Конструктивно этот инструмент от Metabo — нечто вроде маленькой дисковой пилы, только без подошвы. Или же гибрида дисковой пилы и УШМ, если учесть тип применяемой оснастки — отрезные и шлифовальные круги, абразивные и алмазные. Область применения — резка тонколистовых и не очень толстых материалов, шлифовка «по месту», работа в труднодоступных местах и в неудобном положении. По сфере деятельности инструмент занимает промежуточное положение между угловыми шлифовальными машинами и прямыми шлифовальными машинами, или гравёрами.
Metabo CC 18 LTX BL
Аккумуляторная угловая шлифовальная машина
В ходе испытаний мы первым делом попробовали инструмент в автосервисе, для резки головок крепежа. У друзей из @cardoc как раз на ремонте стоял старый «Форд фокус», на котором меняли подвеску, и некоторые винты уже настолько закисли, что их проще было срезать, чем пытаться открутить. Будем объективны: именно в автомобильной мастерской и именно по такой работе этот «малыш», конечно, применим, но производительность у него ниже, чем у обычной «болгарки» (что и так очевидно). Поэтому в условиях, когда доступ к крепежу не затруднён и до него можно дотянуться обычной УШМ, подобная «нано-УШМ», естественно, проигрывает. Но если учесть её малый вес и компактный размер, понимаешь, что есть сферы применения, где она окажется действительно незаменимой. Так, она пригодится электромонтажникам, которым приходится работать с профильными изделиями из оцинкованного листа. Лотки, короба, элементы креплений, шпильки, болты — при монтаже всего этого хозяйства очень часто приходится работать над головой, и периодически возникает нужда что-то отрезать по месту. Каждый раз спускаться со стремянки и идти за УШМ — неудобно, а CC18 настолько компактна, что легко поместится в карман поясной сумки, и потому всегда под рукой. В списке доступной оснастки есть также алмазные диски для сухого реза, так что плиточникам она тоже пригодится в ситуациях, когда надо что-то подрезать по месту. Есть также алмазный диск универсального назначения, которым можно резать различные материалы, не отвлекаясь на замену оснастки. А есть ещё и лепестковые шлифовальные круги… и тут мы снова приходим к пониманию, что лёгкий и компактный инструмент, который способен резать и шлифовать массу всего, незаменим в качестве вспомогательного в слесарной или автомастерской. Иногда бывает нужен инструмент мощнее, чем гравёр, но более «тонкий» в работе, чем УШМ. Например, чем резать болты М6? Специальный резак кусает до М5, гравёром — долго, а УШМ — это из серии: «… если близко воробей, мы готовим пушку». Так что СС 18 — это прекрасный вариант вспомогательного варианта в паре к УШМ. Примерно как осциллирующий инструмент (мультитул, он же реноватор) — сам по себе имеет относительно ограниченное применение (в плане объёма выполняемой работы, а не количества решаемых задач), но иной раз без него как без рук.
Конструктивно инструмент устроен очень просто. Перед его разборкой снимаем пластиковую крышку с защитного кожуха диска. Эта деталь как раз и позволяет более безопасно работать в стеснённых условиях, когда лицо оператора находится ближе к зоне резания, чем обычно. Защитный кожух крепится на три самореза к корпусу.
Защитный кожух здесь составной — помимо «основного», стального, есть ещё и съёмный «вспомогательный» из пластика. Он закрывает тот сектор, который обычно у УШМ открыт, и сильно сокращает разлёт искр
Под прижимным кольцом — пластинчатая пружина фиксации положения защитного кожуха. Пластиковый корпус состоит из двух отдельных деталей: блок двигателя и редуктора и блок с рукояткой удержания и электроникой. Притом корпус редуктора и двигателя разбирается в первую очередь и отдельно, туда можно добраться, открутив всего четыре самореза. Отметим, что здесь есть редуктор! Он очень простой, всего две шестерни, они почти равны — 15 и 20 зубьев, соотношение 1,33, обороты на вторичном валу понижаются. Разобрать бесщёточный двигатель не удалось, тут диаметр ведомой шестерни больше, чем отверстие в плате управления. Шестерни в таких случаях просто насаживают на вал ротора, поэтому без нужды их лучше не трогать, а если трогать, то ставить новую, поскольку старая может уже проскользнуть.
Вторичный вал, как и ротор, стоит на шариковых подшипниках. Конструкция с вторичным валом имеет свои преимущества. Во‑первых, смещается ось диска относительно оси двигателя и тем самым повышается глубина пропила. А во‑вторых, полностью снимаются статические и динамические нагрузки на опорные подшипники ротора, их воспринимают уже подшипники вала. Поменять подшипники на вторичном валу при таком лёгком доступе, как в СС18, — задача буквально десяти минут, даже с запасом.
Вскрытый корпус. Отчётливо виден редуктор. Передаточное отношение у него «слабо выраженное», он нужен в первую очередь для смещения оси диска в сторону от оси двигателя, чтобы увеличить глубину реза
Электроника выполнена единым блоком, кнопка «Пуск» простая двухпозиционная, но герметичная. Эргономика и рычаг пусковой кнопки повторяют эргономику УШМ, только с очень тонкой и удобной рукояткой.
В моей мастерской есть множество различных типов инструмента для обработки металла, от плазмореза до ленточного напильника. Есть гравёры и ПШМ, не считая УШМ разных видов. Но и такой инструмент, уверен, не залёживался бы на полке.
Есть ещё одна возможная область применения — подтачивание в полевых условиях садового инструмента. Общая компоновка СС18 такова, что решать с её помощью такие задачи будет куда проще, чем любым другим инструментом.
Благодарим автосервис @cardoc за помощь в проведении теста.
Российский сайт Metabo («Метабо Евразия»): www.metabo.ru
Автор: Дмитрий Сидоров.
Обзор опубликован в объединённом выпуске «Лето-осень 2020» (№3’2020)
журналов «Инструменты» + «Всё для стройки и ремонта» + «GardenTools»
серии «Потребитель».
Архив всех выпусков в pdf-формате смотрите здесь.
Сентябрь 2020 года