Котел — сердце любой системы отопления — довольно сложный агрегат, и рано или поздно в его работе случаются проблемы. Их природа самая разная: от неверных заводских настроек и влияния пресловутого человеческого фактора при программировании системы до изменений условий эксплуатации и качества энергоносителя. Нарушение работы автономной системы отопления вполне может ухудшить климат в доме и испортить настроение его хозяину. Чтобы этого не происходило и эксплуатация котла сводилась к нажатию пары кнопок для изменения параметров работы, например температуры в комнате или воды в кране, следует регулярно проводить техническое обслуживание. Советы по сервису котельного оборудования «Вайлант» даёт руководитель технического отдела Vaillant в РФ Владимир Семушев.
Владимир, а обслуживать котел обязательно?
Даже средневековые печи регулярно обслуживали. Вы думаете, трубочисты чем занимались? Именно этим. Что уж тут говорить о современном оборудовании, где стоит не только точная топливная арматура, но и электроника. Кстати, и с сажей приходится иметь дело — при чистке дизельного котла вполне можно выгрести несколько ведер сажи.
В чем заключается техническое обслуживание котла, и как часто его делают?
Завод-изготовитель для каждого типа оборудования предписывает определенные регламентные работы (чистка, настройка, проверка функционирования) и периодичность их выполнения. В большинстве случаев достаточно обслуживания теплогенератора.
Периодичность — минимум один раз в год, как для любого газового оборудования. В зависимости от условий эксплуатации бывает и чаще. При постоянной эксплуатации котла мы рекомендуем проводить техническое обслуживание не реже одного раза в полгода: перед переходом на летний режим работы, когда фактически требуется только подогрев воды системы ГВС, и перед началом зимнего отопительного периода.
При периодичной эксплуатации котла мы советуем проводить сервис перед каждым вводом оборудования в эксплуатацию.
Может ли пользователь часть операций по техническому обслуживанию выполнить сам?
Нет, это недопустимо. Заниматься этим должен персонал, имеющий допуск к газоопасным работам и обученный работе с оборудованием Vaillant. Но ему следует наблюдать за работой системы, корректировать параметры оборудования и, когда возникают сомнения в правильности его работы, обращаться в сервисную службу. Ее обязанности зависят от условий договора, заключенного с потребителем. В соответствии с Правилами пользования газом в быту, утвержденными приказом № 86-п от 26.04.1990 г. ВО «Росстройгазификация», статьей 210 Гражданского кодекса РФ, статьями 30 и 67 Жилищного кодекса РФ: «Ответственность за безопасное пользование бытовыми газовыми приборами в квартирах, за их содержание в надлежащем состоянии возлагается на собственников и нанимателей жилых помещений». Из данных документов следует, что владелец газового оборудования обязан обеспечить надзор за оборудованием и его сохранность. Отмечу, что даже полностью автоматизированная котельная не должна оставаться без контроля.
Расскажите о сервисной службе Vaillant.
Надо отметить, что компания Vaillant — единственный производитель отопительного оборудования, предоставляющий собственный сервис в России. Правда, он действует только в Москве и области. Для четкого и оперативного реагирования на вызов клиента у нашей службы имеются автомобили, укомплектованные всеми необходимыми инструментами и запасными частями, в том числе и для компьютерной диагностики. Круглосуточно работает аварийно-диспетчерская служба.
Помимо нашей службы, на этой же территории у нас есть еще шесть авторизованных сервисных центров. Там работают специально обученные квалифицированные инженеры. А по всей стране обслуживанием техники Vaillant занимается более 70 авторизованных компаний. Наша сеть покрывает практически всю европейскую часть России и простирается за Урал до Якутии, и мы постоянно увеличиваем количество сервисных центров.
Мы стремимся сделать так, чтобы любые вопросы и проблемы, связанные с эксплуатацией нашего котельного оборудования, решались качественно и оперативно.
Известно, что отремонтировать автомобиль может любой сервис, имеющий лицензию, и это необязательно должен быть авторизованный салон. Какая ситуация с техническим обслуживанием котла?
Деятельность по обслуживанию газовых приборов в настоящий момент не лицензируется. Однако их эксплуатация разрешена только при наличии договора об обслуживании с организациями и специалистами, имеющими допуск к газоопасным работам (аттестованными по правилам безопасного проведения работ с внутридомовым газовым оборудованием). Деятельность сторонних фирм мы не контролируем, поэтому доверять им или нет выполнение работ — решать потребителю.
Что касается оборудования Vaillant, то в гарантийный период его должен вводить в эксплуатацию и обслуживать персонал, имеющий действующий аттестат Vaillant на проведение работ с соответствующим типом оборудования (выдается по прохождении обучения на базе представительства). Иначе гарантийные обязательства не сохраняются. И в случае самостоятельного монтажа, ремонта или обслуживания котла в гарантии будет отказано. В послегарантийный период, если договор с авторизованным центром Vaillant не заключен, то компания все равно не бросает пользователя на произвол судьбы, выполняя по вызову любой ремонт.
Какова примерно стоимость обслуживания по договору?
Не могу назвать конкретную цифру, так как она зависит от многих факторов — типа, мощности, состояния котла, удаленности объекта от сервисной службы, вида договора и т. п. Она также различается по регионам России. Точные затраты на техническое обслуживание определяются сервисными центрами при заключении договора.
Ваша продукция самая современная, прогресс средств коммуникации налицо — есть ли какие-то новые технологии в сервисе вашего оборудования?
Да. Компания «Вайлант» предлагает услугу по дистанционному контролю работы оборудования. Для этого надо установить на нем систему vrnetDIALOG — и тогда мы сможем, помимо прочего, дистанционно изменять некоторые параметры работы оборудования (и у потребителя может быть такое право). В случае возникновения сбоев система оповещает о произошедшем сервисную службу и владельца аппарата с помощью SMS-сообщений и по электронной почте.
Кроме того, у нашей компании работает круглосуточная горячая линия для технических консультаций. Квалифицированные специалисты всегда готовы ответить на технические вопросы. Также можно в любое время оформить соответствующую заявку на нашем сайте, на которую оперативно и грамотно ответит наш специалист.
В заключение хотелось бы поблагодарить нашего гостя за ответы и отметить, что проще заплатить за поддержание котла в порядке, чем тратить силы и немалые средства на его ремонт и восстановление. Доверив наблюдение за состоянием котельного оборудования и его обслуживание профессионалам, потребитель избавляет себя от всех «лишних» вопросов по эксплуатации и получает ожидаемый комфорт в доме.
июль-август 2009 года