Аккумуляторная УШМ — инструмент не новый, но до сих пор недооценённый широкими массами. С дрелью, перфоратором или шуруповёртом проще — в принципе понимаешь, чего от них ожидать. Другое дело — «болгарка на батарейках».
На сколько хватит их заряда и какой объём работы можно выполнить таким инструментом? На что он вообще способен? Игрушка ли это дорогущая или полезный и эффективный инструмент?
Рынок аккумуляторных УШМ машин очень узок. У некоторых производителей продажи в России носят единичный характер (Hitachi), другие, наоборот, заявляют о достаточно ощутимом спросе (Metabo и Milwaukee). По мнению некоторых специалистов общий объём российского рынка такого инструмента оценивается примерно в десять тысяч штук в год. Не так уж и мало для столь плохо изученного инструмента, но сразу возникает вопрос: а кто их вообще покупает?
Мы попросили несколько компаний, в чьём ассортименте присутствуют аккумуляторные УШМ, ответить на вопрос: «Кто является целевой аудиторией для этого инструмента?» Вариантов ответа, по большому счёту, оказалось всего три. Первый и самый популярный: «Не знаем, мы таких исследований не проводили». Второй: «Предполагаем, что различные криминальные элементы». Наконец, третий, наиболее полезный: «Сантехники». И это вполне логично: когда работаешь где-нибудь в подвале, то подключиться к электричеству порой бывает проблематично. Тянуть удлинитель от чьей-то квартиры? Скорее всего, не позволят хозяева. От распределительного электрощита тоже нельзя. Возить с собой генератор — как минимум хлопотно, он громоздкий и стоит недёшево. Если надо буквально в одном-двух местах отрезать трубу, то гораздо быстрее и проще сделать это аккумуляторным инструментом, не теряя время на поиски источника электричества. Вполне логично, что среди специалистов‑сантехников аккумуляторные УШМ уже успели завоевать и серьёзную репутацию, и популярность.
ЧТО ТЕСТИРОВАЛИ?
Самые популярные УШМ — из 18‑вольтовых линеек под круги диаметром 125 мм. Их мы и решили взять на тест. Некоторые сложности возникли при выборе ёмкости аккумуляторов — у большинства производителей эти машины укомплектованы батареями ёмкостью 4 А*ч, но есть варианты на 5 А*ч (Milwaukee) и даже на 5,5 А*ч (Metabo). Здесь сразу возникает конфликт интересов — если брать только штатные батареи, то сравнение будет выглядеть неполным. Невозможно отличить, чем обусловлен больший объём выполненной работы, если сравнивать модели с разной ёмкостью батарей. То ли именно ёмкостью, то ли используемыми технологиями, позволяющими расходовать заряд более эффективно. Если оценивать заложенные в инструмент аккумуляторные технологии, то логично брать батареи одинаковой ёмкости и смотреть, будет ли какая-то разница в результате.
С этой дилеммой мы разобрались очень просто — решили, что при наличии штатных аккумуляторов с ёмкостью отличной от 4 А*ч берём на тест сразу два комплекта батарей — и штатные, и «четырёхамперники». Это позволяет и выявить эффективность их работы (сравнивая одинаковые по ёмкости), и показать, за что в итоге платишь, покупая более дорогой инструмент с аккумуляторами повышенной ёмкости.
Основной целью было определить возможный объём работы, на который хватит заряда батареи. Поскольку нам уже назвали сантехников в качестве достаточно представительной группы пользователей аккумуляторных УШМ, то мы решили, что резать будем стальную трубу «ходового» размера (внешний диаметр — 34 мм, толщина стенки — 2,8 мм).
Сразу же пришлось решать непростой вопрос — как убрать все субъективные факторы, способные повлиять на результат? Вариант закрепить УШМ в стойке, чтобы исключить боковые нагрузки, пришлось отвергнуть — у него есть сразу несколько недостатков. Первый — работа в стойке предполагает совершенно другую технику резки, которая в реальной жизни применяется очень редко. Второй — резко растёт расход кругов, потому что если резать вручную, с обводкой, то работать можно даже кругом с остаточным диаметром порядка 75 мм (проверено, и не раз). При работе в стойке износ круга уже до 100 мм не позволяет полностью отрезать выбранную нами трубу, особенно если на УШМ используется быстрозажимная фланцевая гайка, которая больше обычной по диаметру. Можно, конечно, вращать заготовку, но тут проявляется третий недостаток — растёт общая продолжительность теста. И без того только на сами испытания ушло почти две недели. А если ещё и УШМ каждый раз закреплять в стойке, потом снимать…
Оценив эти недостатки в сумме как неприемлемые, решили, что резать будем вручную. Просто повторяем каждое испытание по три раза, усредняя и округляя до целого полученные результаты. В дальнейшем стало понятно, что это правильный подход. Разброс результатов между разными моделями и между разными подходами в рамках теста одной модели подтвердил достаточную точность выбранного метода. Хотя здесь, естественно, оказывали влияние и качество используемых кругов (точнее, разброс качества), и пресловутое «дрожание рук». Но, повторив одно и то же испытание несколько раз, мы добились максимально объективных результатов.
ЧЕМ ТЕСТИРОВАЛИ
Кстати, о кругах. При планировании теста мы решили, что будем использовать одинаковую «расходку» для всех испытываемых моделей. И, кроме того, это будет продукция компании, у которой нет собственной линейки электроинструмента. Выбор вполне логично пал на круги российского производства: Luga Extra (Лужский абразивный завод, г. Луга) и IsmaFlex («ИСМА», г. Иваново).
Для испытаний взяли круги толщиной 1 мм, вполне обоснованно полагая, что чем тоньше круг, тем больше объём выполненной ими работы. В ходе теста фиксировали количество резов, причём не только общее, но и выполненное каждым кругом, а также их остаточный диаметр и общее время резки. Обратите внимание: в опубликованных в этой статье диаграммах приведены усреднённые результаты. Полная версия, с указанием цифр по каждому отдельному кругу, доступна в виде таблицы по ссылке, указанной на следующем развороте.
Относительно «криминальных элементов». Когда мы приступали к этому тесту, нам предъявили претензию, мол, мы популяризируем применение инструмента для целей, идущих вразрез с действующим законодательством. Проще говоря, учим несознательных граждан резать замки и решётки. На наш взгляд, это примерно то же самое, что обвинять оружие в том, что оно убивает. Хотя вообще-то убивает не пистолет, а тот, кто держит его в руках. К тому же, если не изучать вопрос, то аккумуляторные УШМ рискуют так и остаться в массовом сознании инструментами, популярными только в криминальных кругах. А сантехники и представители других рабочих профессий останутся без ценной для них информации. Поэтому было решено — тест проведём!
СПАСИБО ВСЕМ!
Редакция выражает признательность компаниям, чьё активное содействие помогло нам провести этот тест:
Заводу «ИСМА» (www.isma.ru) — за предоставленную больше чем на две недели лабораторию, отрезные и шлифовальные круги и полную свободу действий. Отдельно выражаем искреннюю благодарность директору завода Александру Александровичу Андрианову — за его бесконечное терпение.
«Лужскому абразивному заводу» (www.abrasives.ru) — за предоставленные для испытаний отрезные и шлифовальные круги.
Компаниям FLIR (www.flir.ru) и «Пергам» (www.pergam.ru) — за предоставленные для испытаний токовые клещи FLIR CM83 и тепловизор FLIR T660. И заодно за безграничное доверие. Всё то время, что тепловизор был в распоряжении редакции, авторов статьи не покидало желание пристегнуться к кейсу с прибором наручниками и проглотить ключ. Пожалуй, было большой ошибкой поинтересоваться его стоимостью при получении — это нужно было сделать, когда возвращали прибор, крепче спали бы (стоимость нового FLIR T660 в феврале 2016 года превышала 40 000 долларов США).
А также всем компаниям, предоставившим УШМ для тестирования. Мы понимаем, что каждый подобный тест всегда несёт в себе риски получить не те результаты, на которые рассчитываешь. Опыты теста абразивов показали, что такое происходит достаточно часто. Поэтому само согласие принять участие в испытаниях и отсутствие попыток изменить полученные результаты в выгодную для себя сторону мы рассматриваем как подтверждение «честной игры»: это значит, что компания не пытается обманывать своих клиентов, преувеличивая возможности предлагаемого ему инструмента. И мы искренне уважаем их за такой подход!
ПРОГРАММА ИСПЫТАНИЙ
Измерение максимального количества резов на одном заряде аккумулятора
В этом тесте мы задействовали сразу два аккумулятора, чередуя их после каждых трёх резов. Смысл такой «перетасовки» в том, чтобы по возможности исключить перегрев батареи. Впрочем, мы провели отдельное испытание с целью понять, в какой момент наступает перегрев и как он влияет на возможный объём выполненной работы. Для этого резали без замены аккумулятора, считая количество выполненных полных резов. После отключения УШМ изза перегрева источника питания делали перерыв. И потом предпринимали ещё одну попытку. Только после этого аккумулятор считался разряженным.
Оценка эффективности шлифования
Мы использовали бакелитовые шлифовальные круги двух типов: толщиной 3 мм (Luga Extra) и 6 мм (IsmaFlex). Работали одним аккумулятором от начала и до конца, пока он не разряжался полностью, без остановок. Перерывы делали только в том случае, если инструмент отключался изза перегрева батареи. Шлифовали торец толстой стальной пластины, измеряя потерю веса круга и вес снятого металла, а также фиксируя время работы. Усилие нажима подбирали таким образом, чтобы процесс шёл наиболее эффективно — это несложно оценить по звуку и виду потока искр. То есть не «передавливали» инструмент, в этом не было смысла. При остановке, вызванной перегревом батареи, давали ей остыть и после этого делали ещё один подход.
Оценка влияния низких температур на работоспособность аккумуляторов
Нам хотелось выяснить, как на практике влияют низкие температуры на работу батарей. Из теории известно, что у аккумуляторов должна ухудшаться способность отдавать большой ток. Но производители инструмента стараются бороться с этим явлением, потому что среди пользователей аккумуляторных инструментов встречаются, к примеру, нефтяники, которым нужно работать и в сильный мороз. Если инструмент не теряет свои рабочие качества на холоде, то это весомое конкурентное преимущество. Но есть ли оно, и если есть, то как проявляет себя?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы поместили по одному аккумулятору в морозильную камеру на ночь. А на следующий день приступили к шлифовке, сравнивая работу холодного и тёплого аккумуляторов. Результаты показаны на диаграмме, и картина практически идентична для всех моделей — объём работы на замороженном аккумуляторе меньше в среднем примерно на 19 %.
Все испытываемые УШМ вели себя в ходе этого испытания похоже. В самом начале наблюдалась явная «просадка» — при попытке усилить нажим обороты падали, аккумуляторы явно не могли выдать большой ток. Но через какое-то время они прогревались, и дальше их поведение ничем не отличалось от поведения прогретых. Разница лишь в том, сколько времени требовалось каждой модели на прогрев. Наиболее заметная разница между холодной и тёплой батареями у «Энкора», здесь прогрев длился дольше всего, это было выражено очень явно. А вот УШМ с бесщёточными моторами неплохо чувствовали себя и с холодной батареей. Во всяком случае, «просадка» была менее явной.
Отсюда вывод: рекомендация хранить батареи в тепле (когда речь идёт о коротких сроках хранения) имеет под собой основания, есть смысл следовать ей.
ВАЖНО! Рекомендация хранить батареи в тепле (когда речь идёт о коротких сроках хранения) вполне обоснованна, имеет смысл следовать ей.
Измерение частоты вращения шпинделя
У аккумуляторных УШМ обороты шпинделя намного ниже, чем у сетевых аналогов. От этого параметра зависит производительность и расход кругов — при уменьшенной скорости круги изнашиваются намного быстрее. Все производители указывают частоту вращения в характеристиках инструмента, но мы решили проверить её с помощью тахометра. Разница с заявленной величиной, как выяснилось, есть, но не принципиальная. А вот друг от друга машины разных марок иногда отличаются очень заметно.
Желающие узнать, как вели себя отрезные круги разных производителей в ходе этого теста, могут скачать таблицу с детальными результатами. Там есть максимально подробные сведения по каждому испытываемому кругу.
Измерение скорости реза
Это надёжный показатель производительности машин. Мы делали по 10 резов без остановки, замеряя суммарное время работы. Результаты приведены на диаграмме и в итоговой таблице.
Измерение тока, отдаваемого аккумулятором
Очень интересно было оценить силу тока, который выдаёт аккумулятор при работе с высокой нагрузкой. Для сетевых машин всегда указывают потребляемую мощность, а вот для аккумуляторных такого параметра обычно нет. Потому что и напряжение батарей — величина на самом деле не фиксированная, а убывающая по мере их разряда, и рабочий ток тоже может сильно отличаться в зависимости от уровня нагрузки.
Мы постарались измерить ток в процессе работы под нагрузкой, чтобы косвенно оценить потребляемую машинами мощность. Для этого пришлось подключать батарею с помощью шлейфа проводов и задействовать токовые клещи, способные измерять постоянный ток (FLIR CM83). Результат оказался крайне любопытным — выяснилось, что некоторые модели имеют более высокую производительность при меньшем потребляемом токе, то есть меньшей расчётной мощности. Возможно ли такое? Да конечно, и ничего странного в этом нет. Это характеризует их КПД, а к тому же наша оценка мощности имеет достаточно высокую погрешность. Чтобы зафиксировать ток, нужно подобрать такое давление на инструмент, которое, по ощущениям, обеспечивает эффективную работу, но не ведёт к перегрузке.
И ещё: нужно исхитриться «поймать» взглядом показания прибора, считать их, а заодно оценить, в каком диапазоне они меняются в ходе работы. Не самая тривиальная задача, но мы с ней справились. И теперь располагаем данными о том, при каком токе инструмент работает в нормальном режиме.
Измерение температуры батареи после интенсивной работы
При работе аккумуляторного инструмента источник энергии нагревается — это факт. Чем интенсивнее работа, тем сильнее нагрев. С этим стараются бороться, потому что высокая температура сокращает срок службы ячеек и к тому же ухудшает рабочие характеристики аккумулятора (как минимум приходится делать перерывы на охлаждение).
Защите от перегрева компании-производители уделяют самое пристальное внимание. В ход идут такие методы, как организация вентиляционных каналов в корпусах батарей, по которым циркулирует воздух, или принудительный обдув батарей с помощью встроенного в ЗУ вентилятора. Можно ещё ограничивать рабочий ток, тогда нагрев существенно сокращается, но и производительность резко падает. Эффективнее всего использовать бесщёточный мотор, но это приводит к росту стоимости. Поэтому производители вынуждены искать оптимальный баланс при достаточно жёстко заданных граничных условиях, и нам интересно было посмотреть, как и где они его находят. А для этого надо было узнать температуру аккумуляторов после интенсивной работы, что мы и сделали с помощью тепловизора FLIR T660. Этот прибор оказался крайне полезен — без него итоговая картина была бы неполной.
Нормальная работа электродвигателя. С помощью тепловизора FLIR T660 мы вместе с главным инженером завода «ИСМА» Александром Демиденко обследовали всё ключевое оборудование: печи, электродвигатели систем вентиляции, системы электроснабжения и отопления. Для завода подобный прибор, безусловно, мог бы быть очень полезен. Но стоимость самого прибора, конечно же, запредельно высока. А ещё необходимо инвестировать в подготовку собственного специалиста. Куда более реалистичным выглядит вариант приглашать сертифицированных термографистов со своими приборами.
Измерение уровня шума
Как и любой другой инструмент, аккумуляторные УШМ тихими не назовёшь. Поначалу нам показалось, что их «громкость» сильно отличается, и мы измерили уровень шума с помощью шумомера Robotron. Как выяснилось, разница не так уж и велика. Хотя она, безусловно, есть, но в практическом плане интереса не представляет. Особенно если учесть, что мы проводили измерения на холостом ходу, а в процессе работы появляется ещё один источник шума — круг, режущий металл. Поэтому результаты этих измерений мы в статье не приводим.
В сравнении с сетевыми УШМ аккумуляторные, несомненно, значительно тише. Но кому и какую это может принести пользу, сказать трудно. Разница не настолько велика, чтобы соседи не возмущались, если вы решите в воскресенье рано утром «немножко поштрабить стену». И не настолько, чтобы резать замки «без шума и пыли». Так что гражданам, не чтущим Уголовный кодекс, здесь тоже не подфартило.
Проверка безопасности
Здесь мы делали то, что делать, вообщето, нельзя. А именно старались заклинить круг и посмотреть, как поведёт себя УШМ. В идеале она должна сразу же отключить двигатель, и запустить его можно только после повторного включения. Мы не только проверяли сам факт отключения, но также старались понять, сколько времени понадобилось машине на оценку обстановки и принятие решения. Результаты оказались несколько неоднозначными, подробности читайте в описании каждой испытанной нами машины.
Субъективная оценка эргономики
Неофициально этот пункт носит название «Докопайся до столба». Пристальному изучению подлежат такие мелочи, как возможность ставить кожух в любом положении, необходимость постоянно держать пусковую клавишу, расположение индикаторов перегрузки (попадают они в поле зрения или нет) и т. д. Правда, наша цель не в том, чтобы сразу же вылить ушат критики на производителя, если конструкция не соответствует нашим представлениям о прекрасном. Мы пытаемся определить, кому и в какой ситуации именно эти особенности могут быть полезны. В конце концов, порой именно такие мелочи имеют решающее значение при выборе инструмента.
На первый взгляд наши выводы кажутся очевидными, будто мы открыли Америку и заодно, чтобы два раза не вставать, изобрели велосипед. Но на самом деле каждый из них подтверждён конкретными цифрами и фактами, и поэтому вполне заслуживает отдельного описания.
Аккумуляторные УШМ — полноценный инструмент!
Да, оба их аккумулятора можно разрядить достаточно быстро. При интенсивной работе — меньше чем за 10 минут, что подтверждается нашими экспериментами со шлифованием. Но давайте примем во внимание тот факт, что аккумуляторные УШМ вряд ли кто-то будет использовать в подобном режиме. Очевидно, что это вспомогательный инструмент, «на всякий случай». Если уж возникает необходимость работать в режиме «нон-стоп», то проще и эффективнее задействовать сетевой аналог и генератор.
А вот если надо, как уже упоминавшимся в начале статьи сантехникам, отрезать один-два куска трубы, то аккумуляторная «болгарка» с этим прекрасно справится. И не один, и не два раза — количество резов до полного разряда двух батарей (стандартный комплект) может доходить до сотни (см. полную версию результатов в итоговой таблице). Если ещё и перерывы делать (а обычно никто не режет без остановки), то и перегрева батарей не наступает.
Ну и давайте ещё учтём такой момент: от этих же аккумуляторов можно запитать и другие необходимые сантехнику инструменты, например перфоратор или опрессовщик для фитингов. Так что двух батарей может оказаться вполне достаточно если не на весь рабочий день, то на один объект, как минимум.
Если же не хватило и подключиться к электричеству негде, то всё равно выход есть — обыкновенный автомобильный инвертор. Да, от него тоже можно подзарядить аккумуляторы, и это гораздо проще и дешевле, чем возить с собой полноценный генератор, пусть даже самый компактный.
Бесщёточные двигатели подтвердили заявляемые преимущества
По итогам теста испытанные машины чётко разделились на две группы: с бесщёточными моторами и с коллекторными 4‑полюсными. Особняком стоит «Энкор» — там двигатель ещё проще, тоже коллекторный, но 2‑полюсный. Впрочем, было бы странно искать сложные технологические изыски в недорогом бытовом инструменте. Кстати, порядок следования моделей дальше в статье определяется именно исходя из распределения результатов. То есть сначала мы рассказываем о лидерах — УШМ с бесщёточным двигателем. Дальше — вторая группа с коллекторными 4‑полюсными моторами. Внутри каждой группы мы расставили модели в порядке, какой показался самым подходящим с точки зрения удобства повествования.
Тот факт, что мы испытывали разные модели на аккумуляторах одинаковой ёмкости и на одинаковой «расходке», позволил наглядно продемонстрировать отличия бесщёточных моторов. Во‑первых, у них выше КПД и они выполняют больший объём работы на тех же запасах энергии, что и коллекторные двигатели. В среднем, по результатам нашего теста, — на 15 %. Во‑вторых, они «выпивают» аккумулятор более равномерно, с меньшим нагревом. Если машина с бесщёточным мотором отключалась в ходе резки, то причиной всегда был полный разряд аккумулятора. Откладывать его на охлаждение было бесполезно, если он после этого и включался, то на считаные секунды. У коллекторных картина другая: после охлаждения инструмент мог ещё выполнить заметный объём работы. На практике, конечно же, предсказуемость бесщёточных моторов намного удобнее — ты точно знаешь, когда ещё можешь рассчитывать на инструмент, а когда надо ставить батарею на зарядку.
ВАЖНО. По результатам теста видно, что у УШМ с бесщёточными двигателями объём выполненной работы выше в среднем на 15%, если сравнивать с коллекторными 4‑полюсными.
Впрочем, как выяснилось, можно и на бесщёточной машине аккумулятор перегреть. Но сложно. При резке тонкими миллиметровыми кругами не получится, такое достижимо только при шлифовании с полной нагрузкой (но без «передавливания»). И при использовании батарей ёмкостью 5 или 5,5 А*ч (то есть нам это удалось проделать только с двумя машинами — Metabo и Milwaukee). Аккумуляторы ёмкостью 4 А*ч перегреться не успели, сели раньше. Что ж, ещё одно наглядное подтверждение более высокого КПД бесщёточных моторов — работают они явно эффективнее.
Замораживание аккумуляторов немного снижает их ёмкость, но не выводит из строя
Эксперимент со шлифовкой сначала «холодным» и сразу после этого «тёплым» аккумулятором показал, что наиболее заметное последствие охлаждения — ухудшение способности батареи отдавать большой ток. То есть при усилении нажима на УШМ во время шлифовки обороты падают раньше, чем в аналогичной ситуации с батареей, которую не охлаждали. И общий вес снятого металла на холодном аккумуляторе заметно меньше. Но разница не настолько велика, и уже при повторной зарядке негативный эффект исчезает. А значит, разговоры о том, что литиево‑ионные батареи фатально боятся переохлаждения, по меньшей мере сомнительны. Хотя нам доводилось слышать о таких случаях, и мы полагаем, что теоретически это возможно. Если, например, оставить аккумуляторы храниться зимой на морозе на длительный срок, да ещё и в разряженном состоянии (это важно), то не исключён риск глубокого разряда. После такого обычному штатному ЗУ «реанимация» может и не помочь. Скорее всего, именно подобные случаи и обусловили появление стереотипа про «замерзающие насмерть» LiIon аккумуляторы.
Ну а коли так, то проблема на самом деле решается достаточно просто. Главное — заряжайте батареи, прежде чем отложить их на хранение. Хранить их на холоде или в тепле — вопрос дискуссионный, специалисты высказывают разное мнение. Но сходятся в том, что хранить аккумуляторы нужно в полностью заряженном состоянии.
Почему «Потребитель» только хвалит всех?
Нам уже не раз доводилось слышать упрёки в том, что «Потребитель», дескать, никогда никого не ругает. В каждом инструменте, даже самом дешёвом, мы всегда находим какие-то положительные качества. Это абсолютно логично. Ведь каждый покупатель оценивает инструмент, исходя из собственных задач, а нам такой метод не подходит. У нас таких собственных задач нет и быть не может, мы стараемся оценивать инструмент с разных точек зрения. И если наше мнение кажется излишне положительным, причина тому — более высокий уровень ваших требований к инструменту. Если вам лично подходит не бытовой инструмент, а только профессиональный, это не значит, что бытовые модели плохи. Вам они не подходят — подойдут другим.
И кстати, бывает, что и мы ругаем. Хотя и нечасто. Был у нас цикл статей с экспертизой инструмента под кодовым названием «цыган-тулз», так вот там мы проехались по всем моделям не хуже асфальтового катка. Было за что — несмотря на всю свою фантазию, мы не смогли найти для этого инструмента целевую аудиторию. Кому интересно — поищите материалы на нашем сайте. Не пожалеете!
Бесщёточный двигатель и аккумуляторы наибольшей ёмкости среди всех участников теста — какого результата можно ждать от этой машины? Логично предположить, что именно она должна была стать победителем — так и оказалось. Объём выполняемой на одном заряде батарей работы здесь максимальный. Сделаем оговорку: речь идёт о штатных аккумуляторах ёмкостью 5,5 А*ч, с которыми поставляется эта УШМ. В ходе теста мы испытали её и на 4‑амперных батареях, которые производитель для этого инструмента не предлагает. Но благодаря совместимости инструментов и аккумуляторов внутри линейки УШМ прекрасно работает и от батарей меньшей ёмкости. А нам было интересно узнать, что именно повлияло на результат: только аккумуляторы или современный двигатель тоже внёс заметный вклад?
У этой модели есть масса интересных конструктивных особенностей. Например, аккумулятор, который можно поворачивать вправо‑влево в диапазоне 270 градусов с шагом 90 градусов. Это может быть полезно при работе в стеснённых условиях. Представьте, что у вас есть яма, в центре которой торчит некая «железяка» (да хотя бы кусок арматуры). И её нужно срезать. Но чем длиннее корпус УШМ, тем сложнее подобраться к месту реза. Поворот аккумулятора позволяет сократить длину, упрощая задачу.
Отметим, что техническая реализация поворотного узла выполнена безупречно. Потенциальная проблема — это перегрев контактов при работе с большой нагрузкой. Ничего подобного здесь не наблюдается, даже при работе по максимуму. Мы не случайно обратили внимание на этот момент — результаты теста другой УШМ с похожей конструкцией («Энкор» AccuMaster) показывают, что поворотный узел может оказаться слабым звеном.
В основании корпуса УШМ, сразу над аккумулятором, расположены щели воздухозаборника, прикрытые специальным фильтром«сеточкой» (1). Фильтр легко снять и поставить обратно. Вещь совсем не лишняя — работающая УШМ выбрасывает в воздух огромное количество всякой дряни в виде пыли и газов. Собственные лёгкие мы стараемся защитить хотя бы простейшим респиратором, но двигателю тоже нужна защита. Конечно, эта сетка не спасает от совсем мелкодисперсных частиц, но они менее опасны — пролетают через корпус и улетают наружу. Впрочем, двигатель этой машины имеет полностью закрытую конструкцию, и попадание пыли в зазор между статором и якорем ему не грозит. Тем не менее защита лишней не будет — она препятствует накоплению потенциально токопроводящей пыли на контактах и повышает надёжность инструмента.
Ещё несколько интересных «внешних» конструктивных особенностей. Фланцевая гайка — быстрозажимная (2), так что ключ не понадобится. На шпинделе под фланцем установлено специальное пружинное кольцо (3), препятствующее откручиванию быстрозажимной гайки при торможении. Именно на этот элемент «намекает» надпись Safety Spindle (в переводе — «безопасный шпиндель») на корпусе УШМ.
Кожух переставляют без помощи инструмента: поддел пальцем фиксирующий рычаг (4), поставил кожух в нужное положение, отпустил рычаг — готово. Передняя рукоятка антивибрационная. Пожалуй, функциональное оснащение этой модели можно считать максимальным.
Пусковая кнопка фиксируется во включённом положении. Модель оснащена тормозом шпинделя, время остановки, согласно данным производителя, не превышает 2 с. При заклинивании круга, спровоцированном нами в ходе проверки эффективности систем безопасности, машина вела себя безупречно. Секунда-полторы — и двигатель отключается. Включается только после повторного нажатия пусковой клавиши. Причём это происходит и на совсем ещё холодном аккумуляторе, видимо, за счёт контроля по току. И контроля изощрённого, а не просто в стиле «ой, превысило… отключаемся». Потому что резка миллиметровыми кругами серьёзной нагрузки на двигатель не создаёт. Мы проверяли — при шлифовке с хорошей (но не чрезмерной) нагрузкой аккумуляторы у Metabo отдают большой ток, мультиметр показывал разброс от 40 до 50 А. На уровне 56 А двигатель отключается. Отметим, что, по заявлениям Metabo, у LiHDаккумуляторов долговременный ток — 60 А, а ток отключения — порядка 100 А, причём на это влияет ещё и продолжительность нагрузки. Плюс есть ещё и контроль температуры двигателя, тоже с системой автоматического отключения. Что именно сработало и какая из систем отключила двигатель в нашем эксперименте, однозначно определить нельзя, данных недостаточно. Однако это не так уж и важно. Главное, что инструмент продемонстрировал не только высокую мощность, но также надёжность и безопасность, чему можно только радоваться. И ещё небольшой комментарий — судя по результатам «шлифовального» теста, аккумуляторная технология LiHD подтвердила заявленные при работе с большой нагрузкой преимущества.
Milwaukee M18 CAG125XPDB 502 Х
Эта УШМ относится к 18‑вольтовой линейке Fuel инструмента Milwaukee. Стандартными для этой модели являются аккумуляторы ёмкостью 5 А*ч, поэтому мы испытывали её с двумя комплектами батарей, включая «4‑амперники», чтобы понять, какой вклад в производительность вносят реализованные здесь современные технологии (включая бесщёточный двигатель), а какой — более ёмкие аккумуляторы.
Даже беглый осмотр выявляет массу интересных конструктивных особенностей. В первую очередь бросается в глаза пусковая клавиша (1) — длинная и широкая, её удобно нажимать и держать. Предусмотрена блокировка случайного нажатия в виде маленького рычага на пусковой клавише — не включишь, пока не переведёшь его вперёд. Всё это делается одним движением руки, но высокий уровень безопасности сомнению не подлежит — случайный запуск полностью исключён. Фиксация во включённом положении не предусмотрена, разжал руку — инструмент выключается. Однако усилие сопротивления со стороны кнопки здесь настолько мало, что из-за неё рука точно не устанет. А от работы — запросто, особенно если установить «5‑амперные» аккумуляторы, на которых инструмент работает значительно дольше, чем на «4‑амперных».
Индикатор степени заряда — это четыре красных светодиода, расположенных на аккумуляторе (2). Впрочем, показывает он не только непосредственно уровень оставшегося заряда, но и другие проблемы. Например, перегрев батареи. Мы имели все шансы не узнать об этом, потому что перегреть источник питания ёмкостью 4 А*ч не удалось ни разу. А вот с более ёмкой такой фокус однажды получился — при шлифовке, с хорошим давлением на инструмент (но без перегруза). Однако перегрев наступил уже практически «под занавес» — после охлаждения он включился всего на несколько секунд. И всё это время машина работала абсолютно равномерно, не снижая производительности. При шлифовании нагрузка на УШМ максимальна, в этом режиме преимущества бесщёточных двигателей раскрываются наиболее полно.
Над аккумуляторами, в основании рукоятки, установлен пылезащитный экран (3) — мелкоячеистая металлическая сетка на пластиковом каркасе. Экран надёжно защищает инструмент от проникновения крупных частиц пыли. От мелких тоже предусмотрена защита, но они менее опасны и не так сильно влияют на ресурс инструмента.
Идём дальше (точнее, выше). Следующий блок интересных для пользователя моментов сосредоточен в районе редуктора. Фланцевая гайка — быстрозажимная (4). Защитный кожух (5) переставляют без помощи инструмента. Передняя рукоятка (6) очень удобная — длинная, ухватистая и с защитой от вибрации.
С точки зрения безопасности придраться не к чему. Есть тормоз шпинделя, есть и система защиты от заклинивания, останавливающая двигатель. По нашим наблюдениям, практически сразу. Система безопасности работает по какому-то сложному алгоритму, напоминающему схему работы у Metabo: она сразу же отслеживает заклинивание круга, но при этом не реагирует на сильное повышение потребляемого тока при шлифовании. Мы измерили силу тока в разных режимах и выяснили, что во время шлифования машина потребляет 28–35 А, то есть относительно немного.
Эта модель тоже оснащена бесщёточным двигателем и показала результаты, сопоставимые с результатами других УШМ из этой группы. Конечно, сравнивать надо те, что продемонстрированы на аккумуляторах одинаковой ёмкости — у Makita DGA504 в комплект входят батареи ёмкостью 4 А*ч. Однако ценник на эту УШМ значительно ниже. Сразу возникает закономерный вопрос — почему? За счёт чего достигнуто удешевление, только ли благодаря меньшей ёмкости элементов питания?
При внимательном рассмотрении становится понятно, что причина, вероятнее всего, ещё и в «обвесе». То есть в экономии там, где это можно было сделать, не ухудшая рабочие характеристики, то есть жертвуя не производительностью, а удобством и эргономикой. Фланцевая гайка — обычная ключевая (при желании ничто не мешает отдельно купить быстрозажимную и пользоваться ею). Передняя рукоятка тоже обычная, без защиты от вибрации (1). Но при этом кожух фиксируется эксцентриком (2) и переставляется быстро, инструмент для этого не нужен. Экономия всё-таки не тотальная.
Если изучать конструкцию дальше, то можно увидеть ещё один признак экономии — индикатор заряда расположен не на аккумуляторе, а на самой УШМ (3). То есть, чтобы понять, осталось ли там хоть что-нибудь, нужно вставить его и включить инструмент. К слову, раз уж заговорили об индикаторе, то отметим один факт, который мы наблюдали в ходе теста. Индикатор у «Макиты» — очевидный оптимист, для него аккумулятор «полон» очень долго. В ходе теста мы обратили внимание на этот момент и потом в инструкции пользователя нашли подтверждение. Оказывается, индикатор показывает полный заряд, когда реальный уровень составляет 50–100 %. Два светодиода из трёх — от 20 до 50 %. Один — от 0 до 20 %. Если один мигающий — разряжен полностью. Впрочем, это вы и так заметите — с мигающим индикатором инструмент уже не включается.
Ещё один обнаруженный момент — нет тормоза шпинделя. После отключения двигателя круг продолжает какое-то время вращаться по инерции. Но одними только перечисленными выше фактами вряд ли можно полностью объяснить низкую по сравнению с конкурентами цену.
Пусковая клавиша — с возможностью фиксации во включённом положении (4). Полезная возможность, если приходится резать в неудобном положении. Или при шлифовании. При такой конструкции надёжная работа систем безопасности приобретает особенное значение. Если нефиксируемую кнопку в нештатной ситуации просто отпускаешь и инструмент выключается, то с фиксируемой такой манёвр не получится. Значит, нужны механизмы автоматического отключения «в случае чего». Ну что же, хорошая новость в том, что у Makita DGA504 RME система безопасности есть, и весьма эффективная. При заклинивании круга инструмент отключался моментально.
Треугольные вставки в основании рукоятки, выглядящие как элементы дизайна, на самом деле оказались фильтрами (5), закрывающими решётки воздухозаборника. Очень полезная деталь для УШМ.
Скорость вращения шпинделя здесь относительно невелика, но производительность весьма достойная. Это особенно явно заметно при шлифовании. Ещё понравилось, как расходуется заряд аккумулятора. Даже при высокой нагрузке инструмент работает равномерно вплоть до полного разряда батареи. Если уж он отключился, значит, аккумулятор «выпит» досуха и остаётся только поставить его на подзарядку. Такая картина характерна для всех бесщёточных УШМ, и, на наш взгляд, она намного удобнее, чем у коллекторных. Для тех характерен сильный нагрев батарей, и автоматическое отключение у них часто бывает обусловлено именно этим. То есть там режим работы примерно такой: «поработал — охладил аккумулятор — ещё немного поработал». А у бесщёточных всё более предсказуемо.
Лидер теста по скорости вращения круга. Заявлены 10 000 об/мин, измерения полностью подтвердили эту цифру. Поэтому с работой Bosch справляется быстрее конкурентов‑одноклассников. Но объём выполняемой работы у них сопоставим — аккумуляторы у этой модели садятся быстрее (что вполне логично, учитывая более высокую производительность). Кстати, УШМ — вообще самая «прожорливая» разновидность аккумуляторного инструмента.
Батареи у «Боша» греются намного сильнее, чем у конкурентов (до 66 °C на поверхности), что подтверждают результаты съёмки тепловизором (1). Впрочем, надо учитывать, что заданный нами режим работы далёк от реальности. С трудом представляем себе ситуацию, когда пользователь будет резать или шлифовать аккумуляторной УШМ без остановки, высаживая обе батареи за считаные минуты. Значит, в повседневной эксплуатации такой сильный нагрев наблюдаться, скорее всего, не будет. Это относится ко всем протестированным моделям — все они работали у нас если не на пределе возможностей, то близко к нему.
Судя по отдельным моментам, производитель постарался максимально снизить стоимость УШМ. Обычная фланцевая гайка под ключ (2), переставляемый с помощью ключа защитный кожух, простейшая рукоятка (3) без антивибрационной вставки (да ещё и довольно короткая). И в то же время — антивибрационное кольцо на фланце (4), обеспечивающее более мягкую работу круга. То есть экономили на удобстве, но не на безопасности или производительности. В целом всё логично, хотя «ключевой» защитный кожух — решение, на наш взгляд, не вполне однозначное. Дело в том, что аккумуляторные УШМ, как нам представляется, работают в переменчивых условиях. Это не конвейер, где каждый день одна и та же работа. С этим инструментом ты сегодня режешь торчащие из земли анкерные болты от «незаконных рекламных конструкций», а завтра — проложенную над головой трубу. Для каждой ситуации — новое положение рук и, скорее всего, сдвиг кожуха. Я, например, предпочёл бы видеть быстрозажимной кожух, пусть и по более высокой стоимости. Но это субъективное мнение автора статьи.
Нельзя не упомянуть фирменный кейс L‑Boxx, в котором поставляется эта УШМ (в одном из вариантов комплектации). Прочный, удобный, да ещё и стыкующийся с другими аналогичными кейсами так, что получается единый «сверх-кейс».
Пусковая клавиша (5) — с возможностью фиксации во включённом положении. В практическом плане удобное решение, особенно для шлифовки или в ситуации, когда приходится резать в каком-то нестандартном положении.
Индикаторы оставшегося заряда расположены на самих аккумуляторах (6).
Вопрос безопасности для любой УШМ — ключевой, и аккумуляторная не является исключением. Мы постарались проверить, как эта модель переносит заклинивание круга. Выяснилась любопытная деталь — здесь порог чувствительности, пожалуй, наивысший среди всех участников теста. В том смысле, что система защиты включается при совсем уж быстром и жёстком заклинивании. Мы предприняли много попыток «задавить» двигатель так, чтобы сработала защита и отключила двигатель, но получалось это очень редко и только с отрезными кругами. С шлифовальными аварийной остановки не наблюдалось ни разу — как только ослабляешь нажим, круг снова начинает вращаться. Судя по всему, отслеживается не только величина потребляемого тока, но ещё и скорость его изменения. При заклинивании отрезного круга рост буквально взрывной, при шлифовке более плавный — не так-то просто «задушить» такой круг, да ещё и в считаные доли секунды. Поначалу мы вообще решили, что защиты от перегрузки здесь нет, но потом сумели приноровиться и «поймать» её.
Короткое резюме: УШМ Bosch GWS 18–125 V–Li работает быстрее конкурентов за счёт более высокой скорости вращения круга. Но и аккумулятор у неё садится быстрее. Машина с простым «обвесом», но зато доступная по цене. И в качестве «вишенки на торте» то, о чём уже говорили: владельцы инструмента из «синего» Bosch из 18‑вольтовой линейки могут значительно сэкономить при покупке, не беря ни аккумуляторы, ни новое зарядное устройство. Они подходят от любых других моделей из этой серии.
С этой модели начался наш тест — абсолютно внепланово и неожиданно, и не по утверждённой схеме. Но то, что случилось, позволило нам скорректировать методику, сделав её более интересной.
Те, кто следят за нашими публикациями в соцсетях, могут помнить эту историю — как наша коллега Любовь Балаболина припарковалась, зацепив машину за спиленный на неудачной высоте металлический столбик. И как мы потом, освободив машину, решили удалить этот столбик (а точнее, два) с тем, чтобы никто больше не попался в ловушку. В тот морозный зимний вечер (а точнее, ночь) мы изрезали весь свой запас отрезных кругов, высадили три полностью заряженных аккумулятора и приобрели ценный опыт эксплуатации аккумуляторных УШМ, в том числе в сложных зимних условиях (1).
Наиболее заметная внешняя особенность этой модели — задняя рукоятка характерной формы с защитной скобой. С одной стороны, защита руки помогла нам при демонтаже столбиков. Не будь защиты, пара дополнительных царапин была бы обеспечена. С другой — защита увеличивает габариты инструмента, и есть основания подозревать, что без неё было бы проще. В общем, палка о двух концах, при выборе неплохо бы мысленно «примерить» УШМ к наиболее вероятным работам, для которых покупаешь инструмент. Чтобы оценить, на пользу пойдёт эта особенность, или наоборот.
Набор «опций», на который стоит обратить внимание, интересен. Не максимум, но и не минимум — нечто вроде золотой середины. Из «плюсов» надо отметить кожух, переставляемый без инструмента (2), и защиту от вибрации в виде резинового кольца на шпинделе (3). Это простое решение смягчает движение круга, машину легче контролировать. А вот фланцевая гайка — обычная, под ключ. И передняя рукоятка тоже без изысков, разве что необычно длинная (4) (особенно в сравнении с коротенькой «бошевской»). Длинная рукоятка — это, конечно, тоже «плюс», причём безусловный. Захват надёжнее, а если нужно резать в нише или яме, её можно снять и держать УШМ за корпус. Правда, только двумя руками. Во‑первых, так безопаснее, а во‑вторых, одна рука должна нажимать пусковую кнопку, которая здесь не фиксируется во включённом положении. Но отметим, что держать эту кнопку нажатой достаточно легко.
Зато предусмотрена блокировка случайного нажатия — в виде ещё одной сквозной кнопки (5), которая в одном из положений блокирует движение основной так, что нажать её становится невозможно. Нелишняя мера безопасности, особенно для инструмента, у которого обычно аккумулятор всегда на «рабочем месте». Тормоза шпинделя нет, после отключения питания круг ещё какое-то время вращается по инерции. Лучше соблюдать меры предосторожности.
Индикатор оставшегося заряда (6) — линейка из трёх светодиодов, расположенная на самих аккумуляторах.
Модель показалась не самой производительной, но зато вполне безопасной. При заклинивании круга через секунду-полторы активируется защита, отключающая питание двигателя. Очень правильное конструктивное решение, которое можно только поддержать, — защита на такие случаи обязательно нужна.
Защита от перегрузки в ходе теста включалась не раз, причём не только при шлифовании, но и во время резки. Скорее всего, именно по этой причине результаты теста чуть скромнее, чем у конкурентов. Особенно заметен эффект при шлифовании — всегда хочется нажать сильнее, чтобы работа шла быстрее. А не получается — круг сразу останавливается. Вроде бы неудобно, но, с другой стороны, это продлевает ресурс УШМ. И к тому же очевидно, что шлифование для этого вида инструмента — вспомогательная задача, не более того. Основное — резка, а в этой дисциплине DCG412M2 выступила весьма достойно.
Первое, что можно сказать по внешнему виду машины, — это самая короткая аккумуляторная УШМ в нашем тесте. Довольно крупная батарея установлена под острым углом к продольной оси инструмента, видимо, тоже из соображений компактности. Если планируется много работать в стеснённых условиях, то рекомендуем обратить самое пристальное внимание на эту модель.
У AEG BEWS 18–125X есть немало других интересных моментов. Например, у неё очень богатая «комплектация». Антивибрационная рукоятка (1) крупная и очень «ухватистая» — такие не всегда встретишь и на более дорогих моделях. Быстрозажимная фланцевая гайка (2), переставляемый без помощи ключа защитный кожух (3)… причём сделано всё очень удобно, кнопка снятия блокировки легко доступна. Каждый аккумулятор снабжён индикатором оставшегося заряда (4).
Ещё один маленький штрих к портрету: это единственная в нашем тесте УШМ с трёхпозиционной установкой передней рукоятки. У всех остальных вариантов выбора всего два — справа и слева. Здесь же можно поставить ручку ещё и сверху. Такое решение характерно для «больших» УШМ, но среди маленьких, рассчитанных под круг диаметром 125 мм, если и встречается, то крайне редко. На практике это может пригодиться, к примеру, для шлифовальных работ.
Пусковая кнопка — с фиксацией во включённом положении. Опять же, это удобно при шлифовании, но производительность в этой «дисциплине» у данной модели, скажем так, не самая высокая, даже если сравнивать не с сетевыми аналогами, а с другими участниками теста с аналогичными 4-полюсными коллекторными двигателями. Понять, почему так, было нетрудно — достаточно лишь понаблюдать за поведением УШМ в ходе работы. У неё очень «бдительная» система защиты, отключающая питание уже при относительно небольшом нажатии. Это наблюдение подтверждено приборами: при нормальной работе, без перегрузки, УШМ потребляет 25–30 А. Меньше только у «Энкора». Защита иногда срабатывала даже при резке, а это довольно редкое явление — нагрузки при работе тонкими миллиметровыми кругами большими не назовёшь. Пожалуй, только эта модель (и упомянутая чуть выше «энкоровская») демонстрировали такое поведение. Все остальные резали без каких-либо заметных внешне проявлений работы систем защиты. В общем, AEG BEWS 18–125X сильного давления и связанных с ним перегрузок явно не любит. Она работает ровно под нагрузкой, примерно равной собственному весу, не больше. Но, по крайней мере, она не делает это «втихую», а всегда сообщает оператору: «Полегче, а то ещё чуть-чуть, и я отключусь». Светодиодный индикатор перегрузки (а он здесь есть) размещён рядом с кнопкой включения. При резке он не попадает в поле зрения, но благодаря высокой яркости заметен даже в таком положении, благо «семафорит» отражённым светом. Настройки и режим работы этого индикатора нам показались очень грамотными. Обычно он включается заранее, и у рабочего есть время отреагировать и снизить нагрузку на инструмент раньше, чем он отключится. То есть можно работать при максимальной для данного инструмента производительности.
Мы провели стандартную для нашего теста проверку, что происходит при заклинивании круга и насколько эта ситуация безопасна для рабочего. Хотя результат был очевиден заранее и такое испытание можно было бы и не проводить. Но подход ко всем должен быть одинаковым, это правило мы соблюдаем всегда. Поэтому предприняли попытку заклинить круг в пропиле, получили ожидаемый результат (УШМ сразу же отключилась) и остались вполне довольными — инструмент подтвердил свою безопасность. Пусть производительность у него чуть меньше, чем у конкурентов, но это с лихвой компенсируется более высоким уровнем безопасности.
Из преимуществ можно отметить высокую скорость вращения шпинделя. Поэтому «расход кругов» у этой УШМ значительно меньше, чем у менее оборотистых конкурентов. Это вполне логично — при медленном вращении круг сильнее нагревается, связующее вещество выгорает и зерно выкрашивается. Не очень понятно, можно ли считать это явление серьёзным конкурентным преимуществом. Разве что вернутся времена тотального дефицита, и вот тогда, безусловно, владельцы высокооборотистых аккумуляторных УШМ окажутся в выигрыше. Шутка, конечно же… хотя ситуация, когда в запасе остался последний круг, магазины закрыты, а резать таки надо, не выглядит совсем уж фантастической.
Как ни странно, но это был один из самых интересных для нас участников теста. С остальными всё более или менее понятно: европейские разработки и технологии, реализованные «в металле» под контролем западных компаний, просто обязаны соответствовать высоким требованиям, которые мы все предъявляем к продукции известных мировых брендов. Другое дело — собственные китайские продукты, а в данном случае мы имеем дело именно с таким. Да, он сделан под контролем заказчика — российской компании «Энкор», специалисты которой внимательно отбирали наиболее оптимальные, на их взгляд, технологические решения, предлагаемые китайцами. Но это другой формат взаимодействия. И что получилось на выходе?
Может, для кого-то это прозвучит неожиданно, но получился вполне приличный инструмент. Хотя и на базе не самых современных идей, всё-таки коллекторный двигатель давно не считается чем-то оригинальным. Конструкция этой УШМ проста и незатейлива, но свои прямые задачи она выполняет вполне успешно. Особенно если посмотреть на результаты резки — количество полностью выполненных резов не намного меньше, чем у «следующего» участника теста. Гораздо ниже скорость резки — это да. Значительно ниже производительность при шлифовании — этот факт тоже установлен. Перегрузить эту модель намного легче, чем другие — рабочий ток у неё «всего» 20–25 А, а уже при 36–38 А она отключается из-за перегрузки. Получается, что эта модель неплохо справляется с работой, не связанной с высокими нагрузками, для неё оптимален неспешный режим. Ну а чего ещё ждать от бытового инструмента?
И обратите внимание на цену (если вы ещё не сделали это). «Голая» УШМ стоит гораздо дешевле ближайшего «брендового» аналога. Да и в полном комплекте (с двумя аккумуляторами и ЗУ) картина такая же. Серьёзный аргумент в пользу выбора этой модели, если устраивает меньшая производительность.
Теперь посмотрим, в чём отличия от конкурентов и за счёт чего достигнута низкая цена. Во‑первых, двухполюсный коллекторный двигатель конструктивно проще и дешевле четырёхполюсного, не говоря уж о бесщёточных. Вот уже солидная экономия.
Во‑вторых, почти везде используются простые конструктивные решения. Фланцевая гайка и кожух (1) — под ключ, защиты от вибрации на фланце не предусмотрено. Передняя рукоятка (2) — самая обыкновенная. Индикатора уровня заряда нет в принципе — ни на аккумуляторах, ни на зарядном устройстве. Да и скорость заряда гораздо ниже, чем у других представленных в этой статье моделей.
«Расходка» здесь другая. Если у всех остальных это круги диаметром 125 мм, то здесь используются 115‑миллиметровые. Не самая ходовая позиция, особенно сложно найти шлифовальные круги такого диаметра.
Пусковая кнопка (3) не очень удобная — короткая и тугая, рука быстро устаёт нажимать её. Но смотрим чуть ниже и что видим? Полная неожиданность — поворотный аккумулятор. Теоретически это удобно, но если у Metabo аналогичная конструктивная особенность не вызывает никаких нареканий, то здесь получилось не так гладко. Скользящие контакты, используемые в соединительном узле, при интенсивной работе быстро и сильно нагреваются (что подтверждается снимками тепловизора) (4). Под конец теста мы отметили, что контакт в этом узле перестал быть надёжным, УШМ включалась не сразу и не в любом положении батареи.
Очевидно, что такая конструкция была задумана с целью упростить работу в труднодоступных местах. Корпус УШМ длинный, батарея тоже немаленькая, поэтому возможность сделать инструмент чуть более компактным с помощью поворота аккумулятора может быть востребованной. Но техническая реализация оказалась не совсем удачной. И к тому же непонятно, зачем такие сложности, когда у AccuMaster есть гораздо более простое, надёжное и эффективное решение? Речь идёт о специальном адаптере-удлинителе АК1835, с помощью которого аккумулятор можно повесить на пояс, подключив к УШМ кабелем. Никаких скользящих контактов, всё просто и надёжно. И к тому же с адаптером инструмент становится значительно короче и компактнее. На наш взгляд, аккумулятор надо делать неподвижным, это повысит надёжность машины.
ВИДЕО
Какой-то дополнительной технической информации оно не содержит, в статье мы указали всё, что можно было. Но если хотите увидеть, как это происходило, — посмотрите ролик.
СПОНСОРЫ ТЕСТА: «Лужский абразивный завод» (www.abrasives.ru) и компания «ИСМА» (www.isma.ru)
Авторы: Любовь Балаболина, Алексей Меснянкин
Статья опубликована в объединённом выпуске «Весна 2016»
журналов «GardenTools»+»Инструменты»+»Всё для стройки и ремонта»
серии «Потребитель
Архив pdf всех выпусков смотрите по ссылке: https://master-forum.ru/category/magazine/