекте к генератору никаких аксессуаров нет. Удобен разве что слив масла – при открытой раме отработка сливается в подставленную ёмкость путем лёгкого наклона агрегата, без риска заляпать сам генератор.
Крупный глушитель делает всё от него зависящее, чтобы подавить шум, и на малых и средних нагрузках отлично справляется. За 40-50 шагов генератор под нагрузкой звучит, как 3-3,5-литровый (субъективно, конечно) двигатель внедорожника на холостом ходу, звук негромкий и не раздражающий. Если же удастся расположить агрегат хотя бы в небольшой ямке, пусть даже на полметра ниже основного уровня грунта, то его и вовсе практически не слышно. На предельной нагрузке, конечно, шум прорывается сильнее, и с этим в полевых условиях без существенных телодвижений ничего не поделать. Разве что вырыть «окоп» глубиной в метр (предусмотрев каким-то образом приток воздуха или отвод выхлопных газов).
В случае использования генератора как источника аварийного электроснабжения в загородном доме или на даче (для чего он, кстати, хорошо подходит благодаря высокому уровню допустимых пиковых перегрузок, о чем скажем ниже), вопрос шума уходит на второй план, поскольку мини-электростанцию всегда располагают в отдельной подсобке.
Бак генератора рассчитан на 15 литров 92-го бензина. У него широкая, удобная для залива горловина, но, что гораздо важнее – есть индикатор уровня топлива! Он простейший, даже не имеющий тарировки в литрах, но зато позволяющий оперативно, одним взглядом, оценить наличие топлива, не отворачивая пробку и не извлекая фильтр-сеточку.
Обмотки альтернатора, по заявлениям производителя, алюминиевые. Выглядят как медные, но применение омеднённого алюминия практикуется очень широко, так что «медный» внешний вид не должен вводить в заблуждение. Да и весьма доступная цена наводит на мысль, что обмотки скорее алюминиевые, чем медные.
Щеточный узел ротора легко доступен для замены (регулирование выходного напряжения происходит, как у автомобильного генератора, управлением напряжением на обмотке возбуждения, куда оно подается через графитовые щетки).
Результаты испытаний
Поскольку у многих автономные мини-электростанции устойчиво ассоциируются с полевыми условиями, экспедициями и туристическими лагерями, фестивалями и экспедициями, мы вывезли Champion GG-3301C для тестирования на берег одного из притоков осенней Клязьмы. С собой у нас было… не так богато, как у парней из известного фильма, но подготовились мы основательно — 860-ваттная мультиварка, где готовилось большое полевое хрючево (гранд-омлет с беконом, помидорами и луком), плюс двухкиловаттный тепловентилятор, и к нему — 230-я «болгарка» мощностью 2,6 кВт с алмазным диском по бетону. И как обычно, наш нагрузочный стенд с тарированной нагрузкой в виде мощных ламп накаливания.
Несмотря на туговатый стартер, Champion GG-3301C продемонстрировал лёгкий и стабильный запуск как на холодную, так и на горячую. Для начала подключаем к генератору тарированную нагрузку. Для этого используются лампы накаливания с номиналами 500, 300, 200 и 100 Вт. Все они предварительно проверены ваттметром с замером реальной мощности, которая на деле всегда выше примерно на 10%. Например, шесть наших 500-ваттных ламп реально потребляли 547, 538, 558, 544, 544 и 542 Вт – то есть суммарно 3273 Вт.
Подключаем все шесть ламп – генератор устойчиво работает, выдавая 220 В. Шумит, конечно, прилично, и звук, если говорить субъективными терминами, «серьёзно напряженный». Добавляем еще одну лампу, которая имеет, согласно маркировке, мощность 200 Вт, но на деле – 210 Вт. Итого – почти 3,5 кВт при заявленном максимуме в 3,1 кВт – агрегат уверенно и продолжительно работает, не выключаясь, и без просадки напряжения.
С одной стороны, это свидетельствует о достаточно грубой настройке системы защиты, и при пользователях-«пофигистах» жизнь такого генератора может оказаться нелёгкой и не длинной. С другой стороны, при грамотных пользователях, способных контролировать уровень нагрузки (простой контроль в случае активных потребителей, и предварительный расчет в случае комбинированных активно-индуктивных потребителей, типа моторов, насосов, компрессоров), устройству ничего не угрожает. Тем более, что в инструкции расчету нагрузки посвящена отдельная страница, с приведением таблицы cosφ различной бытовой техники, на которые нужно умножать мощность в ваттах для пересчета.
Помимо способности переносить долговременную перегрузку (чего мы все же настоятельно не рекомендуем!) Champion GG-3301C допускает и еще более серьезную перегрузку, но кратковременную. В инструкции к генератору сказано следующее:
«Допускается подключение потребителей с максимальной пусковой мощностью 7 кВА». Если кВА перевести в более привычные киловатты активной нагрузки, то это целых 5,6 кВт в кратковременном пике при номинале в 2,8 кВт и максималке в 3,1 кВт. Превышение, надо сказать, весьма значительное – например, многие тестируемые нами инверторные модели демонстрировали достаточно чёткий уход в защиту, когда даже кратковременно нагрузка на 100-200 Вт превышала максимальную. А тут – аж на 2500 Вт! Подобная способность очень важна для стабильного старта мощного электроинструмента, в особенности не имеющего встроенных модулей плавного пуска. На нашем тесте Champion GG-3301C уверенно питал «болгарку» Metabo мощностью 2600 Вт с алмазным диском, которой мы резали силикатный кирпич.
Аналогично генератор тянул «спарку» в виде включенного на полную мощность 2-киловаттного тепловентилятора и мультиварку в режиме жарки (про гранд-бекон мы не шутили, в этом можно убедиться, посмотрев видео). Тепловентилятор на открытой местности, конечно, никого не согрел, для этого его надо было, наверное, привязывать к спине, но у него в рамках теста была другая задача – потреблять энергию. А уж на что он её тратит – не наша проблема, мог бы хоть на сторону продавать, никто бы не предъявил претензий!
В процессе эксплуатации отмечена некоторая особенность, свойственная широким топливным бакам небольшой высоты. В такой конфигурации бензобак чувствителен к наклону генератора при небольших остатках бензина. На неровной поверхности, что в полевых условиях более чем вероятно, генератор может перестать запускаться и работать при наличии в баке 1-2 литров бензина, тогда как при установке на ровной поверхности он вырабатывает все топливо до конца.
Тест провели Евгений Балабас и Алексей Меснянкин
Ноябрь 2022 года