Российский инструментальный бренд «Зубр» входит в число наиболее распространённых. Инструменты и оснастку «Зубр» легко найти в любом регионе, чуть ли не в каждом хозяйственном магазине – не говоря уж о специализированных инструментальных.
Недавно в программе появились две новые углошлифовальные машины серии «Профессионал». Мы испытали их, рассказываем, что между ними общего, в чём заключаются отличия, и почему они вправе претендовать на статус профессионального инструмента. Вся информация есть также в нашем видео, так что если предпочитаете смотреть, а не читать – пожалуйста!
ВИДЕО
СТАТЬЯ
Зубр Профессионал УШМ-П125-750 | УШМ-П125-1500 ЭПСТ
Одноручные углошлифовальные машины
Отличия
Для начала – в чём разница. Модели отличаются мощностью – 750 и 1500 В соответственно. Та, что помощнее, также оснащена полным набором электроники, необходимой для эффективной работы в самых разных ситуациях. У неё есть электронная регулировка оборотов с помощью вращающегося переключателя («колёсика»), плавный пуск, поддержка оборотов под нагрузкой и защита от перегрузки. В остальном инструменты идентичны.
Внешние особенности
Одна из важных конструктивных особенностей новинок – узкий корпус. Даже полуторакиловаттную УШМ-П125-1500 ЭПСТ удаётся охватить практически полностью, до смыкания пальцев остаётся совсем чуть-чуть. Преимущество узкого корпуса в более надёжном и уверенном контроле инструмента при работе двумя руками. Представьте, что вместо УШМ перед вами бочонок с ручкой, и вам надо удержать его в руках. Очевидно же, что чем бочонок толще, тем сложнее это сделать.
Многие полагают, что узкий корпус удобнее при работе одной рукой, но это на самом деле достаточно опасное заблуждение. Несмотря на то, что УШМ такого типа вполне официально называются «одноручными», работать ими необходимо, удерживая инструмент двумя руками, и за корпус, и за переднюю рукоятку – во всех случаях, когда есть такая возможность. Если рукоятку приходится по каким-то причинам снимать – держите двумя руками за корпус. Но исключительно одной рукой – только если иначе совсем никак, осознавая степень риска, который особенно велик при попытке резать. Шлифовка в этом плане чуть более безопасна, при шлифовке нет риска заклинивания диска в пропиле.
Защитный кожух изготовлен из толстого стального листа, жёсткий, с дополнительной завальцовкой по внешнему краю. Эта завальцовка не только повышает жёсткость, но ещё и позволяет устанавливать адаптеры для подключения пылесоса. Кожух фиксируется в нескольких положениях, перестановка не требует инструмента. Механизм фиксации таков, что даже при сильных ударах кожух не сдвинется с места.
Фланец прогрессивный, с рифлёной поверхностью, к которой прилегает диск, и резиновым кольцом. Фланцевая гайка обычная, под ключ. Шпиндель можно назвать удлинённым – нередко он короче, что затрудняет использование некоторых видов оснастки. Здесь же можно ставить всё, что только может предложить промышленность.
Сетевые кабели длинные, по 3,5 м даже у машинки с меньшей мощностью, в мягкой резиновой изоляции, не дубеющей на морозе. Пусковая клавиша крупная, чётко фиксируется во включенном положении и легко перещёлкивается назад при лёгком касании пальца. Включать и выключать инструмент можно даже в толстых крагах, кнопка легко «улавливается» даже через плотный спилок.
Заметные при внешнем осмотре конструктивные особенности на этом, пожалуй, закончились. УШМ вообще довольно-таки «лаконичный» инструмент, в нём не так уж много заметных без разбора интересных особенностей. Многое из того, что действительно важно, скрыто внутри – так что разбираем…
Внутреннее устройство
Главный враг УШМ – это пыль. Особенно минеральная пыль, которая образуется при резке и шлифовке камня, бетона, кирпича, плитки и других подобных материалов. Наиболее уязвимые детали – это ротор с опорными подшипниками, и статор. Через них проходит поток воздуха, охлаждающий двигатель, и этот поток несёт с собой тучи пыли. Особенно когда работа идёт в режиме «искрами к себе» (в случае с камнем или бетоном – скорее пылью к себе). То есть прямо к щелям воздухозаборника. Поэтому неудивительно, что для обработки минеральных материалов годятся только УШМ с наиболее развитой системой защиты от пыли.
При разборе обращаем внимание, что редуктор можно поворачивать относительно корпуса двигателя с шагом 90 градусов. Это позволяет менять конфигурацию – например, перенести пусковую клавишу, чтобы при шлифовке она была не сбоку, а сверху. Кому-то такой вариант может показаться более удобным, и здесь он вполне возможен.
Ротор двигателя – бронирован с обеих сторон «сеточкой» из специальных прочих нитей. Мастера постарше привыкли к сплошной заливке обмоток компаундом, однако «сеточка» защищает ничуть не хуже – на скорости в десятки тысяч оборотов в минуту она отбивает всё, что приносит воздух. И при этом не ухудшает отвод тепла от двигателя, именно поэтому сейчас повсеместно применяется именно такой вариант защиты ротора.
Задний опорный подшипник установлен в амортизирующем резиновом колпачке, который отчасти защищает от пыли. Но основную защиту обеспечивает лабиринтное уплотнение, состоящее из «колодца» в корпусе и белой пластиковой «крышки» на валу ротора. На видео есть эксперимент, когда мы резали бетон «пылью к себе» с целью оценить эффективность работы лабиринта – выяснилось, что он и в самом деле неплохо задерживает пыль, к подшипнику она не проникает.
Передний подшипник защищён практически так же, только там «лабиринт» расположен между крыльчаткой охлаждения двигателя и редуктором.
Статор плотно залит компаундом. Он не вращается, это неподвижная деталь, поэтому «сетчатое» бронирование тут неприменимо в принципе, и остаётся использовать старые и давно уже зарекомендовавшие себя решения.
Двигатель, кстати, нового поколения, не такой, как на прежних инструментах «Зубр». Он при тех же размерах более мощный, с увеличенной плотностью намотки, и рассчитан на более интенсивную работу. В ГОСТ есть такое понятие, как «класс нагревостойкости изоляции»… звучит зубодробительно, на деле же означает, до какой температуры могут нагреваться обмотки двигателя при работе. Здесь двигатель соответствует самым строгим требованиям из числа действующих в данный момент – нагрев возможен до 180 градусов, причём в длительном режиме. То есть 180 градусов на обмотках в данном случае совершенно нормально.
Результаты испытаний
Удобнее всего посмотреть видео – мы сняли УШМ в работе с разной оснасткой. Ради эксперимента попытались «задушить» двигатель УШМ-П125-1500 ЭПСТ, чтобы выяснить, как настроена защита от перегрузки. Технические специалисты компании «Зубр» говорили нам, что у этих моделей благодаря принципиально новому двигателю очень большой запас мощности, и защита включается при очень серьёзном превышении – на уровне 2300 Вт, при максимальной мощности инструмента 1500 Вт. Для проверки мы использовали шлифовальный 6-миллиметровый диск. Наваливаться пришлось практически всем весом, «задушить» двигатель получилось практически ровно на той отметке, которую нам заявляли – ваттметр показал, что инструмент отключился примерно на 2205 Вт.
Мы пробовали также шлифовать металл этим же диском, уже без такого экстремального давления, чтобы понять, насколько сильно греется редуктор. Двигатель-то может нагреваться очень сильно, благодаря высокому «классу нагревостойкости»… однако редуктор оставался довольно холодным, явно ниже 50 градусов. Какой-то вклад в это, безусловно, внесла холодная осенняя погода, но другая часть заслуги принадлежит эффективному охлаждению.
Эксперимент с резкой бетона и проверкой распределения пыли внутри, о котором мы выше уже говорили, показал, что защита от пыли здесь реализована весьма качественно. Так что машина подходит для самых разных видов работ, включая резку и даже шлифовку минеральных материалов.
В качестве короткого резюме. Младшая модель, с двигателем мощностью 750 Вт, отлично приспособлена для отрезных работ по материалам, требующим не столько высокой мощности, сколько точности и аккуратности. Шлифовка – не её конёк, и мощность невелика, и регулировки оборотов нет. Но шлифовать может даже бетон, защита здесь такая же, как и у старшей модели. А вот старшая – универсальный инструмент для широчайшего круга задач. Высокая мощность, отличная эргономика и широкий набор электронных систем позволяют применять её практически везде, где используются УШМ такого «калибра».
Вот что бы хотелось ещё увидеть в этих инструментах – так это антивибрационную переднюю рукоятку. К УШМ-П125-1500 ЭПСТ она прямо-таки напрашивается.
Тест провёл Алексей Меснянкин
Ноябрь 2022 года