Самая мощная аккумуляторная садовая самосвальная тележка Greenworks демонстрирует чудеса грузоподъемности, тяговитости и экономичности в расходовании батареи. Тестовая команда «Потребителя» испытала электротачку в условиях, на которые производитель явно не рассчитывал!
Самоходная аккумуляторная садовая тележка – аксессуар крайне редкий, такой есть в ассортименте далеко не каждого производителя садовой техники. На отечественном рынке, по сути, их предлагают только два серьезных бренда – это Makita с её 18-вольтовой DCU180Z, и Greenworks – сразу с двумя машинами, 40-вольтовой G40GC и 82-вольтовой 82GC. Иные разновидности если и встречаются, то в виде эпизодического штучного или мелкооптового завоза из Китая, и без известных массовому покупателю имен.
Greenworks 82GС — это реально могучая машина, и раз уж она попала к нам на тест, то мы никак не могли обойти ее стороной и не испытать всерьез – в том числе и за рамками дозволенного!
ВИДЕО
СТАТЬЯ
Нельзя не отметить, что порой подобный аксессуар расценивают как дикое мажорство, бессмыслицу и торжество маркетинга… Зажрались, дескать, буржуи — таким макаром уже скоро и ведру десятилитровому самоходное шасси потребуется! На самом деле это далеко не так, о чем свидетельствует немалое количество видео на YouTube от садоводов и дачников из самых разных уголков нашей страны и мира, которые с удовольствием и без какого-либо информационного давления со стороны маркетологов делают подобную вспомогательную технику своими руками, а затем активно эксплуатируют. Кто-то строит тележки-самоходки на основе бензиновых моторчиков от триммеров, а кто-то уже и на электроприводе и аккумуляторах, потому что эта техника реально облегчает жизнь и бережет спину. А спину, как известно, Бог дает нам бесплатно лишь один раз – далее за ее «ремонт» уже приходится платить, и порой по совершенно не божеским расценкам.
В транспортном положении у тележки снимается большой комплексный узел, включающий в себя рукоятки управления, блок электроники и аккумуляторный отсек с батареей. Все это демонтируется разом, после откручивания всего лишь двух крепежных барашков, удерживающих П-образные винты. После разборки рукоятка с блоком питания и управления не «отрываются от корней» полностью, а остаются связанными с тележкой толстым кабелем и просто кладутся в её кузов. После чего аппарат можно погрузить в багажник даже небольшого хетчбека со сложенной спинкой заднего сиденья (на фото – тележка внутри старичка-трудяги ИЖ-2126), и тем более – в багажник среднеразмерного или крупного кроссовера. Сделать это может в принципе один человек – вес Greenworks 82GC без батареи составляет примерно 30 килограммов. Хотя вдвоем, безусловно, удобнее и разумнее, всё же основная задача тележки – беречь вашу спину, а не наоборот!
Шасси тележки построено по той же схеме, что и у ее младшей родственницы, сорокавольтовой Greenworks G40GC. Оно трёхколесное, с ведущим передним мостом и поворотным задним вертлюговым колесом. Подвеска отсутствует – колёса жёстко закреплены на раме. Передний ведущий неразрезной мост – совершенно взрослый, как у любого рамного внедорожника. С конструкцией типа «тимкен» (любители УАЗиков поймут), с разъемным редуктором, съемными «чулками» полуосей, со сливной пробкой для замены трансмиссионного масла, с сапуном для связи с атмосферой и предотвращения выдавливания масла через сальники полуосей. Сделано реально мощно и солидно – можно было без особого ущерба упростить эту конструкцию и в плане компоновки, и в плане массивности деталей, но на мелочи, похоже, решили не размениваться, что радует.
Внутри редуктора моста установлен полноценный дифференциал, жизненно необходимый для нормальной поворачиваемости и легкого управления – как вообще, так и с учетом весьма широких шин у 82GC в частности. Как и у любого же автомобильного дифференциала, тут наличествует особенность, свойственная главному принципу работы этого узла – если одно колесо вывешивается, то весь крутящий момент приходится на него, а колесо, сохранившее сцепление с грунтом, остается неподвижным. С одной стороны, это говорит нам о том, что сильно пересеченной местности нужно избегать, но с другой – у нас же трёхколесная схема, и водитель снаружи, а не внутри! При «диагоналке», как называют это джиперы, мы просто наклоняем тележку рукоятками в сторону вращающегося в воздухе колеса, и возвращаем ему сцепление с землей.
Шины ведущего моста – 12-дюймовые, камерные, и значительно более широкие, нежели у 40-вольтовой тележки. Используется типоразмер 12X5.00-6.
Заднее подруливающее колесо свободно крутится на подшипнике и имеет двухпедальный тормоз. В том смысле, что и для блокировки, и для разблокировки нужно нажимать соответствующие педальки поочередно вниз, а не тянуть для «снятия с ручника» педаль на себя, подцепляя ее носком обуви, что гораздо менее удобно.
Крайне важно отметить, что никакой иной тормозной системы у тележки нет, а то, что имеется на заднем колесе, стоит рассматривать именно, как «ручник» для парковки на горизонтальных площадках. Поэтому двигаться с Greenworks 82GC в горку или под горку безопасно, только если уклон незначителен (по рекомендациям производителя – не более 5 градусов). Как показала наша практика, двигаться по уклонам большей градусности, конечно, можно, но лишь рассчитывая собственные силы с учетом 30 килограммов самой тележки и допустимых 100 килограммов груза. Ну и на свой страх и риск, разумеется.
Силовой агрегат тележки – весьма серьезный! Это бесколлекторный мотор с габаритами примерно с трехлитровую банку. В таких размерах двигатель однозначно обладает неимоверным запасом ресурса, ибо бесщеточники размером едва ли не с пробку от Кока-Колы давно выдают в шуруповертах на выходе редуктора крутящий момент под 40-50 Н*м. Ну а такой «бочонок», как у Greenworks 82GC – это реально нешуточная сила. Двигатель установлен непосредственно на редукторе ведущего моста и связан с ведомой шестерней дифференциала через шестеренчатый редуктор.
Отдельного внимания заслуживает самосвальный механизм. На раме тележки (сваренной из труб круглого и прямоугольного профиля и весьма жесткой на кручение и изгиб) через две шарнирные петли смонтирована еще одна трубчатая «полурама», к которой в свою очередь крепится пластиковое корыто-кузов. Тут опять же все сделано без экономии «на спичках», солидно и основательно.
Сам кузов пластиковый, толстостенный, очень жесткий. Крепится он к раме через шесть специфических болтов – с крупными прямоугольными шляпками, залитыми в пластик «корыта». Шесть крупных отверстий по периметру кузова позволяют легко крепить груз веревками – например, дрова, поленница которых может существенно возвышаться над бортами.
За подъем кузова отвечает отдельная рукоятка с курковым рычагом, который через тяговый тросик разблокирует язычковый замок, защищающий от случайного открытия кузова.
Подниматься кузову помогает газовый упор, как на задних дверях и крышках капотов автомобилей.
Результаты испытаний
Пора, наконец, перейти к органам управления и ездовым характеристикам!
Сперва, правда, машину нужно «заправить». Для этого в верхней части модуля питания на рукоятках открывается крышка, под которой находится батарейный отсек. В него устанавливают 82-вольтовую батарею на 5 или 2,5 А*ч. Там же, под крышкой, находится съемный ключ, который при необходимости извлекается, чтобы исключить использование тележки теми, кому не положено.
Крышка батарейного отсека полупрозрачная, но пластик в целом темный, и через него не видно, присутствует ли внутри аккумулятор, или нет. Также под крышкой не видны диодные сегменты индикатора заряда батареи, поскольку в процессе работы они не светятся. По этой причине дополнительный трехсегментный индикатор остаточного заряда вынесен на правую рукоятку.
После установки батареи и ключа нажимаем круглую кнопку, выполняющую роль «выключателя первой ступени». Затем смотрим на состояние двух перекидных тумблеров под влагозащитными прозрачными крышками на корпусе батарейного блока. Правый имеет два положения, обозначенные стрелками «вперед» и «назад» — это передний ход и, соответственно, задний. Левый тумблер помечен цифрами «I» и «II» — это первая скорость и вторая. На первой скорости Greenworks 82GC развивает 4,2 км/ч, на второй – 3 км/ч. А на реверсе — 2,4 км/ч.
Выбрав нужный режим движения (скорость и направление), нажимаем кратковременно на тактовую обрезиненную кнопочку на рукоятке – это еще одна ступень блокировки от случайного старта. В течение нескольких секунд после нажатия можно давить «гашетку» — лепесток, управляющий пуском двигателя на правой рукоятке. Двигатель оборудован системой задержки от случайного касания (кратковременное нажатие не вызывает старта), а также системой плавного пуска – тележка набирает обороты медленно, исключая рывок – как в пустом состоянии, так и в загруженном. В общем, количество рубежей безопасности на 146% исключает какие-то нештатные ситуации и потерю контроля.
Левая рукоятка – простая, обрезиненная, предназначенная чисто для физической рулёжки.
Сегодня многие сетуют, что даже у техники и инструмента, которые относятся к профессиональному сегменту, нет должного, по их мнению, запаса прочности. Что конструктив находится на грани допустимого. И это действительно отчасти так – «по-советски», щедро отвешивая металл и пластик с двойным или тройным резервом надежности, увы, уже не делают… Тем не менее, тележка Greenworks 82GC из линейки Professional, реально порадовала «советским» (в самом хорошем смысле этого слова!) подходом к проектированию – это действительно силовая техника, готовая не только к работе в пределах штатных характеристик, но и со значительной перегрузкой.
Первое, что мы проделали – это наполнили тележку с серьезным перегрузом и попытались выяснить пробег на полном заряде аккумулятора емкостью 5 А*ч. В «корыто» уместились вповалку двое коллег тестовой команды «Потребителя», что составило около 150 килограммов при допустимых 100, и под управлением третьего поехали по проселку средней степени горбатости.
И кузов, и шасси с легкостью выдержали полуторакратный перегруз – никаких раскачиваний от скручивания рамы, посторонних звуков и т.п. – а вот пассажиры тачки не выдержали! Двадцать минут езды, за которые было пройдено 1,3 км, не сожгли и одного деления из четырех светодиодных сегментов на батарее.
Чтобы выяснить полный запас хода на одной батарее, пришлось провести отдельный эксперимент. Тачку загрузили до заявленных 100 кг, прикрепили к забитой в землю трубе, наподобие того как привязывают козу, и заклинили пусковую кнопку, чтобы она бегала по кругу. Результат впечатлил – она пробегала почти два часа – 1 час и 50 минут, если быть точным. Причем по мягкому грунту, на твердом покрытии проработала бы ещё больше, там сопротивление катящимся колёсам меньше.
При заявленной скорости 4,2 км/ч получается, что тачка «накрутила» почти 8 км (7,7 км, если уж быть точным). В непрерывном режиме, без единой остановки, с полной нагрузкой, на одной батарее. То, что результат нас впечатлил – это очень мягкая формулировка. А если учесть, что за эти два часа можно гарантированно зарядить запасную батарею (или даже две, ЗУ на 82 В двухслотовое), то получается, что с двумя аккумуляторами она может работать практически непрерывно. Это с лихвой хватит не только на всевозможные любительские садово-усадебные задачи, но и на суровую профессиональную эксплуатацию!
Затем мы подняли градус безумия, и попробовали буксировать с помощью тележки автомобиль. Nissan Tiida вполне поддался – главное, чтобы телега была нагружена, поскольку тридцать килограммов пустой тачки, конечно же, не позволяют колесам получить достаточное сцепление с грунтом. Однако, с человеком в кузове Greenworks 82GC уверенно, хотя и неспешно, потянула на тросу пустой автомобиль!
Ну и наконец, апофеоз безумия – пробуем завести двигатель автомобиля с рывка! На этот раз в роли буксируемого авто с воображаемо-разряженным аккумулятором выступил ИЖ-2126 — тот самый, который демонстрировал ранее возможность перевозки электротачки в багажнике компактной машины. Потому что у него передняя проушина всегда наготове, в отличие от иномарок, где она съёмная.
Цепляем, включаем зажигание, тянем, включаем первую передачу и бросаем сцепление – классика запуска «на галстуке». Greenworks 82GC забавно буксует в момент скачкообразного возрастания нагрузки, и жигулевский 1,6-литровый мотор легко запускается! Вот такой прыти мы от тачки не ожидали. Откровенно говоря, мы и на буксировку автомобиля-то не особенно рассчитывали.
Выводы: садовая аккумуляторная тачка Greenworks 82GC – отличный помощник для каждой русской женщины. Той самой, что и коня на скаку, и в горящую избу…
Тест провели Евгений Балабас, Любовь Балаболина и Алексей Меснянкин
Июнь 2022 года