Торговая марка Denzel «начиналась» с силовой техники, сейчас в ней представлен и электроинструмент, в том числе аккумуляторный. Мы разобрали два новых шуруповёрта Denzel — BLDL IB 18 02 с бесщёточным двигателем и CDL IB 18 02 с коллекторным мотором. Предлагаем вашему вниманию статью с анализом их конструкции, публикуем наши отзывы.
Denzel BLDL IB 18 02 | CDL IB 18 02
Аккумуляторные дрели-шуруповёрты
АККУМУЛЯТОР И ЗУ
Начнём с бесщёточной Denzel BLDL IB 18 02. В комплекте с инструментом идёт прозрачная пластиковая коробочка с набором основных бит длиной 25 мм, битодержатель и шесть самых простых свёрл по металлу диаметром от 2 до 8 мм (1). Также в комплекте, как это практически всегда бывает именно с шуруповёртами, есть зарядное устройство (2) с заявленной на этикетке потребляемой мощностью 65 Вт. В реальности мощность зависит от условий заряда, и в случае с шуруповёртом она не превышает 45,3 Вт (то есть даже существенный запас по мощности остаётся). Сила тока на выходе достигает 1,7 А, среднее время заряда (по данным четырёх измерений) — 44 минуты. При этом заявленное время заряда — 60 минут.
Аккумулятор (3) литиево‑ионный (кто бы сомневался), слайдерного типа, с заявленной ёмкостью 1,5 А*ч. Максимальный заявленный ток разряда указан как 30 А — для шуруповёрта это очень много, такой ток характерен для более мощных инструментов, вроде аккумуляторных УШМ. Насколько нам известно, у Denzel уже есть «болгарка» под круг 115 мм, вот для неё 30 А — вполне нормально.
Ёмкость аккумулятора измеряли на токе разряда 10 А (на всякий случай напоминаем, что ёмкость — величина не постоянная, она обратно пропорциональна току разряда — чем больше ток, тем ниже ёмкость). Реальная ёмкость одного из «комплектных» аккумуляторов составила 1,27 А*ч, другого — 1,29 А*ч. Несоответствие заявленным данным не должно смущать, был бы тут злой умысел — разница была бы гораздо больше. Здесь она объясняется несколькими факторами: реальная ёмкость каждой ячейки всегда «плавает» в небольших пределах, плюс эффект падения ёмкости со временем (а батареи, судя по этикетке, сделаны больше года назад, в сентябре 2019‑го). К тому же влияние тока разряда: при 1 А ёмкость была бы ближе к заявленным 1,5 А*ч. Но мы взяли ток, который характерен для работы шуруповёртов под нагрузкой. Разница между измеренной и заявленной ёмкостью характерна для всех производителей, но она обычно небольшая, как в данном случае, в пределах десятых долей ампер-часа. Также надо сказать, что аккумулятор считается исправным, пока у него ёмкость сохраняется на уровне не ниже 60% от заявленного значения.
Вся плата аккумулятора с широкими дорожками для силовых контактов, к тому же они имеют сквозные металлизированные отверстия (4), это улучшает отдачу тепла от платы. Индикация уровня заряда состоит из трёх светодиодов зелёного цвета, и уровень заряда виден, когда аккумулятор находится на зарядном устройстве, поскольку индикация при помощи блока световодов визуализируется сразу в двух местах (5).
ВНЕШНИЙ ВИД
Сам инструмент имеет металлический одномуфтовый патрон с диаметром зажима от 1,5 до 13 мм и двухскоростной редуктор, при этом вместе с маркировкой скорости указаны символы сверления — на второй скорости и заворачивания — на первой. Есть подсветка зоны работы, светодиод расположен в нижней части, возле аккумулятора, предусмотрен также крюк для крепления на пояс, что удобно при монтажных работах.
РАЗБОР
Удивительное дело — конструкторы создали инструмент, у которого можно вытащить ротор двигателя через заднюю крышку (6), при этом будет виден статор бесщёточного двигателя и три датчика Холла в глубине на плате управления. Очевидно, что обслужить такую конструкцию не составляет труда — респект неизвестному инженеру!
Далее нужно открутить четыре винта со стороны патрона и винты корпуса, чтобы раскрыть инструмент (7). Внутри комбинированная кнопка-пуск (8), рассчитанная на 36 В и 30 А, то есть на 1080 Вт. Очевидно, что этот узел имеет хороший запас по мощности, поскольку даже в теории аккумулятор из комплекта не может выдать более 600 Вт мощности. Полностью герметичный блок электроники (9) расположен в нижней части, в районе аккумулятора.
Переключатель скоростей обратного типа (10), фиксируется в выбранном положении стальной пружиной. Понижающий редуктор планетарного типа на трёх сателлитах, каждый сателлит имеет свой игольчатый опорный подшипник (11). Блокировка коронной шестерни при включении первой скорости осуществляется через стальные элементы (12). Муфта автоматической блокировки патрона на два ролика, при этом внутренняя её часть входит в зацепление через торцевые зубья (13) в металлический корпус редуктора (14). Он состоит, как обычно, из двух частей, собранных на винтах. Задняя — пластиковая, а передняя, самая нагруженная, изготовлена из алюминиевого сплава — отличное решение. Главный вал опирается на два шариковых подшипника 689Z (15).
Сам инструмент выполнен «на твёрдую пятёрку», без всяких компромиссов, и, безусловно, имеет право находиться в ряду самых достойных представителей инструментов бытового класса.
Теперь рассмотрим вторую модель. Комплектация та же, характеристики практически такие же, ключевое отличие — обычный коллекторный двигатель вместо бесщёточного. И соответственно, значительно более доступная цена. Посмотрим, есть ли другие отличия.
АККУМУЛЯТОР И ЗУ, ВНЕШНИЙ ВИД
Аккумулятор и зарядное устройство полностью идентичны таковым у Denzel BLDL IB 18 02, поэтому сосредоточимся на описании самого инструмента. Шуруповёрт классической школы конструирования, именно так выглядели базовые модели известных брендов 10–15 лет назад… а в некоторых случаях и сейчас. Корпус из неармированного полиамида, предусмотрены места для крепления монтажного крюка и светодиод подсветки рабочей зоны. Впрочем, и крюк, и светодиодная подсветка такие же, как и у бесщёточного «собрата». Отличие — в патроне: здесь он тоже одномуфтовый, но с пластиковой обоймой, не цельнометаллический. Кстати, патрон с диаметром зажима до 13 мм – уже само по себе неплохое конкурентное преимущество обеих моделей, более распространены 10-миллиметровые.
РАЗБОР
Для разборки необходимо открутить четыре самореза со стороны патрона, которые удерживают декоративную накладку в районе редуктора (16), под ней есть ещё один саморез, и если не открутить его, то рассоединить корпус не получится. Откручиваем все винты и располовиниваем корпус (17).
Кнопка «Пуск» силовая (18), рассчитана на напряжение до 24 В и ток до 20 А, то есть максимальная мощность здесь меньше — 480 Вт. Если честно, больше и не нужно, текущих значений хватит даже с запасом.
Двигатель постоянного тока, тип RS‑775S (19), производства Ningbo Liangye Electric Appliances Co., Ltd. Судя по заявленному крутящему моменту (40 Н*м), двигатель, действительно, мощный. На проводах питания установлено два ферритовых кольца (20) для защиты от помех. Щётки медно-графитовые (21), благодаря чему мотор может работать с пиковыми токами, которые способны отдавать современные Li-Ion-аккумуляторы с одним рядом ячеек. Ещё обязательно упомянем сменную шестерню на роторе (22), которая, по сути, отвязывает двигатель от шестерни инструмента. Этого в своё время очень не хватало мастерам сервисных центров, для них это, безусловно, благо. Ну а для пользователя — возможное упрощение и удешевление ремонта.
Редуктор с механизмом прямого переключения скоростей (уже не существенно, прямой или обратный механизм, конструктив давно отработан — а когда-то обратный был более надёжным), рычаг переключателя пластиковый, с пластиковыми пружинами фиксации положения и двумя спиральными пружинами до включения скорости (23). Понижающий редуктор планетарного типа, с тремя сателлитами (24), его коронная шестерня установлена достаточно туго, не люфтит. Под понижающим редуктором расположен механизм переключения передач, хорошо известный по многим распространённым моделям шуруповёртов 20‑летней давности, но с некоторыми изменениями. Например, зубьев коронной шестерни, которые входят в зацепление с пластиковыми зубьями корпуса редуктора (25), намного больше, и они закруглены, чтобы снизить вероятность попадания «зуб в зуб». Это одна из причин износа и выхода из строя данного узла, даже если пользователь переключал скорости, только убедившись в полной остановке вала.
Муфта автоматической блокировки патрона современного типа, на шесть блокирующих роликов (26), пластичная пружина, расположенная сверху внутренней части муфты, служит для целостности узла при его сборке на фабрике. Стоит обратить внимание на толщину внешней части этой муфты (27): расколоть такую толстую деталь очень сложно даже при разборе патрона с помощью имбусового ключа — метод распространённый, но не корректный.
Ведомый, или главный, вал опирается на два шариковых подшипника 6800Z (28).
По итогам разбора и изучения конструкции смело можем заявить, что если этот инструмент использовать именно как бытовой (а он так и позиционируется), то он с лихвой перекроет любые требования, которые обычно предъявляют к такому типу инструмента. В ряде случаев спокойно может выполнять и вполне профессиональную работу.
Официальный сайт Denzel: denzel-power.ru
Автор: Дмитрий Сидоров.
Статья опубликована в объединённом выпуске «Зима 2020/2021» (№4’2020)
журналов «Инструменты» + «Всё для стройки и ремонта» + «GardenTools»
серии «Потребитель».
Архив всех выпусков в pdf-формате смотрите здесь.
Январь 2021 года